Классный час: методики его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Классный час – это час духовного общения классного руководителя с учащимися своего класса. Темы классных часов определяются потребностями духовного развития ребенка, подростка, юноши, их интересами, стремлениями. Классный час может выступать и как способ коррекции поведения ребенка в различных ситуациях.
Цель классных часов – помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Классный час помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные часы не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И ТИПИЗАЦИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ 5
2. СТРУКТУРА (ПЛАН) КЛАССНОГО ЧАСА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КЛАССНОГО ЧАСА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

К.р. Классный час, методика его подготовки и проведения.docx

— 83.86 Кб (Скачать файл)

Успех воспитательной деятельности классного  руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его  во внутренний мир детей, от понимания  их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, - это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.

Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным  школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются  в особом внимании. Но не следует  забывать и остальных. За внешним  благополучием иногда скрываются отрицательные  черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств  у всех учеников.

Для учащихся начальных классов  характерны следующие основные навыки:

1.Понимать и описывать проблему, выступать не стесняясь.

2.Высказывать свое мнение, мысли, активно участвовать в обсуждении вопросов (проблемы).

3.Уметь слушать, когда другие делятся своими идеями, мыслями.

4.Поддерживать длительный контакт.

5.Ждать и не прерывать говорящего.

6.Ответственно относиться к порученному делу, развивать способность к рефлексии.

7. Принимать решение адекватно  проблеме, затем придерживаться  его.

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Рекомендации при проведении классного часа:

    • От предметной информации к оценке информации;
    • От общих оценок к развернутым суждениям;
    • Внимание к выступлениям учащихся;
    • Акцент на важных моментах;
    • Размышления вместе с детьми;
    • Совместный поиск решений проблемы;
    • Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос);
    • Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных.

Следует учитывать, что классный час  и классное собрание имеют разные задачи, содержание, организационные  формы и методы проведения, иначе  определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношение с детьми. Классный час представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания она не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Контрольная работа была посвящена  изучению методики подготовки и проведения классного часа.

Классный час, или час классного руководителя, является широко распространенной формой воспитательной работы.

Классный час имеет, по крайней  мере, два значения, первое из которых — просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др.

Выделяют два основных вида классного часа – тематический и час общения по текущим делам в классе.

Классный час выполняет следующие функции – просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

При составлении структуры (плана) классного часа можно придерживаться следующей схемы:

    • Цель классного часа
    • Задачи
    • Оборудование
    • План подготовки к классному часу
    • План проведения классного часа
    • Ход классного часа (подробный конспект)

Рекомендации при проведении классного  часа:

    • От предметной информации к оценке информации
    • От общих оценок к развернутым суждениям
    • Внимание к выступлениям учащихся
    • Акцент на важных моментах
    • Размышления вместе с детьми
    • Совместный поиск решений проблемы
    • Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос)
    • Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных.

В приложении представлены конспекты  родительского собрания во 2 классе по теме «Зачем нужно учить уроки. Мои первые отметки» и классного часа во 2 классе на тему «Растите здоровыми».

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др. под ред. В.А.  Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
    2. Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
    3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя / Н.И. Дереклеева. – М: ВАКО, 2004.
    4. Ксензова, Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя / Г.Ю. Ксензова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
    5. Степанов, Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Е.В. Алексеева, Н.А. Алексеева, Е.Н. Степанов. – М.: «Педагогический поиск», 2001.
    6. Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2006. – № 2. – С. 5–14.
    7. Шишарина, Н.В. Как подготовить и провести классный час / Н.В. Шишарина // Классный руководитель. – 2005. – № 2. – С. 51–58.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Родительское собрание во 2 классе

по теме «Зачем нужно учить уроки. Мои первые отметки»

Цель родительского  собрания: выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома, дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Задачи: рассмотреть вопросы воспитания у учащихся интереса к знаниям, о необходимости самостоятельного выполнения домашнего задания.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 2 класса, учащиеся 2 класса, ученики – шестиклассники.

Оборудование: классная доска, мел, карточки с вопросами для обсуждения, памятки «Как готовить домашние задания», памятки «Как относится к отметкам ребенка» – для родителей, «Памятка для выполнения домашнего задания» – для учащихся, оформленная выставка лучших тетрадей.

Подготовка  к родительскому собранию: дети и родители рассаживаются группами – родители 4 группы, дети – 4 группы.

Ход родительского  собрания

– Второй класс, второй класс, сколько грамотных  у нас? (29)

– У кого в  порядке книжки и тетрадки? (У  нас!)

– Кто в школе  только начал получать отметки? (Это  мы!)

1. Ребята и уважаемые родители! Сегодня у нас классное собрание – праздник, посвященное нашим первым отметкам. Сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы наши отметки всегда были хорошими, и какую роль в этом играет подготовка к урокам. Зачем учить уроки?

Наши дети –  второклассники, а главный труд –  труд в школе – учеба. Как же проходит наша школьная жизнь? Предлагаю  Вашему вниманию небольшой сюжет  «Наша школьная жизнь» (показ слайд фильма – презентация с фотографиями из жизни класса)

2. Школьные годы… Говоря о них наши мамы и папы, бабушки и дедушки вспоминают немало веселых моментов. Вот и мы подготовили веселые стихотворения о школе.

«Не решается задача»

Не решается задача –  хоть убей! 
Думай, думай голова поскорей! 
Думай, думай, голова, дам конфетку, 
В день рожденья подарю 
Новую беретку. 
Думай, думай, в кои веки прошу! 
С шампунем вымою тебя, расчешу! 
Мы ж с тобою не чужие – подружки! 
Выручай, 
А то, как дам по макушке!

«Умник» (сценка) роли: мама, папа, 1 ученик, 2 ученик.

В школе много задают,  
Погулять нам не дают. 
то читаю, то пишу,  
над задачами сижу… 
а ведь хочется во двор: 
вон на улице Трезор, 
он со мною ток играет,  
рад он мне, всегда встречает! 
И сейчас наверно ждет, 
Но – задача не идет. 
А еще решать пример. 
Мама ставит мне в пример 
Ленку – та в уме считает. 
Ум свой Ленка развивает! 
Ну а мне бы поскорей 
все решить – да из дверей! 
Чтоб побегать, поиграть… 
Некогда в уме считать! 
Все смекнул – и калькулятор 
Я под стол тихонько спрятал. 
Свой носок, конечно, снял,  
И считать ногою стал. 
Кнопки пальцем нажимаю – 
Вычитаю, умножаю. 
Все решил – и мама в дверь: 
На, мамулечка, проверь! 
Мама быстро проверяет: 
Все ответы совпадают.

Хвалит:

– Вот ведь молодец! 
Посмотри скорей, отец! 
– Умник, вижу, все решил, 
Папа тоже похвалил.

Мама спрашивает:

– Слава,  
Где же твой носочек правый! 
Я, конечно же, молчу, 
Сам гулять уже лечу. 
Но братишка мой упрямый –  
Младше он, но посмелей, –  
Он вопрос услышал мамы, 
Оказавшись у дверей. 
К маме быстро подошел, 
пальцем тычет ей под стол… 
Так узнали мама с папой 
Как в уме я все решал, 
Почему носочек правый  
В этом очень помешал!

«Кот и лодыри»

Ученик 1

Собирались лодыри на урок, 
А попали лодыри на каток 
Толстый ранец с книжками на спине, 
А коньки под мышками на ремне. 
Видят, видят, лодыри из ворот 
Хмурый и оборванный кот идет.

Ученик 2

Спрашивают лодыри у  него: 
– ты чего нахмурился, отчего? 
– мне, коту усатому, скоро год, 
и красив я, лодыри, и умен, 
а письму и грамоте не учен.

Ученик 3

Школа не построена для  котят 
Научить нас грамоте не хотят. 
А теперь без грамоты пропадешь, 
далеко без грамоты не уйдешь. 
Не попить без грамоты, не поесть, 
На воротах номера не прочесть.

Ученик 4

Отвечают лодыри; – милый  кот, 
нам пойдет двенадцатый скоро год. 
Учат нас и грамоте, и письму, 
А не могут выучить ничему. 
Нам учиться лодырям что то лень. 
На коньках катаемся целый день…

Учитель: – Я думаю, что лентяев и лодырей среди вас нет. А потому это не будет препятствием для получения хороших отметок. Я надеюсь, что в нашем классе отметки всегда будут хорошие, а для этого надо работать всегда внимательно, старательно, и тогда вы почувствуете радость от своего труда.

3. Стук в дверь …  – А у нас сегодня гости!

Входят ученики –  шестиклассники в роли двойки и пятерки

Двойка

Смотрите я красивая какая 
И шея у меня, как запятая, 
И голова моя красива тоже. 
Я так на лебедя похожа. 
Любой ребенок двойке рад. 
Все двойку получать хотят! 
Ведь я не заставляю их учиться,  
всем разрешаю я лениться!

Учитель

Не говори нам ерунду, 
Здесь все приучены к труду. 
И мы с пятеркой твердо знаем, 
Что в нашем классе нет лентяев.

Пятерка

Я рада подружиться с  вами, 
Надеюсь, станем мы друзьями. 
Мы ими станем сразу и надолго. 
Украсят ваши дневники пятерки. 
Труднее получить пятерку, 
Чем двойку или даже тройку. 
Меня получите за знанья,  
За труд, за долгие старанья.

Двойка и пятерка.

Ну, что ж, тогда  
Пускай весь класс 
Кого-то выберет из нас.

Учитель берет  интервью у ребят-шестиклассников, которые учатся хорошо и отлично.

Вопросы: – Трудно ли учиться  в 6-м классе?

– Сколько времени уходит на выполнение домашнего задания?

– Какой урок самый интересный?

– Какой урок самый трудный?

– Помогают ли родители выполнять  домашние задания?

– Есть ли ненужные уроки  в школе?

– Что нужно, чтобы учится в школе успешно?

Учащиеся 6 класса рассказывают ребятам, как нужно готовить устные, письменные задания и решать задачи.

Затем шестиклассники дарят ученикам 2 класса памятки «Как готовить домашние задания».

Информация о работе Классный час: методики его проведения