Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:56, реферат
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Важная часть трудового воспитания и обучения - непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками. Труд является фундаментом воспитания. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. С помощью трудовой деятельности дети познают окружающий мир в действительности, применяют теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях. Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях
становления рыночных отношений, роль
трудового воспитания молодежи существенно
возрастает. Важная часть трудового
воспитания и обучения - непосредственное
овладение трудовыми умениями и
навыками. Труд является фундаментом
воспитания. Отношения человека с
обществом, природой, с другими людьми
осуществляется через труд. Трудовая
деятельность развивает интерес
к работе, дает возможность почувствовать
радость творения, играет важную роль
для выбора профессии. С помощью
трудовой деятельности дети познают
окружающий мир в действительности,
применяют теоретические
Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги,
общественные деятели рассматривали подготовку
подрастающего поколения к труду как органическую
часть общего образования, находящуюся
в тесной взаимосвязи со всем его содержанием,
обращая при этом внимание на то, что вне
труда невозможно сформировать целый
ряд качеств личности. Следовательно,
процесс воспитания подрастающего поколения
в труде, имеет экономическое, социальное
и нравственное значение. Развиваясь и
совершенствуясь на протяжении многих
веков, он не теряет своей актуальности
и значимости и сегодня. Его высшей целью
является формирование осознанной потребности
в труде.
Высокую
значимость трудового воспитания в
становлении личности отмечало большинство
выдающихся педагогов прошлого, как
западных (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци,
Ж.-Ж. Руссо и др.), так и отечественных
(П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский
К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.).
Современные ученые-педагоги
исследовали различные стороны трудового
воспитания. Теория и практика трудового
обучения и воспитания основывается на
трудах П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, М.И.
Махмутова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова,
Ю.Л. Холтунцева и др. Развивающие возможности
труда рассмотрены в работах И.Ф. Иващенко,
М.И. Смирнова, И.Д. Чернышенко и др. Психологическая
подготовка к труду исследовалась Б.Г.
Ананьевым, И.Ф. Иващенко, Н.Д. Левитовым,
Э.А. Фарапоновой и др. Содержание, средства
трудового воспитания изучались А.Я. Журкиной,
И.И. Зарецкой, В.В. Сериковым и др. О необходимости
мотивации детского труда писали Л.И Божович,
Т.В. Драгунова, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, Н.С.
Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн,
Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, Н.И. Юдашин и
др.
Антон Семенович Макаренко известен в нашей стране и за рубежом как выдающийся педагог и писатель. Творчество его проникнуто глубокой любовью к детям. Учителя, воспитатели, родители, наставники молодежи в творчестве А. С. Макаренко находят ответ на чрезвычайно важные и разнообразные вопросы педагогики и психологии, этики. Его труды и в настоящее время не утратили своей актуальности. Огромное значение в опыте и воззрениях А. С. Макаренко уделено трудовому воспитанию подрастающего поколения, которое непосредственно начинается в семье. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.
«Правильное воспитание, - пишет он в
своей статье «Воспитание в труде» - невозможно
себе представить как воспитание нетрудовое.
Труд всегда был основанием для человеческой
жизни, для создания благополучия человеческой
жизни и культуры».
По мнению норвежского исследователя
Анре Ролла значение теории и практики
Макаренко столь велико, что только следующие
поколения их по достоинству оценят.
«В
каждой мысли, в каждом движении,
в каждом дыхании нашей жизни звучит
слава нового гражданина мира.
Разве можно не услышать этого звучания,
разве можно не знать, как мы должны
воспитывать наших детей?»
А. С. Макаренко считал, что игра имеет
для ребенка такое же значение, как для
взрослого “деятельность, работа, служба”.
Будущий деятель, говорил он, воспитывается
прежде всего в игре: “Вся история отдельного
человека как деятеля и работника может
быть представлена в развитии игры и в
постепенном переходе ее в работу”. Отмечая
огромное влияние игры на ребенка дошкольного
возраста, Макаренко раскрыл в лекциях
о воспитании детей ряд важнейших проблем,
относящихся к этому вопросу. Он говорил
о методике игры, о связи между игрой и
работой, о формах руководства детской
игрой со стороны взрослых, дал классификацию
игрушек.
Он предлагал не торопиться “отвлекать
ребенка от игры и переводить на рабочее
усилие и на рабочую заботу”. Но вместе
с тем, говорил он, нельзя проходить мимо
того факта, что бывают люди, которые приносят
“из детства в серьезную жизнь игровые
установки”. Поэтому нужно так организовать
игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались
“качества будущего работника и гражданина”.
Освещая вопросы методики игры, А. С. Макаренко
считал, что в игре дети должны проявлять
активность, испытывать радость творчества,
эстетические переживания, чувствовать
ответственность, относиться серьезно
к правилам игры. Родители и воспитатели
должны интересоваться игрой детей. Не
следует заставлять детей повторять только
то, что делают с игрушкой взрослые, а также
“забрасывать их самыми различными игрушками:
“Дети... в лучшем случае становятся коллекционерами
игрушек, а в худшем случае,, наиболее частом,
без всякого интереса переходят от игрушки
к игрушке, играют без увлечения, портят
и ломают игрушки и требуют новых”. Макаренко
отличал игры в дошкольном возрасте от,
игр малышей. Он говорил также об особенностях
игр в старшем школьном возрасте.
Говоря о руководстве детскими играми,
А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям
важно комбинировать индивидуальную игру
ребенка с коллективными играми. Затем,
когда дети становятся старше и играют
более широкой компанией, игра проводится
организованно при участии квалифицированных
педагогов. Далее она должна принимать
более строгие формы коллективной игры,
в которой должен быть момент коллективного
интереса и соблюдаться коллективная
дисциплина.
Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы :
В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко. Он так же подробно анализировал содержание игр младших и старших школьников
«Дети —
цветы жизни»,— любили повторять
педагоги и многие родители, однако
многие из них не дали себе труда
задуматься над этими прекрасными
словами, из которых вовсе не следует,
что «нужно цветами любоваться, ахать,
носиться, нюхать, вздыхать». Надо подумать,
какие плоды могут развиваться
из этих цветов. Следование теории «свободного
воспитания» развивает у детей
эгоизм, лень, барство, избалованность
и расхлябанность. В обращении с детьми
не нужно сентиментального заласкивания,
поцелуев, объятий и т. п., но необходимо
«чувство меры в любви и строгости, в ласке
и суровости». В отношении к детям нужна
«требовательная любовь»: чем больше уважения
к человеку, тем больше требований к нему.
Гуманизм, выраженный
в этих словах и проходящий через всю педагогическую
систему Макаренко, является одним из
ее основных принципов. Макаренко глубоко
верит в творческие силы человека, в большие
его возможности.
Макаренко
требовал, чтобы педагогическая теория
строилась на обобщении практического
опыта воспитания. В школах колонии имени
А. М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского
не применялась комплексная система расположения
программного материала. Макаренко был
сторонником систематического преподавания
учебных предметов.
Горячо выступал он против извращений
в вопросе о трудовом воспитании. Придавая
огромное значение воспитанию в труде,
Макаренко протестовал против непроизводительной
затраты мускульной энергии учащихся
без связи с воспитательной работой. Макаренко
высоко ценил педагогику, считал ее самой
сложной наукой. Он с уважением относился
к педагогическим идеям виднейших прогрессивных
педагогов прошлого.
«Мы должны воспитать
преданных Родине патриотов, образованных
людей, квалифицированных работников;
людей, обладающих чувством долга и чести,
сознающих свое достоинство, имеющих организационные
навыки, дисциплинированных, стойких,
бодрых и жизнерадостных», - говорил он.
Умея видеть в каждом человеке его особенности,
индивидуальность, Макаренко вместе с
тем считал, что личность человека нельзя
мыслить вне общества, отдельно от общества.
Он рассматривал личность и общество в
их диалектическом единстве. Только в
нашем, социалистическом обществе, писал
Макаренко, созданы все условия для расцвета
творческих сил личности. Исходя из этого
положения, Макаренко исключительно большое
место в своей педагогической системе
уделил проблеме воспитания в коллективе
и через коллектив.
Он впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению педагога, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение.
Детский коллектив по мнению А.С. Макаренко должен обладать следующими признаками:
Организация воспитательного процесса у Макаренко — это организация формирования коллектива, который станет объектом и субъектом воспитательного воздействия. Воспитательная работа — прежде всего организация, т.е. способность организовать жизнедеятельность детей. Уважение в работе руководителя должно сочетаться с требовательностью.
Ведущие отношения в коллективе — деловые и трудовые. Трудовая деятельность является основной. Труд сам по себе не воспитывает, а воспитывает его смысл.
Самоуправление в коллективе имело демократический характер. Каждый член коллектива имел право голоса, свободно высказывал свое мнение. «Общее собрание членов коммуны было действительно реальным правящим органом.» На общем собрании избирались органы самоуправления: совет командиров, санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работали по плану и регулярно.
Вся многообразная деятельность воспитанников была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению
Можно выделить следующие концептуальные идеи и принципы технологии А.С. Макаренко:
1) Концепция перспективных линий (ребенок должен понимать, зачем живет...) «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».
2) Главный инструмент воспитания — коллектив
«Только создав единый коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора», - писал Макаренко
3) Включение детей в совместную деятельность
4) Принцип оптимистической веры в ребенка
«Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать»
5) Принцип доверия
6) Принцип сочетания высочайших требований и уважения
«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».
7) Принцип параллельного воздействия (одновременное воздействие педагога на личность и на коллектив)Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного».
«Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника
8) Идея разновозрастных отрядов
9) Использование соревнования и игры в жизни детей. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
10) Включение коллектива в систему широких социальных связей.
«Настоящая педагогика - это та, которая повторяет педагогику всего общества».
Макаренко был уверен, что его педагогические идеи и практические выводы не являются частными, специфическими для детей особого контингента. Он установил, «что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно» Поэтому его технология может распространяться на все категории детей.
Таковы в основных чертах представления А.С. Макаренко о коллективе и воспитании в нем. Он считал, что не может быть абсолютной, единственно верной теории. Его открытия были рождены самой жизнью, подкреплены практикой и совершались в совместной деятельности педагога с воспитанниками.
«Участие
в коллективном труде,— говорил А.С. Макаренко,—
позволяет человеку вырабатывать правильное
нравственное отношение к другим людям
— родственную любовь и дружбу по отношению
ко всякому трудящемуся, возмущение и
осуждение по отношению к лентяю, к человеку,
уклоняющемуся от труда.»
Макаренко правильно
считал, что трудолюбие и способность
к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются
в нем. Труд должен быть творческим, радостным,
сознательным, основной формой проявления
личности и заложенных в ней возможностей.
Трудовая деятельность
воспитанников занимала большое место
в руководимых Макаренко учреждениях;
она непрестанно развивалась и совершенствовалась.
Начав в колонии имени Горького с простейших
видов сельскохозяйственного труда, в
основном для нужд своего коллектива,
Макаренко затем перешел к организации
производительного труда воспитанников
в кустарных мастерских.
В процессе трудовой
деятельности детей, говорит Макаренко,
надо развивать их умение ориентироваться,
планировать работу, бережно относиться
ко времени, к орудиям производства и к
материалам, добиваться высокого качества
работы. Во избежание ранней и узкой специализации
следует переключать детей с одного вида
труда на другой, дать им возможность получить
среднее образование и в то же время овладеть
рабочими профессиями, а также навыками
по организации и управлению производством.
Большого внимания заслуживают указания
Макаренко о трудовом воспитании детей
в семье. Он советует давать детям даже
младшего возраста не разовые поручения,
а постоянные задания, рассчитанные на
месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное
время несли ответственность за порученную
им работу. Дети могут поливать цветы в
комнате или во всей квартире, накрывать
на стол перед обедом, следить за письменным
столом отца, производить уборку в комнате,
обрабатывать определенный участок семейного
огорода или цветника и ухаживать за ним
и т. п.
Труд называют
могучим воспитателем. Единство труда
и воспитания достигается тем, что человек,
познавая мир трудом, создает красоту,
утверждая этим в себе чувство красоты
труда, творчества, познания. Создание
красоты труда – это целая область воспитания.
Издавна в народе
говорили: "Ради хорошего праздника
надо много работать”.
Значит, итог, результат труда – выполненные
вещи, предметы и т.п. – приносили и приносят
людям радость. С учетом этих особенностей
становления и формирования личности
в новых социальных условиях и была создана
А. С. Макаренко теория трудового и идейно
– эстетического воспитания.
У Макаренко
был производительный труд детей в соединении
с обучением основам наук. Обучаясь в школе,
дети в то же время работали на производстве,
оборудованном по последнему слову техники.
Практика А. С.
Макаренко по организации производительного
детского труда показала, что дети школьного
возраста поразительно быстро и без всякого
перенапряжения овладевают сложнейшими
производственными навыками, причем не
только навыками труда на сложных станках,
но и организации производства. Приобретение
организаторских навыков, воспитание
чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание
стремления к рационализации и совершенствованию
производства, – все это достигается и
воспитывается в детях через участие их
в труде.
Единственная
с педагогической точки зрения польза
труда заключалась в том, что он заполнял
собою свободное время воспитанника и
вызывал у него некоторое утомление.
Если труд, говорил
Макаренко, всегда был основанием человеческой
жизни, то ее истинным стимулом всегда
будут перспективы, мечты, которые раскрывают
перед человеком его завтрашнюю радость.
Радостные перспективы в своем большинстве
являются именно перспективами трудовыми.
Воспитывая у ребят
умение, мечтать, Макаренко поддерживал
лишь те их мечты, которые пробуждали творческую
деятельность воспитанника. Соединяя
романтику мечты с прозой труда, Макаренко
воспитывал деятелей, способных самую
смелую мечту сделать замечательной явью.
И не только творческим должен быть труд
как средство всестороннего развития
человека, он должен быть и производительным,
так как в создании материальных ценностей
заключается сила его воспитательного
воздействия.