Концепции трудового воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Важная часть трудового воспитания и обучения - непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками. Труд является фундаментом воспитания. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. С помощью трудовой деятельности дети познают окружающий мир в действительности, применяют теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях. Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК!!!.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

Комплекс многообразных путей приобщения школьников к общественно полезному производительному труду позволяет реализовать идею нравственного воспитания личности. 
        Очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которому воспитанники посвятят себя, став взрослыми. 
       В практике образования два вопроса – обучение и труд идут рядом. Они существуют и могут существовать независимо друг от друга.  
Главное в жизни человека это труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.  
Если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах. 
       Чтобы поддерживать интерес к труду, надо время от времени поручать дело, непривычное для детей, способное захватить своей новизной. Особой притягательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.  
Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

В свое время А. С. Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех объединяла одна задача – помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом. 
        В настоящее время создаются все условия для трудовой подготовки школьников. При всех школах создаются учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а в сельской местности также и пришкольные сельскохозяйственные участки. Это раскрывает перед школой, учащимися огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Такие учебные мастерские могут быть полностью производительными, с ответственностью за материал, за точность изготовления и своевременное выполнение заказов. Учебные мастерские призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами.  
Серьезный труд, связанный с опытнической работой, с работами на тракторах, комбайнах, только пробуждает любознательность, интерес к труду, технике, к исследованиям, способствует развитию широкого кругозора. А потому становятся закономерными успехи в учебе. 
        Анализируя свое участие в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, "научились жить и работать в коллективе”, "уважать труд других”, "считаться с мнением товарищей”, "подчиняться воле коллектива”, "узнать цену труду”, "научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т.д. 
        Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат. 
       Как видим, Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности.  
       Таким образом, распространение идей А. С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода. 

 

 

 

 

§2.

 

Один из ярких российских педагогов, С. Т. Шацкий внес много нового в создание и распространение идей социальной педагогики. Его высокий авторитет среди учителей и ученых-педагогов определялся оригинальным подходом к постановке и решению проблем. Созданные им образцы педагогической работы активно усваивались и становились достоянием трудовой школы. Познакомившийся с воспитательной системой Шацкого, Дьюи заявил, что первая опытная станция – уникальное в мире учреждение, способное решать принципиально новые для педагогической науки задачи. Заслуга Шацкого в том, что он одним из первых сделал предметом исследования влияние микросредовых условий на социализацию ребенка. Ему принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное - функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Шацкий сформулировал принцип самоценности детства, сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс, по мнению Шацкого, должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой.  
Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка. 
       С.Т.Шацкий подошел к изучению ребенка не со стороны отдельных психических функций, а как к целостной, растущей и деятельной личности. Причем деятельность рассматривалась Шацким как основа жизни ребенка и источник его развития. Здесь Шацкий как талантливый педагог и тонкий психолог предвосхитил то, что лишь много лет спустя стали разрабатывать наши психологи, переходя к изучению психологии целостной личности ребенка как деятельного существа.

Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы — Марьиной Рощи. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная, как Шацкий называл, русская система воспитания в детском саду, существенно отличавшаяся от той, что была создана Фрёбелем и современницей Шацкого — М. Монтессори. После Октября, когда дошкольное воспитание впервые в мире стало системой государственной, идеи Шацкого получили свое дальнейшее развитие. Он разработал педагогическую систему работы детского сада в условиях как города, так и деревни. Характерным для него был широкий социальный подход к постановке дошкольного дела. Воспитание в детском саду должно давать ребенку всестороннее развитие и быть тесно связано с семьей, средой, окружающей детей, и по возможности делать эту среду лучше, культурней. В статье «Система русского детского сада» (1921) он писал: «...воспитание есть организация детской жизни, объект воспитания — ребенок, и в нем мы прежде всего ценим то, что он есть организм растущий» (С. Т. Шацкий: Избранные педагогические сочинения в 2 томах, т. 1, с. 267).    

Рассматривая  содержание воспитательной работы в  опытном детском саду, в той  же статье С. Т. Шацкий выделяет следующие  элементы детской жизни: физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд.    

В дополнение к ранее  установленным  С. Т. Шацким элементам детской жизни  добавляется физическое развитие, в  других случаях Шацкий употребляет  термин «охрана здоровья». Сочетание этих элементов и составляет содержание воспитания в детском саду.    

  Выдвинутый  С. Т. Шацким принцип определения  содержания воспитания по видам деятельности детей получил свое применение сегодня  в работе массовых детских садов. Программа воспитания детей в  старшей группе современного детского сада составлена по разделам: воспитание навыков культурного поведения и соблюдения правил гигиены, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, труд, игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал Шацкий,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». В настоящее время проблема игры в работе дошкольных учреждений, и не только в них, является предметом обстоятельного внимания педагогов и объектом научной разработки. Работа с детьми по видам деятельности переносилась Шацким и его коллегами и на детей школьного возраста.

В его  концепции школы – центра воспитания в социальной среде – преобразовательная деятельность становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной  сферы ребенка. Главную задачу школы  он видел в приобщении ребенка  к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал ученый, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально  заниматься трудовой, умственной и  эстетической деятельностью, кооперировать  свои усилия для достижения цели. 

Большое значение Шацкий придавал тому, чтобы дети ясно представляли себе цель обучения, значение получаемых знаний для участия в социалистическом строительстве, в окружающей жизни. Очень важно, по Шацкому, всемерно развивать у учащихся интерес к учению. Ребенок по натуре своей исследователь. Интерес к занятиям возрастает, прежде всего, если они посильны для учащихся. Но в дальнейшем он может снизиться и даже погаснуть, если его не поддерживать. Шацкий вывел такую закономерность: ученики в процессе работы тратят свои силы, но в том-то и сущность учения, что чем больше они тратят свои силы, тем больше их приобретают. Для высокой эффективности учебного процесса нужна научная организация труда школьников. Прежде всего, следует исключить всякого рода неразумную трату времени. Ученик всегда должен иметь возможность обращаться к учителю в случае затруднения. Необходимо рациональное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работ. Монотонность в занятиях создает у школьников своеобразное состояние гипноза, тормозит продуктивность работы и погружает учащихся в вынужденный педагогический сон. Драгоценное время затрачивается впустую. В методы работы надо вносить разнообразие и обязательно обращать внимание на эмоциональную сторону детской деятельности в процессе учения. Шацкий придавал огромное значение органическому сочетанию в педагогическом процессе культуры ума с культурой чувств.   
       Он полагал, что построение всего воспитательно-образовательного процесса должно учитывать личный опыт детей. «Настоящее воспитание дает сама жизнь», - утверждал Шацкий. Школа же создает социальную среду, организует жизнь детей, развивая в них потребности и способности, создает условия для разумной жизни детей.[3 c. 518]

С.Т.Шацкий начал свою педагогическую деятельность с создания детской колонии «Сетлемент» в Марьиной роще (1905-1910). В основе ее воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможности для всестороннего развития сил. Трудовая, умственная, эстетическая, социальная деятельности выступали средствами организации жизни детей. Они все были связаны между собой, но системообразующим элементом был труд. 
Дети объединялись в различные клубы: столярный, сапожный, астрономический, биологический и другие. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений. Всем этим правилам строго следовали и взрослые, руководители клуба. Решения, принятые на собрании клубов и общем собрании, считались обязательными. 
Природная и социальная среда рассматривались как фактор развития ребенка. Среда сельской местности оценивалась в качестве более благоприятного стимула для саморазвития, самораскрытия личности. Влияние ребенка на среду в этот период не исследовалось. 
Таким образом, все структурные элементы воспитательной системы «Сетлемента» подчинялись решению поставленной цели: создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее реализации. 
Однако по мере накопления опыта С.Т.Шацкий все более осознает роль социальных и природных факторов в воспитательном процессе, что приводит к изменению цели. Принципиально по-новому формируется цель созданной уже после революции Первой опытной станции по народному образованию на основе школы - колонии «Бодрая жизнь» в Калужской губернии (1919-1931). Согласно его концепции, необходимо не только учитывать и использовать в воспитании окружающую среду, но и непременно включать детей в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе.

Особой заслугой Шацкого следует считать теоретическую и практическую разработку им системы эстетического воспитания как органической части коммунистического воспитания в целом. Главным же в работе по всестороннему развитию личности школьника для Шацкого была ее идейная, коммунистическая направленность, тесная связь с жизнью, с перспективами строительства нового общества. «В нашей стране, - писал Шацкий, - вопросы воспитания являются неизмеримо более кровными, чем в любой западной стране. На нас легла колоссальная историческая ответственность перед бесчисленным миром всесветных трудящихся масс. От того, как мы поведем воспитание нашей детворы, молодежи, зависит не именно будущее нашей экономики, но и самая прочность нашего революционного дела». [9] 

В системе коммунистического воспитания школьников особое место отводится роли самодеятельного детского коллектива. В решениях партии и правительства о школе систематически подчеркивалась важность этой стороны советской педагогической системы. Вопросами педагогики детского коллектива С. Т. Шацкий занимался едва ли не с начала своей педагогической деятельности. Воззрения его на эту проблему эволюционировали. Широко они раскрыты в книге «Бодрая жизнь», но с большей полнотой и разносторонностью они были развиты Шацким в строительства советской школы. Главным фактором, цементирующим детский коллектив, по Шацкому, является разнообразный труд, и прежде всего труд производительный, связанный с трудом взрослого населения. В условиях начавшейся в конце 20-х - начале 30-х гг. социалистической реконструкции сельского хозяйства он считал важным создание специальных участков в колхозах и совхозах, которые полностью обрабатывались бы школьниками под руководством педагогов, при надлежащей культуре труда. «Нам нужно говорить о такой организации детской работы, - писал Шацкий, - которая является частью работы колхоза, такой частью, которая посильна, доступна детям, но она должна быть серьезной. Нам нужен такой детский труд, который был бы полон смысла и подъема»

    Именно  в этот период возникает превалирование общественной работы над учебной.   

   Шацкий  в основу своих концепций положил  идеалы свободного воспитания. Главным  принципом этих концепций была ценность индивидуального человека его внутреннего мира, его свободы. Человек признавался высшей ценностью  по отношению к другим – духовным или материальным ценностям. Теоретико-методологическое значение этого принципа заключалось в признании конкретного ребёнка исходным моментом и главной целью воспитательно-образовательного процесса, направленного на сохранение и развитие в ребёнке индивидуальности, создание условий для его саморазвития.     

Важнейшим условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, как запрет на целенаправленные воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу. Поэтому в педагогическом процессе необходимо было создавать условия для естественного развития природных сил и дарований ребёнка. По-другому, в сравнении с традиционным, нужно было строить учебно-воспитательный процесс: обучение без отметок, экзаменов, создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка и его возможности, предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности и другие.    

Сторонники  концепции свободного воспитания обращали внимание на важность социальной среды, в том числе различных социальных институтов, в процессе становления и развития личности.    

В целом учебно-воспитательный процесс  должен быть направлен на всестороннее развитие личности; школа должна участвовать  в преобразовании окружающей ребёнка среды (С.Т. Шацкий), воспитание должно быть направлено на формирование в личности качеств социального творца (К.Н. Вентцель).     

Анализ  опыта С.Т. Шацкого по построению школы как воспитательной системы  позволяет выделить характерные особенности ее содержания: организация учения с ориентацией на интересы ребенка, последовательная индивидуализация процесса обучения и воспитания, группировка материала вокруг специально отобранных тем (идея комплексов), поиски новых способов обучения, привлечения самих учащихся к организации своей жизни. Воспитательной системе были присущи высокая духовность, глубокое понимание значимости человеческой личности, тесная связь с запросами, интересами, потребностями не только детей, но и окружающей общественной среды, создание коллективов учащихся и учителей на основе гуманистических отношений, творческого сотрудничества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Концепции трудового воспитания