Концепции трудового воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Важная часть трудового воспитания и обучения - непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками. Труд является фундаментом воспитания. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. С помощью трудовой деятельности дети познают окружающий мир в действительности, применяют теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях. Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК!!!.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

Воспитывает не только школа, а жизнь в широком  смысле слова. Идея народности, трудовой школы и педагогизации среды  создавали предпосылки для антропологического подхода в педагогическом процессе: чтобы ребенка воспитывать во всех отношениях, его нужно изучать во всех отношениях. Изучение детской жизни С.Т.Шацкий считал главным вопросом для педагогики, если она хочет быть наукой. Идея антропологического подхода в соединении с исследовательским принципом объединяет все предшествующие идеи и принципы, синтезирует их в единое целое - ядро педагогической концепции. Эта связка подводит научный фундамент под нее и создает тем самым условия для ее жизненности и перспективности. Круг идей и принципов замыкается как бы на новом - научном уровне развития его концепции.    

Гуманистические и демократические основы его  концепции логически приводили  С.Т.Шацкого к идее всестороннего  развития как цели воспитания, что  укрепляло и объединяло все ее идеи и принципы. Эта цель выступает  высшим критерием гуманности и перспективности педагогической концепции.     

Феномен успеха и перспективности концепции  С.Т.Шацкого связан и с созданием  уникального, не имевшего аналогов в  мире, учебного научно-педагогического  комплекса. Ее можно рассматривать  как микромодель образовательной системы страны. Всей своей деятельностью он выходил на идею непрерывного и целостного педагогического процесса. Им практически были созданы такие формы организации педагогического процесса, в которых эффективно решаются задачи целостного, непрерывного и комплексного воспитания личности. Уже тогда им практически решалась проблема, которая только в 80-е годы начала активно разрабатываться (480,73-90). И этим также объясняется феномен педагогики С.Т.Шацкого.    

Идейно-теоретические  основы педагогической концепции С.Т.Шацкого опираются на единство культурологического, аксиологического и цивилизационного - методологических подходов, получивших мощное развитие сегодня. Ядро педагогичсекой концепции новатора составляет система идеалов - принципов, уходящих корнями в гуманистическую традицию отечественной педагогики. Педагогическая концепция и педагогическая система С.Т.Шацкого соединяются целями воспитания, которые, как и основополагающие идеи-принципы, эволюционировали в педагогическом творчестве новатора.

 

 

 

 

 

 

 

В основу деятельности «Станции» был  положен главный принцип советской  педагогики 20-х гг. - связь школы  и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Он понимал воспитание как организацию  жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения  знанием более осмысленным. На станции  осуществлялась интересная идея: воспитывая детей, одновременно воздействовать на взрослое население. Детский коллектив и жители района находились в постоянном сотрудничестве. Дети активно участвовали в работе по улучшению жизни в окружающей социальной среде. Опыт такого участия изложен Шацким в его работе «Деревенские дети и работа с ними». Организацией трудового воспитания вместе с Шацкими занимаются А.У. Зеленко, М.Н. Скаткин, А.А. Миленчук. Все осуществлялось под лозунгом: «Жизнь должна быть деятельной!». Виды труда детей: самообслуживание, общественно-пропагандистская работа среди населения, занятия по труду в школе, мастерской, сельскохозяйственный труд и др.[2 с. 471] Опыт трудового воспитания, проводимого Шацким, и его коллегами представляет исключительную ценность. Успешная попытка организации общественно полезного труда, соединения его с потребностями, жизни поразительно отличает трудовую деятельность школьников тех лет, от системы трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе всех последующих десятилетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня теория и практика Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.


Информация о работе Концепции трудового воспитания