Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:56, реферат
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Важная часть трудового воспитания и обучения - непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками. Труд является фундаментом воспитания. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. С помощью трудовой деятельности дети познают окружающий мир в действительности, применяют теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях. Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.
Введение
1. Теоретические основы трудового воспитания
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ
1.2 Историческое исследование видов трудовой деятельности детей
1.3 Проблема соотношения труда и игры
2. Процесс трудовой деятельности детей
2.1 Анализ организации педагогической работы в ДОУ
2.2 Трудовая изобразительная деятельность детей
2.3 Ознакомление с различными
видами труда взрослых в
3. Овладение детьми навыками трудовой деятельности
3.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей
3.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту
3.3 Экспериментальное
Вывод
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность работы – исследования в области детской психологии имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания. Оформление детской психологии как самостоятельной области знания началось в середине XIX под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX – начале XX в. в детской психологии произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психологическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл, и др.). В области детской психологии проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо (Франция), М. Вернон, О' Коннор (Англия), Дж. Брунер, Г. Стивенсон (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария). В России основы детской психологии были заложены в трудах И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева. Важнейшие идеи и положения по детской психологии были сформированы в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконина, А.А. Люблинской. В современной психологии труда можно выделить следующие направления исследований: рационализация режимов труда и отдыха, воспитание положительной мотивации, психолого-педагогические вопросы трудового обучения. Общая психология изучает психологические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психологические свойства (способности, характер).
Выготский Лев Семенович (1896-1934) – отечественный психолог, разрабатывал различные проблемы детской психологии. Зона ближайшего развития – понятие, введенное Л.С. Выготским для характеристики связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психологические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития.
Развитие деятельности оказывает
решающее влияние на формирование психики.
В процессе деятельности происходит
совершенствование психических
процессов, обогащение форм познания окружающей
действительности, усвоение общественного
опыта. Изменение деятельности ребенка
приводит к развитию его психики,
что, в свою очередь, создает предпосылки
для дальнейшего формирования деятельности:
игровой, продуктивной, элементов трудовой.
Вначале игра носит процессуальный
характер, близкий к предметным действиям.
Позднее возникает сюжетно-
Детская психология решающее
значение в психическом развитии
ребенка придает усвоению им исторически
сложившихся форм человеческой деятельности.
В этом процессе дети приобретают
соответствующие знания и умения:
у них формируются
Усвоение детьми общественного
опыта происходит в форме активного
осуществления различных видов
деятельности. При овладении ребенком
каждым видом деятельности наблюдается
закономерный переход от усвоения внешних,
материальных действий с предметами
к выполнению внутренних, умственных
действий, позволяющих ориентироваться
в соответствующей области
Объект исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования - формы и методы организации труда в дошкольном учреждении.
Цель – правильное воспитание
ребенка и своевременная
Основная гипотеза: предполагается,
что целенаправленное систематическое
руководство трудовой деятельностью
дошкольников в условиях детского сада
позволяет значительно
Задачи:
Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.
Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.
Методы исследования:
теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;
изучение реально
теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.
Исходными теоретическими положениями исследования выступают теории трудового воспитания (П.Р.Атутов, А.Н.Бондаренко, Р.С.Буре, Я.Л.Коломинский, М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова, В.И.Логинова, А.С.Макаренко, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, А.Д.Семенова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что: раскрыты сущность и содержание трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, построенные на принципах народности, природосообразности, культуросообразности, естественности, целостности, направленности, связи труда с жизнью, наглядности, ретроспективности.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, прогностической модели трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; в обосновании научных подходов к трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что
предложенные педагогические условия,
средства трудового воспитания детей
старшего дошкольного возраста могут
быть реализованы педагогами в воспитательно-
Структура работы: работа состоит из 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
На рубеже XIX и XX вв. отчетливо прослеживается тенденция встречного движения педагогической теории и практики: если наличие мощного теоретического направления было очевидным, то появление педагогов-практиков, которые были не очень сильны в теории, но которые знали, что так, как их учили и воспитывали, так учить нельзя (С.Т.Шацкий, К.Н.Вентцель и др.), было оценено не сразу.
Деятельность этих педагогов следует
Педагогическая концепция как система идей, принципов и целей воспитания и образования создавалась С.Т.Шацким с 1905 по конец 20-х годов: на основе критического осмысления действительности, под воздействием законов диалектики (отрицания отрицания в первую очередь), испытав на себе в полной мере все «прелести» старой школы, он пришел к выводу о полном несоответствии существовавшей педагогики интересам, потребностям и возможностям развивающейся детской личности. Когда субъектом осознается противоречие между реальным и необходимым, желаемым возникает идея преобразования реальности.
Идея как высшая форма познания детерминируется объективной реальностью, т.е. определяется существующим характером взаимозависимости объекта с окружающим миром. Детерминизм признает всеобщую закономерную связь между явлениями, т.к. любое явление связано с другими, имеющими место в прошлом и настоящем, обусловлено ими (закон всеобщей связи явлений и процессов в мире, принцип детерминизма как его выражение).
Принцип как руководящая идея, основное правило, имеет объективную природу: он отражает сущностные характеристики объекта, его зависимость и взаимодействия с другими объектами и явлениями. Идея рождает принцип, реализуется через него (или систему принципов). Однако, имея с идеей общую природу, принцип самостоятелен и автономен, поэтому он может «рождаться» раньше или позже идеи и им нельзя пренебрегать. Оптимальным является единство возникновения идеи и наличие ее коренного принципа. И в этом плане историко-педагогическая ситуация на рубеже веков в России была для С.Т.Шацкого благоприятна.
Идеи и принципы взаимосвязаны и
Рассмотрение концепции С.Т.Шацкого в
Основополагающей идеей в концепции С.Т.Шацкого выступает идеал народности, который выполняет в ней многоцелевую и системную функцию. Отчетливо прослеживается закономерность: чем более искренно и преданно служит педагог народу, чем более он опирается на его историю, культуру, педагогику, тем более прогрессивен и значителен педагог, тем более величественно и гуманно его наследие, тем более перспективны его идеи. Народность педагогики С.Т.Шацкого - еще один основной фактор успеха и ценности его научно-практической деятельности. Идея народности реализуется в основном через принцип открытости.
Идея трудовой школы и принцип связи ее с жизнью неумолимо ставили вопрос о взаимодействии школы с окружающей средой. Идея педагогизации среды - ее социокультурного преобразования с целью создания наиболее благоприятных воспитательных условий для развития ребенка, реализовывалась через принцип школоцентризма: школа - педагогический и культурный центр района своей деятельности, она выполняет роль организатора, советчика, инструктора, контролера.