Концепции трудового воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Важная часть трудового воспитания и обучения - непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками. Труд является фундаментом воспитания. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии. С помощью трудовой деятельности дети познают окружающий мир в действительности, применяют теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях. Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК!!!.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

1. Теоретические основы  трудового воспитания

1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ

1.2 Историческое исследование  видов трудовой деятельности  детей

1.3 Проблема соотношения  труда и игры

2. Процесс трудовой деятельности  детей

2.1 Анализ организации  педагогической работы в ДОУ

2.2 Трудовая изобразительная  деятельность детей

2.3 Ознакомление с различными  видами труда взрослых в воспитании  трудолюбия

3. Овладение детьми навыками  трудовой деятельности

3.1 Занятия ручным трудом  для формирования технических  навыков у детей

3.2 Коллективный и совместный  самостоятельный труд в быту

3.3 Экспериментальное исследование  трудового воспитания детей старшей  группы детского сада

Вывод

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

Актуальность работы –  исследования в области детской  психологии имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания. Оформление детской психологии как самостоятельной области знания началось в середине XIX под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX – начале XX в. в детской психологии произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психологическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл, и др.). В области детской психологии проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо (Франция), М. Вернон, О' Коннор (Англия), Дж. Брунер, Г. Стивенсон (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария). В России основы детской психологии были заложены в трудах И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева. Важнейшие идеи и положения по детской психологии были сформированы в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконина, А.А. Люблинской. В современной психологии труда можно выделить следующие направления исследований: рационализация режимов труда и отдыха, воспитание положительной мотивации, психолого-педагогические вопросы трудового обучения. Общая психология изучает психологические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психологические свойства (способности, характер).

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – отечественный психолог, разрабатывал различные проблемы детской  психологии. Зона ближайшего развития – понятие, введенное Л.С. Выготским  для характеристики связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием  тех задач, которые ребенок еще  не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует  о ведущей роли взрослого в  психическом развитии ребенка. То, что  первоначально делается ребенком под  руководством взрослых, становится затем  его собственным достоянием. Правильно  организованное обучение опирается  на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психологические процессы, которые начинают складываться у  него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития.

Развитие деятельности оказывает  решающее влияние на формирование психики. В процессе деятельности происходит совершенствование психических  процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного  опыта. Изменение деятельности ребенка  приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создает предпосылки  для дальнейшего формирования деятельности: игровой, продуктивной, элементов трудовой. Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая  игра, которая и становится ведущей  деятельностью ребенка-дошкольника. Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми  сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения  ими. В старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный  бытовой труд. Появление элементов  трудовой деятельности связано с  выработкой весьма сложных по своей  структуре навыков.

Детская психология решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически  сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают  соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные  способности и качества личности.

Усвоение детьми общественного  опыта происходит в форме активного  осуществления различных видов  деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается  закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться  в соответствующей области действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным  самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей. Психическое  развитие ребенка – процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения  и преодоления противоречий, закономерного  перехода от одной качественной ступени  к другой. Выделение качественного  своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации. Главное значение для  характеристики ступеней развития ребенка  имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных  психических процессов, а специфическая  для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение  к окружающему, а также своеобразие  тех способов, при помощи которых  ребенок открывает, познает новые  стороны окружающего мира.

Объект исследования –  трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования - формы  и методы организации труда в  дошкольном учреждении.

Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка  у него необходимых трудовых навыков. Активное участие и посильная  помощь взрослым поддерживает у них  жизнерадостное настроение и способствует закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию положительных черт характера. Эмоциональную  настройку детей, интерес к самостоятельным  действиям надо поддерживать и закреплять играми, сказками, которые прививают  необходимые навыки в увлекательной, творческой форме. Постепенно, в процессе воспитания и влияния окружающих у ребенка возникают и закрепляются определенные правила поведения, развиваются  социальные чувства, устанавливаются  различные отношения с окружающими, что является началом формирования морального облика, характера человека. В процессе развития и воспитания постепенно устанавливаются сложные  взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Основная гипотеза: предполагается, что целенаправленное систематическое  руководство трудовой деятельностью  дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить  круг сведений и представлений детей  об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение.

Задачи:

Проанализировать научные  теоретические положения по трудовой деятельности.

Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.

Методы исследования:

теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;

изучение реально складывающегося  опыта через наблюдение, тестирование, анкетирование, беседу;

теоретическая и методическая интерпретация педагогического  эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.

Исходными теоретическими положениями  исследования выступают теории трудового  воспитания (П.Р.Атутов, А.Н.Бондаренко, Р.С.Буре, Я.Л.Коломинский, М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова, В.И.Логинова, А.С.Макаренко, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, А.Д.Семенова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что: раскрыты сущность и содержание трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, построенные на принципах народности, природосообразности, культуросообразности, естественности, целостности, направленности, связи труда с жизнью, наглядности, ретроспективности.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, прогностической модели трудового  воспитания детей старшего дошкольного  возраста; в обосновании научных  подходов к трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что  предложенные педагогические условия, средства трудового воспитания детей  старшего дошкольного возраста могут  быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Структура работы: работа состоит  из 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение      

На  рубеже XIX и XX вв. отчетливо прослеживается тенденция встречного движения педагогической теории и практики: если наличие мощного теоретического направления было очевидным, то появление педагогов-практиков, которые были не очень сильны в теории, но которые знали, что так, как их учили и воспитывали, так учить нельзя (С.Т.Шацкий, К.Н.Вентцель и др.), было оценено не сразу.    

Деятельность  этих педагогов следует рассматривать "в русле движения «Новые школы». В этот период стало очевидным  отставание-школы в Западной Европе и России от темпов и потребностей быстро развивающегося капиталистического общества. Однако, если в Западной Европе «новые школы» возникали по инициативе буржуазии и правительства, как элитные, готовящие будущих руководителей государства, то в России воспитательно-образовательные учреждения, создаваемые С.Т.Шацким и его коллегами, предназначались для детей простого народа. И это ставит имя Станислава Теофиловича в ряд пионеров-новаторов мирового уровня.    

Педагогическая  концепция как система идей, принципов  и целей воспитания и образования  создавалась С.Т.Шацким с 1905 по конец 20-х годов: на основе критического осмысления действительности, под воздействием законов диалектики (отрицания отрицания в первую очередь), испытав на себе в полной мере все «прелести» старой школы, он пришел к выводу о полном несоответствии существовавшей педагогики интересам, потребностям и возможностям развивающейся детской личности. Когда субъектом осознается противоречие между реальным и необходимым, желаемым возникает идея преобразования реальности.     

Идея  как высшая форма познания детерминируется  объективной реальностью, т.е. определяется существующим характером взаимозависимости объекта с окружающим миром. Детерминизм признает всеобщую закономерную связь между явлениями, т.к. любое явление связано с другими, имеющими место в прошлом и настоящем, обусловлено ими (закон всеобщей связи явлений и процессов в мире, принцип детерминизма как его выражение).     

Принцип как руководящая идея, основное правило, имеет объективную природу: он отражает сущностные характеристики объекта, его  зависимость и взаимодействия с  другими объектами и явлениями. Идея рождает принцип, реализуется через него (или систему принципов). Однако, имея с идеей общую природу, принцип самостоятелен и автономен, поэтому он может «рождаться» раньше или позже идеи и им нельзя пренебрегать. Оптимальным является единство возникновения идеи и наличие ее коренного принципа. И в этом плане историко-педагогическая ситуация на рубеже веков в России была для С.Т.Шацкого благоприятна.    

Идеи  и принципы взаимосвязаны и взаимообусловлевают  друг друга. Превалирующим в концепции педагога-новатора было идейное начало, однако был и обратный ход, когда принципы «подводят» к идее. Однако прорыв в новое возможен на основе системы идей и принципов, что и составляет идейно-теоретическое основание концепции. Диалектика взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлияния связки «идея-принцип», в конечном счете, приоритет отдает идее. Масштабность и перспективность идеи определяется тем, насколько широко и глубоко она опирается и влияет на принципы.     

Рассмотрение  концепции С.Т.Шацкого в соотнесении с основными положениями теории инновационности позволяет охарактеризовать ее как новаторскую по своей сущности, т.е. она имеет механизмы самосохранения и самовоспроизводства в условиях демократизации и гуманизации общества и системы образования, что и определяет феномен его педагогики. В инновационных системах принципиально изменяется весь педагогический процесс, создается качественно иная педагогическая ситуация, что кардинально изменяет весь процесс передачи и освоения социально-полезного опыта.    

Основополагающей идеей  в концепции С.Т.Шацкого выступает идеал народности, который выполняет в ней многоцелевую и системную функцию. Отчетливо прослеживается закономерность: чем более искренно и преданно служит педагог народу, чем более он опирается на его историю, культуру, педагогику, тем более прогрессивен и значителен педагог, тем более величественно и гуманно его наследие, тем более перспективны его идеи. Народность педагогики С.Т.Шацкого - еще один основной фактор успеха и ценности его научно-практической деятельности. Идея народности реализуется в основном через принцип открытости.    

Идея  трудовой школы и принцип связи  ее с жизнью неумолимо ставили  вопрос о взаимодействии школы с  окружающей средой. Идея педагогизации  среды - ее социокультурного преобразования с целью создания наиболее благоприятных воспитательных условий для развития ребенка, реализовывалась через принцип школоцентризма: школа - педагогический и культурный центр района своей деятельности, она выполняет роль организатора, советчика, инструктора, контролера.    

Информация о работе Концепции трудового воспитания