Концепции воспитания и развития детей раннего возраста в отечественной педагогике и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Примерно до середины XVIII в. идеи воспитания и соответствующие поучения адресовались родителям, поскольку общественное воспитание детей не носило массового характера, детские учреждения создавались только для сирот. На рубеже XVII—XVIII вв. началось интенсивное проникновение идей западноевропейской мысли в российскую жизнь и образование. В связи с ростом потребности государства в образованных кадрах и под влиянием западных педагогических теорий наметилась тенденция к усилению роли обучения в образовании. Реформа Петра I провозгласила образование государственным делом.

Содержание работы

1. Развитие взглядов российских исследователей на воспитание детей раннего возраста до 1917 года……………………………………………......

3
2. Концепции отечественных педагогов и психологов о воспитании и развитии детей раннего возраста XX века……..…………………………...

11
Заключение…………………………………………………………………….
18
Список литературы……………………………………………………………
19

Файлы: 1 файл

1реферат.docx

— 41.49 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тольяттинский государственный  университет»

Гуманитарно-педагогический институт

Кафедра «Дошкольная педагогика и психология»

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

«Концепции воспитания и развития детей раннего возраста в отечественной педагогике и  психологии»

 

 

 

 

 

 

 

СТУДЕНТ(КА): А.Ю. Герасимова

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Е.А. Сидякина

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Развитие взглядов российских исследователей на воспитание детей раннего возраста до 1917 года……………………………………………......

 

3

2.  Концепции отечественных  педагогов и психологов о воспитании и развитии детей раннего возраста XX века……..…………………………...

 

11

Заключение…………………………………………………………………….

18

Список литературы……………………………………………………………

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие взглядов  российских исследователей на  воспитание детей раннего возраста до 1917 года

В дореволюционной России взгляды на воспитание детей формулировались  в специальных поучениях и наставлениях, начиная с XVI в. Педагогика Древней Руси вплоть до XVII в. ориентировалась на идеологию православного христианства. В памятниках древнерусской письменности высоко оценивалась роль воспитания с раннего детства.

Ярким образцом таких наставлений  является «Домострой» — сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни. «Домострой» обязывал главу семьи заботиться о детях, держать их в строгости, воспитывать почтительное отношение к взрослым, требовать беспрекословного подчинения старшим. Согласно правилам «Домостроя», родителям следовало с ранних лет прививать детям трудовые навыки, воспитывать настойчивость, аккуратность, бережливость, а также давать им определенные знания. Важным методом воспитания признавалось телесное наказание. Со временем жесткие требования и само понятие «домострой» стало нарицательным обозначением консервативного семейного уклада.

Власть родителей над  детьми утверждалась и в народной педагогике, которая также рекомендовала  широко применять наказание, что отразилось в фольклоре («родительские побои дают здоровье»). Однако ярко выраженные авторитарные установки в древнерусской педагогике переплетались с проявлением внимания и любви к детям, заботы о них. Народная педагогика отражала реальные противоречия взглядов на воспитание. Пропагандируя наказание как одно из средств педагогического воздействия, обеспечивающее достижение воспитательных целей и вполне вписывающееся в стиль жизни эпохи, она предупреждала о возможных негативных последствиях наказания, противопоставляя наказаниям методы воспитания, основанные на ласковом обращении с детьми: «Не все таской, но и лаской», «Бить — добро, а не бить — пуще того», «Ласково слово, что весенний день».

Гуманистические идеи воспитания появились в трудах русских просветителей  во второй половине XVII в. и нашли отражение в книге Епифания Славинецкого (?—1675) «Гражданство обычаев детских». В ней говорится о необходимости гуманного отношения к детям, знания их особенностей, четко выражается мысль о связи умственного, нравственного и физического воспитания, особое внимание в книге уделяется детской игре как естественной форме обучения. Автор дает наставления о том, в какие игры следует играть детям, чтобы поддерживать в них веселое настроение, развивать ловкость, силу, ум и нравственные качества.

Примерно до середины XVIII в. идеи воспитания и соответствующие поучения адресовались родителям, поскольку общественное воспитание детей не носило массового характера, детские учреждения создавались только для сирот. На рубеже XVII—XVIII вв. началось интенсивное проникновение идей западноевропейской мысли в российскую жизнь и образование. В связи с ростом потребности государства в образованных кадрах и под влиянием западных педагогических теорий наметилась тенденция к усилению роли обучения в образовании. Реформа Петра I провозгласила образование государственным делом. С середины XXVIII в. стали разрабатываться официальные документы и учебные пособия, призванные регулировать деятельность воспитательных учреждений.

Первым таким документом является «Краткое наставление» о воспитании детей от рождения до юношества, составленное И.И. Бецким (1704—1795) по заданию Екатерины П. В нем изложена программа воспитания детей разных возрастных групп, для каждой из которых выдвигались свои задачи, указывалось, как нужно организовывать сон и питание детей, закаливать организм, развивать движения, проводить игры и занятия. И.И. Бецкой был сторонником гуманного отношения к детям, выдвигал особые требования к процессу воспитания: учитывать склонности каждого ребенка, поддерживать в детях жизнерадостность, способствовать развитию любознательности. В «Генеральном плане московского воспитательного дома» рекомендовалось детей до 2 лет передавать на попечение кормилицы или няньки, более старших — переводить в «большие покои» и воспитывать вместес другими детьми. И.И. Бецкой предостерегал от излишней суровости воспитания, советовал «обучать всему играючи, без принуждения, создавать такие условия, чтобы дети были всегда веселы», призывал приучать их к самостоятельности, воспитывать уважение к другим детям, «отвращать от ревности и зависти».

Идеи прогрессивной педагогики и гуманные требования к организации  воспитательной работы с детьми выдвигались  В.Ф. Одоевским (1804—1869). В его трудах важное значение придавалось личным качествам воспитателей, работающих с маленькими детьми в детских  приютах, рекомендовались правила  их отбора. При выборе «смотрительницы» следовало обращать внимание на ее душевные качества. «Чистая нравственность, нрав тихий и миролюбивый, здравый смысл и врожденное чувство любви к ближнему — вот необходимые качества в женщине, долженствующей быть в некотором смысле матерью многочисленного семейства, составленного из детей, ей чуждых»1. В учебных пособиях В.Ф. Одоевского давались рекомендации о содержании и характере занятий с детьми, их распределении в течение дня, выдвигалось требование выделять специальное время для свободной игры.

В России XIX в. педагогика развивалась в русле критики европейского образования и обоснования самобытного пути российского воспитания. Известный русский педагог К.Д. Ушинскии (1823—1870) считал, что воспитание детей должно быть не только задачей семьи, но и важнейшим государственным общенародным делом. Основой его педагогической системы является идея народности воспитания. Ушинскии считал, что система образования в каждой стране должна отражать потребности и особенности ее развития. Воспитанию детей в период дошкольного детства он придавал особое значение, рассматривая его как одну из ступеней в общей системе воспитания и обучения. Высоко оценивая разработанную Фребелем систему обучения маленьких детей в игре, он критически отнесся к ее содержанию, усмотрев в ней много искусственного, излишний дидактизм, несоответствие содержания занятий интересам и потребностям детей. Исходя из идеи народности воспитания, Ушинский разработал вопросы обучения малышей родному языку, ознакомлению с природой, с народными играми, сказками, пословицами и поговорками. Мысли Ушинского об особенностях психического развития детей, о роли активности и деятельности в раннем возрасте легли в основу всех последующих отечественных педагогических концепций.

В конце XIX—начале XX в. происходит пересмотр традиционных педагогических идей, предпринимаются попытки поставить в центр учебно-воспитательного процесса ребенка. Начались активные поиски новых путей и способов организации образования, широкое распространение получила педология — наука о детях. Этот термин был предложен американским психологом О. Хризманом в 1893 г. для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. Сама наука была призвана объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка.

В 1907 г. в Санкт-Петербурге русский ученый В.М. Бехтерев создал педологический институт. Здесь изучение ребенка шло в разных направлениях: врачи и физиологи исследовали психофизиологические закономерности его развития, гигиенисты — условия, обеспечивающие правильное развитие всех функций организма, возрастное развитие психических функций, социологи и юристы — причины отклонений в общественном поведении детей. В педагогике разрабатывались теоретические основы учебно-воспитательного процесса и способы практического использования данных о ребенке для целей воспитания и обучения. Педологические проблемы изучались И.А. Сикорским, А.Ф. Лазурским, Е.А. Арки-ным, П.П. Блонским, П.П. Рубинштейном, Н.И. Красногорским и другими учеными.

Огромное значение для  развития системы общественного  дошкольного воспитания и дошкольной педагогики имели работы А.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Е.И. Тихеевой.

Вопросами организации содержания и методов работы детского сада занималась А.С. Симонович (1844—1933). В 1866 г. она основала первый русский журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад»; выступала против систематического предметного обучения в процессе воспитания детей раннего и дошкольного возраста, считая что наиболее естественным путем ребенок развивается в ходе свободной игры, но «первыми природными воспитателями» ребенка являются родители: «От матери исходит жизнь ребенка; от матери он получает первые ласки и улыбки, от матери он слышит первые звуки, слова и речи. Мать, будучи постоянно с ребенком... знает лучше всех все его нужды, понимает его лучше и скорее других»1. Затем в жизни ребенка наступает возраст, когда становится необходимым привлечение к воспитанию лиц, специально занимающихся его умственным развитием. С точки зрения А.С. Симонович, с 2-летнего возраста дети должны посещать детский сад, который призван дополнять семейное воспитание. В нем должны быть созданы необходимые условия для всестороннего гармонического развития ребенка. Большое значение придавала она личностным качествам воспитателей, во главу угла ставила при этом самовоспитание воспитателя, считая, что главное в нем — это любовь к детям, и знание особенностей развития детей на каждом возрастном этапе должно быть основано на этой любви.

А.С. Симонович критически относилась к широко распространившейся в то время практике воспитания, основанной на принципах системы Фребеля. Отдавая дань глубокому пониманию Фребелем детской натуры, она считала, что разработанная им система игр во многом механистична, стесняет детскую самостоятельность и творчество; ратовала за такое устройство детских садов, в котором сохранялись бы национальные особенности, отсутствовали механистическая последовательность в обучении, докучливые разговоры, строгая дисциплина.

Первый в России капитальный  труд по дошкольной педагогике «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» был создан в 1913 г. детской писательницей и автором педагогических сочинений Е.Н. Водовозовой (1844—1923), Она внесла большой вклад в разработку методики сенсорного воспитания детей, начиная с раннего возраста, впервые составила программу наблюдений за явлениями природы, уделяя важное значение воспитанию в ребенке воли и характера, разработала педагогические принципы умственного воспитания детей: «идти от более близкого к более отдаленному, от простого к сложному, от познания осязаемых предметов, т.е. от конкретного, к отвлеченным понятиям».

Большая роль в разработке теории семейного воспитания детей  от рождения до 8 лет принадлежит  выдающемуся русскому ученому и педагогу П.Ф. Лесгафту (1837—1909). Не отрицая идею общественного воспитания маленьких детей, он резко критиковал практику фребелевских садов за их излишнюю регламентацию и формализм. Он считал, что применение этой системы приучает ребенка к различным техническим приемам и имитационным действиям, которые искусственно навязываются ему и тормозят детскую самостоятельность. В занятиях по системе Фребеля ребенок получает готовые схемы действия, одинаковые для всех детей, должен механически повторять их по инструкции взрослого. При таком подходе ребенок не рассуждает над воспринятым, находится «в плену имитации» и не может проявить свои способности. Материал, предлагаемый для усвоения, далек от реальной жизни ребенка, непонятен ему. Главным основанием при воспитании ребенка в семейной жизни П.Ф. Лесгафт считал отсутствие произвола, уважение к личности ребенка, учет индивидуальных и возрастных особенностей. Как и многие другие педагоги, он придавал важнейшее значение в развитии детей игре, через которую в значительной мере обогащаются представления и опыт ребенка. Его книга «Семейное воспитание ребенка и его значение» считается первым в России научно обоснованным трудом, в котором определены цель, задачи, содержание и методы воспитания детей в семье.

Значительный вклад в  разработку методики дошкольного образования  в России внесла Е.И. Тихеева (1867—1943). Она выступала за приближение  педагогических теорий к условиям реальной жизни, указывала на необходимость создания методик, воплощающих теоретические положения в практику воспитания и обучения детей; считала, что нормальное развитие ребенка в первые годы его жизни должно совершаться на основании стройного и планомерного расширения мира его представлений. При этом воспитание и обучение должно опираться на естественные интересы детей, характерные для каждой поры детства, а при занятияхс малышами не может быть никаких общих положений, раз и навсегда предначертанных и выработанных программ. Расписание занятий прежде всего должно приноравливаться к самим детям, быть подвижным, изменчивым, а не пригвожденным к бумаге «в рабской последовательной неподвижности дней и часов». С одной стороны, Е.И. Тихеева выступала против разрозненного, бессвязного и несистематизированного обучения детей, с другой — призывала, чтобы занятия с ними не превращались в школьные уроки, а переплетались, взаимно дополняя друг друга в стремлении к одной общей цели — стройному развитию всех способностей ребенка. Преимуществом детского сада перед исключительно семейным воспитанием Е.И. Тихеева считала то, что он позволяет ребенку развиваться в условиях ежедневного общения со сверстниками и даже самым маленьким прививает общественные начала. Справедливой критике она подвергла воспитательно-образовательную работу в системе Монтессори. Считая ее приемы и дидактический материал интересным, она обращала внимание на его искусственность и утверждала, что «развивать чувства детей следует, по возможности, путем общения их с живыми объектами живой природы» в процессе естественной жизни ребенка; говорила о том, что основная задача детского сада — дать детям возможность действовать, занять их работой, которую они любили бы, пользу и значение которой понимали и чувствовали. Занимать маленьких детей работой, значение и смысл которой им не понятны,— одна из величайших психологических ошибок.

Взгляды Е.И. Тихеевой на построение программ для детских садов разделяла педагог-методист Л.К. Шлегер (1863—1942). Она предостерегала от работы с детьми по заранее предписанным правилам, жестко регламентирующим их жизнь. Л.К. Шлегер писала: «...Имея в руках ...программу, кажется, очень легко заняться с детьми. Все выходит очень стройно, гладко. Изучил по программе, о чем завтра говорить с детьми и что с ними делать; приготовил для этого материал и спокойно можно идти к детям и заставить их проделать все, что предписано программой на этот день. Но какую роль играют при этом дети?... На каких принципах строится работа?» Критикуя формальный подход к содержанию и методике работы с малышами, она говорила, что всегда нужно помнить, какую цель ставит перед собой детский сад. Л.К. Шлегер считала, что эта цель — создать такую обстановку, в которой ребенок каждого возраста мог бы нормально физически, умственно и морально развиваться; где он чувствовал бы себя свободно, легко, радостно; находил бы отклик всем запросам и интересам, соответствующим его возрасту. Поэтому нужно говорить не о программе занятий, а о программе жизни детей в детском саду, которая должна основываться на их природных склонностях и стремлениях: к игровой деятельности, движению, творчеству.

Информация о работе Концепции воспитания и развития детей раннего возраста в отечественной педагогике и психологии