Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:16, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой роботы является:
1. Изучение особенностей, видов, типов конфликтов в малой подростковой группе;
2. Выявление конфликтов в малой подростковой группе;
3. Применение социально-педагогических технологий урегулирования конфликтов
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1:
Теоретические аспекты проблем конфликтов в малых подростковых группах
Конфликт – как социальный феномен………………………………………….5
Исследование методов урегулирования конфликтов…………….................8
Выводы по главе………………………………………………………………………12
Глава 2:
Изучение конфликтов в малой подростковой группе и социально-педагогические технологии их урегулирования
2.1 Эмпирические исследования в малых подростковых группах, анализ исследования…………………………………………………………………………14
2.2 Социально-педагогические технологии урегулирования конфликтов в данных подростковых группах………………………………………………………………19
Выводы по главе………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………
Восточно – Сибирская Государственная Академия Образования
Факультет социальной педагогики
Курсовая работа
«Конфликты и социально – педагогические технологии их решения в малых подростковых группах»
Факультета социальной педагогики
Иркутск
2011- 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1:
Теоретические аспекты проблем конфликтов в малых подростковых группах
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2:
Изучение конфликтов в малой подростковой группе и социально-педагогические технологии их урегулирования
2.1 Эмпирические исследования
в малых подростковых группах,
анализ исследования……………………………
2.2 Социально-педагогические
технологии урегулирования
Выводы по главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………….
Приложение 1………………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………………..
Приложение 3………………………………………………………………………….
Приложение 4………………………………………………………………………….
Введение
Люди издавна мечтали
о таком обществе, в котором
прекратятся всякие распри и утвердится
вечный мир. Но вместо этого они вновь
и вновь оказались в состоянии войны всех
против всех.
Но надежда на возможность взять верх
над разрушительной стихией всеобщей
ненависти не умерла. В исторической памяти
человечества на века сохранились имена
тех мудрых правителей, которые славились
искусством разрешения самых запутанных
споров.
К середине первого тысячелетия до нашей
эры относятся первые попытки проникнуть
в глубинные причины социальных столкновений,
теоретически осмыслить, обобщить накопленный
практический опыт. Значительный вклад
в решение этой проблемы внесли мыслители
античности: Анаксимандр, Гераклит, Платон,
Геродот, Эпикур, Цицерон и другие. Их достижения
послужили идейной основой современной
конфликтологии, ставшей самостоятельной
наукой лишь к серединеХХвека.
Конфликтология – это наука о закономерностях
возникновения, развития, завершения конфликтов,
а также о принципах, способах и приемах
их конструктивного регулирования.
Следует отметить, что конфликты пронизывают
все наше общество – и это не нуждается
в доказательствах. Не миновала эта участь
и социальный институт, каким является
школа. Не будет преувеличением сказать,
что конфликты разной интенсивности характерны
для большинства российских школ. Поскольку
педагогическая сфера представляет собой
совокупность всех видов целенаправленной
социализации личности, а ее суть состоит
в деятельности по передаче и освоению
социального опыта, то именно здесь необходимы
благоприятные социально-психологические
условия, обеспечивающие душевный комфорт
педагогу, ученику и родителям.
Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных
событий в среде взрослых, конфликтогенные
события в школьной действительности
переживаются острее. И дело не только
в существовании извечной истины – «конфликта
отцов и детей». Столкновения школьников
и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных
ситуаций и выступают как фактор формирования
специфических компонентов социального
опыта воспитанников.
Таким образом, на фоне решения трудных
задач обучения и воспитания ярко проявляется
конфликтогенность педагогического социума.
Проблемами конфликтов в школьной среде
должна заниматься такая наука, как социология
педагогического конфликта.
Социология педагогического
конфликта – это достаточно развитая
многоотраслевая дисциплина, которая
исследует причины, сущность, формы
и динамику конфликтов, а также
пути их разрешения и предупреждения.
Ее объектом является конфликт во всех
его формах, а предметом – то
всеобщее, что характеризует
Таким образом, целью данной курсовой
роботы является:
1. Изучение особенностей, видов, типов
конфликтов в малой подростковой группе;
2. Выявление конфликтов в малой подростковой
группе;
3. Применение социально-педагогических
технологий урегулирования конфликтов
Объектом курсовой работы является педагогический конфликт.
Глава I. Теоретические аспекты проблем конфликтов в малых подростковых группах
Существуют различные
определения конфликта, но все они
подчеркивают наличие противоречия,
которое принимает форму
В психологии конфликт определяется
как "столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций,
отдельно взятого эпизода в сознании,
в межличностных
Приведём ещё несколько определений конфликта:
Конфликт - один из видов
социального взаимодействия, отличающийся
сопровождением отрицательных эмоций
и деятельностью более
Конфликт - сложное комплексное
явление, имеющее вторичные социально-
Конфликт - результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;
Конфликт - результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно - потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;[ 551 с.]
Конфликт - реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей;
Конфликт - эскалация каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие .[ 262-272.]
Большинство изученных нами работ позволяет выделить четыре типа конфликта :
1. Внутриличностный. В этом
случае сторонами конфликта
2. Межличностный конфликт
возникает между двумя (или
более) отдельными личностями. При
этом наблюдается конфронтация
по поводу потребностей, мотивов,
целей, ценностей и/или
3. Личностно-групповой конфликт
возникает чаще всего из-за
несоответствия поведения
4. Межгрупповой. В этом
случае может происходить
поскольку в данном случае наиболее ярко будут выражены все негативные последствия конфликта по отношению к личности, реже к группе.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия.
Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции.
Исследования в этой области первые из которых были проведены Л. Козером, Р. Дарендорфом позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:
- установление и поддержание
нормативных и физических
- разрядка напряженной
обстановки. В результате конфликта
в коллективе происходит
- установление и поддержание
относительно стабильной
- создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;
- диагностика возможностей
оппонентов, выявление вероятных
ответных действий другой
- выявление нарушений
функционирования коллектива. Именно
конфликт позволяет определить,
что в коллективе не все
в порядке, выяснить какие
- источник инноваций, стимул к изменению и развитию.
Негативные функции конфликта
нередко ведут к беспорядку, нестабильности,
насилию, затратам больших материальных,
временных и эмоциональных
Основой деструктивных воздействий,
прежде всех остальных составляющих,
является чрезмерная напряженность (психическая
или социальная), которая ведет
к нарушению координации усилий
целесообразной деятельности человека,
а также к тому, что эмоциональное
возбуждение, сопровождающее рост напряжения,
значительно усложняет
- в стремлении наказать
оппонента, нанести ему ущерб,
что является следствием
- в самоподдержке и
самовоспроизводстве образов
- в появлении
Каждый конфликт имеет
более или менее четко
В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
При анализе конфликта
необходимо выделять такой элемент,
как условия, в которых находятся
и действуют участники