Конфликты и социально – педагогические технологии их решения в малых подростковых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой роботы является:
1. Изучение особенностей, видов, типов конфликтов в малой подростковой группе;
2. Выявление конфликтов в малой подростковой группе;
3. Применение социально-педагогических технологий урегулирования конфликтов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1:
Теоретические аспекты проблем конфликтов в малых подростковых группах

Конфликт – как социальный феномен………………………………………….5

Исследование методов урегулирования конфликтов…………….................8

Выводы по главе………………………………………………………………………12

Глава 2:
Изучение конфликтов в малой подростковой группе и социально-педагогические технологии их урегулирования

2.1 Эмпирические исследования в малых подростковых группах, анализ исследования…………………………………………………………………………14

2.2 Социально-педагогические технологии урегулирования конфликтов в данных подростковых группах………………………………………………………………19

Выводы по главе………………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………………22

Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 168.25 Кб (Скачать файл)

Восточно – Сибирская  Государственная Академия Образования 

 

 

 

 

 

 

Факультет социальной педагогики

 

 

 

Курсовая работа

«Конфликты и социально  – педагогические технологии их решения  в малых подростковых группах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: студентка гр. 3с 

Факультета социальной педагогики

                                                Еремчук Дарья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск

2011- 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………..3

 

Глава 1:

Теоретические аспекты проблем  конфликтов в малых подростковых группах

 

    1. Конфликт – как социальный феномен………………………………………….5

 

    1. Исследование методов урегулирования конфликтов…………….................8

 

Выводы по главе………………………………………………………………………12

 

Глава 2:

Изучение конфликтов в  малой подростковой группе и социально-педагогические технологии их урегулирования

 

2.1 Эмпирические исследования  в малых подростковых группах,  анализ исследования…………………………………………………………………………14

 

2.2 Социально-педагогические  технологии урегулирования конфликтов  в данных подростковых группах………………………………………………………………19

 

Выводы по главе………………………………………………………………………21

 

Заключение……………………………………………………………………………22

 

Список используемой литературы…………………………………………………..24

 

Приложение 1………………………………………………………………………….26

 

Приложение 2………………………………………………………………………..31

 

Приложение 3………………………………………………………………………….34

 

Приложение 4………………………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Люди издавна мечтали  о таком обществе, в котором  прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказались в состоянии войны всех против всех. 
Но надежда на возможность взять верх над разрушительной стихией всеобщей ненависти не умерла. В исторической памяти человечества на века сохранились имена тех мудрых правителей, которые славились искусством разрешения самых запутанных споров. 
К середине первого тысячелетия до нашей эры относятся первые попытки проникнуть в глубинные причины социальных столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный практический опыт. Значительный вклад в решение этой проблемы внесли мыслители античности: Анаксимандр, Гераклит, Платон, Геродот, Эпикур, Цицерон и другие. Их достижения послужили идейной основой современной конфликтологии, ставшей самостоятельной наукой лишь к серединеХХвека. 
Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. 
Следует отметить, что конфликты пронизывают все наше общество – и это не нуждается в доказательствах. Не миновала эта участь и социальный институт, каким является школа. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. 
Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников. 
Таким образом, на фоне решения трудных задач обучения и воспитания ярко проявляется конфликтогенность педагогического социума. 
Проблемами конфликтов в школьной среде должна заниматься такая наука, как социология педагогического конфликта.

Социология педагогического  конфликта – это достаточно развитая многоотраслевая дисциплина, которая  исследует причины, сущность, формы  и динамику конфликтов, а также  пути их разрешения и предупреждения. Ее объектом является конфликт во всех его формах, а предметом – то всеобщее, что характеризует возникновение, развитие и завершение любого конфликта.

 
Таким образом, целью данной курсовой роботы является: 
1. Изучение особенностей, видов, типов конфликтов в малой подростковой группе; 
2. Выявление конфликтов в малой подростковой группе; 
3. Применение социально-педагогических технологий урегулирования конфликтов

 

Объектом курсовой работы является педагогический конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты проблем конфликтов в малых подростковых группах

 

    1. Конфликт – как социальный феномен

 

Существуют различные  определения конфликта, но все они  подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях  или межличностных отношениях индивидов  или групп людей, связанное с  отрицательными эмоциональными переживаниями".[128 с.]

Приведём ещё несколько  определений конфликта:

Конфликт - один из видов  социального взаимодействия, отличающийся сопровождением отрицательных эмоций и деятельностью более примитивных  пластов психики;

Конфликт - сложное комплексное  явление, имеющее вторичные социально-психологические  аспекты;

Конфликт - результат сопротивления  существующим в обществе отношениям господства и подчинения;

Конфликт - результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно - потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного  аспектов взаимодействия;[ 551 с.]

Конфликт - реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее  ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и  потребностей;

Конфликт - эскалация каждодневного  соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые  нарушают личностное или межличностное  спокойствие .[ 262-272.]

Большинство изученных нами работ позволяет выделить четыре типа конфликта :

1. Внутриличностный. В этом  случае сторонами конфликта могут  выступать две или более составляющих  одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции.  В этом случае мы имеем дело  с конфликтогенным столкновением  отдельных особенностей личности  и поведения человека.

2. Межличностный конфликт  возникает между двумя (или  более) отдельными личностями. При  этом наблюдается конфронтация  по поводу потребностей, мотивов,  целей, ценностей и/или установок.

3. Личностно-групповой конфликт  возникает чаще всего из-за  несоответствия поведения личности  с требованиями группы.

4. Межгрупповой. В этом  случае может происходить столкновение  стереотипов поведения, норм, целей  или ценностей различных групп.  В рамках нашего исследования  рассматриваются конфликты в  малой подростковой группе. Это  могут быть межгрупповые конфликты, конфликты между личностью и группой. По нашему мнению, последний – один из наиболее сложных видов конфликта,

поскольку в данном случае наиболее ярко будут выражены все  негативные последствия конфликта  по отношению к личности, реже к  группе.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит  отсутствие согласия.

Конфликт может выполнять  как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные  конфликты) функции.

Исследования в этой области  первые из которых были проведены Л. Козером, Р. Дарендорфом позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:

- установление и поддержание  нормативных и физических параметров  коллектива. В результате конфликта  выявляются узкие места и нерешенные  вопросы в управлении коллективом,  в формировании структурных подразделений,  недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;

- разрядка напряженной  обстановки. В результате конфликта  в коллективе происходит конфликтное  взаимодействие, сопровождаемое эмоциональными  бурными реакциями, которое, помимо  возможных негативных последствий,  снимает у его участников эмоциональную  напряженность, приводит к последующему  снижению интенсивности отрицательных  эмоций;

- установление и поддержание  относительно стабильной структуры  взаимоотношений. Конфликты поддерживают  социальную активность людей,  способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений  и инноваций;

- создание и поддержание  баланса сил и, в частности,  власти, социального контроля;

- диагностика возможностей  оппонентов, выявление вероятных  ответных действий другой стороны;

- выявление нарушений  функционирования коллектива. Именно  конфликт позволяет определить, что в коллективе не все  в порядке, выяснить какие требуются  изменения;

- источник инноваций,  стимул к изменению и развитию.

Негативные функции конфликта  нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений.

Основой деструктивных воздействий, прежде всех остальных составляющих, является чрезмерная напряженность (психическая  или социальная), которая ведет  к нарушению координации усилий целесообразной деятельности человека, а также к тому, что эмоциональное  возбуждение, сопровождающее рост напряжения, значительно усложняет когнитивные  процессы, отключает саморегуляцию  и контроль над ситуацией. Существует порог  уровня напряжения, превышение которого ведет к качественно иным воздействиям на поведение человека, – это толерантность к фрустрации. Превышение порога индивидуальной толерантности сопровождается деструктивными психическими явлениями, например, появляется агрессия, бегство от ситуации или изменения в психологии участников конфликта, которые проявляются:

- в стремлении наказать  оппонента, нанести ему ущерб,  что является следствием переживания  гнева и других негативных  явлений;

- в самоподдержке и  самовоспроизводстве образов конфликтного  взаимодействия, посредством искажающего  восприятия;

 

- в появлении самоосуществляющихся  пророчеств, т. е. в ожидании  негативного поведения от оппонента,  подкрепляемого любым фактом  его жизнедеятельности, и другие 

Каждый конфликт имеет  более или менее четко выраженную структуру. Структура конфликта  – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность  самому себе, отличие от других явлений  социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная  система и процесс.

В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный  либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых  и личных отношений конфликтующих  сторон.

Вторым элементом конфликта  выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными  и духовными интересами.

При анализе конфликта  необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся  и действуют участники конфликта, среду, в которой возник конфликт.

Информация о работе Конфликты и социально – педагогические технологии их решения в малых подростковых группах