Конфликты и социально – педагогические технологии их решения в малых подростковых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой роботы является:
1. Изучение особенностей, видов, типов конфликтов в малой подростковой группе;
2. Выявление конфликтов в малой подростковой группе;
3. Применение социально-педагогических технологий урегулирования конфликтов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1:
Теоретические аспекты проблем конфликтов в малых подростковых группах

Конфликт – как социальный феномен………………………………………….5

Исследование методов урегулирования конфликтов…………….................8

Выводы по главе………………………………………………………………………12

Глава 2:
Изучение конфликтов в малой подростковой группе и социально-педагогические технологии их урегулирования

2.1 Эмпирические исследования в малых подростковых группах, анализ исследования…………………………………………………………………………14

2.2 Социально-педагогические технологии урегулирования конфликтов в данных подростковых группах………………………………………………………………19

Выводы по главе………………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………………22

Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 168.25 Кб (Скачать файл)

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте  важно отличить непосредственный повод  столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Динамика конфликта включает ряд основных стадий.

К первой стадии, в ходе динамики конфликта следует отнести возникновение  объективной конфликтной ситуации, потенциальный конфликт. Это этап проверки и подтверждения факторов противостояния, взаимообмен условиями  взаимодействия и требованиями сторон, осуществляющийся на различных Уровнях  взаимодействия с использованием разработанных  форм и средств.

Вторая стадия – осознание  объективной конфликтной ситуации. Когда противоречия становятся осознанными  и противоположная сторона отвечает Реальным действиям (поведением), конфликт становится реальностью, ибо восприятие ситуации как конфликтной порождает  соответствующее поведение. Для  того, чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т. е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны 

Третья стадия характеризуется  переходом к конфликтному поведению  или конфликтным отношениям. После  того, как конфликт осознан, стороны  переходят к конфликтному поведению  или конфликтным отношениям, которые  направлены на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Динамика конфликта предполагает еще одну, четвертую стадию: разрешение конфликта, которая начинается с  эмоциональной разрядки, когда один из оппонентов или оба, "спустив  пар", переходят к более конструктивному  поведению; избегают словесных раздражителей, конкретно и определенно излагают суть дела, дают альтернативы решения  и др.

Разрешение конфликта  может быть полным – конфликт устраняется  на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений.

Разрешение может быть частичным – конкретные действия исключаются, но побуждения к конфликту  остаются.[ 16 – 24.]

 

 

1.2 Исследование методов урегулирования конфликтов

 

Урегулирование конфликта  – это процесс его разрешения с помощью посредника. Участие  посредника возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и  без их согласия .

Существует достаточно много  методов урегулирования конфликтов. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

-   внутриличностные, т.е.  методы воздействия на отдельную  личность;

-   структурные, т.е.  методы по устранению организационных  конфликтов;

-   межличностные методы  или стили поведения в конфликтной  ситуации;

-   переговоры 

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно  организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны  другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ “я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил  свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать позицию, не превращая другого  в своего врага. “Я - высказывание”  может быть полезно в любой  обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода  требует практики и навыков, но это  бывает оправданным в дальнейшем. “Я - высказывание” построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет  передать что-то другому, но не хочет, чтобы  тот воспринял это негативно  и перешел бы в атаку .

Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие  из-за неправильного распределения  полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К  таким методам относятся: разъяснение  требований к работе, координационные  и интеграционные механизмы, общеорганизационные  цели, использование систем вознаграждения.

Разъяснение требований к  работе является одним из эффективных  методов урегулирования и предотвращения конфликтов. Каждый член группы должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят  его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления  соответствующих должностных инструкций, распределения прав и ответственности  по уровням управления,

Координационные механизмы  представляют собой использование  структурных подразделений в  группе, которые в случае необходимости  могут вмешаться и разрешить  спорные вопросы между ними.

Общеорганизационные цели. Данный метод предполагает разработку или уточнение общеорганизационных  целей с тем, чтобы усилия всех членов группы были объединены и направлены на их достижение.

Система вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод  урегулирования конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния  на поведение людей можно избежать конфликтов. Важно, чтобы система  вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или  групп.

Межличностные методы. При  создании конфликтной ситуации или  начале развертывания самого конфликта  его участникам необходимо выбрать  форму, стиль своего дальнейшего  поведения с тем, чтобы это  в наименьшей степени отразилось на их интересах.

К.Томас и Р.Килменн  выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление. Стиль поведения  в конкретном конфликте, указывают  они, определяется той мерой, в которой  вы хотите удовлетворить собственные  интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Рассмотрим подробнее эти стили  поведения .

Стиль конкуренции, соперничества (соревнование) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся  в первую очередь удовлетворить  собственные интересы. Его можно  использовать, если:

-   исход конфликта  очень важен для вас, и вы  делаете большую ставку на  свое решение возникшей проблемы;

-   обладаете достаточной  властью и авторитетом, и вам  представляется очевидным, что  предлагаемое вами решение - наилучшее;

-   чувствуете, что у  вас нет иного выбора и вам  нечего терять;

-   должны принять  непопулярное решение и у вас  достаточно полномочий для выбора  этого шага;

-   взаимодействуете  с подчиненными, предпочитающими  авторитарный стиль.

Однако следует иметь  в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в  близких личных отношениях, так как  кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также  нецелесообразно использовать в  ситуации, когда вы не обладаете  достаточной властью, а ваша точка  зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества можно  использовать, если, отстаивая собственные  интересы, вы вынуждены принимать  во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной  работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного  решения. Такой стиль требует  умения объяснять свои желания и  выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль  можно использовать в следующих  ситуациях:

-   необходимо найти  общее решение, если каждый  из подходов к проблеме важен  и не допускает компромиссных  решений;

-   у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения  с другой стороной;

-   основной целью  является приобретение совместного  опыта работы;

-   стороны способны  выслушать друг друга и изложить  суть своих интересов;

-   необходима интеграция  точек зрения и усиление личностной  вовлеченности сотрудников в  деятельность.

Стиль компромисса. Суть его  заключается в том, что стороны  стремятся урегулировать разногласия  при взаимных уступках. В этом плане  он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном  уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят  одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же парту или  одно и то же задание для работы. При использовании этого стиля  акцент делается не на решении, которое  удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью  выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым  каждый из нас мог бы согласиться".[58с.]

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в  следующих ситуациях:

-   обе стороны имеют  одинаково убедительные аргументы  и обладают одинаковой властью;

-   удовлетворение вашего  желания имеет для вас не  слишком большое значение;

-   вас может устроить  временное решение, так как  нет времени для выработки  другого, или же другие подходы  к решению проблемы оказались  неэффективными;

-   компромисс позволит  вам хоть что-то получить, чем  все потерять.

Стиль уклонения реализуется  обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете  свои права, не сотрудничаете ни с  кем для выработки решения  и не хотите тратить время и  силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется  также в тех случаях, когда  одна из сторон обладает большей властью  или чувствует, что не права, или  считает, что нет серьезных оснований  для продолжения контактов.

Стиль уклонения можно  рекомендовать к применению в  следующих ситуациях:

-   источник разногласий  тривиален и несущественен для  вас по сравнению с другими  более важными задачами, а потому  вы считаете, что не стоит тратить  на него силы;

-   знаете, что не  можете или даже не хотите  решить вопрос в свою пользу;

-   у вас мало власти  для решения проблемы желательным  для вас способом;

-   хотите выиграть  время, чтобы изучить ситуацию  и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо  решение;

-   пытаться решить  проблему немедленно опасно, так  как вскрытие и открытое обсуждение  конфликта могут только ухудшить  ситуацию;

-   оппоненты сами  могут успешно урегулировать  конфликт;

-   у вас был трудный  день, а решение этой проблемы  может принести дополнительные  неприятности.

Не следует думать, что  этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как  за это время она может разрешиться  сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной  информацией и желанием разрешить  ее.

Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с  другой стороной, но при этом не пытаетесь  отстаивать собственные интересы в  целях сглаживания атмосферы  и восстановления нормальной рабочей  атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно  важен для другой стороны и  не очень существен для вас  или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может  быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

-   важнейшая задача - восстановление спокойствия и  стабильности, а не разрешение  конфликта;

 

-   предмет разногласия  не важен для вас или вас  не особенно волнует случившееся;

-   считаете, что лучше  сохранить добрые отношения с  другими людьми, чем отстаивать  собственную точку зрения;

-   осознаете, что,  правда не на вашей стороне;

-   чувствуете, что у  вас недостаточно власти или  шансов победить.

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных  стилей разрешения конфликта не может  быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно, использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства .

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод урегулирования конфликтов переговоры представляют собой набор  тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений  для конфликтующих сторон.

Информация о работе Конфликты и социально – педагогические технологии их решения в малых подростковых группах