Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:16, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой роботы является:
1. Изучение особенностей, видов, типов конфликтов в малой подростковой группе;
2. Выявление конфликтов в малой подростковой группе;
3. Применение социально-педагогических технологий урегулирования конфликтов
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1:
Теоретические аспекты проблем конфликтов в малых подростковых группах
Конфликт – как социальный феномен………………………………………….5
Исследование методов урегулирования конфликтов…………….................8
Выводы по главе………………………………………………………………………12
Глава 2:
Изучение конфликтов в малой подростковой группе и социально-педагогические технологии их урегулирования
2.1 Эмпирические исследования в малых подростковых группах, анализ исследования…………………………………………………………………………14
2.2 Социально-педагогические технологии урегулирования конфликтов в данных подростковых группах………………………………………………………………19
Выводы по главе………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Динамика конфликта включает ряд основных стадий.
К первой стадии, в ходе динамики
конфликта следует отнести
Вторая стадия – осознание
объективной конфликтной
Третья стадия характеризуется переходом к конфликтному поведению или конфликтным отношениям. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению или конфликтным отношениям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.
Динамика конфликта
Разрешение конфликта может быть полным – конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений.
Разрешение может быть частичным – конкретные действия исключаются, но побуждения к конфликту остаются.[ 16 – 24.]
1.2 Исследование методов урегулирования конфликтов
Урегулирование конфликта – это процесс его разрешения с помощью посредника. Участие посредника возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия .
Существует достаточно много методов урегулирования конфликтов. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
- внутриличностные, т.е.
методы воздействия на
- структурные, т.е.
методы по устранению
- межличностные методы
или стили поведения в
- переговоры
Внутриличностные методы
заключаются в умении правильно
организовать свое собственное поведение,
высказать свою точку зрения, не
вызывая защитной реакции со стороны
другого человека. Некоторые авторы
предлагают использовать способ “я - высказывание”,
т.е. способ передачи другому лицу вашего
отношения к определенному
Этот способ помогает человеку
удержать позицию, не превращая другого
в своего врага. “Я - высказывание”
может быть полезно в любой
обстановке, но оно особенно эффективно,
когда человек рассержен, раздражен,
недоволен. Следует сразу оговориться,
что применение данного подхода
требует практики и навыков, но это
бывает оправданным в дальнейшем.
“Я - высказывание” построено так,
чтобы позволить высказать
Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
Разъяснение требований к
работе является одним из эффективных
методов урегулирования и предотвращения
конфликтов. Каждый член группы должен
четко представлять, какие результаты
от него требуются, в чем состоят
его обязанности, ответственность,
пределы полномочий, этапы работы.
Метод реализуется в виде составления
соответствующих должностных
Координационные механизмы представляют собой использование структурных подразделений в группе, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы между ними.
Общеорганизационные цели.
Данный метод предполагает разработку
или уточнение
Система вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод урегулирования конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно избежать конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
К.Томас и Р.Килменн
выделили следующие пять основных стилей
поведения в конфликтной
Стиль конкуренции, соперничества (соревнование) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:
- исход конфликта
очень важен для вас, и вы
делаете большую ставку на
свое решение возникшей
- обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
- должны принять
непопулярное решение и у вас
достаточно полномочий для
- взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.
Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
- необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
- у вас длительные,
прочные и взаимозависимые
- основной целью
является приобретение
- стороны способны
выслушать друг друга и
- необходима интеграция
точек зрения и усиление
Стиль компромисса. Суть его
заключается в том, что стороны
стремятся урегулировать
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
- обе стороны имеют
одинаково убедительные
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
- вас может устроить
временное решение, так как
нет времени для выработки
другого, или же другие
- компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
- источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
- знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
- у вас мало власти
для решения проблемы
- хотите выиграть
время, чтобы изучить ситуацию
и получить дополнительную
- пытаться решить
проблему немедленно опасно, так
как вскрытие и открытое
- оппоненты сами могут успешно урегулировать конфликт;
- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Не следует думать, что
этот стиль является бегством от проблемы
или уклонением от ответственности.
В действительности уход или отсрочка
может быть вполне подходящий реакцией
на конфликтную ситуацию, так как
за это время она может
Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
- важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
- предмет разногласия
не важен для вас или вас
не особенно волнует
- считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
- осознаете, что, правда не на вашей стороне;
- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно, использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства .
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод урегулирования конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.