Конфликты и социально – педагогические технологии их решения в малых подростковых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой роботы является:
1. Изучение особенностей, видов, типов конфликтов в малой подростковой группе;
2. Выявление конфликтов в малой подростковой группе;
3. Применение социально-педагогических технологий урегулирования конфликтов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1:
Теоретические аспекты проблем конфликтов в малых подростковых группах

Конфликт – как социальный феномен………………………………………….5

Исследование методов урегулирования конфликтов…………….................8

Выводы по главе………………………………………………………………………12

Глава 2:
Изучение конфликтов в малой подростковой группе и социально-педагогические технологии их урегулирования

2.1 Эмпирические исследования в малых подростковых группах, анализ исследования…………………………………………………………………………14

2.2 Социально-педагогические технологии урегулирования конфликтов в данных подростковых группах………………………………………………………………19

Выводы по главе………………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………………22

Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 168.25 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

существование взаимозависимости  сторон, участвующих в конфликте;

отсутствия значительного  различия в возможностях (силе) субъектов  конфликта;

соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;

участие в переговорах  сторон, которые реально могут  принимать решения в сложившейся  ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Рассмотрев историю конфликтов в различных видах общества можно  отметить то, что проблема конфликтов берет начало с образованием общества. В настоящее время проблема не исчерпана, в некоторых социальных группах наблюдается увеличение конфликтов. Конфликтология изучается  как психологами так и педагогами на протяжении всего существования  данных наук. 

Актуальность проблемы конфликтов в малых подростковых группах  в данное время не оспорима, так как возраст подростков самый сложный этап человеческого развития. Определение конфликта различны, но все они обозначают в первую очередь выплеск негативных эмоции в жесткой форме. Так например в педагогике определение конфликта обозначает результат столкновения противоборствующих тенденции деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно - потребностного, эмоционально - волевого и личностного аспектов взаимодействия.

Ученые выделили четыре вида конфликтов:

 Внутриличностный;

Межличностный;

Личностно - групповой;

Межгрупповой.

Данные виды конфликтов встречаются  во всех сферах становление человеческой личности. Каждый конфликт нужно разрешать  для этого ученые рассматривают  урегулирование конфликтов.

Очень важно урегулирование конфликтов мирным путем - это процесс  разрешение конфликтов с помощью  посредника. Урегулирование конфликтов так же принято подразделять на группы:

Внутриличностные;

Структурные;

Межличностные;

Переговоры.

Урегулирование конфликтов чаще всего происходит по средством  третьего лица, очень редко противоборствующие стороны приходят к мирному решению  конфликта самостоятельно. Очень  тяжело самостоятельно осознать степень своей вины в конфликте и пойти на компромисс. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II . Эмпирическое исследование методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах

2.1 Эмпирические исследования  в малых подростковых группах,  анализ исследования.

 В первой главе курсовой  работы мы изучили и проанализировали  литературные источники по проблеме  конфликтов среди подростков. Во  второй части работы мы решили  провести эмпирическое исследование  проблемы конфликтного взаимодействия  в подростковых группах.

Наши задачи на данном этапе  работы:

• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике конфликтности  у подростков;

• Осуществить анализ полученных результатов и подобрать социально-педагогическую технологию урегулирования конфликтов

Базой исследования стала  общеобразовательная средняя школа  №  1 им. М. Г. Малкова, ученики, из них: 12 девочек и 8 мальчиков, учащиеся 6 - 7 класса. В школе часто происходят конфликты среди подростков.

Для знакомства с ситуацией  мы провели опрос подростков - участников исследования по специально составленной анкете (см. Приложение 1). Затем, выявив суть проблемы, и наметив основные пути исследования, провели диагностику  по методике «Стиль конфликтного поведения».

С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского  социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы  реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек  склонен к соперничеству и  сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их (см. Приложение 1).

Мы предположили, что для  большинства подростков типичной стратегией поведения в конфликте является соперничество.

Диагностика проводилась  в период со 4 по 7сентября 2012г. Описание методик представлено в Приложении 1, результаты исследования – в Приложении 2, рекомендации – в Приложении 3.

Мы провели опрос подростков - участников исследования по специально составленной анкете (см. приложение 1).

На вопрос, о том, как  часто бывают подростковые конфликты  в школе, большинство учеников ответили, что конфликты бывают иногда (17 чел). Два человека считают, что в школе  не бывает конфликтов, и один подросток  ответил, что предпочитает ничего не знать об этом.

Большинство опрошенных подростков иногда принимают участие в конфликтах (14 чел), остальные ответили, что никогда  не участвовали в конфликте (см. рис 1).

 

Рис.1. Ответ на вопрос анкеты: «Часто ли вы принимали  участие в конфликте?»

Итак, мы видим, что большинство  подростков участвовали в конфликтах.

Причиной конфликтов большинство  опрошенных называет несправедливость (11 чел) и непонимание (8 чел), для одного причиной конфликта может быть «что угодно».

Большинство подростков ответили, что доказывают свою правоту в  конфликте только иногда (8 чел), всегда отстаивают свою точку зрения 5 человек, и не доказывают любой ценой свою правоту в конфликте 7 подростков (рис.2).

 

Рис.2. Ответ на вопрос анкеты: «Стремитесь ли вы доказать свою правоту.?»

 Большинство ответили, что обычно пытаются понять  точку зрения своего оппонента  (13 чел), но 7 человек ответили, что  только иногда пытаются понять  других.

Готовы идти на взаимные уступки в конфликте 12 человек, восемь – только иногда.

Большинство подростков считают, что конфликт можно разрешить, не ущемляя права и чувство достоинства  всех его участников. Предлагают найти  компромисс - 12 человек, четверо считают, что достаточно просто спокойно выслушать  собеседника. Испытуемый № 15 считает, что нельзя разрешить конфликт, не нарушая ничьих интересов, и обязательно  останутся недовольные. Испытуемый № 4 считает, что лучшее, что можно  сделать – спокойно уйти.

На вопрос: «Были ли вы свидетелем такого успешного разрешения конфликта?» 8 человек ответили утвердительно, и добавили, что в этом случае был найден компромисс. Остальные (12 чел) не смогли назвать таких случаев.

При ответе на вопрос: «Что мешает вам  или другим людям разрешать конфликты  с пользой для обеих сторон?», большинство назвали причиной упрямство  и нежелание идти на уступки, упрямство (16 чел), четверо признались, что не всегда могут выслушать оппонента (рис.3).

 

Рис.3. Ответ на вопрос анкеты: «Что мешает вам или другим людям  разрешать конфликты с пользой  для обеих сторон?»

 

Далее мы решили определить типические способы реагирования на конфликтные ситуации у подростков по методике «Стиль поведения». В результате диагностики выяснилось, что у  подростков существуют различные методы решения конфликтных ситуаций (рис. 4).

Рис.5. Результаты диагностики стилей поведения по методике Томаса

 

Большинство подростков применяют  стратегию соперничества в конфликтных  ситуациях (11 человек), предпочитают решать конфликтные ситуации методом компромисса (3 человека) или сотрудничества (3 человека). Двое приспосабливаются к интересам  оппонентов, один избегают решения  конфликтов.

Таким образом, проанализировав  результаты исследования, мы пришли к  выводу о том, что для большинства  подростков типичной стратегией поведения  в конфликте является соперничество.

Таким образом, в результате проведенного анкетирования, можно  сделать следующие выводы:

  • большинство подростков участвовали в конфликтах в школе (70%).
  • причиной конфликтов большинство подростков называет несправедливость (55%) и непонимание (40%).
  • большинство опрошенных считают, что конфликт можно разрешить, не ущемляя при этом права и чувство достоинства всех его участников (90%).
  • готовы пойти на компромисс 60% подростков.
  • При этом все подростки считают, что компромисс не возможен из-за упрямства и нежелания идти на уступки (100%).

Таким образом, мы видим, что при анкетировании подростки часто дают взаимоисключающие ответы. Они готовы пойти на компромисс, но не хотят сделать первый шаг и пойти на уступки. Поэтому для большинства подростков типичной стратегией поведения в конфликте является соперничество.

2.2. Социально-педагогические  технологии урегулирования конфликтов  в данных подростковых группах

 

Урегулирование конфликта  – это процесс его разрешения с помощью посредника. социально  – педагогические технологии которые были использованы мною на занятиях с 6-7классами были различны, так например один из методов это вывести подростка на любую реакцию.

Реакция амбиции Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей.

Реакция самодовольства Желание похвастаться своими возможностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.

Реакция зависти Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений “заболевает”. Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.

Реакция злорадства Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.

Реакция захвата Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.

Реакция агрессии Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей, амбициозных и нечувствительных к страданиям других.

Реакция присвоения Гиперопека или прилипание к человеку для реализации своих целей.

Реакция безразличия Бестрепетное отношение к физическому и душевному страданию другого человека.

Также было проведено мероприятие  «Конструктивное разрешение конфликта» (см. Прил. 4)

Данная методика позволила  выявить причины конфликтов среди подростковых групп определенных классов, и способствовала значительному снижению конфликтных ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе:

 

Во второй главе были рассмотрены  определение понятия подросткового  возраста, выявлены причины возникновения  конфликтных ситуации в подростковых группах, практическая часть работы посвящена выявлению и урегулированию конфликтных ситуации в 6-7классах.   Поданным исследованиям видно, что у подростков наиболее выражена агрессивность, т.е. ребята не владеют адекватными способами поведения, это внутреннее состояние неумения контролировать свои эмоции. Таким образом, по результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов. Наиболее часто конфликты возникают вследствие того, что ребята подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии.  Большая часть подростков не владеет адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов.

Урегулирование конфликтов чаще всего происходит по средством  третьего лица, очень редко противоборствующие стороны приходят к мирному решению  конфликта самостоятельно. Очень  тяжело самостоятельно осознать степень своей вины в конфликте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Данная курсовая работа посвящена  выявлению и урегулированию конфликтных  ситуации в подростковом возрасте. Интерес к данной исследовательской работе неслучаен. К сожалению отечественным учеными очень плохо изучена тема конфликтов в подростковых группах, труды западных ученых очень часто для нас не доступны, даже в век высочайших информационно – технологического процесса. Кроме того особенность подросткового возраста трактуется по разному, что приводит к непониманию и неприятию методик западных ученых. Актуальность проблемы конфликтов в малых подростковых группах в данное время не оспорим, так как возраст подростков самый сложный этап человеческого развития. Определение конфликта различны, но все они обозначают в первую очередь выплеск негативных эмоции в жесткой форме. Так например в педагогике определение конфликта обозначает результат столкновения противоборствующих тенденции деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно - потребностного, эмоционально - волевого и личностного аспектов взаимодействия.

Информация о работе Конфликты и социально – педагогические технологии их решения в малых подростковых группах