Конфликты и социально – педагогические технологии их решения в малых подростковых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой роботы является:
1. Изучение особенностей, видов, типов конфликтов в малой подростковой группе;
2. Выявление конфликтов в малой подростковой группе;
3. Применение социально-педагогических технологий урегулирования конфликтов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1:
Теоретические аспекты проблем конфликтов в малых подростковых группах

Конфликт – как социальный феномен………………………………………….5

Исследование методов урегулирования конфликтов…………….................8

Выводы по главе………………………………………………………………………12

Глава 2:
Изучение конфликтов в малой подростковой группе и социально-педагогические технологии их урегулирования

2.1 Эмпирические исследования в малых подростковых группах, анализ исследования…………………………………………………………………………14

2.2 Социально-педагогические технологии урегулирования конфликтов в данных подростковых группах………………………………………………………………19

Выводы по главе………………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………………22

Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 168.25 Кб (Скачать файл)

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта показал, что наибольшее количество исследований принадлежит представителям зарубежной социологии и психологии. Интерес  отечественных ученых к проблеме конфликта возрос лишь в последнее  десятилетие. Лидирующее положение  в изучении конфликта занимают психология, социология. Однако относительно небольшое  количество работ в данном направлении  свидетельствует, что в отечественной  науке эта проблема исследована  недостаточно.

Существуют различные  определения конфликта, но все они  подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Выделяется четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой. А так же они бывают скрытными  или явными. Конфликт может выполнять  как позитивные (конструктивные), так  и негативные (деструктивные) функции. Каждый конфликт имеет более или  менее чётко выраженную структуру: объект конфликтной ситуации, цели и субъективные мотивы, условие, среду  возникновения, наличие оппонентов, повод или причину.

Динамика конфликта включает ряд основных стадий: возникновение  объективной конфликтной ситуации, осознание, переход к конфликтным  отношениям и разрешение конфликта. Перечислить все причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте не представляется возможным. Но в целом конфликт вызывается, следующими группами причин, обусловленными:

·  личностным своеобразием членов группы, например, неумением  контролировать свое эмоциональное  состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью;

·  психологическими особенностями  подростковых взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями лидера, плохой психологической коммуникацией  в малых группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Андреев, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров,  разрешение конфликтов [Текст] / В.И.Андреев.  – М.: Народное образование, 1995. –  128 с.

2.Андреев, В.И. Основы  педагогической психологии [Текст] / В.И.Андреев. – М., 1995. – 128 с.

3.Андреева, Г.М. Социальная  психология [Текст]: учебник для вузов  / Г.М.Андреева. – М.: Наука, 1994. – 324 с.

4.Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.Анцупов,  А.И.Шипилов. – M: Юнити, 1999. – 551 с.

5.Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС,2000. – 320 с.

6.Дойч, М.С. Разрешение  конфликта. Конструктивные и деструктивные  процессы [Текст] / М.С.Дойч // Социально  – политический журнал. - 1997. –  № 1. – С. 19-21.

7.Донцов, А.И. Психология  коллектива [Текст] / А.И.Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.

8.Ершов, А.А. Внутригрупповые  конфликты [Текст] / А.А. Ершов.  – Л.: Нева, 1973. - С. 59-60.

9.Заиченко, Н.У. Структурно  – содержательные характеристики  и психологические особенности  конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир  психологии. – 1998. – № 4. – С. 262-272.

10.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л.Коломинский. – М.: Мысль, 1976. – 241с.

11.Коновалов, А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А. Ю. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. статей. - М.: МОО Центр «СПР», 2005. С. 113.

12.Кривцова, С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления [Текст] / С.В.Кривцов. – М., 1986. – 180 с.

13.Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 206 с.

14.Крутецкий, В.А. Психология подростка [Текст] / В.А.Крутецкий. – М., 1965. – 210 с.

 

15.Левитов, Н.Д. Психологические особенности подростков [Текст] /Н.Д.Левитов. – М., 1999. – 58с.

16.Лукашенок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя [Текст] / О.Н.Лукашенок, Н.Е.Шуркова. - М.: Изд-во. "Российское педагогическое агенство", 1998. – 80 с.

17.Мак Элри , Ф. Дисциплина в школе и восстановительное правосудие [Электронный ресурс] // Дисциплина в школе и права школьников.- Окленд, Новая Зеландия: Фонд правовых исследований (Legal Research Foundation), 1996. – Режим доступа:

18.Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов: В 3 книгах. Книга 1 – Общие основы психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. – 688 с.

19.Психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.

20.Решение конфликтов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www/gigglepotz/com/reace.htm

21.Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М.М.Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

22.Сегрева, А.С. Разрешение социального конфликта: личностно-центрированная модель [Ст. изд. Мексика]; пер. с англ [Текст] / А.С. Сегрева, Н. Арайза // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 109 – 113.

23.Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений [Текст] / Л.Н.Собчик. - М.: МКЦ, 1990. – 47 с.

24.Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. A. M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1984. – 1600 с.

35.Сосин, В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике запада [Текст] / В.А.Сосин // Психологический журнал. Том 15 - 1994. – № 5. – С. 131 – 141.

36. Учадзе, С.С. Концепция  синергетического воздействия как  основа теории управления конфликтами  в образовательных системах.-Гуманизация  образования.2009.№4.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методики исследования

1. Анкета оценки  конфликтной ситуации группе  подростков

  1. Как часто бывают конфликты в школе?
  2. Принимали ли вы участие в каком-либо конфликте?
  3. Что чаще всего для вас является причиной конфликта?
  4. Стараетесь ли вы любой ценой доказать свою правоту?
  5. Пытаетесь ли вы понять точку зрения вашего оппонента?
  6. Готовы ли вы идти на взаимные уступки?
  7. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
  8. Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?
  9. Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

 

2. Тест описания  поведения (К.Томаса)

1. а) Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение  спорного вопроса;

б) Вместо того, чтобы обсуждать  то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти  компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить  его с учетом всех интересов другого  человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов  другого человека.

4. а) Я стараюсь найти  компромиссное решение; б) Я  стараюсь не задеть чувств  другого человека.

5. а) Улаживая спорную  ситуацию, я все время пытаюсь  найти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать  неприятности для себя; б) Я  стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить  решение спорного вопроса, с  тем чтобы со временем решить  его окончательно;

б) Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все  затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не  всегда стоит волноваться из-за  каких-то возникших разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь  добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

11. а) Первым делом я  стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые  интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры;

б) Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю  позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все  было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому  свою точку зрения и спрашиваю  о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить  другого и сохранить наши отношения;

б) Я стараюсь сделать  все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не  задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

18. а) Если это сделает  другого счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность  остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я  пытаюсь определить то, в чем  состоят все затронутые интересы  и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные  вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно  преодолеть наши разногласия;  б) Я стараюсь найти наилучшее  сочетание выгод и потерь

для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к  другому;

б) Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти  позицию, которая находится посередине  между моей и позицией другого  человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я  озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого  кажется ему очень важной, я  стараюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить  другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить  другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю  среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь  удовлетворить интересы каждого  из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь  избежать споров;

б) Если это сделает другого  человека счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у  другого.

29. а) Я предлагаю среднюю  позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не  задеть чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую  позицию в споре, чтобы мы совместно  могли добиться успеха.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчи-тывается количество ответов, совпадающих  с ключом.

Ключ

Соперничество: За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 166, 17а, 226, 25а, 28а.

Сотрудничество: 26, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.

Компромисс: 2а, 4а, 76, 106, 126, 13а, 186, 206,22а, 246, 26а, 29а.

Избегание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21а, 236, 27а, 296.

Приспособление: 16, 36, 46, 6а, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 256, 276, 30а.

Полученные количественные оценки сравниваются между собой  для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения  испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений  в сложных условиях.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конфликты и социально – педагогические технологии их решения в малых подростковых группах