Конструирование из строительного материала в ДОУ (на примере первом младшей группы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Термин «конструирование» обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Значение занятий по конструированию из строительного материала для умственного, нравственного, и художественно-творческого развития детей ..4
2. Программа по конструированию. Тематика детских построек ……….……7
3. Предварительная работа с детьми по конструированию из строительного материала ……………………………………………………………………….....9
4. Организация и методика проведения занятий по конструированию из строительного материала …………………………………………………….…10
Выводы …………………………………………………………………….…….16
Литература …………………………………………………………………..…..17
Приложение …………………………………………………………………..…18
Приложение 1. Образцы построек для игр со строительным материалом детей первой младшей ………………………………………………….….…..19
Приложение 2. Занятия по конструированию в 1 младшей группе ……….…20

Файлы: 1 файл

Контрольная по конструированию.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

4. Организация и методика  проведения занятий по конструированию  из строительного материала

 

Организация и методика проведения занятий по конструированию из строительного материала в первой младшей группе имеет свою специфику:

На занятиях воспитатель организует детей в группки по 4—6, 6—8 человек. Через месяц-два количество одновременно занимающихся детей увеличивается до 10—12 человек, во второй половине года возможно проводить занятия со всей группой.

Постройки, с помощью которых дети обучаются способам конструирования, и в этой группе не должны быть сложными (приложение 1). Важно, чтобы дети могли сооружать эти постройки для своих игр, запоминали и применяли приемы конструирования, последовательность в выполнении их, умели выбирать нужные детали при самостоятельной стройке.

На первых занятиях в этой группе повторяются постройки второй группы раннего возраста, закрепляются конструктивные умения.

Сначала малыши строят башни. Их обучают накладывать детали друг на друга, чтобы получилось несложное сооружение. Это действие детям уже знакомо.  Только постройка башни несколько сложнее: на три-четыре кубика, наложенных друг на друга, ставится трехгранная призма. В результате получается башня с домиком для птичек.

На занятии детям желательно дать игрушки — птиц. Воспитатель показывает, как можно играть с постройками и птичками, напоминает, что наблюдали дети до занятия. Воспроизводя полет птиц, рассказывает примерно следующее: «Птички летали, летали, устали. Прилетели, на башенку сели. Отдохнули и опять полетели. Сели на дорожку, стали зернышки клевать. Поклевали и улетели».

Можно дать механическую игрушку — птичку, клюющую зерна. Заводит ее воспитатель. Но лучше, если игрушки будут резиновые или целлулоидные. В этом случае дети сами смогут играть с птичкой.

В самостоятельных играх и на последующих занятиях дети снова упражняются в постройке башни. При этом воспитатель показывает разные ее варианты: то она высокая, из четырех кубиков, то она одного цвета, то другого, то состоит из разных цветов. Поставив флажок, воспитатель напоминает детям знакомое стихотворение А. Барто «Горит на солнышке флажок». Куклы, матрешки могут гулять около башни. Вокруг нее можно посадить деревья, будет садик.

Если ребенок в игре хочет повторить постройку башни, но забыл, как это делается, воспитатель вопросами помогает ему вспомнить нужное действие, поощряет самостоятельные попытки детей отобразить в стройке знакомый предмет, выполнить замысел, добиться большего сходства с предметом, побуждает их к использованию своих построек в игре. (У башни можно поставить скамеечку, стол и пр.)

На следующих занятиях дети осваивают постройку мебели (причем кубики и кирпичики располагают в разном пространственном положении), учатся выделять части предметов мебели (у стула спинка и сиденье и т.д.). Рассматривая образцы, воспитатель учит детей определять, из каких деталей сделаны части. Затем показывает способ выполнения постройки, фиксируя внимание на последовательности действий. Когда постройки готовы, детям дают кукол, посуду или лоскутки, с которыми они играют. Куклы могут за столом есть, на диване отдыхать, на кровати спать и т. д.

На занятии дети сначала строят какой-то один предмет из мебели. Когда же они освоят стройку трех-четырех предметов мебели, можно на одном занятии построить стол и один-два стула, кроватку и т. п.

На последующих занятиях можно построить л е с е н к у, которую дети наблюдают у себя в группе, на участке, по которой сами постоянно взбираются. Здесь детям также предоставляется возможность упражняться в укладывании деталей вверх; лестницу можно сделать из шести кубиков или кирпичиков. Закончив постройку лесенки, можно обыграть ее, вызвав радостное эмоциональное состояние, приговаривая слова из знакомого детям стихотворения, сопровождая их игровыми действиями с куклой.

Когда постройка лесенки не будет вызывать у детей затруднений, можно объединить сооружение башенки и лесенки. Башенку с домиком можно построить из четырех-пяти кубиков, лесенку пристроить к ней из трех кубиков. По окончании стройки предложить детям поиграть:   по   лесенке   вверх   взбирается   куколка,   мишка   и   т. п.

Знакомые приемы стройки башни и лесенки закрепляются в сооружении г о р к и. Как и на предыдущих занятиях, дети рассматривают построенную горку, уточняют, из каких частей она состоит, из каких деталей ее строить, а потом показывают, как делать. Для постройки горки нужны шесть кубиков и большая призма. Из кубиков строят лесенку и к ней приставляют призму. К скату горки внизу можно приложить картонную полоску — это будет дорожка. С горкой дети интересно играют: куколка, матрешка, мишка, зайка взбираются по лесенке на горку, а затем скатываются на саночках, которые могут сделать старшие дети.

Подготавливая детей к следующим занятиям, воспитатель может сам что-нибудь для них построить. Чтобы игра была интересней, напоминает знакомое стихотворение. Так, если ребенок построил кроватку, воспитатель включается в игру, приговаривая:

Баю-баю-баиньки,

Прискакали заиньки:

Спит ли ваша девочка,

Девочка-припевочка?

Уходите, заиньки,

Не мешайте баиньки!

Другому подсказывает, что хорошо бы сделать стол, стулья и 
покормить кукол: 

Час обеда подошел,                    Села Машенька за стол...

После того, как у детей будет закреплен навык укладывания деталей вверх, воспитатель учит их класть кирпичики по горизонтали на широкую и узкую сторону. Так строятся дорожки узкая и широкая, поезд, загородка. При этом дети осваивают понятия «узкая», «широкая», «короткая», «длинная» дорожка. Чтобы учить детей укладывать кирпичики старательно, воспитатель объясняет, для чего это надо делать: «По дорожкам могут ходить куклы, ездить машины...».

Когда малыши освоят эти постройки, поиграют с ними (вместе с воспитателем и самостоятельно), на следующих занятиях можно поставить новую задачу — учить делать перекрытие, закреплять умение видеть отдельные части постройки, знать детали набора, из которых выполнена постройка, формировать умение запомнить и соблюдать последовательность практических действий. С этой целью детей учат строить домик для куклы в разных вариантах.

Закончив постройку и рассмотрев ее вместе с детьми, воспитатель подсказывает сюжет игры, прочитав строчки стихотворения:

Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей?

 Это дети строят  дом,

Чтобы куклы жили в нем!

Постройку домика повторяют на нескольких занятиях, а затем строят его по готовому образцу без объяснения воспитателя. Задания постепенно усложняют: на задней стенке делают окно, ставят кирпичик на длинную узкую сторону между боковыми кирпичиками-стенками.

Необходимо постепенно подводить детей к тому, чтобы они могли построить домик по предложению и словесному объяснению воспитателя (без показа приемов стройки и образца, на основе усвоенных действий).

Чтобы организовать общение между детьми в процессе игр с постройками, можно предложить сделать от домика к домику дорожки из кирпичиков, обыграть постройку, сказав детям, что теперь куклы будут ходить друг к другу в гости.

Закрепить умение замыкать пространство, делать перекрытие можно на постройках ворот, трамвая. Трамвай делается из трех кубиков и двух длинных пластин, положенных на кубики. Желательно, чтобы дети, живущие в городе, перед занятием понаблюдали за движением трамвая, обратили внимание на то, что у него много окон.

Ворота строят из четырех кубиков и кирпичика. Здесь важно определить расстояние между кубиками. Надо подсказать детям, что, для того чтобы кирпичик не упал, кубики нужно подвинуть друг к другу, но так, чтобы через ворота могли проехать машины, пройти куклы, матрешки, животные. К такому занятию воспитатель может построить дом, от него проложить дорожку, в конце дорожки поставить ворота. Это поможет детям уяснить назначение ворот.

На участке детского сада во время прогулки и в групповой комнате воспитатель организует игры детей с крупным строительным материалом. Так, сооружение из двух кубиков и доски будет изображать грузовик. Впереди сидящему ребенку — шоферу — можно дать обруч, это будет руль. Остальные дети — пассажиры. Малыши едут на машине, радуются.

В другом случае воспитатель подсказывает сюжет новой игры. Так, он объявляет, что будет лечить больных детей. Каждому хочется скорее попасть к врачу. Дети ждут своей очереди. Стоять неудобно, все приходят к выводу, что необходимо сделать скамейки. Так развивается интересная игра.

Всякий раз, когда воспитатель строит что-то для детей из мелкого или крупного строительного материала, следует привлекать и детей: найти нужные детали, показать, куда их поставить. Он советуется с детьми, как строить, из каких форм, куда что положить, что получится.

Игры со строительным материалом вызывают большую активность детей, если они дополняются образными игрушками. Желательно, чтобы воспитатель и сам делал в присутствии детей некоторые игрушки для игр, если изготовление не занимает много времени. Наиболее трудоемкие процессы можно выполнить и в присутствии детей, например заготовить выкройку для навеса в виде грибка над столиком, если дети играют в детский сад.

Организуя обучение детей конструированию вне занятий, необходимо демонстрировать им игрушки и постройки, выполненные старшими дошкольниками. Старшие могут построить малышам большой пароход, украсить его самостоятельно изготовленными флажками и отправиться с малышами в плавание по реке. У старших более богатая фантазия: они могут рассказывать, куда приехали, делать остановки, выходить с малышами на прогулку и т. д. Могут, на пароходе сделать библиотеку, столовую, мостик капитана, приготовить самодельные атрибуты: рупор, бинокль для капитана, белую шапочку для повара, сумку с красным крестом для врача. Все это будет содействовать формированию внимательного и заботливого отношения между детьми, обогащать игры малышей, их фантазию. После игр со строительным материалом следует систематически показывать детям, как разбирать постройки и укладывать материал на место, добиваться, чтобы дети всегда делали это сами, поощрять за самостоятельные попытки уложить материал на место. Воспитатель показывает, как это делать: сначала разбирают постройку и детали группируют по формам на столе (отдельно кубики, кирпичики и т.д.), а затем их убирают со стола. Следует иметь в виду, что процесс группировки, укладывания деталей сам по себе интересен детям третьего года жизни, в пять лет эта работа уже не будет привлекать их внимания.

Таким образом, на занятиях воспитатель организует детей в небольшие подгруппы, через месяц-два количество подгруппы увеличивается, во второй половине года возможно проводить занятия со всей группой. Постройки, с помощью которых дети обучаются способам конструирования, и в этой группе не должны быть сложными.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Занятия по конструированию из строительного материала имеют важное значение для умственного, нравственного, и художественно-творческого развития детей.

В различных программах конструированию из строительного материала отводят важное место. Основной задачей любой программы в этом возрасте является пробуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций. На третьем году жизни дети учатся сооружать элементарные постройки, по-разному располагая их на плоскости: кирпичики, выложенные по горизонтали, - дорожки, поезд, трамвайная линия, забор; кубики, поставленные один на другой, - башенка, лесенка; кубики в сочетании с кирпичиками - стол, стул, диван, домик, трамвай, мост, горка.

Прежде чем начать обучение, воспитатель знакомит детей с самим изображаемым предметом как в целом, так и с частями, объясняя их фактическое назначение.

Организация и методика проведения занятий по конструированию из строительного материала в первой младшей группе имеет свою специфику. На занятиях воспитатель организует детей в небольшие подгруппы, через месяц-два количество подгруппы увеличивается, во второй половине года возможно проводить занятия со всей группой. Постройки, с помощью которых дети обучаются способам конструирования, и в этой группе не должны быть сложными. Игры со строительным материалом вызывают большую активность детей, если они дополняются образными игрушками. Организуя обучение детей конструированию вне занятий, необходимо демонстрировать им игрушки и постройки, выполненные старшими дошкольниками.

 

 

Литература

 

  1. Лиштван, З.В. Конструирование [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / З.В. Лиштван. - Москва : Просвещение, 1981. - 158с. - (Библиотека воспитателя детского сада).
  2. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: Сфера, 2010.- 240с.
  3. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с.
  4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвящение, 1991. – 256с.: ил.
  5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
  6. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника [Текст] / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; Науч. ред. Л.А. Парамонова и др. - М. : Просвещение, 2003. – 335с.
  7. Радуга : программа воспитания, образования и развития  детей  от 2  до   7  лет в условиях дет. сада [Текст] / Т.И. Гризик,   Т.Н. Доронова,   Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва. — М. : Просвещение,  2010. — 111 с.

Информация о работе Конструирование из строительного материала в ДОУ (на примере первом младшей группы)