Конструирование из строительного материала в ДОУ (на примере первом младшей группы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Термин «конструирование» обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Значение занятий по конструированию из строительного материала для умственного, нравственного, и художественно-творческого развития детей ..4
2. Программа по конструированию. Тематика детских построек ……….……7
3. Предварительная работа с детьми по конструированию из строительного материала ……………………………………………………………………….....9
4. Организация и методика проведения занятий по конструированию из строительного материала …………………………………………………….…10
Выводы …………………………………………………………………….…….16
Литература …………………………………………………………………..…..17
Приложение …………………………………………………………………..…18
Приложение 1. Образцы построек для игр со строительным материалом детей первой младшей ………………………………………………….….…..19
Приложение 2. Занятия по конструированию в 1 младшей группе ……….…20

Файлы: 1 файл

Контрольная по конструированию.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 


 


Домашняя контрольная работа

по методике развития

детского изобразительного творчества

 

3 курс

Тема 3. Конструирование

из строительного материала в ДОУ

(на примере первом младшей группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Значение занятий по конструированию  из строительного материала для  умственного, нравственного, и художественно-творческого  развития детей ..4

2. Программа по конструированию. Тематика детских построек ……….……7

3. Предварительная работа с детьми  по конструированию из строительного материала ……………………………………………………………………….....9

4. Организация и методика проведения  занятий по конструированию из  строительного материала …………………………………………………….…10

Выводы …………………………………………………………………….…….16

Литература …………………………………………………………………..…..17

Приложение …………………………………………………………………..…18

Приложение 1. Образцы   построек  для   игр   со   строительным   материалом  детей   первой   младшей ………………………………………………….….…..19

Приложение 2. Занятия по конструированию в 1 младшей группе ……….…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «конструирование» обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.

Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Конструирование в раннем возрасте (2-3 года) пока слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием».

К началу третьего года жизни дети в своих играх способны передавать несколько взаимосвязанных действий, воспроизводить в них свой жизненный опыт или то, что непосредственно наблюдают. Изображая в игре виденное в жизни, они способны изменять ход событий, выражая этим свое отношение к ним. Все эти качества являются результатом хорошо организованного педагогического процесса.

Программа конструктивной деятельности предусматривает в 1 младшей группе только конструирование из строительного материала.

Изучением конструирования из строительного материала занимались А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и др.

1. Значение занятий по  конструированию из строительного материала для умственного, нравственного, и художественно-творческого развития детей

 

В процессе конструирования осуществляется умственное, нравственное, художественно-творческое развитие ребенка. Развивается умение наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения и т.п.).

Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка:

  • ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт основу для развития фантазии и воображения;
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;
  • конструирование способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой, величиной) и помогает научиться оперировать ими;
  • оперирование с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое соизмерение и зрительное соотнесение;
  • на основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • строительные игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей, способствуют переносу освоенных умений на другие ситуации;
  • благодаря созданию материальных конструкций абстрактные понятия (как величина) могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;
  • конструирование способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. В процессе конструи-рования дети усваивают правильное употребление относительных понятий: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Также они упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. 
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Знакомя детей с некоторыми сооружениями и постройками нашей эпохи (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров), а также с доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.), воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны.

Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы детей. Воспитатель учит их умению создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы, чтобы действия были экономными; учит целесообразному подбору деталей, определенной последовательности и согласованности действий, если постройка выполняется группой детей, учит детей видеть красоту самого процесса стройки.

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства.

Правильно организованные игры с материалами способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия». Когда перед детьми ставится задача не воспроизведения постройки по образцу, а более сложная — самостоятельного создания ее на основе представлений, которые сформировались ранее в процессе наблюдений, или по заданным условиям.

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте.

Таким образом, занятия по конструированию из строительного материала имеют важное значение для умственного, нравственного, и художественно-творческого развития детей.

 

 

 

2. Программа по конструированию. Тематика детских построек

 

В различных программах конструированию из строительного материала отводят важное место:

Программа «От рождения до школы» М.А. Васильевой. Задачи: Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать игрушки на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

Программа «Радуга». Задачи: Способствовать становлению конструк-тивной деятельности. Организовывать совместную с ребенком конструк-тивную деятельность, помогая ему ставить, удерживать и реализовывать собственные цели. Внимательно и заинтересованно относиться к детским постройкам, расспрашивать об их назначении, отмечать успехи детей.

Программа «Истоки». Задачи: Формировать интерес к конструированию и приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, стул, стол, диван). Знакомить со свойствами и возможностями материала. Способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме, величине. Развивать пространственную ориентировку (протяженность предметов – длинная дорожка; расположение предметов на столе – в середине домик).

Работа программ «Развитие» и «Детство» начинается только со второй младшей группы.

В целом, основной задачей любой программы в этом возрасте является пробуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота, башенка и т.п.). Одновременно дети знакомятся с материалом, его возможностями; у них формируются представления о цвете, форме, величине; начинают развиваться пространственные ориентировки: протяженность предметов (длинная дорожка, высокая башенка), их расположение (в середине домик и т.п.).

Тематика детских построек:

На третьем году жизни дети учатся сооружать элементарные постройки, по-разному располагая их на плоскости: кирпичики, выложенные по горизонтали, - дорожки, поезд, трамвайная линия, забор; кубики, поставленные один на другой, - башенка, лесенка; кубики в сочетании с кирпичиками - стол, стул, диван, домик, трамвай, мост, горка.

Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом: размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд), накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка), замыкает пространство (загородка, забор, домик), делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Таким образом, основной задачей любой программы в этом возрасте является пробуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций. Тематика детских построек: дорожки, поезд, трамвайная линия, забор; башенка, лесенка; стол, стул, диван, домик, трамвай, мост, горка.

3. Предварительная работа  с детьми по конструированию  из строительного материала

 

Прежде чем начать обучение, воспитатель знакомит детей с самим изображаемым предметом как в целом, так и с частями, объясняя их фактическое назначение. Целенаправленное рассматривание предметов дает возможность детям успешно воспроизводить их в своих постройках. Например, рассматривая во время прогулки горку, воспитатель обращает внимание детей: на лесенке дети взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают.

Перед постройкой башни с домиком для птиц желательно понаблюдать, как свободно и легко перелетают птички с одного места на другое, летают то низко, то высоко. Дети могут спеть песенку:

Села птичка на окошко.

Посиди еще немножко.

 Посиди, не улетай.

 Улетела... — Аи!

Если есть вблизи скворечники или голубятня, нужно детям рассказать, что это домики для птиц, их построили пионеры, обратить внимание на то, что эти домики находятся высоко.

Подготавливая детей к следующим занятиям, а также закрепляя у них умения, желание играть с постройкой, воспитатель может сам что-нибудь для них построить, например домик, поместить в нем несколько матрешек, мишек, кукол. По приходе детей в группу нужно обратить их внимание на это сооружение, на то, что дом большой, в нем живет много кукол; предложить взять матрешек (мишек, кукол) и спросить у каждой, что для нее построить. Воспитатель направляет деятельность детей, подсказывает, что можно построить, как играть.

Таким образом, прежде чем начать обучение, воспитатель знакомит детей с самим изображаемым предметом как в целом, так и с частями, объясняя их фактическое назначение.

Информация о работе Конструирование из строительного материала в ДОУ (на примере первом младшей группы)