Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:50, контрольная работа
ЗАДАНИЕ №1.
Выполнить полный анализ русских народных сказок (по типам): волшебная сказка - кумулятивная сказка.
Задание №2.
А) Показать общие и отличительные черты русских и коми народных сказок. Сравнение провести по типам: о животных - «Петух и лиса» и «Лиса и заяц».
ЗАДАНИЕ №1.
Выполнить полный анализ русских народных сказок (по типам): волшебная сказка - кумулятивная сказка.
Сказки этой группы коротки. Основным элементом этих сказок
становится испытание, в особенности испытание девушки или детей. Можно сказать, что эти сказки не идут дальше испытания, награждения и возвращения. В сказках данного типа девушка подвергается испытанию, за которым следует награждение, если испытание выдержано, и наказание, если оно не выдержано (награждается выдержавшая испытание падчерица, наказывается ее сводная сестра).
Мачеха ненавидит падчерицу. Отец увозит ее в лес и оставляет в землянке, в которой живет медведь. Медведь играет с ней в )кмурки, но не может ее поймать. Медведь богато награждает девушку. Мачеха посылает в лес свою родную дочь. Та боится ме .цведя, он ее загрыз.
6. Композиция:
-зачин: у мачехи была падчерица и родная дочь, мачеха невзлюбила падчерицу.
-завязка: мачеха велит старику везти падчерицу в лес, в землянку.
-развитие действия: девушка угостила мышку кашей; когда в землянку явился медведь и велел девушке играть с ним в жмурки, мышка помогла ей уцелеть; медведь наградил. девушку. Мачеха велела старику отвезти на то же место родную дочь; медведь предлагает ей сыграть в жмурки.
-кульминация: медведь съел мачехину дочку.
-развязка: мачеха так разозлилась, что с горя и злости умерла.
7. Образы:
Усилению реальной основы сказки способствовало появление в ней образов несправедливо гонимых людей. Патриархальную общину раздирали противоречия и вражда домочадцев: из-за наследства спорили жены, спорили их дети. В особенности тяжёлым было положение сирот, так как их материальное благополучие зависело от отношения к ним новой жены их отца. Естественно, что новая женщина в семье стремилась утвердить положение прежде всего своих детей, ненавидя возможных претендентов на имущество своего мужа со стороны других женщин. Семейный гнет сделал возможным появление в сказках темы жизненного столкновения мачехи с её неродными детьми, чаще всего с падчерицей.
Главная героиня сказки - падчерица. Это кроткая, терпеливая, но выносливая и сильная духом девушка. Она все умеет делать: и печь топить, и кашу варить, и прясть. В сказке не говорится о внешности девушки, что характерно для волшебной сказки у героини нет и имени ее называет рассказчик «девица». Падчерица ласкова с мышкой (называет ее «мышенька»), она не жадна (кормит мышку кашей).
Родная дочь в сказках рассматриваемого типа как правило заносчива,ленива, груба, думает только о своем благополучии. В отличии от падчерицы у нее есть имя - Наташка. Она грубо кричит мышке, просящей у нее кашки: «Глянь, гада какая!» - и швыряет в нее ложкой, а сама «уписывает одна кашу». Увидев медведя. она испугалась: «Девица молчит, только со страху зубами стучит», рука с колокольчиком дрожит, отчего «колокольчик бесперечь звенит».
Мачеха в сказке злая, о ней говорится : «Мачеха была ненавистная;отдыху не дает старику». Она так ненавидит падчерицу и хочет ее побыстрее со свету сжить, что заставляет старика везти родную дочь в лес, а наутро посылает его в лес: ей не терпится узнать о смерти ненавистной падчерицы: «Уехал старик, а баба сидит да ждет: как-то он дочернины косточки привезет!» Когда она увидела падчерицу с богатыми дарами, у нее «от жадности аж глаза» разгорелись. С нетерпением ждет она родную дочь с дарами, увидев кузовок с костями, она «завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на кдругой же день умерла».
Старик предстаёт безропотным: он ни в чём не перечит второй жене, не способен защитить дочь: «Что делать! Послушал мужик бабу, свез дочку в землянку.»
В книге «Исторические корни волшебной сказки» В.Пропп объясняет возникновение в сказке мотива отправки детей в лес. Он связывает это с
древним обрядом посвящения, когда детей уводили в лес к священному месту и оставляли одних, они сами должны были найти избушку, в которой должны были жить какое-то время. Если детей уводили, то всегда делал это отец или брат. Мать этого делать не могла, так как самое место, где производился обряд, было запрещено женщинам. В сказке увод детей в лес всегда акт враждебный, хотя в дальнейшем для изгнанника дело оборачивается весьма благополучно. Исторически инициатором увода был отец, но вражда отца к ребенку сказочнику чужда, она не соответствует его семейным идеалам. Поэтому в сказке вражда появляется с вступлением в семью нового лица как правило, мачехи, именно она главный инициатор изгнания детей (падчерицы) в лес. Но увозит дочь в лес все-таки отец, причем он играет здесь самую жалкую роль. Почему же мачеха при всей своей лютости сама не может извести падчерицу, унести в лес своей властной рукой? Она вполне могла бы сделать логически, но не может этого исторически, так как исторически детей уводит в лес всегда только отец, или брат, или дядя, но никогда этого не делала женщина.
В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней
производятся прежде всего действия героев и только через них - характеры. Поражает статичность образов: мачха всегда зла, падчерица всегда покорна. Герой появляется в сказке с определёнными добродетелями или пороками и таким остаётся до конца повествования. Неизменная верность героя своему характеру сочетается с резкой сменой его положения. Несчастная падчерица становится счастливой, но остаётся такой же доброй.
8.Особенности языка: в волшебной сказке главное внимание уделено действию героев, поэтому в ней преобладают глаголы: «Послушал мужик бабу, свез дочку в землянку и дал ей огниво..» , «Огонек не перевода, кашку нара, а сама сада, да пряда, да азбушку-то прапрю.» Используются устаревшие слова и просторечия: разбай, деушка, в жмурку играть, прамал, уписывает кашу. Встречаются характерные для фольклора слова с уменьшительными суффиксами (кашку, избушку, ложечку, мышенька а др.), инверсия (женился мужик, пришла ночь), устойчивые сказочные формулы (откуда ни возьмись), повторы, передающие длительность действия (бросал, бросал), звукоподражательные слова (тяф, тяф). Наряду с простыми предложениями (часто с однородными членами предложения) используются сложные, широко применяется диалог, много восклицательных предложений, передающих эмоции героев (например, реплики мачехи часто произносятся с восклицательной интонацией, передающей ее крикливость и нетерпимость: «Врешь, шафурка», «Экая важность!».
Идея:Отображается социальный конфликт, доброта и терпеливость всегда будут вознаграждены, а жестокость и ненависть наказаны.
З. Жанр: русская народная сказка.
б) эпизоды:
- старик просит старуху испечь колобок;
- старуха положила колобок на окошко, он укатился;
- колобок встречает поочередно зайчика, волка, медведя, лису,
хвастает, что его не съедят;
- лиса съедает его.
6. Композиционные
особенности: Основной композиционный
прием кумулятивных сказок состоит в каком-нибудь
многократном нарастающем повторении
одних и тех же действий, пока созданная
таким образом цепь не обрывается или
же не расплетается в убывающем порядке.
Кроме принципа цепи возможны и другие
виды постепенного нарастания или нагромождения,
ведущего к какой-нибудь внезапной катастрофе.
Отсюда и название таких сказок (от английского
«накоплять,нагромождать,
Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста, она слагается из трех частей: из экспозиции, кумуляции и из финала. Экспозиция чаще всего состоит из какого-нибудь незначительного события или очень обычной в жизни ситуации (баба печет колобок). Определение экспозиции всегда укладывается в одно-два предложения. Такое начало не может быть даже названо завязкой, так как действие развивается не изнутри, а извне, большей частью совершенно случайно и неожиданно. В этой неожиданности один из главных художественных эффектов таких сказок. Затем следует кумуляция(цепь). Создание цепи может быть мотивировано и внутренне необходимо («Репка») или никакой логической необходимости нет («Теремок»,«Колобок»). Сцепление звеньев может быть двояким: при включении каждого нового звена повторяются все предыдущие звенья (как в рассматриваемом случае) или звенья следуют одно за другим без повторения предыдущих. Развязка обычно также укладывается в одно-два предложения. Есть и такие случаи, когда развязки нет совсем: последнее звено цепи одновременно служит и концом сказки.
Рассмотрим композицию сказки «Колобок».
-экспозиция: старик просит старуху испечь колобок; колобок убегает.
-кумуляция. сказка построена на последовательных встречах колобка с различными зверями: с зайчиком, серым волком, медведем, лисой. Создание цепи ничем не мотивировано: необходимости в новых встречах нет. Сцеплении звеньев происходит за счет того, что при включении каждого нового звена повторяются все предыдущие звенья.
-развязка: лиса съела колобок.
7.Особенности героев: : в кумулятивных сказках нет развёрнутых образов, читатель ничего не узнает о чертах характера героев, особенности их поведения. Они только названы: заяц, волк, медведь, лиса. Такой подход к изображению героев неслучаен: смысл кумулятивных сказок в красочном, художественном исполнении.
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле
пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца (волка, медведь, лиса) не хитро уйти!
В кумулятивных сказках широко используется диалог, обращения,
повторы, передающие длительность действия (полежал-полежал,дальше
и дальше), слова разговорного стиля (муки нету, авось, сдуру прыг
ей на язык), диалектные и малоупотребительные слова (по сусеку, сени, пряжон и др.).
9. Идея: хвастовство ни к чему хорошему это не приводит.
Задание №2.
А) Показать общие и отличительные черты русских и коми народных сказок. Сравнение провести по типам: о животных - «Петух и лиса» и «Лиса и заяц».
1.Источник: а) «Кот, петух и лиса» - Русские народные сказки из сборника А.Н.Афанасьева. -СП6, «Нива», 1994, с. 32 б)«Лиса и заяц» - Коми народные сказки / Сост. ф.В.Плесовский. -Сыктывкар,1975.
2.Тип: сказки о животных.
З. Сюжет. а) У старика были кот и петух. Старик ходил в лес на работу,кот носил ему еду, а петух охранял дом. Лиса несколько раз пыталась украсть петуха, но кот спасал друга, услышав его зон. Лиса обманула петуха, унесла в лес и съела.
б) В лесу лиса хвасталась своим красивым мехом, заяц решил её проучить. Лиса вырвалась из ловушки, в которую заманил ее заяц, но обтрепала свою шубку. Она рассердилась, кинулась в погоню за зайцем, но тот обманул лису и заставил её поверить, что все вокруг знают о её позоре (что он её прутьями отхлестал).
4.Характеристика сюжета: в обоих случаях сюжет динамичный, простой. Построение сюжета однолинейное.
5.Композиция:
а) зачин: «Жил-был старик, у него были кот и петух».
завязка: «Старик ушёл в лес на работу, кот унёс ему есть, а петуха оставил стеречь дом. На ту. пору пришла лиса».
развитие действия: Лиса дважды пытается украсть петуха, но кот отбирает его у нее.
кульминация: Лиса крадет петуха.
развязка: «Кот со стариком пришли домой и петуха не нашли; сколько ни горевали, а после сказали: «Вот каково не слушаться».
б)зачин: «Жили на лесной полянке лиса
и заяц».
завязка: Лиса хвасталась, заяц решил
ее проучить.
развитие действия: стали
лиса и заяц в прятки играть. кульминация: заяц наказал лису за хвастовство.
6.Характеристика образов: