Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:50, контрольная работа
ЗАДАНИЕ №1.
Выполнить полный анализ русских народных сказок (по типам): волшебная сказка - кумулятивная сказка.
Задание №2.
А) Показать общие и отличительные черты русских и коми народных сказок. Сравнение провести по типам: о животных - «Петух и лиса» и «Лиса и заяц».
7.Особенности языка:
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
б) Используются постоянные эпитеты (весна красна, дремучий лес); характерные для сказок повторы (день-деньской бегали, бегали); инверсия (жили.. .лиса и заяц, испугались лисята); употребляются слова с ласкательными суффиксами, что также характерно для произведений фольклора (лисята, бережок). Встречаются постоянные формулы:
«Семь гор перескочил, семь лесов перелетел, шесть рек переплыл... , дело было на копейку». В сказке использована стихотворная форма:
Ой, не ешь ты кур,
Не хватай цыплят,
Не терзай зверят,
Не воруй зайчат,
Не хитри, не хитри, не хитри,
И не хвастайся!.
8.Идея: Моралистическая направленность,высмеивание и осуждение порока:а) Вот каково не слушаться!
б) не надо хвастаться.
ВЫВОДЫ:
Перед нами сказки одного типа (о животных), поэтому главными героями являются животные, одним из главных героев в обеих сказках является лиса. Сказки имеют сходную композицию (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), в них можно отметить наличие похожих языковых особенностей (в частности, постоянные эпитеты, повторы, слова с уменьшительными суффиксами, наличие песенных форм и прочее). Обе сказки поучительны, адресованы прежде всего детской аудитории.
Перед нами сказки разных народов, поэтому в них есть и отличия. Так, для коми фольклора характерна конкретизация места действия: события происходят в парме, дремучем лесу, плот «поплыл вниз по Вычегде». Для русских сказок это нехарактерно, в них иногда говорится о времени происходящего. Различен в сказках и подход к изображению лисы: в русской её невозможно перехитрить, она всегда оказывается победительницей, а в коми сказке она простодушна, поддаётся на уловку зайца. В коми сказке роль хитрой лисы, которая характерна для русской сказки, играет заяц, который в русском фольклоре существо трусливое. Русская сказка заканчивается печально для петуха: побеждает хитрая лиса, её превосходство над доверчивым петухом прослеживается на протяжении всей сказки. В коми сказке нет трагического конца, что свойственно многим коми сказкам: смекалка зайца помогла ему проучить более сильного соперника. Следует отметить, что заяц - самый популярный герой животного эпоса в мировом фольклоре: у многих народов Африки и Азии это главный трикстер, подобный лисе европейских сказок. Но в русских сказках заяц не обладает смекалкой - это существо слабое, робкое и трусливое. Лишь в одном сюжете Заяц выходит безусловным победителем: он обесчестил лису, застрявшую между деревьями, доказан, что «заяц трепаться не любит». С аналогичным эпизодом мы встречаемся в рассматриваемой коми сказке, что свидетельствует о взаимопроникновении фольклорных сюжетов.
Б) Докажите, что Пера-богатырь - это самобытный национальный герой коми сказок.
Сюжет о Пера-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся в эпосе коми-зырян и коми-пермяков. Первая публикация относится ко 2-й половине ХVIII в. Наиболее распространёнными и, вероятно, первоначальными являются тексты, в которых объединены 2 сюжета: Пера - защитник Родины, победитель вражеского войска, и Пера - победитель лешего.
В сказках и преданиях о Пере-богатыре в художественной форме отразились мечты народа о могучем богатыре, искореняющем враждебные народу злые силы. Пера - хозяин Пармы, непобедимый силач, удачливый охотник.
Доказательством того, что Пера-богатырь является самобытным героем именно коми сказок, являются следующие данные. В конце сказки «Пера Богатырь» («Коми народные сказки» / Сост. Ф.В.ГIлесовский. - Сыктывкар, 1975.) прямо указывается место жительства Пера-богатыря: «... Потомки Пери, Мизи и Антипы до сих пор живут на земле коми...». В сказке «Пера и Зарань» говорится, что предки коми-пермяков - это дети Перы и Зарани (дочери бога Ена). В легенде «Богатырь Пера» говорится: «В Коми крае, где живут пермяки, жил в лесу, в роще Лупья, богатырь Пера с братом» («Коми легенды и предания», Сыктывкар, 1984.).
Рассмотрим, каким предстает Пера в сказке «Пера-богатырь» («Коми народные сказки в пересказе на русском Петра Столповского». Коми книжное изд-во, Сыктывкар, 1996.). Уже в начале сказки прямо говорится, что Пера - сын коми земли: «Коми му, земля наша, горазда могутных людей рожать»; рассказчик объясняет, почему богатырь Пера появился именно в коми крае: «Земля северная сурова, на ней не так-то просто выживать. Вот она, коми му наша, и людей под стать себе рожала». В сказке даже называется конкретное местожительство Перы, что придает сообщаемому достоверность: В тех местах, где Эжва-матушка входит в спелую силу, среди лесов дремучих, болот топкиУ: стояла деревня Лупья».
О богатырстве героя говорит прежде всего его внешность: «Ростом он
был такой, что глянешь на него - шапка с головы свалится. Плечи его ни в одну дверь не входили - не делали таких дверей широких за ненадобностью». Да и смех у него был такой, что «с дворцовых луковок снег осыпался». Под стать внешности и сон богатыря, когда он уставал, то спал сутки напролет, а иногда и двое.
Сила у Перы была такая, что если он «положит ручищу свою на
лошадиную спину, бедная сивка прогибается». Пера один мог вытащить на
укатанную дорогу воз, который не могла осилить лошадь. А однажды, обидевшись на односельчанина, Пера поднял и сложил внутрь все брёвна, заготовленные тем для строительства дома. Как и русские богатыри, в еде он был неприхотлив, любимой едой героя был вареный мох.
Богатыри в коми фольклоре отличаются умением быстро бегать на лыжах, они все отличные охотники. Не исключение и Пера: «в округе не было охотника быстрее его», «...путик у Перы был длиной в добрую сотню вёрст. И этот путик он за один день мог обежать с койбедью и луком со стрелами за плечами». Лыжи у Перы были под стать ему: «...длиной в три сажени, каждая из елового ствола вытесана». Когда он бегал на лыжах, «даже сильный ветер не обгонял его», «лыжи под ним свистели, и такой он вихорь за собой поднимал, что молодые ёлочки к земле пригибались». Охотился Пера на лося, оленя, медведя. Лук его, «из можжевельника гнутый, без промаху бил».
В сказке Пера предстаёт защитником «земли Пермской». Он сразу
же отправляется сразиться с ордой хана, когда его позвал князь. Дкля него не важны почести, он заявляет, что не даст в обиду русскую землю. За победу князь Перу щедро наградил: «...я тебе грамоту на зырянском наречии напишу. Сказано в ней будет, что Лупьинский лес навечно тебе отдан и потомкам твоим».
О том, что Пера - коми богатырь, свидетельствует и его поединок с
Вэрсой. У коми Леший называется «Вёрса» (Вэрса по сказке). Вэрса не хочет признавать прав Перы на свободный промысел дичи в парме, пришлось им сразиться. Пера одерживает победу над ним не только за счетсвоей силы, но и благодаря хитрости. Он обманывает лешего, привязав себя сыромятным ремнём к крепкому пню, когда они перетягиваются на палке. Затем, когда они ложатся спать, Пера вместо себя подкладывает толстое березовое бревно, накрывает его одеялом, а сам прячется неподалёку. Леший, решив, что Пера уснул, «накалил в костре серебряный наконечник копья» и ударил им в бревно. Пера убивает лешего калеными стрелами из своего могучего лука. Таким предстает в сказке коми богатырь Пера: сильным, быстрым, находчивым, готовым защитить родной край и интересы народа, живущего на земле Коми.
Задание №3.
«Юности честное зерцало, или Показания к житейскому
обхождению» (1717 г.).
Одним из важнейших завоеваний Петровского времени была разработка новой концепции человека, новое решение проблемы личности. Человек. перестаёт быть лишь источником греховности. Он воспринимается как активно действующая личность, ценная и сама по себе и ещё в большей степени за «услуги отечеству», когда не богатство и знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести человека на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы.
Человек в Петровское время уже заслуживает того, чтобы ему разъясняли государственную политику, чтобы он действовал не слепо по приказу, а проникся сознанием необходимости и пользы тех или иных правительственных мероприятий. С этой целью с конца 1702 года стала издаваться первая в России печатная газета «Ведомости».
Для закрепления новой идеологии и развития науки по указанию Петра была развёрнута широкая издательская деятельность. Появились учебники, стали известны, книги новейших естествоиспытателей, работы философов. Много новшеств было введено и в быту. «Противные» (то есть противоположные) полы могут теперь встречаться друг с другом на ассамблеях, меняется характер одежды. Устанавливаются новые нормы общения. Появляются руководства, как вести себя отрокам и юношам. К таким «руководствам» относится изданная в 1717 году для детей и юношества книга «Юности честное зерцало...», созданная по инициативе Петра 1. В ней излагались правила поведения и морально-нравственные требования для юношей и девушек. Задача книги - подготовить из юношей ловких, изворотливых, хорошо воспитанных придворных, способных угождать царю и его близким и не забывающих также о своих интересах, а из девушек - покорных, набожных, экономных и верных жён.
Приведём некоторые советы, которые давались в этой книге подрастающему поколению:
«Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошёл и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, а шляпу держать в руках не убыточно, а похвалы достойно».
«Молодые отроки не должно носом храпеть, и глазами моргать, и ниже шею и плеча, яко бы из повадки, трясти, и руками не шалить, не хватать или подобное неистовство не чинить, дабы от издевки не учинилось вправду повадки и обычая, ибо такие повадки младого отрока весьма обезобразят и остыжают так, что потом в домех, их пересмехая, тем дражнят...»
«Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в-первых, обрежь свои ногти, да не явятся якобы оные бархатом обшиты».
«Сиди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи, егда яси, первый не пий, будь воздержан и бегай пьянства. Пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний».
«Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь».
Приведем некоторые из добродетелей, которые должны были соблюдать девицы Петровской эпохи:
« Ныне приступим к девятой добродетели, которая младым девицам пристойна, а оная есть трудолюбие, дабы человек из младости привыкал к работе, и мыслил, для чего оная ему от Бога наложена и определена и когда кто оное отправляет, что званию и чину его принадлежит, то оной и благословение наследит, при том должно все попечение мысли ,и прилежание, к тому устремить, да бы то что в призванном чине делать ему повелено, со всяким прилежанием, верностию, охотою, скоростию и постоянством исправить мог ,Богу в честь и во всенародную пользу.
11. Зде приступим по чину к добродетели приветливости, ейже и другия подобныя добродетели касаются, а имянно: кротость, терпение, приятство и исхождение, услужл ность с благочестными, доброе иметь содружество, никого нарочно ,или умыслу не изобижать. Ко всякому быть услужливу, ближняго сожалеть, терпеть, ласкову и единодушну быть, а не себя представлять весьма, паче других непорочна в повседневной беседе приятливо и тихо обходитися. С чуждым говорить учтиво, отвещать ласково, других охотно слушать, всякое доброжелательство показывать в поступках, словах и делах, которыя добродетели выше всех мер украшают девицу
13 .Тринадцатая добродетель пристойная девицам есть стыдливость: когда человек злой славы и бесчестия боится и явного греха бегает, и опасается гнева Божия, и злой совести, также и честных людей, которые иногда о иных, как кто живет: худо или добро рассуждать могут. Вся своя желания и похоти усмиряет, дабы в словах и в делах так себя явить, что оной с натурою и правым умом, и с обычаем других людей согласен, что и всякий похвалит.
Основная идея книги - судьба молодого человека зависит не от
происхождения, а от его собственных заслуг - была уже не новой для того времени. В книге подчёркивалось привилегированное положение дворянства, хотя довольно откровенно критиковались и его пороки. Это первая печатная книга для детей, написанная на языке, близком к живому разговорному, а не на церковнославянском. В ней много пословиц, поговорок, метких народных выражений.
Задание № 4.
Покажите на примерах, в чём сказалось мастерство
А. Погорельского-психолога в изображении детского характера в
волшебно-фантастической повести «Чёрная курица, или Подземные жители».
В 1829 году А.Погорельский (А.А.Перовский) написал для мальчика
Алёши, племянника А.К. Толстого, сказку «Черная курица» , явившуюся одной из первых отечественных литературных сказок. Впервые в детской литературе появился настоящий, живой образ мальчика. Он вызывает симпатии ребёнка читателя и пробуждает сопереживание. Этот образ помог сделать сложную проблематику повести доступной детскому восприятию. Вместе с Алёшей, героем повести, читатель совершает увлекательное путешествие к подземным жителям; вместе с ним заблуждается, совершает ошибки, вместе с ним задумывается над серьёзным вопросом, в чём настоящая красота и ценность человека.
Читатель знакомится с историей мальчика, которого родители отдали
в пансион. Мы узнаём, что он хорошо учился и «все его любили ласкали». Но Алеше «скучно бывало в пансионе, а иногда даже грустно», потому что он «никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими». Алеша чувствительный ребенок, он остро чувствует свое одиночество. Автор неоднократно говорит об его одиночестве: «по воскресеньям и праздникам он оставался один», «Алёшу нашего все забыли», «остался опять один в классных комнатах». Особенно сильно мальчик чувствовал своё одиночество в выходные и праздничные дни, когда другие ученики разъезжались по домам.