Контрольная работа по "Психологии и Педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Содержание работы

1. Объект, предмет и функции педагогики
2. Структура педагогической технологии
3. Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
4. Методика и технология
5. Методы обучения и их классификация
6. Формы обучения
7. Основные формы педагогического общения
8. Методы производственного обучения
Практическое задание Задание 3.2. с.22
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология конирольная.docx

— 60.64 Кб (Скачать файл)
 

РОСОБРАЗОВАНИЕ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Пензенская  государственная технологическая  академия 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По Психологии и Педагогики 

Вариант№11 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка

                    гр10ЭП2зи

                  Курмаева Асия С.

                  Проверил: Дианова Юлия Александровна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                 Пенза  2011  
             
             
             

Содержание

1. Объект, предмет и  функции педагогики

2. Структура педагогической  технологии

3. Сущность педагогической  технологии и требования, предъявляемые к  ней

4. Методика и технология

5. Методы обучения  и их классификация

6. Формы обучения

7. Основные формы  педагогического  общения 

8. Методы производственного  обучения

Практическое  задание Задание 3.2.  с.22

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Объект, предмет и функции педагогики

Педагогика как  наука в отличие от житейских  знаний в области воспитания и  обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи  между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и  воспитания.

Для определения  педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив  на вопрос: что же она изучает? Поэтому  необходимо осмысление объекта и  предмета педагогики.

Объект  — это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

В определении  объекта и предмета педагогики существуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание, другие — образование. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогика исследует  сущность, мкоиомсриосгн, принципы, тенденции и перспективы ранни им педагогического процесса, разрабатывает теорию и tcxikuioi пю сн> организации, совершенствует содержание и сочдаел поные организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и и (рослых).

Таким образом, педагогика это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая  наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; делает выводы.

Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание устремлено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция  педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического  процесса в различных типах образовательно-воспитательных учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

  • концептуальная основа;
  • содержательный компонент обучения;
  • процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная  часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.  
     Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.  
     Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности учащихся;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.

3. Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней

Как и любая  технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при  котором происходит качественное изменение  воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация и  реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип системности обучения и связи теории с практикой;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

4. Методика и технология

Педагогика давно  искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и  постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием  или группу приемов, которые позволяли  бы добиваться желаемой цели. Так появились  различные методики. Время шло, у  практиков накапливался опыт, они  создавали новые, более эффективные  методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам  не всегда отвечали все расширяющимся  требованиям. 
     В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.  
     Очевидно, что совершенствование методик надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения. 
     Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы. 
     Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. 
     По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

  • Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
  • Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
  • Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных  на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру  и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной  деятельности учащихся ведет к более  высокой стабильности успехов практически  любого числа учащихся.

5. Методы обучения и их классификация

Существенной  составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.  
     В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".  
     В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
    • лекция;
    • беседа;
    • рассказ;
    • инструктаж;
    • демонстрация;
    • упражнения;
    • решение задач;
    • работа с книгой;
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
      • использование технических средств;
      • просмотр кино- и телепрограмм;
    • практические:
      • практические задания;
      • тренинги;
      • деловые игры;
      • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
    • объяснительный;
    • иллюстративный;
    • проблемный;
    • частичнопоисковый;
    • исследовательский;
  • по логичности подхода:
    • индуктивный;
    • дедуктивный;
    • аналитический;
    • синтетический.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и Педагогики"