Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:32, контрольная работа
Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.
1. Объект, предмет и функции педагогики
2. Структура педагогической технологии
3. Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
4. Методика и технология
5. Методы обучения и их классификация
6. Формы обучения
7. Основные формы педагогического общения
8. Методы производственного обучения
Практическое задание Задание 3.2. с.22
Список литературы
Близко к этой
классификации примыкает
В каждом из последующих
методов степень активности и
самостоятельности в
Объяснительно-
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод
проблемного изложения
в обучении - метод, при котором,
используя самые различные источники
и средства, педагог, прежде чем излагать
материал, ставит проблему, формулирует
познавательную задачу, а затем, раскрывая
систему доказательств, сравнивая точки
зрения, различные подходы, показывает
способ решения поставленной задачи. Студенты
как бы становятся свидетелями и соучастниками
научного поиска. И в прошлом, и в настоящем
такой подход широко используется.
Частичнопоисковый, или эвристический,
метод обучения заключается в организации
активного поиска решения выдвинутых
в обучении (или самостоятельно сформулированных)
познавательных задач либо под руководством
педагога, либо на основе эвристических
программ и указаний. Процесс мышления
приобретает продуктивный характер, но
при этом поэтапно направляется и контролируется
педагогом или самими учащимися на основе
работы над программами (в том числе и
компьютерными) и учебными пособиями.
Исследовательский
метод обучения - метод, в котором
после анализа материала, постановки проблем
и задач и краткого устного или письменного
инструктажа обучаемые самостоятельно
изучают литературу, источники, ведут
наблюдения и измерения и выполняют другие
действия поискового характера. Инициатива,
самостоятельность, творческий поиск
проявляются в исследовательской деятельности
наиболее полно. Методы учебной работы
непосредственно перерастают в методы
научного исследования.
Приемы и средства обучения
В процессе обучения
метод выступает как
Педагогические средства далеко не сразу
стали обязательным компонентом педагогического
процесса. Долгое время традиционные методы
обучения базировались на слове, но "эпоха
мела и разговора кончилась", в связи
с ростом информации, технологизации общества
возникает необходимость использовать
другие средства обучения, например технические.
К педагогическим средствам относятся:
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
6. Формы обучения
Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:
Например, урок
может содержать в себе беседу,
викторину, инструктаж, опрос, доклады
и пр.
Комплексные формы
обучения создаются как целенаправленная
подборка (комплекс) простых и составных
форм, к ним относятся:
Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
7. Основные формы педагогического общения
На сегодняшний
день основными формами
Монолог
- форма высказывания без ориентации на
собеседника. Сумма потерь информации
при монологическом сообщении может достигать
50%, а в некоторых случаях и 80% от объема
исходной информации. Монологичность
в общении воспитывает людей с малоподвижной
психикой, низким творческим потенциалом.
Исследования же показывают, что наиболее
эффективной формой общения является
диалог.
Диалог предполагает свободное
владение речью, чуткость к невербальным
сигналам, способность отличать искренние
ответы от уклончивых. В основе диалога
- умение задавать вопрос себе и другим.
Вместо того чтобы произносить безапелляционные
монологи, гораздо эффективнее преобразовать
свои идеи в форму вопросов, апробировать
их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются
они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует
желание участвовать в общении, обеспечивает
его дальнейшее течение и углубление.
В диалогических отношениях существуют
две формы диалога:
Для возникновения
внутренней и внешней форм диалога
необходимо создание педагогом специальных
условий.
При создании условий для внутреннего
диалога можно проектировать ситуационные
задачи следующего характера:
Для создания условий внешнего диалога проектируются:
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:
Проектирование
диалогического общения предполагает
установку на открытость позиций
его участников. Если педагог не
занимает открытой позиции, диалог нарушается
и носит искусственный
Дискуссией (лат. discusso - исследование,
рассмотрение, разбор) называется такой
публичный спор, целью которого являются
выяснение и сопоставления разных точек
зрения, поиск, выявление истинного мнения,
нахождение правильного решения спорного
вопроса. Дискуссия считается эффективным
способом убеждения, так как ее участники
сами приходят к тому или иному выводу.
Дискуссия в педагогическом процессе
- это обмен мнениями по вопросам в соответствии
с более или менее определенными правилами
проведения и с участием всех или только
некоторых присутствующих на занятии.
При массовой дискуссии все члены, за исключением
преподавателя, находятся в равном положении.
Здесь не выделяют особых докладчиков
и все присутствуют не только в качестве
слушателей. Специальный вопрос обсуждается
в определенном порядке, обычно в соответствии
со строгим или несколько видоизмененным
регламентом занятия, который определяется
преподавателем.
Групповая дискуссия заключается в обсуждении
вопросов специальной выделенной группой
перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения
перед слушателями, она представляет диспут.
Цель групповой дискуссии - представить
возможное решение проблемы или обсудить
противоположные точки зрения по спорным
вопросам. Но обычно она не разрешает спора
и не склоняет аудиторию к какому-либо
единообразию действий.
В групповой дискуссии принимает участие
от 3 до 8 членов, не считая председателя.
Её вариант - диалог - включает только двух
участников. Участники должны быть хорошо
подготовлены, иметь при себе заметки
со статистическими и другими необходимыми
данными. Они должны обсуждать вопросы
непринужденно, в оживленной манере, задавая
вопросы и делая краткие замечания.
Полилог представляет собой обмен
мнениями по какой-либо определенной теме,
где каждый участник высказывает свою
точку зрения. Участники разговора задают
друг другу вопросы, чтобы узнать точку
зрения собеседника или прояснить непонятные
моменты обсуждения. Эта форма общения
особенно эффективна в том случае, если
возникает необходимость разъяснить какой-либо
вопрос, осветить проблему.
Способы обучения
Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества.
К способам обучения можно отнести:
Первым способом
обучения было индивидуальное
обучение. Суть его заключалась в
том, что обучаемые общались с учителем
один на один и выполняли все задания индивидуально.
Например, ремесленник, служащий или церковник
брали себе в обучение ученика, который,
живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте.
Сегодня индивидуальный способ обучения
используется для "подтягивания"
отстающих учащихся в школе или на занятиях
с репетитором при подготовке к поступлению
в вуз.
Вслед за индивидуальным обучением появился
и индивидуально-групповой
способ. Учитель занимался с группой
детей, однако учебная работа по-прежнему
носила индивидуальный характер, так как
дети были разного возраста и различной
подготовки. Учитель вел учебную работу
с каждым учеником отдельно, поочередно
спрашивая у каждого ученика пройденный
материал, объясняя новое, давая индивидуальное
задание. В это время остальные занимались
своими заданиями. При такой организации
обучения дети могли начинать и заканчивать
обучение в любое время года, а ходить
на занятия в разное время дня. В ходе обучения
они приобретали простейшие навыки чтения,
письма и счета. Однако подавляющая масса
детей оставалась необученной.
Уже к концу XVI - началу XVII века как индивидуальный,
так и индивидуально-групповой способ
обучения не отвечали потребностям общества.
Быстрое развитие производства и повышение
роли духовной жизни в обществе повлекли
за собой необходимость создания такого
способа обучения, который позволял бы
обучать основную массу подрастающих
детей. В XVI веке была создана концепция
группового обучения детей, которая
нашла применение в школах Белоруссии
и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной
формы обучения.
Теоретическую разработку классно-урочной
формы блестяще провел Ян Амос Коменский
(XVII век). Он же и широко популяризировал
ее. В настоящее время классно-урочная
форма обучения является преобладающей
во всем мире, несмотря на то, что основные
ее положения разработаны и внедрены около
400 лет назад.
Для этой формы обучения характерны следующие
элементы:
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и Педагогики"