Контрольная работа по "Психологии и Педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Содержание работы

1. Объект, предмет и функции педагогики
2. Структура педагогической технологии
3. Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
4. Методика и технология
5. Методы обучения и их классификация
6. Формы обучения
7. Основные формы педагогического общения
8. Методы производственного обучения
Практическое задание Задание 3.2. с.22
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология конирольная.docx

— 60.64 Кб (Скачать файл)

б) практический показ  мастером трудовых процессов

Как источник информации слово в учебном процессе сохраняет  свое значение лишь при условии, если оно опирается на непосредственно  восприятие предметов и явлений. 
Практический показ необходимо применять во всех случаях необходимо сформировать у учащихся правильный образ трудовых действий, например при управлении механизмами и машинами. 
На практике применяется примерно следующая схема объяснения и показа трудовых действий мастером. Сначала мастер объясняет изучаемых действий, а затем проводит показ их выполнение в нормальном. А затем в замедленном темпе. Замедление темпа позволяет учащимся лучше понять, из каких составных частей это действие состоит, каковы особенности и последовательность отдельных приемов и движений. 
После того, как показаны отдельные приемы в замедленном темпе и с остановками. Следует снова показать целое действие в нормальном рабочем темпе. Чтобы убедиться. что учащиеся поняли и запомнили показанное. Нужно, чтобы учащиеся воспроизвели показанное мастером. 
Метод практического показа рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к выполнению упражнений. 
К показу как к методу обучения, предъявляются следующие требования: а) правильный выбор объема практического показа. Нельзя показывать слишком много в течение одного занятия. Чтобы показ был посильным и доступным, его можно использовать не более чем по двум - трем новым для учащихся приемам средней сложности. Учащиеся должны воспринимать показываемые действия осознанно. Уметь отличать правильные приемы от неправильных. Все это возможно при условии правильного сочетания сжатого объяснения с беседой и демонстрацией как пособий, так и самих приемов, с обязательным воспроизведением показанного учащимся; б) поддержание внимания учащихся во время показа. Мастер в ходе показа и объяснения постепенно расширяет объем показываемого, разнообразие и усложняя его. При этом нужно вовремя задавать учащимся вопросы и кратко анализировать их ответы.

в) наблюдение учащихся

Развитие у  учащихся способности правильно  воспринимать производственно - технические  явления и объекты можно только при умении самостоятельного наблюдения. Проведение самостоятельных наблюдений в ходе обучения требует от учащихся целенаправленного внимания, настойчивости  и терпения, т.е. усилия воли. Опыт показывает, что даже при хорошей подготовки к проведению наблюдений. При наличии исчерпывающего инструктажа. Учащиеся. Тем не менее, допускают немало ошибок в ходе наблюдений. Чаще всего они обращают внимание, прежде всего на то, что бросается в глаза, проявляют нетерпение и непоследовательность. Делают необоснованные выводы из своих наблюдений 
Задача мастера в этом случае учить их культуре наблюдения, проводя специальные упражнения с использованием наглядных пособий и тренировочных устройств.

Практические  методы производственного  обучения

а) метод упражнений

Среди практических методов производственного обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений - целенаправленное и многократно проводимое под  руководством мастера повторение изучаемых  трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование  в ходе овладения профессиональными  навыками и умениями. 
Практические упражнения приводят к постепенному формированию профессионального мастерства. 
Упражнение в производственном обучении проводятся по определенной системе, когда каждое предыдущие упражнение подготавливает выполнение следующего, а следующие способствует усвоению нового и одновременно закрепляет предыдущие. Практика показывает, что начальные шаги в овладении навыком и умением, как правило, сопряжены со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем более согласованными и экономными становятся движения, снижается утомляемость. Прочнее закрепляются усвоенные навыки. 
Для успешного выполнения упражнений, связанных с управлением механизмами и машинами, необходимо использовать теоретическое знания и приемы, которые требуют прочного овладения двигательными навыками. Поэтому целесообразно разно использование специальных тренировочных устройств. Типа тренажера для выработки таких элементарных двигательных навыков и умений. 
Упражнения в выполнении трудовых процессов направлены на овладение сложными навыками и умениями, необходимыми для изучаемой профессии. Важное преимущество тренажерных устройств заключается в возможности воспроизводить различные производственные ситуации. При этом не исключаются возможности несчастных случаев, аварий и связанных с этим производственных потерь. 
Тренажеры, применяемые для подготовки рабочих водительских профессий, позволяют не только формировать первоначальные навыки вождения. И но имитировать действия в сложных, порой опасных ситуациях, условиях уличного движения. Специальные приборы фиксируют на пульте все действия обучаемого что дает тому возможность реагировать на сигналы и вносить поправки и изменения в процессе выполнения приемов. А мастеру в зависимости от характера отклонений использовать соответствующие методические приемы: делать устные замечания, предупреждение, а иногда и останавливать упражнений и проводить дополнительный инструктаж.

б) лабораторно-практические работы и решения  производственно-технических  задач

Метод производственного  обучения, в результате которого учащиеся приучаются самостоятельно наблюдать  и анализировать явления, формировать  выводы, глубже осознавать связь теоретических  знаний с практикой. Лабораторные работы могут носить учебно-исследовательский  характер. Когда учащиеся выполняют  несложные эксперименты и получают результаты. А могут иметь вид опытной проверки ранее изученного материал. Проведение лабораторно-практических работ начинается с предварительного инструктажа о целях. Порядке выполнения и специальных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать. Наблюдая за ходом работы, мастер, если нужно. Оказывает учащимся помощь. Проводит дополнительный инструктаж, проводит краткое объяснение. Просматривает схемы, записи, расчеты. Чтобы убедиться, что работа сделана самостоятельно и правильно. 
Решение производственно-технических задач - важное средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 
Квалифицированному рабочему, будь он токарь-станочник или водитель автомобиля необходимо уметь правильно планировать свою деятельность, правильно выбирать последовательность действий. Выявлять особенности производственной обстановки и находить нужные и своевременные решения. В ходе обучения решению производственно - технических задач необходимо учить учащихся умению самостоятельно обнаруживать сам факт возникновения неполадок, выявлять их причины и способы устранения. При этом мастеру приходится руководитель довольно сложной мыслительной деятельностью учащихся, направляя их внимание и помогая им проводить точный и избирательный анализ производственной обстановки. Часто приходится помогать учащимся воспроизводить в памяти выводы из практики. А также те теоретические знания, на основе которых возможно успешное решение задачи. 
Разнообразие, и постоянно усложняя учебно-производственные задачи. Устанавливая все более жесткие нормы на их выполнение, воспитывая чувство ответственности за результаты труда. Мастер развивает у учащихся профессиональную самостоятельность, способствует проявлению инициативы и поиска, творческий подход к делу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическое  задание 

Задание 3.2.  Перечислите основные классификации и  виды ощущений

Существуют различные  подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б. Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. Р. Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).

Рассмотрим  систематическую классификацию ощущений. Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Периферические  рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини.

Периферические  рецепторы ощущения равновесия расположены  в полукружных каналах внутреннего  уха.

Третьей и самой  большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия  определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная  классификация ощущений, рассмотренная  нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или “модальности”.

Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

Список  литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
  2. Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
  4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993.
  6. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
  7. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1977.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и Педагогики"