Областное государственное образовательное
бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
«Иркутский региональный
колледж педагогического образования»
Контрольная работа
По «Теории и методики музыкального
воспитания с практикумом»
Студентки 5 курса 2 группы
Мыкиташ Алёны Владимировны
2013 учебный год
Индекс: 664001
Город: Иркутск
Ул: Радищева 67
дом №
11, кв.№2
МБДОУ
№ 100,
воспитатель
Иркутск 2013
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Теоретическая часть
2.1. Значение и содержание
диагностики уровня музыкального
развития дошкольника (по возрастам)……………………………………………………..4
2.2.Требования к подбору
и проведению диагностических
методик………..8
3. Практическая часть.
3.1. Подобрать диагностический
материал в соответствии с
возрастом детей и обосновать
целесообразность его применения………………………………..12
4. Заключение……………………………………………………………………24
5. Список используемой
литературы………………………………………….25
Введение
Развитие музыкальных способностей
— одна из главных задач музыкального
воспитания детей. Кардинальным для педагогики
является вопрос о природе музыкальных
способностей: представляют ли они собой
врожденные свойства человека или развиваются
в результате воздействия окружающей
среды, воспитания и обучения. Другим важным
теоретическим аспектом проблемы, от которого
существенно зависит практика музыкального
воспитания, является определение содержания
понятий музыкальные способности, музыкальность,
музыкальная одаренность. От того, что
принимается за основу содержания этих
понятий, в большой степени зависят и направление
педагогических воздействий, диагностика
музыкальных способностей и т. д.
Развитие музыкальных способностей
всегда являлась одной из важных задач,
стоящих перед педагогами дошкольных
учреждений, потому что именно дошкольный
возраст является сензитивным по отношению
к развитию всех основных психических
процессов, способностей, в том числе и
музыкальных. Развитие музыкальных способностей
позволяет дошкольникам успешно проявлять
себя в различных видах музыкальной деятельности
и обеспечивает осознание особенностей
музыкального языка, что является основой
для формирования музыкального вкуса,
интересов, потребностей детей. Изучение
и решение проблемы развития основных
музыкальных способностей дошкольников
в различных видах музыкальной деятельности
может способствовать решению задач музыкального
воспитания в детском дошкольном учреждении.
2. Теоретическая часть
2.1. Значение и содержание
диагностики уровня музыкального
развития дошкольника (по возрастам).
Зачем нужна диагностика? Процессы
воспитания и развития человека осуществляются
в определенных условиях. К ним относятся
внутренние условия (наследственность,
задатки, индивидуальные возможности
и способности субъекта) и внешние условия,
в числе которых семья, педагог, среда
и многое другое. Эффективность решения
педагогом задач воспитания и развития
находится в прямой зависимости от целостного
знания им условий, в которых воспитывается
и развивается ребенок.
В связи с этим проектирование
условий воспитания и развития ребенка
всегда начинается с анализа первичной
информации о реальном состоянии воспитанности
и образованности дошкольника, характера
предпочитаемой им деятельности, эффективности
созданных условий в развитии детской
личности.
Не является исключением и проектирование
процесса музыкального воспитания и развития
дошкольника. Средством получения необходимой
педагогической информации становится
диагностика. Именно диагностика дает
возможность точного определения целей
педагогического процесса. [3, стр.171]
Изучение особенностей музыкальности
(«звукопонимания»
и «звуковыражения»), остается
пока еще слабо - изученной
областью музыкальной психологии.
Диагностика как научная
отрасль психапедагогики призвана
дать в руки педагога
«инструменты» измерения уровня
развития тех или иных
параметров музыкальных способностей
ребенка, объективировать
как сильные, так и слабо развитые
их компоненты.
Это необходимо для того, чтобы
педагог мог научно обосновать
реальное состояние искомого
качества у воспитанника и
направить свою профессиональную
деятельность на организацию востребуемой
помощи. [2,стр.4]
Определены и основные функции
педагогической диагностики.
1. Функция обратной связи,
позволяющая педагогу управлять процессом
становления, развития личности, контролируя
свои действия при помощи таких сведений
о педагогическом процессе, которые позволяют
ориентироваться на достижение лучшего
варианта педагогического решения.
2. Функция оценки результативности
педагогической деятельности, основанная
на сравнении достигнутых педагогических
результатов с критериями и показателями.
3. Функция воспитательно-побуждающая,
учитывающая, что при диагностировании
педагогу нужно не только получать информацию
о ребенке, но и включаться в его деятельность.
4. Функции коммуникативная
и конструктивная,
основанные на том, что межличностное
общение невозможно без знания и понимания
партнера. Реализация этих функций возможна
при условии, когда диагностика определяет
индивидуально-типологические особенности
детей и педагога в процессе их взаимодействия.[3,
cтр.172]
5. Функция информирования
участников педагогического процесса,
т. е. сообщение результатов диагностики
(если оно целесообразно) педагогам, участвующим
в процессе развития личности конкретного
ребенка, и родителям.
6. Функция прогностическая,
подразумевающая определение перспективы
развития диагностируемого ребенка.
Общими принципами педагогической
диагностики являются следующие
1. Принцип целенаправленности
диагностики, согласно которому необходимо
четкое выделение объектов изучения.
2. Принцип единства воспитания
и изучения, согласно которому необходим
всесторонний учет результатов изучения
детей в планировании и организации деятельности
каждого педагога, а сам процесс воспитания
одновременно организуется и как изучение
воспитанников.
3. Принцип изучения коллектива
и личности в их единстве.
4. Принцип непрерывности педагогической
диагностики, согласно которому изучение
коллектива и личности является постоянным
процессом, поскольку непрерывным является
и сам процесс воспитания и развития детей.
5. Принцип соответствия диагностики
уровню развития науки, согласно которому
необходимо применение только таких методов
изучения детей, которые апробированы
в науке и дают наиболее точную картину.
Методы должны быть адекватны задачам
диагностики. Этот принцип позволяет нам
выделить ряд дополнительных принципов,
таких, как:
· принцип личностной {субъектной)
ориентации диагностики, назначение
которой заключается в выявлении индивидуальных
особенностей детской личности;
· принцип использования максимально
индивидуализированных методов диагностики,
к которым относятся методы (наблюдение,
беседа, диагностические задания) и методики,
ориентированные на изучение индивидуальной
логики процесса развития ребенка;
· принцип комплексного характера
диагностики, согласно которому необходимо
использование системы методов изучения,
взаимодополняющих и уточняющих представление
о каждом ребенке.
С учетом выделенных принципов
основными задачами диагностики музыкального
воспитания и развития детей дошкольного
возраста становятся:
1. изучение субъектных особенностей
и возможностей дошкольников в музыкальной
деятельности;
2. изучение своеобразия музыкального
опыта ребенка и музыкальной субкультуры,
подразумевающей исследование особенностей
детских музыкальных интересов и предпочтений
в музыкальных видах деятельности ребенка
в детском саду и дома; изучение общих
и специальных музыкально-исполнительских,
музыкально-творческих умений дошкольников;
3. изучение своеобразия музыкальности
дошкольников определенного возраста;
4. изучение особенностей самовыражения
и самопроявления ребенка с помощью музыки;
5. изучение особенностей отношения
педагога дошкольного образования к музыкальному
искусству, к детской музыкальной деятельности;
изучение особенностей профессиональной
компетентности;
6. изучение эффективности педагогических
условий, содействующих музыкальному
воспитанию и развитию дошкольников, и
индивидуально ребенка в реальном педагогическом
процессе.
Таким образом, диагностика
позволит воспитателю, музыкальному руководителю,
родителям спроектировать целостный,
но при этом вариативный процесс музыкального
воспитания и развития-дошкольника в образовательном
учреждении, в котором будут созданы педагогические
условия, позволяющие каждому ребенку
максимально самопроявиться, раскрыться,
а значит, развиться. [3, стр.175]
В соответствии с программой
под редакцией М. А. Васильевой, к концу
году дети старшей группы должны уметь:
- Различать жанры музыкальных
произведений (марш, танец, песня); звучание
музыкальных инструментов (фортепиано,
скрипка).
- Различать высокие и низкие
звуки (в пределах квинты).
- Петь без напряжения, плавно,
лёгким звуком; отчётливо произносить
слова, своевременно начинать и заканчивать
песню; петь в сопровождении музыкального
инструмента.
- Ритмично двигаться в соответствии
с характером и динамикой музыки.
- Выполнять танцевальные движения:
поочерёдное выбрасывание ног вперёд
в прыжке, полуприседание с выставлением
ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте,
с продвижением вперёд и в кружении.
- Самостоятельно инсценировать
содержание песен, хороводов; действовать,
не подражая друг другу.
- Играть мелодии на металлофоне
по одному и небольшими группами. [4]
2.2.Требования к подбору
и проведению диагностических
методик.
Методики диагностики музыкальных
способностей представляют собой оригинальную
авторскую разработку на основе известных
и модифицированных тестов изучения структурных
компонентов музыкальности. Применение
в практике педагогической деятельности
тестов,
в том числе и изучения музыкальных
способностей, должно отвечать, по меньшей
мере, трем условиям:
- Во-первых, они должны быть прямыми,
т. е. опираться
не только на оценку знаний
(когнитивно-репродуктивного
компонента), но и на изучение
позпавательной деятельности
в целом (в нашем случае, специфики
музыкальномыслительной
деятельности);
- во-вторых, они должны быть применимы
для массового
исследования;
- в третьих, они должны давать
сравнимые между собой
результаты.
Предлагаемый блок диагностических
методик может использоваться
как индивидуально, так и в группах
до 5-7 человек. Мотивирующим аспектом организации
выполнения тестовых заданий выступает
игровая форма их предъявления. При любом
результате выполнения диагностических
заданий педагог должен избегать
оценочных суждений, подкрепляя
стремление ребенка играть
в предложенную ему музыкальную
игру, своей заинтересованностью
в его действиях. [2, стр. 60]
В диагностике, предложенной
Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого
столетия, есть много идей, которые требуют
возрождения и возвращения в современную
практику детского сада. Так, например,
в изучении музыкальных способностей
особое внимание уделялось поведению
детей, описанию их индивидуальных особенностей,
проявлений музыкальности, которые составлял
воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной
жизнедеятельности и в процессе музыкальных
занятий.[3, стр.176]
Для диагностики исследователем
использовались музыкальные игры и игровые
задания, организованные в форме занятий
с небольшой подгруппой детей (3 — 4 человека).
Позднее для диагностики музыкальных
способностей детей создавались специальные
музыкальные инструменты и пособия, к
которым, безусловно, следует отнести
«Музыкальный букварь» (М., 1989), заслуживающий
высокой педагогической оценки. Именно
это пособие мы рекомендуем использовать
прежде всего педагогам дошкольного образования
и родителям, стремящимся изучить музыкальность
ребенка, понять ее особенности.
В настоящее время педагогом
О. П. Радыновой конкретизированы и более
четко выделены показатели развитости
каждой музыкальной способности в соответствии
с возрастными особенностями детей. Ведущий
диагностический метод О. П. Радыновой
— это подгрупповые и индивидуальные
задания для детей. Короткие тестовые
задания, скрининги для детей среднего
и старшего дошкольного возраста предлагает
использовать и А.Н. Зимина.
Автор также дает несколько
рекомендаций по организации диагностической
процедуры: во-первых, до начала диагностики
педагог должен знать ситуацию развития
ребенка, уточнить условия, в которых существует
ребенок, его индивидуальные особенности;
во-вторых, диагностику следует проводить
в привычной для ребенка обстановке. Педагогу
важно быть доброжелательным в общении
с дошкольником, помогать ему сориентироваться
в заданиях посредством простых и понятных
вопросов. Выслушивать ребенка педагог
должен до конца, не перебивая и не поправляя
его ответы. В ходе диагностики необходимо
широко использовать наглядный материал.
Действия педагога в процессе диагностики
должны осуществляться четко по соответствующему
алгоритму.