Контрольная работа по «Теории и методики музыкального воспитания с практикумом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Теоретическая часть
2.1. Значение и содержание диагностики уровня музыкального развития дошкольника (по возрастам)……………………………………………………..4
2.2.Требования к подбору и проведению диагностических методик………..8
3. Практическая часть.
3.1. Подобрать диагностический материал в соответствии с возрастом детей и обосновать целесообразность его применения………………………………..12
4. Заключение……………………………………………………………………24
5. Список используемой литературы………………………………………….25

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 49.58 Кб (Скачать файл)

Областное государственное образовательное

бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По «Теории и методики музыкального воспитания с практикумом»

 

Студентки 5 курса 2 группы

Мыкиташ Алёны Владимировны

2013 учебный год

 

 

 

Индекс: 664001

Город: Иркутск

Ул: Радищева 67

дом № 11, кв.№2

 

МБДОУ № 100,

воспитатель

Иркутск 2013

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Теоретическая часть

2.1. Значение и содержание  диагностики уровня музыкального  развития дошкольника (по возрастам)……………………………………………………..4

2.2.Требования к подбору  и проведению диагностических  методик………..8

3. Практическая часть.

3.1. Подобрать диагностический  материал в соответствии с  возрастом детей и обосновать  целесообразность его применения………………………………..12

4. Заключение……………………………………………………………………24

5. Список используемой  литературы………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.

 

 

 

 

2. Теоретическая часть

2.1. Значение и содержание  диагностики уровня музыкального  развития дошкольника (по возрастам).

Зачем нужна диагностика? Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним относятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивидуальные возможности и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.

В связи с этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности.

Не является исключением и проектирование процесса музыкального воспитания и развития дошкольника. Средством получения необходимой педагогической информации становится диагностика. Именно диагностика дает возможность точного определения целей педагогического процесса. [3, стр.171]

  Изучение особенностей музыкальности («звукопонимания»

и «звуковыражения»), остается пока еще слабо - изученной

областью музыкальной психологии. Диагностика как научная

отрасль психапедагогики призвана дать в руки педагога

«инструменты» измерения уровня развития тех или иных

параметров музыкальных способностей ребенка, объективировать

как сильные, так и слабо развитые их компоненты.

Это необходимо для того, чтобы педагог мог научно обосновать

реальное состояние искомого качества у воспитанника и

направить свою профессиональную деятельность на организацию востребуемой помощи. [2,стр.4]

Определены и основные функции педагогической диагностики.

1.              Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом становления, развития личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта педагогического решения.

2.              Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями.

3.              Функция воспитательно-побуждающая, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию о ребенке, но и включаться в его деятельность.

4.              Функции коммуникативная и конструктивная, основанные на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера. Реализация этих функций возможна при условии, когда диагностика определяет индивидуально-типологические особенности детей и педагога в процессе их взаимодействия.[3, cтр.172]

5.              Функция информирования участников педагогического процесса, т. е. сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно) педагогам, участвующим в процессе развития личности конкретного ребенка, и родителям.

6.              Функция прогностическая, подразумевающая определение перспективы развития диагностируемого ребенка.

Общими принципами педагогической диагностики являются следующие

1.              Принцип целенаправленности диагностики, согласно которому необходимо четкое выделение объектов изучения.

2.              Принцип единства воспитания и изучения, согласно которому необходим всесторонний учет результатов изучения детей в планировании и организации деятельности каждого педагога, а сам процесс воспитания одновременно организуется и как изучение воспитанников.

3.              Принцип изучения коллектива и личности в их единстве.

4.              Принцип непрерывности педагогической диагностики, согласно которому изучение коллектива и личности является постоянным процессом, поскольку непрерывным является и сам процесс воспитания и развития детей.

5.              Принцип соответствия диагностики уровню развития науки, согласно которому необходимо применение только таких методов изучения детей, которые апробированы в науке и дают наиболее точную картину. Методы должны быть адекватны задачам диагностики. Этот принцип позволяет нам выделить ряд дополнительных принципов, таких, как:

·         принцип личностной {субъектной) ориентации диагностики, назначение которой заключается в выявлении индивидуальных особенностей детской личности;

·         принцип использования максимально индивидуализированных методов диагностики, к которым относятся методы (наблюдение, беседа, диагностические задания) и методики, ориентированные на изучение индивидуальной логики процесса развития ребенка;

·         принцип комплексного характера диагностики, согласно которому необходимо использование системы методов изучения, взаимодополняющих и уточняющих представление о каждом ребенке.

С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста становятся:

1.      изучение субъектных особенностей и возможностей дошкольников в музыкальной деятельности;

2.      изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в детском саду и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений дошкольников;

3.      изучение своеобразия музыкальности дошкольников определенного возраста;

4.      изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;

5.      изучение особенностей отношения педагога дошкольного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности;

6.      изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе.

Таким образом, диагностика позволит воспитателю, музыкальному руководителю, родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития-дошкольника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться. [3, стр.175]

В соответствии с программой под редакцией М. А. Васильевой, к концу году дети старшей группы должны уметь:

  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
  • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
  • Петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
  • Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
  • Выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
  • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами. [4]

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Требования к подбору  и проведению диагностических  методик.

 

Методики диагностики музыкальных способностей представляют собой оригинальную авторскую разработку на основе известных и модифицированных тестов изучения структурных компонентов музыкальности. Применение в практике педагогической деятельности тестов,

в том числе и изучения музыкальных способностей, должно отвечать, по меньшей мере, трем условиям:

  • Во-первых, они должны быть прямыми, т. е. опираться

не только на оценку знаний (когнитивно-репродуктивного

компонента), но и на изучение позпавательной деятельности

в целом (в нашем случае, специфики музыкальномыслительной

деятельности);

  • во-вторых, они должны быть применимы для массового

исследования;

  • в третьих, они должны давать сравнимые между собой

результаты.

Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться

как индивидуально, так и в группах до 5-7 человек. Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. При любом результате выполнения диагностических

заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя

стремление ребенка играть в предложенную ему музыкальную

игру, своей заинтересованностью в его действиях. [2, стр. 60]

В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.[3, стр.176]

Для диагностики исследователем использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 — 4 человека). Позднее для диагностики музыкальных способностей детей создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, к которым, безусловно, следует отнести «Музыкальный букварь» (М., 1989), заслуживающий высокой педагогической оценки. Именно это пособие мы рекомендуем использовать прежде всего педагогам дошкольного образования и родителям, стремящимся изучить музыкальность ребенка, понять ее особенности.

В настоящее время педагогом О. П. Радыновой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей. Ведущий диагностический метод О. П. Радыновой — это подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Короткие тестовые задания, скрининги для детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагает использовать и А.Н. Зимина.

Автор также дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории и методики музыкального воспитания с практикумом»