Контрольная работа по «Теории и методики музыкального воспитания с практикумом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Теоретическая часть
2.1. Значение и содержание диагностики уровня музыкального развития дошкольника (по возрастам)……………………………………………………..4
2.2.Требования к подбору и проведению диагностических методик………..8
3. Практическая часть.
3.1. Подобрать диагностический материал в соответствии с возрастом детей и обосновать целесообразность его применения………………………………..12
4. Заключение……………………………………………………………………24
5. Список используемой литературы………………………………………….25

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 49.58 Кб (Скачать файл)

Рассмотренные варианты диагностики музыкальных способностей относятся к традиционным. Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю. Б. Алиев считает, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра» (СНОСКА: 1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998. — С. 100 — 101).

Ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю. Б. Алиев считает яркое эмоциональное переживание музыки, интерес к ней, желание заниматься музыкальной деятельностью. [3, стр.179]

Ученый предлагает осуществлять диагностику музыкальных способностей в детском саду нетрадиционными методами, используя в качестве диагностики пробные музыкальные занятия, экзамен-процесс, который организуется по принципу приемных испытаний детей, желающих поступить в музыкальную школу.

 

 

 

 

 

 

3. Практическая часть.

3.1. Подобрать диагностический  материал в соответствии с  возрастом детей и обосновать  целесообразность его применения.

 

          Диагностика основана  на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом  требований знаний и умений традиционной программы,  предназначена для учреждений дошкольного образования, использующих программу воспитания  и обучения под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

 

Высокий уровень                   36 баллов

ближе к высокому                  27-34

Средний уровень            24 балла

ближе к низкому           13-20

Низкий уровень                      12 баллов

 

 

Вывод:  Обследовано … детей.

               Уровень выше среднего –  …  чел. (… %);

                                         средний –  … чел. (… %);

                               ниже среднего – … чел. (… %).

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

в старшей группе     сентябрь 2013 г.

 

 

 

 

 

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление

Чувство

ритма

 

Всего

 

Общ. уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

                             

2

                             

3

                             

4

                             

5

                             

6

                             

7

                             

8

                             

9

                             

10

                             

11

                             

12

                             

13

                             

14

                             

15

                             

16

                             



 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

в старшей группе     май 2014 г.

 

 

 

 

 

Ф.И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление

Чувство

ритма

 

Всего

 

Общ. уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

                             

2

                             

3

                             

4

                             

5

                             

6

                             

7

                             

8

                             

9

                             

10

                             

11

                             

12

                             

13

                             

14

                             

15

                             

16

                             




                                     

                                     

 

 

 

Высокий уровень                  36 баллов                                                   

ближе к высокому                 27-34

Средний уровень             24 балла

ближе к низкому           13-20

Низкий уровень                     12 баллов

 

 

Вывод:   Обследовано … детей.

               Уровень выше среднего –  …  чел. (… %);

                                         средний –  … чел. (… %);

                               ниже среднего – … чел. (… %).

 

 

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

в старшей  группе

 

Начало года

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать произведение Л.В. Бетховена «Финал концерта № 5» (фрагмент), определить характер произведения,  выражая свои мысли полными фразами.

«3» - внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие

внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли.      

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер. 

«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать песню «Мы бандито», определить характер и содержание песни.

«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки.

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить регистры в смешанном и чистом звучании.

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно выкладывает карточки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр верхний, средний  и нижний.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки соответственно жанру исполняемого произведения.

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр музыкального произведения, выложить карточки.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

 

Конец  года

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать и различить три  пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение. Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз.

«3» - внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие внешние впечатления,  может назвать жанры,  правильно выполняет задание.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно.

Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ,  определить какие инструменты исполняют, характер и содержание. Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои мысли развернуто.

«3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты.

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет высокие, средние  и низкие звуки, правильно выкладывает карточки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить  верхний и низкий звуки.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4: Предложить детям сочинить историю или сказку, после прослушивания произведения Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ движениями под музыку.

«3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя.

«2» - слушает внимательно,  но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке.

«1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.

Начало года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1: Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, неточный текст.

Задание № 2: Исполнять небольшую песню  без сопровождения, в удобном диапазоне.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

«1» - интонирование отсутствует, неточный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую напевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку  «Небо синее» небольшими группами и по одному.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. Поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление

Задание № 1: Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

«1» - интонирование отсутствует, неточный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки  небольшой знакомой  песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.

«2» - поет, не точно,  без помощи взрослого придумать окончание не может.

«1» - интонирование отсутствует, неточный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма

Задание № 1: Прохлопать  простейший ритмический рисунок  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н.попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - невыполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории и методики музыкального воспитания с практикумом»