Контрольная работа по «Теории и методики музыкального воспитания с практикумом»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 08:01, контрольная работа
Описание работы
Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.
Содержание работы
1. Введение………………………………………………………………………..3 2. Теоретическая часть 2.1. Значение и содержание диагностики уровня музыкального развития дошкольника (по возрастам)……………………………………………………..4 2.2.Требования к подбору и проведению диагностических методик………..8 3. Практическая часть. 3.1. Подобрать диагностический материал в соответствии с возрастом детей и обосновать целесообразность его применения………………………………..12 4. Заключение……………………………………………………………………24 5. Список используемой литературы………………………………………….25
Рассмотренные варианты диагностики
музыкальных способностей относятся к
традиционным. Исследователь современных
проблем музыкального воспитания детей
Ю. Б. Алиев считает, что традиционно используемые
методы в диагностике музыкальных способностей
проверяют и оценивают «не музыкальные
способности, как думают взрослые, а определенные
навыки воспроизведения мелодии голосом;
не музыкальную память, которая у ребенка
еще не может быть полноценно сформирована,
а непроизвольные слуховые представления;
и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое
чувство, а чувство метра» (СНОСКА: 1. Алиев
Ю. Б. Методика музыкального воспитания
детей (от детского сада к начальной школе).
— Воронеж, 1998. — С. 100 — 101).
Ведущими критериями музыкальности
современного ребенка Ю. Б. Алиев считает
яркое эмоциональное переживание музыки,
интерес к ней, желание заниматься музыкальной
деятельностью. [3, стр.179]
Ученый предлагает осуществлять
диагностику музыкальных способностей
в детском саду нетрадиционными методами,
используя в качестве диагностики пробные
музыкальные занятия, экзамен-процесс,
который организуется по принципу приемных
испытаний детей, желающих поступить в
музыкальную школу.
3. Практическая часть.
3.1. Подобрать диагностический
материал в соответствии с
возрастом детей и обосновать
целесообразность его применения.
Диагностика основана на методике
диагностики Ольги Радыновой, с учетом
требований знаний и умений традиционной
программы, предназначена для учреждений
дошкольного образования, использующих
программу воспитания и обучения под
ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой.
Высокий уровень
36 баллов
ближе к высокому
27-34
Средний уровень
24 балла
ближе к низкому
13-20
Низкий уровень
12 баллов
Вывод: Обследовано … детей.
Уровень выше среднего – …
чел. (… %);
средний – … чел. (… %);
ниже среднего – … чел. (… %).
ДИАГНОСТИКА
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
в
старшей группе сентябрь
2013 г.
№
Ф.И. ребенка
Ладовое
чувство
Муз.-слуховое представление
Чувство
ритма
Всего
Общ. уровень
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
в старшей группе май 2014 г.
№
Ф.И. ребенка
Ладовое
чувство
Муз.-слуховое представление
Чувство
ритма
Всего
Общ. уровень
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Высокий уровень
36 баллов
ближе к высокому
27-34
Средний уровень
24 балла
ближе к низкому
13-20
Низкий уровень
12 баллов
Вывод: Обследовано … детей.
Уровень выше среднего – …
чел. (… %);
средний – … чел. (… %);
ниже среднего – … чел. (… %).
Задания
для диагностики музыкальных способностей
детей
в старшей группе
Начало года
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать произведение Л.В.
Бетховена «Финал концерта № 5» (фрагмент),
определить характер произведения,
выражая свои мысли полными фразами.
«3» - внимательно слушает произведение
от начала до конца, яркие
внешние впечатления, эмоциональная
отзывчивость, ясное выражение мысли.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается,
но может определить характер.
«1» - нет заинтересованности, с
заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать песню «Мы бандито»,
определить характер и содержание песни.
«3» - внимательно слушает песню,
понимает текст и может сказать, о чем
она, определить характер музыки.
«2» - слушает не внимательно, отвлекается,
но может рассказать содержание песни
и определить характер.
«1» - нет заинтересованности, почти
не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры
«Птичий концерт» определить регистры
в смешанном и чистом звучании.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается,
но может определить регистр верхний,
средний и нижний.
«1» - нет заинтересованности, задание
выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и различить три
пьесы разные по жанру (марш, пляска, колыбельная),
с помощью дидактической игры выложить
карточки соответственно жанру исполняемого
произведения.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты,
определяет жанр и выполняет задание без
подсказки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается,
но может определить жанр музыкального
произведения, выложить карточки.
«1» - нет заинтересованности, задание
выполняет неверно.
Конец года
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать и различить три
пьесы разные по жанру (марш, плясовая
мелодия, колыбельная), показать соответствующее
движение. Оценивается знание жанров в
музыке и самостоятельность в смене движения
в соответствии с трехчастной формой музыкальных
фраз.
«3» - внимательно слушает произведение
от начала до конца, яркие внешние впечатления,
может назвать жанры, правильно выполняет
задание.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается,
но задание выполняет правильно.
«1» - нет заинтересованности, задание
выполняет не верно.
Задание № 2: Прослушать произведение «В
пещере горного короля» Григ, определить
какие инструменты исполняют, характер
и содержание. Оценивается умение детей
слышать звучание различных инструментов,
умение высказать свои мысли развернуто.
«3» - внимательно слушает произведение,
понимает содержание, определяет инструменты,
может сказать, о чем она, определить характер
музыки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается,
но может рассказать о характере и содержание
произведения, назвать инструменты, пусть
и не все.
«1» - нет заинтересованности, почти
не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры
«Птичка и птенчики» определить высокий
и низкий звуки в пределах квинты.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты,
определяет высокие, средние и низкие
звуки, правильно выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается,
но может определить верхний и низкий
звуки.
«1» - нет заинтересованности, задание
выполняет неверно.
Задание № 4: Предложить детям сочинить
историю или сказку, после прослушивания
произведения Моцарта «Маленькая флейта»,
обогатить свой рассказ движениями под
музыку.
«3» - внимательно слушает произведение,
может придумать историю, изобразить движениями
характерные черты главного героя.
«2» - слушает внимательно, но
придумывает историю с помощью взрослого,
изображает движениями по подсказке.
«1» - нет заинтересованности, задание
выполнять не хочет.
Начало года
Музыкально-слуховое
представление
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать
выбор, исполнить ее точно после
вступления под музыкальное сопровождение.
«3» - поет, чисто интонируя движение
мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается,
но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует,
неточный текст.
Задание № 2: Исполнять небольшую песню
без сопровождения, в удобном диапазоне.
«3» - поет, чисто интонируя движение
мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается,
нужна помощь взрослого.
«1» - интонирование отсутствует,
неточный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно
звучащих звуков «Сколько нас поет?».
За ширмой играю сразу на двух инструментах
и исполняю голосом знакомую напевку.
«3» - называет правильно, определяет
по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя
движение мелодии.
«2» - называет правильно, но
песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты,
бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты
(металлофон, бубен, барабан и т.д.),
показать приемы игры на различных инструментах,
играть попевку «Небо синее» небольшими
группами и по одному.
«3» - называет правильно, владеет
приемами игры, исполняет попевку вместе
с пением. Поет, чисто интонируя движение
мелодии.
«2» - называет правильно, владеет
приемами игры, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты,
бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Конец года
Музыкально-слуховое
представление
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать
выбор, исполнить ее точно после
вступления под музыкальное сопровождение.
«3» - поет, чисто интонируя движение
мелодии.
«2» - поет не точно, отвлекается,
но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует,
неточный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки
небольшой знакомой песни с голоса
педагога, придумать ей новое окончание.
«3» - поет, чисто интонируя движение
мелодии, задание выполняет с удовольствием.
«2» - поет, не точно, без помощи
взрослого придумать окончание не может.
«1» - интонирование отсутствует,
неточный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно
звучащих звуков «Сколько нас поет?».
За ширмой играю сразу на двух инструментах
и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет
по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя
движение мелодии.
«2» - называет правильно, но
песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты,
бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты
(металлофон, бубен, барабан и т.д.),
показать приемы игры на различных инструментах,
предложить самостоятельно подобрать
на металлофоне знакомую песенку.
«3» - называет правильно, владеет
приемами игры, выполняет задание, с поддержкой
взрослого.
«2» - называет правильно, владеет
приемами игры, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты,
бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Начало года
Чувство ритма
Задание № 1: Прохлопать простейший
ритмический рисунок мелодии из 5-7
звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического
рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - невыполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание
– двигаться в соответствии с трехчастной
формой музыкального произведения. Оценивается
способность ребенка вовремя отреагировать
на смену музыкальной фразы.
«3» - смена движений под музыку,
движения головы, рук, чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под
музыку, нет эмоциональных движений, нет
смены движений под музыку.