Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 09:55, контрольная работа
1. Подберите дидактические игры для развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка с недостатками психоречевого развития.
2. Разработать задания для стимуляции развития функциональных предпосылок к развитию речевой деятельности ребенка первого года жизни с отставанием в развитии.
3. Перечислить нарушения игровой деятельности, прогностически значимые при оценке психического развития дошкольника с недостатками речи.
4. Назовите основные показатели готовности ребенка с недостатками речи к школьному обучению.
5. Охарактеризуйте особенности профессиональных намерений у старшеклассников с недостатками речи.
6. Опишите влияние речевых нарушений на психическое развитие детей.
7. Перечислите возможные особенности познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, внимание) и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи.
Задания
1. Подберите дидактические игры для развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка с недостатками психоречевого развития.
2. Разработать задания для стимуляции развития функциональных предпосылок к развитию речевой деятельности ребенка первого года жизни с отставанием в развитии.
3. Перечислить нарушения игровой деятельности, прогностически значимые при оценке психического развития дошкольника с недостатками речи.
4. Назовите основные показатели готовности ребенка с недостатками речи к школьному обучению.
5. Охарактеризуйте особенности профессиональных намерений у старшеклассников с недостатками речи.
6. Опишите влияние речевых нарушений на психическое развитие детей.
7. Перечислите возможные особенности познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, внимание) и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи.
8. Охарактеризуйте особенности формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков (в соответствии с возрастной программой обучения и воспитания) у детей с нарушениями речи.
9. Опишите особенности складывающихся личностных взаимоотношений с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми, самооценка, отношение к своему дефекту и пр.) у детей с нарушениями речи.
1. Поиграем с игрушкой
Цель: Учить ребенка выполнять разные действия с одной игрушкой: «Погладь, покачай, поводи, покорми, попляши, вытри нос, пожалей, причеши, покатай на машине, положи на стол, кровать, посади на стульчик».
Побуждать ребенка к звукоподражанию. Развивать не только уровень понимания ребенком речевых инструкций, но и речевую активность: с куклой, с собачкой, с мишкой.
2. Поиграем с игрушками
Цель: Учить ребенка выполнять одно и тоже действие с разными игрушками. Побуждать к подражанию слов, звуков:
а) «Поводи - куклу, мишку, собачку»: «Топ-топ. Иду-иду. Кукла идет...»
б) «Покорми - корову, лошадку, курочку»: «Ам-ам. Кушает. Корова кушает» и т.д.
в) «Причеши - куклу, собачку, мишку, зайчика».
3. С ленточками и шнурками
Цель: На основе ладонного (хватательного) рефлекса вызывать у ребенка рефлекторное схватывание предмета, вложенного в ладонь. Обогащать тактильную чувствительность рук, подготавливающую появление осязания.
Ход игры: Взрослый показывает ленточку или шнурочек, вкладывает в ладошку. (Ребенок должен обхватить предмет, вложенный в ладонь не фиксируя его.)
4. С шариками и валиками
Цель: Обогащать тактильную чувствительность ладоней. Формировать навык захватывания предмета рукой. (Все делается рукой взрослого - вкладывание (шариков, валиков, обшитых различной тканью) попеременно в обе руки ребенка (3-5 раз), отводя большой палец; придерживание в ладони ребенка.)
5. С разнообразными подвесками
Цель: Побуждать к выпрямлению рук над грудью, притягивание к себе игрушек, попытка захватить их, удержать не менее 20 секунд. Обогащать чувственный опыт ребенка, подбирая предметы, различные по своим физическим свойствам, фактуре, позволяющим дифференцировать положение большого пальца малыша при захватывании игрушки.
6. С игрушками-подвесками
Цель: Учить ребенка захватывать предметы разной формы из удобного положения, удерживать их не менее 20-30 секунд; производить ощупывающие, движения, знакомясь с физическими свойствами: формой, массой, упругостью и т.д. Развивать восприятие предмета как объекта, обладающего комплексом свойств.
(После пассивных действий
попеременно двумя руками (вкладывание
разных по фактуре предметов,
отличающихся плотностью, твердостью,
упругостью; подведения предмета
к ладони и отстранение его)
ребенок должен схватить
7. С гладкой, цветной
ленточкой, шнурком с узелками, к
концам которых прикреплены
Цель: Учить выполнять целенаправленные действия с предметом, находящемся в поле зрения ребенка. Продолжать развивать и совершенствовать навык хватания.
(Ребенок должен сначала
захватить вертикально
8. Колокольчик звенит (с подвесным устройством)
Цель: Обучать выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит к движению другого)
(Ребенок должен проявить активность, протянуть руку к висящему предмету, притянуть его к себе.)
9. На погремушку! (с яркими погремушками, имеющими различные по форме ручки для захватывания и удержания)
Цель: Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать ее в руке. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет, делать поворот со спины на живот.
10. Где динь-динь? (с яркой матрешкой-неваляшкой, обвязанной узкой лентой с кольцом на конце)
Цель: Развивать у ребенка ориентировочно-
(Ребенок должен подползти к кольцу, подтянуть к себе, манипулировать - дергая за кольцо, приводить в движение неваляшку.)
11. Что там? Тук-тук
Цель: Расширять чувственный опыт ребенка при действии с предметами, обладающими устойчивостью, имеющими углы и грани. Развивать активное подражание действиям взрослого. Выполнять 2-3 взаимосвязанных действия (например, взять предмет из общего количества, манипулировать им, отложить в сторону).
(Ребенок должен снимать игрушки с тележки, манипулировать ими, воздействовать предметом на предмет (стучать ими), откладывать в сторону, перекладывать из руки в руку, встряхивать звучащие и т.д.)
12. Сними колечко. Дай колечко
Цель: Развивать у ребенка ориентировку в пространстве, учить следовать за предметом, уметь менять направление при перемене его места, выполнять по подражанию 2 взаимосвязанных действия (например, приблизиться к предмету, взять в руки, изменить его местоположение путем толкания или перекладывания). Формировать умение наблюдать за действиями взрослого, вызывать желание подражать ему. Учить включаться в совместную со взрослым игру, действенно реагировать на просьбу типа: «Сними колечко, дай колечко» и т.п.
13. Что там? Открой крышку. Посмотри (с гирляндами маленьких игрушек, закрепленных на ленте, уложенных в коробку с откидывающейся крышкой. Кончик ленточки выглядывает из-под крышки, которая зажимает его)
Цель: Совершенствовать у ребенка мелкую моторику пальцев обеих рук, активизировать позицию большого пальца при схватывании мелких предметов. Закреплять практический опыт действия с полыми и наполненными предметами. Учить совершать последовательное вкладывание и выкладывание предметов.
(После встряхивания коробки
взрослым с речевым
12. Возьми тарелочку
Цель: Совершенствовать мелкую моторику ребенка, фиксировать особое положение большого пальца по отношению к четырем другим при захватывании плоских предметов. Расширять опыт действий: раскладывать и складывать предметы. Формировать представление о части и целом в процессе практических действий с предметами.
(Ребенок должен сначала
брать из рук взрослого
14. Сними колпачок (с колпачками-вкладышами разного цвета)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук ребенка, практические навыки действий с предметами конической формы.
Учить выполнять ряд последовательных действий, используя принцип автодидактизма, заложенный в конструкции игрушки. (Ребенок должен поочередно снять все колпачки.)
15. Открой-закрой. Выложи-вложи
Цель: Учить ребенка выполнять соотносимые действия с предметами разной формы. Закреплять чувственный опыт и практические знания о полом и заполненном пространстве. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых можно установить невидимые свойства предметов (например, встряхнув коробку, узнать, есть в ней что-то или она пустая). Развивать координацию движений рук с превалирующим участием правой руки.
Задания:
Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Так, например, дети со сложными формами функциональных дислалий, ринолалиями и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, вызывает быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.
Дети с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в групповую игру.
Для детей с алалией, у которых нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребенок с алалией воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети - алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не вступают в словесные взаимоотношения. Даже в дальнейшем, когда ребенок приобретает на логопедических занятиях определенный запас слов и навыки фразообразования, в игре эти навыки он самостоятельно не использует. Слово в игре употребляется в основном для называния предметов, при этом отсутствует название действий с ними.