Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:39, курсовая работа
Цель исследования – выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования предполагаем, что коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:
в группе будет создан эмоциональный климат;
у детей будет уверенность в себе:
проводить коррекционную работу в игровой форме;
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших дошкольников
6
1.1 Особенности проявления тревожности у дошкольников
6
1.2 Специфика коррекции тревожности у старших дошкольников
10
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников
16
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции тревожности у старших дошкольников
21
2.1 Изучение уровня тревожности у старших дошкольников
21
2.2 Психолого-педагогический проект по коррекции тревожности у старших дошкольников
26
Заключение
51
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ф ГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
Институт
психолого-педагогического
Кафедра возрастной педагогики и психологии
КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа
к.п.н., доцент кафедры ВПиП
Нижний Тагил
2013
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших дошкольников |
6 |
1.1 Особенности проявления тревожности у дошкольников |
6 |
1.2 Специфика коррекции тревожности у старших дошкольников |
10 |
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников |
16 |
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции тревожности у старших дошкольников |
21 |
2.1 Изучение уровня тревожности у старших дошкольников |
21 |
2.2 Психолого-педагогический
проект по коррекции |
26 |
Заключение |
51 |
Список литературы |
52 |
Приложение 1 |
54 |
Приложение 2 |
71 |
Приложение 3 |
72 |
Введение
Актуальность проблемы и темы исследования. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. В последнее время в теории и практике дошкольного образования уделяется много внимания проблеме детской тревожности. Психологи установили такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если взрослые не удовлетворены своей работой (или являются безработными), жилищными условиями, материальным положением, личными взаимоотношениями. Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других и несамостоятельность. Сегодня такие дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями [25, с.115].
К старшему дошкольному возрасту у тревожных детей преобладает импульсивность, неадекватность в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, конфликтам и к тревожно-фобическим расстройствам.
В настоящее время в практических исследованиях определяют тревожно-фобические и агрессивно-тревожные поведенческие типы у детей, но не раскрывают особенности психокоррекции этих эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников.
Выявление дифференцированных
характеристик тревожности
Проблема исследования заключается в поиске эффективных психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников.
В рамках указанной проблемы была определена тема исследования: «Коррекция тревожности у старших дошкольников».
Объектом исследования является тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования являются психолого-педагогические условия коррекции тревожности у старших дошкольников.
Цель исследования – выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования предполагаем, что коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования определены его задачи:
Методы исследования: теоретические – анализ педагогической и психологической литературы, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические – наблюдение.
База исследования – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 24 поселка Горноуральский подготовительная группа детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что разработанный психолого-педагогический проект по коррекции тревожности у старших дошкольников может быть использован в практической деятельности педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших дошкольников
1.1 Особенности проявления тревожности у дошкольников
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.
Тревожность –
это индивидуальная психологическая
особенность, заключающаяся в повышенной
склонности испытывать беспокойство в
самых различных жизненных
Существует много факторов, которые могут внести вклад в наше развитие тревожности (и повлиять на наше психическое здоровье в целом). Среди них:
В настоящее
время преобладает точка зрения
Как писали Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги» [8].
А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Происходит это в старшем дошкольном возрасте [4].
А.О. Прохоров представлял процесс формирования тревожности в три этапа. На первом этапе происходит ее зарождение. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование приобретает характер свойства личности. [21]
А.М. Прихожан говорит о том, что тревожность в дошкольном возрасте может быть устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она может иметь собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях [20].
Изучая причины тревожности детей дошкольного возраста, исследователи часто отмечают важность опыта детско-родительских отношений [3].
Наряду с важным опытом детско-родительских отношений в семье, у ребенка, начинающего посещать детский сад, а затем школу, значительно расширяется спектр социальных контактов, что, несомненно, отражается на его эмоционально-личностной сфере, общем развитии.
Говоря о возрастных особенностях тревожности дошкольников А.Г. Лидерс отмечает, что данное состояние может вызываться изменениями в условиях жизни, привычной деятельности, нарушением динамического стереотипа, может провоцироваться действием раздражителя, условно связанного с неприятностью, угрозой, а иногда вызывается антиципацией воображаемой неприятности или угрозы, может также порождаться отсрочкой, задержкой в появлении ожидаемого объекта или действия (чаще при отсрочке чего-либо приятного, значительного) [13].
Некоторые психологи (Л.С. Выготский. С. Холл, Э. Эриксон и др.) связывают высокую тревожность с кризисом развития [7].
У детей старшего дошкольного возраста – явление частое и, как правило, носит выраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками [12].
А.М Прихожан
отмечает симптомы тревоги в стрессогенных
ситуациях у детей шести-семи
лет в поведенческих
Школьная тревожность начинает формироваться именно в дошкольном возрасте. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.
А.И. Захаров считает, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении психолого-педагогической коррекции относительно обратима [5].
С другой стороны,
на практическом уровне (когда речь
идет о влиянии состояния тревоги,
о саморегуляции этого
Следовательно, основными причинами, вызывающими детскую тревожность, являются:
1. неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
2. следствие
симбиотических отношений
3. тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Она может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми и так далее.
Тревожность в дошкольном возрасте формируется под влиянием различных факторов и условий (основными из которых являются детский сад и семья). Уже в дошкольном возрасте тревожность оказывает большое влияние на формирование личности.
Итак, тревожность – это индивидуальная психологическая
особенность, проявляющаяся в склонности
человека часто переживать сильную трево
1.2 Специфика коррекции
тревожности у старших
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [2, c.5].
В настоящее время термин «психологическая коррекция» достаточно широко и активно используется в практике работы, как школы, так и дошкольных учреждений. А между тем, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития. Расширение сферы приложения данного понятия ряд ученых связывает с развитием прикладной детской психологии, с новыми социальными задачами по отношению к подрастающему поколению.
Информация о работе Коррекция тревожности у старших дошкольников