Коррекция тревожности у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования предполагаем, что коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:
в группе будет создан эмоциональный климат;
у детей будет уверенность в себе:
проводить коррекционную работу в игровой форме;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших дошкольников
6
1.1 Особенности проявления тревожности у дошкольников
6
1.2 Специфика коррекции тревожности у старших дошкольников
10
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников
16
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции тревожности у старших дошкольников
21
2.1 Изучение уровня тревожности у старших дошкольников
21
2.2 Психолого-педагогический проект по коррекции тревожности у старших дошкольников
26
Заключение
51
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 752.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ф ГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия»

Институт  психолого-педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа

 

 

 

 

 

                                            Выполнил:

                                                                       Махрина Жанна Сергеевна

                                                         студентка 3 курса

                                       ИППО

 

                                                   Руководитель:

                                                                                Колупаева Наталья Ивановна

к.п.н., доцент  кафедры ВПиП

 

 

 

Нижний Тагил

2013

Содержание

 

    Введение

3

Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших дошкольников

6

1.1 Особенности проявления тревожности у дошкольников

6

1.2 Специфика коррекции тревожности у старших дошкольников

10

1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников

16

Глава 2.  Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции тревожности у старших дошкольников

21

2.1 Изучение  уровня тревожности у старших  дошкольников

21

2.2 Психолого-педагогический  проект по коррекции тревожности  у старших дошкольников

26

Заключение

51

Список литературы

52

Приложение 1

54

Приложение 2

71

Приложение 3

72


 

Введение

Актуальность проблемы и темы исследования. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. В последнее время в теории и практике дошкольного образования уделяется много внимания проблеме детской тревожности. Психологи установили такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если взрослые не удовлетворены своей работой (или являются безработными), жилищными условиями, материальным положением, личными взаимоотношениями. Неблагоприятными  последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других и несамостоятельность.  Сегодня такие дети нуждаются в особом подходе и  психологической помощи.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями [25, с.115].

К старшему дошкольному  возрасту у тревожных детей преобладает импульсивность, неадекватность в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, конфликтам и к тревожно-фобическим расстройствам.

В настоящее  время в практических исследованиях  определяют тревожно-фобические и агрессивно-тревожные  поведенческие типы у детей, но не раскрывают особенности психокоррекции этих эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников.

Выявление дифференцированных характеристик тревожности позволит целенаправленно организовывать коррекционную  и профилактическую работу с детьми старшего дошкольного возраста, формировать адекватные способы поведения в психотравмирующих ситуациях, развивать коммуникативную компетентность, тем самым подготовить их к переходу в новую школьную среду.

Проблема исследования заключается в поиске эффективных психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников.

В рамках указанной  проблемы была определена тема исследования: «Коррекция тревожности у старших дошкольников».

Объектом  исследования является тревожность у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования являются психолого-педагогические условия коррекции тревожности у старших дошкольников.

Цель  исследования – выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования предполагаем, что коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:

  • в группе будет создан эмоциональный климат;
  • у детей будет уверенность в себе:
  • проводить коррекционную работу в игровой форме;
  • привлекать детей к совместному обсуждению проблемы;
  • применять в работе ролевые игры.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования определены его задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, изучить причины тревожности и особенности ее коррекции у старших дошкольников.
  2. Охарактеризовать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у старших дошкольников.
  3. Описать диагностические методики по определению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать психолого-педагогический проект по коррекции тревожности у старших дошкольников.

Методы исследования: теоретические – анализ педагогической и психологической литературы, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические – наблюдение.

База исследования – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 24 поселка Горноуральский подготовительная группа детей 6-7 лет.

Практическая  значимость исследования, заключается в том, что разработанный психолого-педагогический проект по коррекции тревожности у старших дошкольников может быть использован в практической деятельности педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.

 

Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших дошкольников

1.1 Особенности проявления  тревожности у дошкольников

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Тревожность –  это индивидуальная психологическая  особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в  самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые  к этому и не располагают.

Существует много  факторов, которые могут внести вклад в наше развитие тревожности (и повлиять на наше психическое здоровье в целом). Среди них:

  1. Гены: Более высокий уровень тревожности может быть заложен на генетическом уровне. У всех нас есть различный «биологический макияж», и иногда люди могут испытывать повышенный уровень тревоги лишь потому, что она встроена в их генетический код. Эти гены вызывают существенный химический дисбаланс в мозгу, что и вызывает беспокойство.
  2. Здоровье: Тревожность может быть вызвана отсутствием физической активности и неправильным питанием. Физическая активность имеет решающее значение как для нашего физического и психического здоровья. Бег, занятия спортом, ходить в тренажерный зал, танцы - отличный способ снять стресс и беспокойство.
  3. Психология: Многие психологи считают, что мысли и убеждения являются основными факторами, влияющими на наше настроение и тревожность.
  4. Окружающая среда: Вполне вероятно также, что тревожность может быть вызвана новой или незнакомой средой.

В настоящее  время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов [5].

Как писали Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги» [8].

А.И. Захаров  считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Происходит это в старшем дошкольном возрасте [4].

А.О. Прохоров представлял  процесс формирования тревожности  в три этапа. На первом этапе происходит ее зарождение. Второй этап характеризуется  выраженностью тревожности и  ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование приобретает характер свойства личности. [21]

А.М. Прихожан говорит  о том, что тревожность в дошкольном возрасте может быть устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она может иметь собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях [20].

Изучая причины  тревожности детей дошкольного  возраста, исследователи часто отмечают важность опыта детско-родительских отношений [3].

Наряду с  важным опытом детско-родительских отношений  в семье, у ребенка, начинающего  посещать детский сад, а затем  школу, значительно расширяется  спектр социальных контактов, что, несомненно, отражается на его эмоционально-личностной сфере, общем развитии.

Говоря о  возрастных особенностях тревожности  дошкольников А.Г. Лидерс отмечает, что данное состояние может вызываться изменениями в условиях жизни, привычной деятельности, нарушением динамического стереотипа, может провоцироваться действием раздражителя, условно связанного с неприятностью, угрозой, а иногда вызывается антиципацией воображаемой неприятности или угрозы, может также порождаться отсрочкой, задержкой в появлении ожидаемого объекта или действия (чаще при отсрочке чего-либо приятного, значительного) [13].

Некоторые психологи (Л.С. Выготский. С. Холл, Э. Эриксон и  др.) связывают высокую тревожность  с кризисом развития [7].

У детей старшего дошкольного возраста – явление частое и, как правило, носит выраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками [12].

А.М Прихожан отмечает симптомы тревоги в стрессогенных  ситуациях у детей шести-семи лет в поведенческих проявлениях, физиологических реакциях, физиологических  симптомах (по данным самоотчетов), переживаниях, чувствах [20].

Школьная тревожность начинает формироваться именно в дошкольном возрасте. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

А.И. Захаров  считает, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении психолого-педагогической коррекции относительно обратима [5].

С другой стороны, на практическом уровне (когда речь идет о влиянии состояния тревоги, о саморегуляции этого состояния, о «работе с тревогой», способах ее преодоления и т.п.) существует достаточное согласие.

Следовательно, основными причинами, вызывающими  детскую тревожность, являются:

1. неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

2. следствие  симбиотических отношений ребенка  с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится;

3. тревожность  может вызываться боязнью не  справиться, сделать не так, как нужно. Она может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми и так далее.

Тревожность в  дошкольном возрасте формируется под  влиянием различных факторов и условий (основными из которых являются детский  сад и семья). Уже в дошкольном возрасте тревожность оказывает большое влияние на формирование личности.

Итак, тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

 

1.2 Специфика коррекции  тревожности у старших дошкольников

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий  для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [2, c.5].

В настоящее время  термин «психологическая коррекция» достаточно широко и активно используется в практике работы, как школы, так и дошкольных учреждений. А между тем, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития. Расширение сферы приложения данного понятия ряд ученых связывает с развитием прикладной детской психологии, с новыми социальными задачами по отношению к подрастающему поколению.

Информация о работе Коррекция тревожности у старших дошкольников