Коррекция тревожности у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования предполагаем, что коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:
в группе будет создан эмоциональный климат;
у детей будет уверенность в себе:
проводить коррекционную работу в игровой форме;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших дошкольников
6
1.1 Особенности проявления тревожности у дошкольников
6
1.2 Специфика коррекции тревожности у старших дошкольников
10
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников
16
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции тревожности у старших дошкольников
21
2.1 Изучение уровня тревожности у старших дошкольников
21
2.2 Психолого-педагогический проект по коррекции тревожности у старших дошкольников
26
Заключение
51
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 752.50 Кб (Скачать файл)

Целью коррекции тревожности  у старших дошкольников является снижение тревожности.

Задачи коррекции тревожности  у детей старшего дошкольного  возраста:

  1. снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  2. устранение, преобразование, либо частичное                         обесценивание тревожности;
  3. формирование умения у детей преодолевать                         опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
  4. стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций;
  5. уменьшение суетливости, нервозных движений,                   множества ненужных движений и мимики;
  6. снижение скованности, боязливости в движениях и                         речи;
  7. развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;
  8. развитие умения активно слушать, задавать вопросы                         и выражать свое мнение.

Основные принципы коррекции тревожности старших дошкольников:

  1. Реализация в работе с ребенком зоны ближайшего развития.
  2. Учет индивидуально-психических особенностей ребенка.
  3. Создание благоприятного микроклимата социальной среды.
  4. Осуществление единства диагностики и коррекции.
  5. Деятельностный подход к коррекционной работе.
  6. Отношение к каждому ребенку, как к лучшему.

Воспитывать уверенную  в себе личность невозможно без формирования оптимистического мироощущения: позитивного отношения к жизни, активности и уверенности в себе.

Способность преувеличивать положительное и растворять отрицательное  – это элемент психической  дисциплины, которому можно и нужно  научить дошкольников.

Основные принципы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в нашей стране разработаны такими ученными: В.М. Остаповым, Л.С. Выгоцким, Т.В. Лаврентьевым, Н.Н. Лебедевой и др.

Эти принципы гласят, что личность - это целостная психологическая  структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психологическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении с взрослыми и происходят, прежде всего, в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей. При наличии определенных и строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию и коррекции тех нарушений, которые не соответствуют норме в том числе и коррекции страха и тревожности. В большей мере результат коррекционной работы зависит от ее организации. 

Создание в  воспитательном учреждении благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется позитивным общением при взаимодействии ребенка  и взрослых является актуальной задачей. Для подобного общения характерна безоценочность. Высшая ценность в общении - это другой человек, с которым мы общаемся, со всеми его качествами, свойствами, настроением и прочее. В позитивном общении главным является право другого человека на индивидуальность уже сложившуюся или формирующуюся. 

При организации  коррекционной работы необходимо создать  условия для возникновения доверия  воспитанника к воспитателю, только так у ребенка возникает желание  заниматься коррекционной работой.

Отрицательное отношение к воспитателю и  психологу у детей старшего дошкольного возраста встречается очень редко, а неопределенное - часто, так как при таком отношении возникает недоверие к воспитателю, а следовательно к той деятельности, которой он занимается. На занятиях такие дети чаще всего замкнуты, ранимы или равнодушны, невосприимчивы к указаниям психолога, безынициативны. В общении они проявляют вынужденную покорность и смирение, а иногда стремление приспособиться. Эти эмоции могут закрепиться и быть перенесены на взаимоотношения между учителями и товарищами в дальнейшей жизни. В связи с чет, может возникать негативное отношение к воспитательным учреждениям, неадекватное отношение к себе и к людям. Прогрессивное развитие личности в таких условиях невозможно, требуется коррекция этих условий в соответствие с основными принципами, предъявляемыми в коррекционной работе. 

Принцип первый - единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости  коррекционной работы принимается  только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй - единство возрастного и индивидуального  в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте  его возрастного развития. Коррекционная  работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества.

Ценность каждого  возраста бесспорна. Именно полноценное  проживание каждого этапа онтогенеза гарантирует реализацию возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим для обеспечения всех сторон формирования личности ребенка. Но при этом следует учитывать, что для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших психологических закономерностях, к которым относятся: постепенность, неравномерность развития, наличие «латентных» периодов, когда развитие происходит в скрытом, недоступном для наблюдения виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого «рывка», причем продолжительность этих периодов у детей различна, различны индивидуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его свойств, процессов и качеств, своеобразие эмоциональной сферы и силы переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и многое другое. Поэтому коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности, как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.

Принцип третий - единство диагностики и коррекции  развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.

Прежде чем  решать, нужна ли коррекционная или  развивающая работа с ребенком, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др.

Принцип четвертый - деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального формирования - А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский.

Этот принцип  предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию  соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве с взрослым.

Все дети от природы  одарены способностью к развитию: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир, способностью думать, говорить, рассуждать, воображать, запоминать, желать, чувствовать, переживать, напрягаться, добиваться. Но эти способности необходимо развивать с момента рождения ребенка. Коррекционные усилия взрослых и в детском саду должны быть как раз и направлены на то, чтобы создать условия воспитания и обучения детей, которые бы восполнили, если это необходимо, пробелы и недостатки в развитии, возникшие в предшествующие годы жизни ребенка.

Отсюда принцип  пятый - подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к  одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго»  сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Формирование  способностей, как общих, так и  специальных, - процесс очень сложный, он имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов в той или иной деятельности. Несформированные способности и интересы ведут к недоразвитию личности. Коррекция недостатков в развитии способностей и интересов ребенка - важнейшее направление психолого-педагогической работы.

Итак, психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет, зачастую в негативном ключе, его поведение и деятельность.

 

 

 

1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников

 Психолого-педагогические условия коррекции тревожности – это условия, которые способствуют снижению уровня тревожности у детей.

Главными психолого-педагогическими условиями коррекции тревожности у детей дошкольного возраста являются: создание эмоционального климата в группе, повышение уверенности в себе.

Вопросом коррекции тревожности у старших дошкольников занимались Захаров А.И., Лебедева Н.Н., Максимова Н.Ю. и другие исследователи.

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно  проводить в игровой форме. Прежде всего, необходимо установить контакт с ребенком. Для установления доверительных отношений и достижения более эффективных результатов занятий с детьми желательно использовать индивидуальные формы работы.

При проведении коррекционных занятий Прихожан А.М. рекомендует следовать следующим принципам: во-первых, психолог признает ребенка как личность, верит в ребенка, уважает не только его достоинства, но и его страхи, деструктивные формы поведения и т.д., и, во- вторых, психолог побуждает ребенка к спонтанному выражению своих чувств [20, c.7].

Как правило, придя  в игровую комнату, тревожный  ребенок ждет конкретных указаний и  инструкций от взрослого: что можно  делать, а чего нельзя. Многие дети сохраняют молчание и чувствуют себя неуверенно. Психолог комментирует действия ребенка, поощряя его самостоятельность и инициативу. Таким образом, в процессе игры ребенок учится принимать решения, не боится действовать и становится более уверенным.

Для работы с  родителями, которые пока не готовы к тесному сотрудничеству со специалистами, можно использовать наглядную информацию. Например, на стенде можно разместить теоретический материал о причинах возникновения тревожности у  взрослых и детей, советы и рекомендации психологов по снятию эмоционального напряжения, несложные релаксационные упражнения. Можно познакомить родителей с упражнениями на снятие мышечных зажимов, заострить их внимание на том, как полезны для их ребенка игры с песком, с крупой, с водой.

Как правило, тревожные  дети не сообщают о своих проблемах  открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют  действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному  обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.

Желательно, чтобы  каждый ребенок сказал вслух о  том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а  потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут  тревожным детям осознать, что  у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все  взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда  речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился  с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

Обращаясь к  тревожному ребенку с просьбой или  вопросом, желательно установить с  ним контакт глаз: либо вы наклонитесь  к нему, либо приподнимите ребенка  до уровня ваших глаз.

Совместное  с взрослым сочинение сказок и  историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка  управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Очень полезно  применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать  можно как знакомые ситуации, так  и те, которые вызывают особую тревогу  ребенка.

Игры, в которых  кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а нам - сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре.

Работа с  тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют  проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение  самооценки.

2. Обучение ребенка  умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного  напряжения.

Для повышения самооценки ребенка необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако наша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Информация о работе Коррекция тревожности у старших дошкольников