Коррекция тревожности у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования предполагаем, что коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:
в группе будет создан эмоциональный климат;
у детей будет уверенность в себе:
проводить коррекционную работу в игровой форме;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших дошкольников
6
1.1 Особенности проявления тревожности у дошкольников
6
1.2 Специфика коррекции тревожности у старших дошкольников
10
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников
16
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции тревожности у старших дошкольников
21
2.1 Изучение уровня тревожности у старших дошкольников
21
2.2 Психолого-педагогический проект по коррекции тревожности у старших дошкольников
26
Заключение
51
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 752.50 Кб (Скачать файл)

Желательно, чтобы  тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе...», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

Каждый ребенок, таким образом, получит возможность  быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми.

Разные виды игр с успехом используются в  коррекционных целях в работе с дошкольниками. Интересна специальная  игровая методика, разработанная  А. И. Захаровым, направленная на преодоление детьми страхов [5, c.9]. Игры широко применяются в работе как со страдающими неврозами детьми, так и со здоровыми. Предметом коррекции игровой психотерапией могут быть и бедность эмоционального мира дошкольника, эмоциональная неотзывчивость, запаздывание развития высших чувств, неадекватное эмоциональное реагирование.

Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить  радость свершений, способность  действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и  переживания, мечты и надежды. Рисование как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражения отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.

Рисование неотрывно  тот эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование, таким  образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития.

Итак, к психолого-педагогическим условиям коррекции тревожности  у детей старшего дошкольного  возраста относятся:

1. создание эмоционального климата в группе;

2. повышение уверенности в себе;

3. проведение  коррекционной работы в игровой форме;

4. привлечение  ребенка к совместному обсуждению  проблемы;

5. применение  в работе ролевых игр.

 

Глава 2.  Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции тревожности у старших дошкольников

2.1 Изучение  уровня тревожности у старших дошкольников

Исследование  проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 24 «Сказка». В исследовании приняла участие подготовительная группа № 7 в количестве 10 человек: 4 девочки и 6 мальчиков.

Таблица 1

Характеристика экспериментальной  группы детей 

старшего дошкольного возраста

 

п\п

Имя, год рождения

Возраст

1.

Елена К., 2007 г.

6 лет

2.

Екатерина А., 2006 г.

7 лет

3.

Софья Я., 2006 г.

7 лет

4.

Диана Ш., 2007 г.

6 лет

5.

Александр З., 2007 г.

6 лет

6.

Алексей Ч., 2007г.

6 лет

7.

Петр П., 2006 г.

7 лет

8.

Александр К., 2007 г.

6 лет

9.

Василий И., 2007 г.

6 лет

10.

Михаил Ш., 2006 г.

7 лет


 

Исходя из цели и задач исследования, мы подобрали  адекватные методики диагностики уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Тест тревожности  (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен).
  2. Наблюдение
  3. Родительское собрание на тему «Детская тревожность»

1. Тест тревожности  (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен)

Цель: определение уровня тревожности ребенка.

Оборудование: 14 рисунков размером 8,5х11 см (Приложение 1).

Инструкция:

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
  10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Ход проведения:

Рисунки показывают ребенку  в строго перечисленном порядке  один за другим. Беседа проходит в отдельной  комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Во избежание  персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Обработка результатов:

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные  высказывания фиксируются в специальном  протоколе (Приложение 2).

Предлагаемые  рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной  окраске.

Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку»  то, какой эмоциональный  смысл придает им ребенок, указывает  на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.

Протоколы каждого  ребенка подвергаются качественному  и количественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  • средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка  анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера  эмоционального опыта ребенка в  данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Результаты  теста тревожности  (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен)

В результате проведенного исследования при помощи теста тревожности  Р. Теммл, М. Дорки, Ф. Амен, были получены данные об уровне тревожности детей дошкольного возраста (Таблица 2).

Таблица 2.

Результат выполнения теста тревожности 

(Р.  Теммл, М. Дорки, Ф. Амен) дошкольниками

Уровни  тревожности

%

Высокий уровень

45

Средний уровень

50

Низкий уровень

5


 

Таким образом, 45% испытуемых имеют высокую тревожность. Данные дети производили наибольшее число отрицательных эмоциональных выборов в ситуациях, обладающих наиболее высоким проективным значением. Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - ребенок» (игра с младшими детьми, агрессивное нападение, изоляция).

50%  испытуемых имеют средний уровень  тревожности. Данным детям свойственны уравновешенность, собранность, уверенность в своих силах. Они воспринимают угрозу своей жизни, репутации, деятельности только когда она реально существует. Такие дети адекватно воспринимают замечания, советы в свой адрес. Тревожность у них возникает лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях (экзамен, стрессовые ситуации).

5% испытуемых имеют низкий уровень тревожности. Данным детям характерно ярко выраженное спокойствие, они не воспринимают угрозу своему престижу, самооценке даже когда она реально существует. Такие дети спокойны, считают, что лично у них нет поводов и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность. Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек у них крайне мала.

2. Наблюдение

Наиболее доступный и распространенный метод. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Необходимо наблюдать за детьми в ходе проведения исследования и фиксировать полученные данные.

3. Родительское собрание на тему «Детская тревожность»

Главной целью было – обучить родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.

В ходе беседы родителей ознакомили с приемлемыми способами наказания ребенка. Предложили компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

На родительском собрании ознакомили с результатами исследования тревожности их детей. Были озвучены возможные причины возникновения тревожности и страхов. Также были предложены рекомендации родителям, как помочь своему ребенку избавится от страхов и что нужно для этого делать (Приложение 3).

 

 

2.2. Психолого-педагогический  проект по коррекции тревожности у старших дошкольников

Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности. Повышенный уровень тревожности  свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Тревожные дети чувствуют себя беспомощными,  бояться играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности. Уровень самооценки таких детей низок. Также тревожные дети подвержены страхам, имеют проблемы в общении.  Таким образом, тревожность неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности детей. Поэтому нами была составлена программа по коррекции тревожности.

Программа базируется на следующих основополагающих принципах:

  • Признание самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека.
  • Обеспечение эмоционального благополучия.
  • Создание таких условий жизни, которые обеспечат ребенку комфорт и защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие, что позволит растить общительного и доброжелательного ребенка.
  • Использование форм, средств и методов, разработанных психолого-педагогической наукой и соответствующих логике развития личности.
  • Интеграция разных видов деятельности в целях повышения эффективности педагогических усилий.
  • Вариативность заданий в рамках одного содержания, позволяющих  ребенку выполнять то, что ему по силам, проявлять творчество в соответствии с его интересами и наклонностями.
  • Координация подходов педагогического влияния в условиях дошкольного учреждения и семьи для продуктивного конструирования общения между взрослыми и детьми (педагоги – дети – родители), что обеспечит более широкое участие родителей в жизни группы и учреждения и успешное их знакомство с возрастными особенностями детей.

Цель  программы: снижение тревожности.

Предмет психокоррекции: признаки тревожности (постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна).

Объект  психокоррекции: дети старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Коррекция тревожности у старших дошкольников