Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:39, курсовая работа
Цель исследования – выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования предполагаем, что коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если:
в группе будет создан эмоциональный климат;
у детей будет уверенность в себе:
проводить коррекционную работу в игровой форме;
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы коррекции тревожности у старших дошкольников
6
1.1 Особенности проявления тревожности у дошкольников
6
1.2 Специфика коррекции тревожности у старших дошкольников
10
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у старших дошкольников
16
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции тревожности у старших дошкольников
21
2.1 Изучение уровня тревожности у старших дошкольников
21
2.2 Психолого-педагогический проект по коррекции тревожности у старших дошкольников
26
Заключение
51
Список литературы
Объем программы: рассчитан на 10 коррекционно-развивающих занятий, при частоте встреч 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 20 – 30 минут.
Форма работы: подгрупповая.
Место проведения: кабинет психолога.
Программа предполагает три направления:
Задачи:
- устранение внутреннего конфликта ребенка;
- расширение эмоционального опыта;
- повышение самооценки;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом.
II. Снятие страхов.
Задачи:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- устранение, преобразование, либо частичное обесценивание страхов;
- формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
- стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций.
III. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- уменьшение
суетливости, нервозных
- снижение скованности, боязливости в движениях и речи;
- развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;
- развитие умения
активно слушать, задавать
Примерная структура занятия
1. Упражнения на релаксацию и дыхание.
2. Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности.
3. Игры на расслабление.
Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми
Таблица 3
Сроки реализации |
Цель занятия |
Содержание занятия | ||
Месяц |
Неделя |
№ занятия п/п | ||
|
1 неделя |
Занятие №3 |
- устранение внутреннего конфликта ребенка; - расширение эмоционального опыта; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - уменьшение
суетливости, нервозных |
|
2 неделя |
Занятие №4 |
- расширение эмоционального опыта ребенка; - формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; - снижение скованности, боязливости в движениях и речи. |
1. Игра «Драка» 2.Игра «Подарок под елкой» 3. Игра в переодевание 4. Игра «Старшая обезьяна» 5. Танцы противоположности 6. Игра «Птенцы» 7. Игра «Комплимент» | |
3 неделя |
Занятие №5 |
- стимулирование
собственных возможностей - развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми; - развитие самооценки |
1. Парное упражнение «Приветствие» 2. Игра «Дудочка» 3. Игровая ситуация «Фотоальбом» 4. Игра «Выключенный звук» 5. «Рисунок в парах по очереди» 6. «Упражнение на доверие» 7. Игра «Зайки и слоники» | |
4 неделя |
Занятие №6 |
- развитие навыков взаимодействия друг с другом; - стимулирование
собственных возможностей - развитие умения
активно слушать, задавать - помогать преодолевать барьер в общении |
1. Упражнение на расслабление мышц; 2. Игра «Спрятанные проблемы» 3. Игра «Вылеплялки» 4. Игра «Смена ритмов» 5. Игровая ситуация «Ладонь в ладонь» 6. Игра «Сиамские близнецы» 7. Кинезотерапия «В гостях у морского царя» |
Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми
Таблица 4
Сроки реализации |
Цель занятия |
Содержание занятия | ||
Месяц |
Неделя |
№ занятия п/п | ||
июнь |
1 неделя |
Занятие №7 |
- развитие навыков взаимодействия друг с другом; - стимулирование
собственных возможностей - развитие умения
активно слушать, задавать - помогать преодолевать барьер в общении. |
1. Игра «Сосулька» 2. Игра «Попробуем еще раз» 3. Игра «Звериные чувства» 4. Игра «Бесилки» 5. Упражнение «Мост дружбы» 6. Танец пяти движений 7. Игра на расслабление «Танцующие руки» |
2 неделя |
Занятие №8 |
- расширение эмоционального опыта ребенка; - формирование умения
у детей преодолевать - снижение скованности, боязливости в движениях и речи. |
1. Игра «Шалтай-Балтай» 2. Игра «Гусеница» 3. Рисование вдвоем 4. Групповое упражнение «Пчелки» 5. Игра «Дракончик» 6. Игра «Фотография» 7. «Музыка – язык чувств» | |
3 неделя |
Занятие №9 |
- стимулирование
собственных возможностей - развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми; - развитие самооценки - развитие умения расслабиться |
1. Игра на релаксацию и дыхание «Винт» 2. Игровая ситуация «Волшебный стул» 3. Упражнение «Зеркало» 4. Упражнение «Скала» 5. Игра «Путаница» 6. Совместный рисунок 7. Игра на расслабление «Слепой танец» | |
4 неделя |
Занятие №10 |
- устранение внутреннего конфликта ребенка; - расширение эмоционального опыта; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - уменьшение
суетливости, нервозных - развитие навыков взаимодействия друг с другом; |
1. Игра на релаксацию и дыхание «Насос и мяч» 2. Игра «Принц на цыпочках» 3. Игра «Дудочка» 4. Игра «Имя» 5. Упражнение «Имя» 6. Упражнение «Добрые волшебники» 7. Упражнение «Чаша доброты» |
Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми
Таблица 5
Сроки реализации |
Цель занятия |
Содержание занятия | ||
Месяц |
Неделя |
№ занятия п/п | ||
июль |
3 неделя |
Занятие №1 |
- развитие навыков взаимодействия друг с другом; - стимулирование
собственных возможностей - развитие умения
активно слушать, задавать - помогать преодолевать барьер в общении. |
1. Групповое
упражнение «Давай 2. Игра «Мост дружбы» 3. Игра «Звериные чувства» 4. Игра «Пчелки» 5. Упражнение «Волшебные очки» 6. Танец пяти движений 7. Игра на расслабление «Танцующие руки» |
4 неделя |
Занятие №2 |
- расширение эмоционального опыта ребенка; - формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; - снижение скованности, боязливости в движениях и речи. |
1. Игра «Воздушный шарик» 2. Игра «Гусеница» 3. Игровая ситуация «Пещера для знакомства»
4. Групповое упражнение « 5. Игра «Дракончик» 6. Игра «Фотография»
7. Игра на расслабление « |
Д
Дидактико-методическое обеспечение образовательной программы
Упражнения на релаксацию и дыхание
1. Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!».
2. «Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше. Как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу», Упражнение можно повторить три раза.
3. «Корабль и ветер»
Цель: настроить уставших детей на рабочий лад.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!». Упражнение можно повторить три раза.
4. «Подарок под елкой»
Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание… Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». После выполнения упражнения можно поговорить о том (если дети захотят), кто о чем мечтает.
5. «Дудочка»
Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Сделайте неглубокий вдох, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы трубочкой. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Упражнения на расслабление мышц
Приведенные ниже упражнения рекомендованы М.И.Чистяковой в книге «Психогимнастика». Они полезны тревожным детям.
1. «Штанга» (вариант 1)
Цель: расслабить мышцы спины.
«Сейчас мы с
вами будем спортсменами-
2. «Попробуем еще раз» (вариант 2)
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать ребенку возможность почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять? Бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы! Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.
3. «Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
«Дети, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
Правильно, это сосулька. Представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью и четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»
4. «Шалтай-Балтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Балтай».
Шалтай-Балтай сидел на стене.
Шалтай-Балтай свалился во сне.
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз».
5. «Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
«Давайте попробуем превратиться в винт. Для этого пятки и носки поставьте вместе. По моей команде «Начали!» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! Стоп!»
Этюд может сопровождаться фрагментом «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
6. «Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
«Дети, разбейтесь на пары: один – большой надувной мяч, другой – насос. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслабленны, корпус чуть наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – поднимается голова, после четвёртого - надулись щёки, и даже руки отошли от боков. «Мяч» надут - «насос» перестал накачивать. Он выдёргивает из «мяча» свой шланг… Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности
1. «Пещера для знакомства»
Для игры понадобятся покрывала или простыни (в два раза меньше, чем детей). Если детей нечетное количество, то к игре подключается психолог.
Покрывала раскладывают на полу на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под звуки музыки дети свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужно спрятаться под одеяло, причем в одной «пещере» может быть не более двух человек. Устанавливать время и торопить детей нельзя. Если они сами начинают суетиться, объясните, что спешить не надо.
Под покрывалом за время короткой беседы дети должны познакомиться. Затем снова звучит музыка, и они выходят из пещер. Игра повторяется. По правилам два раза с одним и тем же ребенком в пещеру забираться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не перезнакомятся.
Можно использовать второй вариант игры.
Дети встают в два круга лицом друг к другу. Между первым и вторым кругом около каждого ребенка из внешнего круга расстилается небольшое покрывало. Под музыку дети танцуют на месте. Как только музыка смолкает, они должны войти в «пещеру». Здесь они знакомятся. По команде все возвращаются на свои места. Начинает звучать музыка – дети внешнего круга остаются на месте, а дети из внутреннего круга передвигаются в правую сторону и встают напротив следующего ребенка из внешнего круга. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок из внутреннего круга не побывает в каждой «пещере».
Информация о работе Коррекция тревожности у старших дошкольников