Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:12, курсовая работа
Цель исследования: определить способы вывязывания узоров крючком.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и технологическую литературу по теме исследования.
2. Определить цель, задачи внеклассной воспитательной работы.
3. Выявить особенности организации кружка «Вязание» и показать характер вязания крючком.
Введение 3
Глава I Кружок как одна из форм внеклассной воспитательной работы 5
1.1. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы……………………..5
1.2. Кружок – эффективная форма организации воспитательной работы…….7
1.3. Общие методические рекомендации по работе кружка……………………9
Глава II Изучение технологии вязания на занятиях кружка 13
2.1. История возникновения вязания 13
2.2. Особенности вязания крючком полотна 15
2.3. Технология вязания цветов крючком ………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы 23
Приложения 25
- формирование умения передавать свои знания другим;
- выявление уровня знания и умения учащихся.
Выбор метода обучения определяется также с учетом возможностей учащихся, возрастных и психофизических особенностей детей и подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направление образовательной деятельности, возможности материально-технической базы обучения.
Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснения нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства.
Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений полученными учащимися. На каждое занятие составляется план, согласно количеству часов отведенное на занятие по расписанию. Тема занятия соответствует календарно-тематическому плану.
Примерная схема занятия выглядит так:
1. Номер занятия.
2. Тема данного занятия.
3. Цель занятия.
4. Оборудование, пособия, необходимые для проведения занятий.
5. План проведения.
Организационный период: подготовка рабочих мест обучающимися, вводное слово педагога, настрой на определенную работу, повторение правил по технике безопасности. Время работы - 10-15 минут.
Теоретическая часть (по необходимости) 15-30 минут.
1. Вводная беседа при изучении темы
2. Беседа, научная информация может быть подготовлена педагогом дополнительного образования или кружковцами.
3. Сообщение.
4. Работа с эскизами, технологическими картами, специальной литературой, просмотр видеофильмов, прослушивание записей на усмотрение педагога с учетом возрастных особенностей учащихся и темы занятия.
Практическая часть занятия:
1. Групповой, индивидуальный инструктаж.
2. Практическая часть.
3. Групповые формы работы.
4. Работа в паре или индивидуальная работа по определенному направлению дополнительного образования.
5.Итог занятия.
Следует отметить, чему научились на занятии, что полезного усвоили для себя. Словесное заключение занятия педагогом.
Для подержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работ. При составлении плана занятия надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся умения и навыки. Школьники среднего и старшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего дня. Руководитель должен заранее продумать ход занятия, условия работы, возможности кружка и характер заготовленного материала.
Рассмотрев различные аспекты организации кружковой работы, в целом, так и занятия кружка «Вязания крючком» в частности, можно отметить, что данная форма организации внеклассной работы является эффективной и популярной в современных школах, домах творчества, оздоровительных лагерях. Интерес к творческой работе в кружках велик детей среднего и старшего школьного возраста велик, так как эта деятельность позволяет не только познакомить учащихся с тем или иным видом народного творчества, но и вооружает их практическими умениями и навыками необходимыми в жизни, расширяет кругозор, развивать творческие способности учащихся.
Глава II. Изучение технологии вязания на занятиях кружка
2.1. История возникновения вязания
Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.
Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку — нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.
И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир — чулки и перчатки, связанные из шелка пауков. В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию «О пользе паучьего шелка», в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка.
Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна. В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей.
Ткань из паутины удивительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее любых сортов искусственного и натурального шелка. Но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях.
Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками вязаный детский носок. Причём большой палец был вывязан как в перчатке отдельно, вероятно чтобы удобнее было одевать сандалии – подобие теперешних пляжных шлёпанцев. Возраст носка около 5000 лет.
Самыми искусными вязальщиками древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днём в пустыне жара, но ночи выпадают настолько холодные, что без тёплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо было только найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали только простые вещи. Причём занимались этим только мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастух уходил на пастбище, он непременно брал с собой клубок и спицы. Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания петли, различные виды вязания.
Искусство вязания попало в Европу, долго оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы и французы. Национальный головной убор шотландцев – это вязаный головной берет – насчитывает много веков. Во Франции ручное вязание с 18 века становится весьма выгодным занятием. Этим способом изготовляли шлёпки, береты, фуфайки, перчатки. В 14-15 веках научились вязать капюшоны, шапки, штаны.
Человек любит одежду, связанную своими руками. Тем более что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания, отделки.
Вязание крючком известно издавна. История уводит его в далекое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка. В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия.
Мастерицы вязали
2.2. Особенности вязания крючком полотна
Как уже говорилось выше, история вязания насчитывает не одно тысячелетие, вязание крючком более молодое, так как оно получило широкое распространение именно из-за своей простаты. Научиться вязать крючком легче, чем спицами. Но для этого необходимо знать, что существуют различные крючки, определенные нитки, стандартные наборы петель и узоров, которые в разных сочетаниях дают красивые ажурные изделия. Начнем с крючков.
Крючки, как и спицы, изготовляют из различных материалов: металла, древесины, кости, пластмассы. Самыми распространенными и популярными являются крючки из металла, особенно, если это тонкие крючки (пластмасса в этом случае может погнуться). Крючки из пластмассы используют очень большого диаметра (до 8 мм) при вязании толстого и рыхлого полотна.
Диаметр крючков для вязания, как и у спиц, может быть от 0,5 до 8 мм, а длина — 120—160 мм (более длинные крючки используют для тунисского вязания).
Крючок состоит из стержня (1), головки (2) и бородки (3). При выборе крючка особое внимание следует обратить на форму его головки. Она должна быть не слишком острой, чтобы не поранить пальцы при работе, но и не круглой, чтобы хорошо прокалывать вязание. Бородка крючка должна удерживать захваченную нить и не рвать ее.
На некоторых крючках имеются так называемые щечки, расположенные так, чтобы средний палец свободно мог дотянуться до головки и придерживать на ней нить.
Номер крючка подбирается по толщине нити или по узору. Вязание толстым крючком из тонких ниток дает очень рыхлую и неровную по затяжке петель вязку. Вязание же тонким крючком из толстых ниток, наоборот, делает полотно слишком плотным, неэластичным. Правильно подобранный крючок должен быть в 2—2,5 раза толще нити. [ ]
Как и спицы, крючки делятся по размерам в зависимости от их диаметра. Тем, кто хочет хорошо овладеть разными видами вязки, необходимо иметь набор крючков разной толщины.
Для начинающих вязать, лучше учиться на светлых и не очень тонких нитках.
При вязании крючок следует взять в руку, как карандаш. Головка крючка при любом его движении должна оставаться повернутой к себе. Так как для набора воздушных петель, то есть петель начального ряда, при вязании крючком не надо отмерять нить определенной длины, как при вязании на спицах, то конец нити от клубка (рабочей нити) надо перекинуть через указательный палец левой руки (у самого ногтя) на себя и прижмите большим пальцем.
С другой стороны пропустить
нить под средний палец, затем поверх безымянного
и под мизинец. Большим пальцем надо придержать
свободный конец, а
остальными слегка прижимайте пропущенную
между пальцами нить, чтобы
она имела некоторое натяжение (оно должно
быть равномерным на протяжении
всего вязания). Во время вязания третьим
пальцем правой руки следует придерживать
петли на крючке. [ ]
Для образования начального ряда при вязании крючком необходимо связать цепочку (косичку) из воздушных петель. Для этого нужно ввести крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и повернуть его вместе с нитью так, чтобы на нем образовалась петля, а под ним — перехлест нити. Надо немного растянуть петлю и прижать перехлест большим пальцем левой руки к указательному пальцу, чтобы удержать нить и не дать ей затянуться. Снова ввести крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив ее, протянуть в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую петлю, необходимо отпустить большой палец с перехлеста — петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторять до тех пор, пока не образуется цепочка из воздушных петель запланированной длины. Это и будет начальный ряд работы. С изнаночной стороны он имеет вид цепочки.
Для того чтобы научиться вязать крючком ровно и красиво, необходимо вязать цепочку из воздушных петель до тех пор, пока петли не станут получаться ровными и одинаковыми. Нельзя затягивать их для этого сильно, иначе вязка утратит мягкость и эластичность. [ ]
Приступая к изучению различных видов петель, вывязываемых крючком, необходимо помнить, что, как и при вязании на спицах, существуют различные наименования петель, а также способы их условного обозначения. Поэтому нужно стараться запоминать все приводимые в тексте названия и постоянно соотносить каждый новый вид петли с его условным знаком, которые даны в Приложении.
2.3. Технология вязания цветов крючком
На кружковых занятиях с детьми среднего и старшего школьного возраста можно изготовить коллективную работу «Цветы в вазе».
Работу целесообразно начать с выполнения вазы. Она будет состоять из 7 последовательных кругов. Для первого круга нужно набрать 4 воздушных петли и замкнуть их в круг. Получившуюся косичку обвязать 20-ю полустолбиками. Для вязания второго круга каждый полустолбик обвязать двумя столбиками с одним накидом. Над каждым столбиком предыдущего ряда вяжется столбик с одним накидом – так получается третий круг. Четвёртый круг вяжется так же, только между столбиками одна воздушная петля. Аналогично вяжутся 5-й и 6-й круги. Седьмой круг выполняется по схеме. (См. приложение 4.)
Букет можно составить из разных цветов. Приведём описания вязки розы, калы и колокольчика.
Чтобы связать розу, набираем 10-12 воздушных петель, вяжем полоску полустолбиком без накида длиной около 15 см. Скручиваем полученную полоску в виде розы, сердцевинку вытягиваем вверх, а края подгинаем и сшиваем ниткой. Цветок закрепляем на заранее подготовленной ножке (палочке), для чего обматываем зелёной ниткой толстую проволоку или кусок провода, смазанные клеем.
Для калы берутся нити белого цвета, набираются 10 воздушных петель, вяжется полоска длиной около 8 см. Один угол полученной полоски прикрепляем к заранее подготовленной палочке (см. выше). Второй угол отгибаем в форме калы. Чтобы получить сердцевинку, верхний конец палочки около 6 см. обматываем жёлтой нитью.
Колокольчик вяжется из голубой и белой нитей и состоит из 7 рядов. Для первого ряда вывязываем 10 воздушных петель и замыкаем в круг. В каждую центральную арку провязываем столбики без накида. Так нужно повторить 4 раза и закончить одной воздушной петлёй в столбике без накида. Второй ряд образуют три воздушных петли для подъёма, два столбика с накидом и ещё одна воздушная петля. Это снова повторяется 4 раза и заканчивается одной воздушной петлёй. Третий ряд вяжется из белой нити. Делаются три воздушных петли для подъёма, три столбика с накидом, одна воздушная петля и 4 столбика с накидом – тоже 4 раза. Заканчивается аналогично предыдущим рядам воздушной петлёй. Четвёртый ряд снова вяжется голубой нитью: 3 воздушных петли для подъёма, 4 столбика с накидом, одна воздушная петля и 5 столбиков с накидом – повторить 4 раза, закончив воздушной петлёй. Для пятого ряда снова вывязываем 3 воздушных петли для подъёма, 5 столбиков с накидом, одна воздушная петля и 6 столбиков с накидом – повторить 4 раза, закончив воздушной петлёй. Шестой ряд вяжется аналогично: 3 воздушных петли для подъёма, 6 столбиков с накидом, одна воздушная петля и 7 столбиков с накидом – повторяется 4 раза, заканчивается воздушной петлёй. Седьмой ряд опять вяжется белой нитью: одна воздушная петля для подъёма, 6 воздушных столбиков без накида, 8 столбиков без накида, одна воздушная петля, 7 столбиков без накида, 8 столбиков без накида и всё это повторяется 4 раза.
Информация о работе Кружок как одна из форм внеклассной воспитательной работы