Кружок как одна из форм внеклассной воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить способы вывязывания узоров крючком.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и технологическую литературу по теме исследования.
2. Определить цель, задачи внеклассной воспитательной работы.
3. Выявить особенности организации кружка «Вязание» и показать характер вязания крючком.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Кружок как одна из форм внеклассной воспитательной работы 5
1.1. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы……………………..5
1.2. Кружок – эффективная форма организации воспитательной работы…….7
1.3. Общие методические рекомендации по работе кружка……………………9

Глава II Изучение технологии вязания на занятиях кружка 13
2.1. История возникновения вязания 13
2.2. Особенности вязания крючком полотна 15
2.3. Технология вязания цветов крючком ………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы 23
Приложения 25

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава I   Кружок как одна из форм внеклассной воспитательной работы 5

   1.1. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы……………………..5

1.2. Кружок – эффективная форма  организации воспитательной работы…….7

  1.3. Общие методические рекомендации по работе кружка……………………9

 

Глава II Изучение технологии вязания на занятиях кружка 13

2.1. История возникновения  вязания 13

2.2. Особенности вязания  крючком полотна 15

2.3. Технология вязания цветов крючком ………………………………...18 

Заключение………………………………………………………………………...21

Список литературы 23

Приложения 25

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач школьного обучения и воспитания является всестороннее развитие личности. Эта задача решается не только в учебной деятельности, но и реализуется во внеклассной работе, так как именно здесь во многом раскрываются интересы, склонности и творческие возможности учеников.

Существует множество форм организации внеклассной работы. Одной из наиболее распространенных и результативных является кружок. Эффективность работы кружка во многом определяется систематичностью проведения занятий, наличием определенного плана и более или менее постоянным составом учеников. При планировании занятий должна соблюдаться преемственность и переход от простого к сложному. В кружках учащиеся не только узнают новое, могут проявить себя с другой стороны, но и овладевают различными полезными умениями и навыками. Примером такой формы организации внеклассной работы по технологии может служить кружок вязания. На занятии кружка развивается усидчивость и внимание, так как вязание требует длительного использования этих качеств при вывязывании простейших узоров, при изготовлении небольших поделок, формируется абстрактное мышление, включается творческое воображение. Учащиеся могут проявить фантазию при составлении композиций, при вязании поделок. Умение вязать, приобретённое на занятиях кружка, пригодится и в дальнейшей жизни: ученики смогут не только читать печатные схемы и выполнять по ним узоры, но и разрабатывать свои, придумывая и проявляя самостоятельность при изготовлении вещей или декоративных поделок.

Таким образом, кружок «Вязание» как форма организации внеклассной работы способствует расширению кругозора, овладению полезными умениями и навыками. Исходя из вышеизложенного, тема выпускной квалификационной работы   представляется нам актуальной.

Объектная область: методика кружковой работы.

Объект исследования: кружок вязания крючком.

Предмет   исследования:   кружок  вязания  как  одна  из   форм   внеклассной

работы по технологии.

Цель   исследования:    определить   способы   вывязывания  узоров   крючком.

Задачи исследования:

1.  Изучить психолого-педагогическую, методическую и технологическую литературу по теме исследования.

2. Определить цель, задачи внеклассной воспитательной работы.

3. Выявить особенности организации кружка «Вязание» и показать характер вязания крючком.

4. Разработать конспекты кружковых занятий по вязанию крючком.

5. Связать крючком вазу, цветы и салфетку.

Методы    исследования:   теоретический анализ, абстрагирование,

моделирование, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Кружок как одна из форм внеклассной  воспитательной работы

 

1. 1. Цели и задачи внеклассной  воспитательной работы

Внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:

 Формирование у ребенка положительной  Я-концепции, которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную Я-концепцию у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной Я-концепции сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная Я-концепция формируется только в коллективном взаимодействии.

       Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

      Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная pa6oта связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счёте направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей  в  качестве направления внеклассной работы, с одной стороны    «работает» на учебный процесс, а  с другой  - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

 Таким образом, перечисленные  задачи определяют основные направления  внеклассной работы в достижении  ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой.

 

1.2. Кружок – эффективная форма организации воспитательной работы

 

   Кружковая работа является  одной из форм воспитательной  внеклассной работы в целом. Исходя  из этого, необходимо осветить некоторые аспекты внеклассной работы.

    Внеклассная воспитательная  работа представляет собой совокупность  различных видов деятельности  и обладает широкими возможностями  воспитательного воздействия на ребенка.

     Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка.

     Во-вторых, включение  в различные виды внеклассной работы обогащает опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

      В-третьих, разнообразная  воспитательная внеклассная работа  способствует развитию у детей интереса и различным видом деятельности, желание оперативно участвовать в продуктивной одобряемой общественной деятельности.

     В-четвертых, в различных  формах внеклассной работы дети  не только проявляют свои индивидуальные  особенности, но и учатся жить  в коллективе.

     Поскольку в содержании  внеклассной работы практический  аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

     Деятельность детей может быть: познавательная, досуговая (развивающая), оздоровительно-спортивная, трудовая, творческая и т.д.

     В данном случае  нас будет больше интересовать  трудовая деятельность, так как  она описывает содержание различных  видов труда: бытового, ручного, общественно-полезного, обслуживающего. Нужно сказать, что  педагогу предстоят определенные трудности по организации трудовой деятельности, но его усилия стоят того, так как его воспитанники достигают определенных результатов. И во многом этому способствует такая форма организации трудовой деятельности как кружок. В данной форме органично сочетаются и трудовая, и познавательная, и развлекательная, и особенно творческая деятельность, особенно если речь идет о кружке вязания.

    Рассмотрим данную форму  организации внеклассной работы  более подробно.

    Кружок- это систематическая  форма внеклассной или внешкольной работы с детьми, которая позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроке, применять их на практике, развивать разнообразные интересы и творческие способности детей.

   Познание окружающей действительности  школьниками осуществляется не только в процессе обучения,  но и целенаправленной познавательной действительности в кружках. Кружковая работа подчинена учебно-воспитательным задачам и направлена на воспитание всесторонне развитой личности. Цель работы кружков  в начальных классах – вводить детей в мир науки и техники, открывать им интересное, воспитывать у детей практические умения и навыки, развивать их творческие способности и даровании, учить использовать полученные знания на уроках в процессе работы на кружке.

     Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности, так как у детей еще не сформированы устойчивые интересы.

     Кружок- это одна из  наиболее эффективных форм внеклассной  работы. Эффективная работа кружка  во многом определяется тем, что  занятия проводятся систематично, а не от случая к случаю по определенному плану, при более или менее постоянном составе учащихся.

   Участие в кружке является  добровольным, при этом занятие  кружка, проводимые два раза в неделю, не является обременительным ни для кружковцев, ни для руководителя.

    Работа в кружке ведется  так чтобы от класса к классу  соблюдалась определенная преемственность и переход от простого к сложному. Каждый член кружка выполняет определенные работы по плану.

    Учащиеся поступают в  кружки, руководствуясь разными мотивами: привлекательная личность руководителя,  результаты, которые можно достичь, изучая определенный вид рукоделия, показать   другим учащимся результаты творческой деятельности и прославиться в школе, и т.д. Руководитель не должен упускать из виду эти мотивы при привлечении учащихся в кружки, но и должен стараться построить работу в кружке так, чтобы эти мотивы были сдвинуты  на второй план, а у кружковцев сформировался подлинным интересам к определенному виду рукоделия и его содержанию.

     Таким образом, внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, овладения практическими умениями и навыками, развитие творческих способностей учащихся.  Кружок как эффективная форма организации внеклассной работы, способствует успешной реализации поставленных целей.

 

 

1.3. Общие методические рекомендации по работе кружка

 

    Для организации работы кружка необходимы разнообразные материалы, инструменты, наглядные пособия и т.д. Но помимо этого руководитель должен учитывать определенные специфические особенности, сочетание теоретической и практической частей проводимого занятия, чтобы более успешно организовать работу кружка «Вязания». Рассмотрим ряд рекомендаций. В зависимости от поставленных задач на занятиях используют различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего сочетая их. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования методов и приемов. Целесообразность и выбор того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог. В процессе обучения педагог может решать следующие задачи:

- развитие познавательных интересов учащихся;

- развитие интеллектуальных способностей;

- самообразование;

- обучение методом научной, исследовательской, экспериментальной работы;

- овладение методами и приемами  самостоятельной работы;

- овладение практическими умениями и навыками;

- формирование умения работать в коллективе, выполнять коллективную работу;

- содействовать  профессиональному  самоопределению учащихся;

Информация о работе Кружок как одна из форм внеклассной воспитательной работы