Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:12, курсовая работа
Цель исследования: определить способы вывязывания узоров крючком.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и технологическую литературу по теме исследования.
2. Определить цель, задачи внеклассной воспитательной работы.
3. Выявить особенности организации кружка «Вязание» и показать характер вязания крючком.
Введение 3
Глава I Кружок как одна из форм внеклассной воспитательной работы 5
1.1. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы……………………..5
1.2. Кружок – эффективная форма организации воспитательной работы…….7
1.3. Общие методические рекомендации по работе кружка……………………9
Глава II Изучение технологии вязания на занятиях кружка 13
2.1. История возникновения вязания 13
2.2. Особенности вязания крючком полотна 15
2.3. Технология вязания цветов крючком ………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы 23
Приложения 25
Для законченности композиции необходимо связать салфетку. Она вяжется по схеме (см. приложение 5) и обвязывается розами. Для роз нужно связать цепочку из 5 воздушных петель и заключить её одним соединительным столбиком в круг. Далее вязать круговыми рядами, каждый из них начиная одной воздушной петлёй и заканчивая одним соединительным столбиком в воздушную петлю. Первый круговой ряд вяжется с одной воздушной петли начала, затем 3 воздушных петли, 1 столбик без накида – повторить 2 раза и закончить 3 воздушными петлями. Второй круговой ряд: одна воздушная петля начала, в следующую арку из воздушных петель выполнить один столбик без накида, 4 столбика с накидом, 1 столбик с накидом и повторить это 3 раза. Третий ряд выполняется за первым и вторым круговыми рядами: одна воздушная петля начала, 5 воздушных петель, 1 столбик без накида за столбиком без накида первого кругового ряда – повторить 2 раза. Закончить 5 воздушными петлями и одним соединительным столбиком в воздушную петлю. Четвёртый круговой ряд: одна воздушная петля начала, в арку из воздушных петель выполнить один столбик без накида, 8 столбиков с накидом, 1 столбик без накида – повторить 3 раза. Пятый круговой ряд выполнить за 3 и 4 круговыми рядами: одна воздушная петля начала, 4 воздушные петли, один столбик без накида между средним вторым столбиком с накидом за арку 3 кругового ряда, 4 воздушные петли, один столбик без накида за столбик без накида 3 кругового ряда – повторить 3 раза. Шестой круговой ряд: одна воздушная петля начала, за каждую арку из воздушных петель выполнить 1 столбик без накида, 6 столбиков с накидом, 1 столбик без накида.
Таким образом можно составить композиции из разных цветов, используя приведённые схемы и описания, варьируя их по своему усмотрению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы все больше внимания в школе уделяется всестороннему развитию личности ребенка. Эта задача реализуется и на уроках и во внеурочной деятельности. Внеклассная работа может быть организована в различных формах: экскурсии, тематические часы общения, встреча с интересными людьми, мероприятия развлекательного характера и т.д.
Одной из популярных и эффективных форм организации внеклассной работы является кружок. Эта форма имеет свои преимущества по отношению к другим. Занятия кружка проходят систематически по определенному плану при более или менее постоянном составе учащихся, что обеспечивает последовательность и преемственность. Кроме того, руководитель кружка при планировании работы может учитывать склонности и уровень сформированности у учащихся необходимых навыков. Чтобы грамотно организовать работу кружка «Вязание» руководитель должен владеть не только технической стороной изготовления той или иной вещи, но и обладать необходимыми педагогическими знаниями. Все это мы постарались отразить в выпускной квалификационной работе. Тема работы «Кружок вязания как форма организации внеклассной работы по технологии» является актуальной, так как вязание само по себе представляет определенный интерес и практическую значимость и, кроме того, способствует формированию абстрактного мышления, развитию навыков счета, умения планировать свою работу, реализации творческого потенциала ученика.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи:
1. Проанализирована психолого-педагогическая, методическая и технологическая литература по теме исследования. Вопросы организации внеклассной работы в целом и в частности кружковой работы в достаточной форме освещены в учебных пособиях «Педагогика:
педагогические теории, системы технологии» под редакцией С.Я.
Смирнова и в книге О.А. Молотобаровой «Кружок изготовления игрушек, сувениров». Много полезного материала для руководителя
кружка вязания содержит книга Э.Г.Колесниковой «Вязание крючком»,
где в доступной форме описаны материалы, инструменты, основы
вязания крючком, даны образцы вязки и практические советы.
2. Определены цель и задачи внеклассной воспитательной работы. Внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Основные задачи этой работы: формирование у ребенка положительной Я-концепции, навыков сотрудничества, потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, нравственного, эмоционального, волевого компонентов, развитие познавательного интереса.
5. Связаны крючком ваза, салфетка и цветы, которые также помещены в приложении.
Таким образом, материал выпускной квалификационной работы поможет на практике организовать с детьми работу кружка «Вязание крючком».
Приложение 1
Учебно-тематический план на первый год обучения.
Темы |
Количество часов |
В том числе |
|
на теоретических занятиях |
на практических занятиях | ||
Вводное занятие Основные приемы вязания крючком |
|||
Упражнение из столбиков и воздушных петель |
|||
Вязание узорного полотна |
|||
Прихватки |
|||
Шарфик |
|||
Кружева |
|||
Воротники и манжеты |
|||
Сувениры |
|||
Итоговое занятие |
Приложение 1 (продолжение)
Учебно-тематический план на второй год обучения.
Темы |
Количество часов |
В том числе |
|
на теоретических занятиях |
на практических занятиях | ||
Вводное занятие |
|||
Упражнение из столбиков и воздушных петель |
|||
Шапочка |
|||
Варежки |
|||
Сумка |
|||
Сувенир |
|||
Обвязывание носовых платков |
|||
Итоговое занятие |
Приложение 1 (продолжение)
Учебно-тематический план на третий год обучения.
Темы |
Количество часов |
В том числе |
|
на теоретических занятиях |
на практических занятиях | ||
Вводное занятие |
|||
Береты |
|||
Вывязывание бахромы к полотенцам |
|||
Знакомство с особенностями вязания крючком |
|||
Плетение салфеток, дорожек, ковриков |
|||
Филейное вязание |
|||
Итоговое занятие |
Приложение 2
Программа кружка «Вязание крючком»
Тип программы: типовая.
По уровню освоения содержания: общеразвивающая.
Срок реализации: 3 года.
Пояснительная записка.
Люди издавна украшали свою одежду и свой быт. Стремление создавать прекрасное отразилось в неповторимых, красочных узорах и орнаментах, вывязанных крючком.
В последние годы вязание крючком перестали считать бабушкиным занятием. Техника вязания кружев крючком появилась в Европе предположительно в шестнадцатом веке как альтернатива дорогим шитым кружевам. В наши дни, связанные крючком кружева можно увидеть на молодых девушках и в оформлении интерьера многих домов.
Усвоив основные приемы вязания, можно создавать большое количество оригинальных узоров. Для вязания можно использовать и старые нити. В этом случае имеется большая возможность комбинировать нитки различных цветов, проявляя свой вкус и фантазию. Умение вязать поможет перевязать изделие, вышедшее из моды. Задачи программы: привитие школьникам трудовых навыков при выполнении различных вязаных изделий, формирование их эстетического вкуса, развитие творческих способностей, воспитание усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.
Основной задачей программы предусматривается создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды; очень важно, чтобы вязание крючком не сводилось лишь к выполнению технических образцов, чтобы дети изготовляли полезные вещи, которые найдут применение.
Правильно поставленное трудовое воспитание способствует развитию у ребят творческой активности, объединению их в дружный коллектив. В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для
Приложение 2 (продолжение)
коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определенный возраст детей, они не должны быть особенно объемными и трудоемкими. Коллективный труд - могут выполняться крупные
изделия, чисто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера, учебного помещения: тематические панно, гостевые
полотенца, а также чайные салфетки, скатерти, занавески, сумки. Крупные изделия выполнят группы кружковцев в количестве 5-10 человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и способности каждого. Программа рассчитана на три года: для детей младших групп - 4 класс, средней - 5 класс, старшей - 6 класс.
Содержание тем может варьироваться в зависимости от интересов учащихся, их успехов в освоении техники вязания крючком, но при этом должен сохраняться принцип постепенного усложнения материала.
Набор учащихся в кружки проводят в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в кружки. Для этого по детским учреждениям распространяют вывески с приглашением записаться в кружок и кратким содержанием его работы.
В помещении, где проводится запись в кружки, рекомендуется оформить витрины или стенд с работами кружковцев. При записи школьников в кружок руководитель проводит с ними беседу, для того чтобы познакомить детей с предстоящей работой, содержанием занятий, выяснить, что их интересует. При составлении списков в кружок указываются их основные данные: имя и фамилия, номер школы, домашний адрес, телефон. Учащимся, записавшимся в кружок, выдается памятка с указанием названия кружка, расписанием занятия, местом и временем проведения первого занятия.
Приложение 2 (продолжение)
В одну группу кружка рекомендуется включать не более 15 человек. В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя кружка: он следит за сохранностью оборудования и инструментов и назначает дежурных. Дежурный приходит за 15-20 минут до начала занятий и помогает руководителю подготовить кабинет, раскладывает инструменты и дидактический материал. По окончанию занятий они следят за
Информация о работе Кружок как одна из форм внеклассной воспитательной работы