Лекции по «Педагогическая имиджелогия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:53, курс лекций

Описание работы

Тема 1 «Имиджелогия как наука. Связь педагогической имиджелогии с другими науками»
История возникновения и развития науки о имидже.
Методологические основы имиджелогии. Структура имиджелогии.
Связь педагогической имиджелогии с другими науками.

Файлы: 1 файл

лк имидж.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Лекционный  курс по дисциплине «Педагогическая имиджелогия»

 

Тема 1 «Имиджелогия как наука. Связь педагогической имиджелогии с другими науками»

      1. История возникновения и развития науки о имидже.
      2. Методологические основы имиджелогии. Структура имиджелогии.
      3. Связь педагогической имиджелогии с другими науками.

 

1.Проблема имидж имеет давний  жизненный интерес. В Древней Греции и Древнем Риме придавали огромное значение эстетике одежды, изысканным манерам и словесной изящности. Вспомним один из распространенных афоризмов того времени: «Эллина видно по плащу, как птицу по полету».

В средние  века искусное использование таких  атрибутов придворной знати Востока  и Европы, как прически и парики,  одежда и обувь, парфюм и манеры общения, этикет и речь – все это свидетельство того, что с ростом культуры в обществе актуализируется потребность в обладании привлекательным личным имиджем.    

 Однако, понятие имидж как феномен,  имеющий актуальное предназначение  в жизнедеятельности людей, получило  признание благодаря утверждению  в обществе рыночной экономики,  фундаментальным законом развития  которой является конкуренция.  Известен такой факт: американский  экономист Болдуинг в 60-х годах прошлого столетия предложил ввести в деловой оборот имидж, обосновав его полезность для делового преуспевания предпринимателей. Он популярно объяснил деловым людям: чем больше вы нравитесь другим, тем меньше у вас возникает проблем в общении, что является позитивным условием для преуспевания в бизнесе.

Затем имидж, как специфический феномен, был  взят на вооружение нарождающейся политологией, специалисты которой увидели  в нем важное направление в  своей работе. К тому времени были известны публикации Н. Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма», в которых дано обоснование социальной ценности визуального эффекта имиджа.          Н. Макиавелли подробно представил полезность для государственного лица обладать соответствующей личиной – маской:  «Государь не может нравиться всем людям, но он заинтересован в их расположении к себе. Поэтому каждый раз, собираясь на встречу с различными слоями людей, он должен определить, какую личину (маску) он наденет на себя, чтобы быть более располагающим по отношению к людям».

Г. Лебон популярно раскрыл смысл имиджа для политика как средства достижения общественного успеха. Прошло более 100 лет, но в наше время актуально утверждение Г. Лебона: чтобы быть успевающим политиком необходимо нравиться людям и говорить им то, что они хотят слышать.

Феномен имиджа, а точнее его психологическое  обоснование, в последующем стали  предметом исследования социальных и, прежде всего, политологических психологов. Владея знанием законов социального  восприятия и субъектного отражения  внешнего мира, они сумели придать  данной проблеме необходимое теоретико-прикладное обоснование.

Вместе с  тем, надо отдать должное тому, что  визуальный эффект личности является предметом давних исследований, значительно опережая появление психологов, профессионально занимающихся проблемой индивидного и социального восприятия.

К этой проблеме обращался, например, Гиппократ, который  предлагал использовать мимику для  определения темперамента людей. Аристотель в работах о риторике дал интересные размышления о психологии выразительности  человеческих движений. Древнеримский  врач Гален создал учение, которое  он назвал физиогномика.

Известный врач Парацельс в диагностике больных  использовал многие физиогномические данные, а психотерапевт Чезаре Ломброзо в своем клас- сическом труде «Гениальность и помешательство» составил физиогномические типы виртуальных преступников, определив конкретные мимические признаки, по которым можно определить судьбу человека.

Из более  поздних исследований, относящихся  к изучению внешнего образа личности и его значения в социальном общении, следует назвать работы Артура Шопенгауэра  о физиогномике, о выражении эмоций человека и животных Чарльза Дарвина.

Как утверждал  Фридрих Ницше: «Всякий гений  носит маску». В царствование Елизаветы  Петровны в России существовала цензура  на портреты императрицы. Высочайшим Указом был утвержден образец ее изображения  живописцами. В 1886 году в России вышла  книга Монтегации под названием «Физиономия и выражение чувств».

В 1925 году в  нашей стране была издана книга Б.Н. Хатунцева под названием «О природе власти. Опыт исследования социально-психологических основ власти», в которой, исходя из концептуальных положений о личном обаянии известного французского социального писхолога Тарда, оно рассматривалось автором как субъективное средство построения личного ореола, способствующего подчинению людей и приобретению их признания. Важное значение для педагогической деятельности, по мнению А.С. Макаренко, имеет умение воспитателя со вкусом одеваться и быть мимически привлекательным. Он писал: «Нужна маленькая монография на такую тему, как влияние костюма учителя на характер учащихся, влияние мимики на воспитание характера ученика. Все это мельчайшие детали, которые требуют внимания».

Однако в  дальнейшем в нашей стране имидж  как социально значимая проблема не присутствовал  в разработках  гуманитарных наук, а тем более  не стал предметом изучения в общеобразовательной  школе и ВУЗе. Только в   70-х  годах 20 века в отдельных журналах и  газетах стали появляться публикации об имидже, но, в основном, речь шла  о нем как категории отрицательной. Объяснялось это тем, что имидж рассматривали с идеологических позиций как манипулятивный прием буржуазной политики и ее средств массовой информации в целях идеологической обработки массового сознания людей. Хотя в этом утверждении и была весомая доля правды, но его абсолютизация накладывала жесткое табу на проявление к нему объективного интереса со стороны советских ученых. Одной из аргументированных попыток преодолеть подобное отношение к имиджу были в те годы статьи Олега Феофанова в журнале «Вопросы философии».

     Первой монографией по имиджелогии стала книга В.М.Шепеля «Имиджелогия: секреты личного обаяния», не имевшая зарубежных аналогов. Она была итогом  учебных занятий, которые проводились в одном из престижных государственных ВУЗов – Академии общественных наук при ЦК КПСС, начиная с1987 г. по авторскому курсу «Управленческая этика». При издании монографии «Управленческая этика» произошел небольшой казус: при подписи верстки для сдачи рукописи в типографию, В.М.Шепель обнаружил, что в ней нет первого параграфа «Имидж современного руководителя». Оказалось, что он был снят руководителем отдела с обоснованием: имидж - термин зарубежный и не имеет никакого отношения к советскому руководителю. Только после категорического протеста параграф был восстановлен.

  Таким образом, основателем имиджелогии в России, по праву считается В.М.Шепель, им был предложен и введен  в обиход отечественной науки данный термин, создан первый учебник по имиджелогии и многочисленные публикации, в которых он обосновывает имиджелогию как философско-эстетическую дисциплину технологического приложения в человековедении.

Большой вклад в развитие отечественной  имиджелогии внесли А.А.Бодалев, В.Я.Белобрагин, В.А.Метаева, А.Ю.Панасюк, А.П.Панкрухин, Е.А.Петрова, Г.Г.Почепцов и др.

Осознание научной и практической значимости нового направления в  науке (имиджелогии) привели к созданию  в 2003 г. Академии Имиджелогии, ставшей научным центом, призванным, объединить всех специалистов, осуществляющих фундаментальные и научно-прикладные разработки в данной области; интегрировать деятельность организаций и физических лиц, работающих в данной научно-практической сфере; развить международное сотрудничество, обмен опытом и информацией между специалистами в области имиджелогии; оказывать практическую помощь и поддержку лицам, занимающимся научной, образовательной и практической деятельностью в области имиджелогии; разработать и внедрить новейшие имиджтехнологии, создаваемые как в России, так за рубежом; объединить усилия специалистов, организаций и предприятий по их внедрению и практическому использованию; официально зарегистрировать специальность «имиджеолог» в реестре Министерства Образования РФ и пр.

 

2. Можно ли считать имиджелогию наукой? Ответить на этот вопрос мы можем, обратившись к выводам такой отрасли знаний как науковедение. Она изучает общие закономерности формирования и функционирования науки и ее отраслей в целом.

Науковедение выработало гносеологическую модель системы знаний об определенной области деятельности, которая включает в себя четыре основные части:

  • выводы о данной области творческой деятельности, сделанные в науках, предмет которых шире данной области;
  • ряд наук, изучающих те или иные отдельные участки данной области деятельности;
  • общее учение, теорию о данной области в целом, изучающую закономерности взаимодействия входящих в нее элементов;
  • теорию творчества в данной области практики (искусство).

Так, например, система знаний в  области педагогики включает в себя

  • основные методологические положения, заключающиеся в том, что воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный характер (философия, социология); что источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе и воспитания (антропология, социология) и т.д.;
  • конкретные отрасли педагогики: социальную педагогику, специальную педагогику, пенитенциарную педагогику, возрастную педагогику, музейную педагогику, семейную педагогику и т.д.
  • общую педагогику, изучающую закономерности обучения и воспитания;
  • бесценный многовековой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, психологические и педагогические труды, особое место среди которых занимают работы А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А. Амоношвили и пр. В этих трудах представлен творческий опыт практической педагогической деятельности авторов, позволяющий причислить педагогику к искусству.

Попытка применить данную модель относительно системы знаний об имидже была сделана В.Я.Белобаргиным и В.В.Белобрагиным.

Ученые отметили, что, по мнению большинства исследователей, методологические основы имиджелогии составляют философия, психология, социология, педагогика, информатика и ряд других отраслей знаний.

К конкретным ветвям знания, изучающим те или иные разновидности  имиджа, сформировавшимся в настоящее  время или находящимся на стадии формирования отнесены:

  • имиджелогия личности (политический, общественный деятель, руководитель организации, работник искусства, науки, военный, студент и т.д.);
  • имиджелогия общественных структур, ячеек общества (семья, партия, общественная организация, этнос и др.);
  • имиджелогия корпораций (предприятия, фонды, банки и т.д.);
  • имиджелогия территорий (государство, регион, город и т.д.);
  • имиджелогия товара, предмета, услуги;
  • имиджелогия сфер общества (наука, культура, искусство и т.д.);
  • имиджелогия идеальных структур (брэнд, торговая марка, религия и др.).

Авторы данной классификации  обращают внимание на то, что она  основана на более четком отнесении  отраслей имиджелогии к тем или иным объектам познания, в отличие от классификаций, представленных в работах В.М.Шепеля, Г.Г. Почепцова, Е.А.Петровой и др.

На наш взгляд, наряду с очевидными достоинствами, недостатком  данной классификации, является объединение  персональной и профессиональной имиджелогии в имиджелогию личности.

Также следует отметить, что наиболее благозвучными, возможно по этой причине и более распространенными, и используемыми в реальной практике, являются  такие названия отраслей имиджелогии, как персональная, политическая, педагогическая, медицинская, корпоративная, семейная и т.д.

Синтетической наукой, объединяющей знания об имидже в целом, теоретически обобщающей практический опыт имиджмейкинга становится имиджелогия. «Опираясь на методологические основы и используя выводы конкретных наук об имидже, имиджелогия должна определить роль, место и функции имиджа в общественном бытие и практике, дать общие рекомендации по формированию, функционированию имиджей разного типа, выявить общие закономерности этих процессов при переходе от индивидуального к групповому  и массовом сознанию и обратно,  раскрыть механизмы управления имиджем» (В.Я.Белобаргин, В.В.Белобрагин) [с.81].

Главными показателями сформированности науки являются: наличие предмета и объекта изучения, цели, главных задач, основных принципов, законов, функций и методов, а также определение категориального аппарата.

Объектом изучения в имиджелогии является все предметное пространство и области социального общения, конкретное поле различных видов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании  [с.82].

Предмет исследования  имиджелогии, по мнению Е.А.Петровой, является изучение роли и функций имиджей в общественном бытие, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления различными имиджами [с. 28].

Информация о работе Лекции по «Педагогическая имиджелогия»