Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:53, курс лекций
Тема 1 «Имиджелогия как наука. Связь педагогической имиджелогии с другими науками»
История возникновения и развития науки о имидже.
Методологические основы имиджелогии. Структура имиджелогии.
Связь педагогической имиджелогии с другими науками.
Лекционный курс по дисциплине «Педагогическая имиджелогия»
Тема 1 «Имиджелогия как наука. Связь педагогической имиджелогии с другими науками»
1.Проблема имидж имеет давний жизненный интерес. В Древней Греции и Древнем Риме придавали огромное значение эстетике одежды, изысканным манерам и словесной изящности. Вспомним один из распространенных афоризмов того времени: «Эллина видно по плащу, как птицу по полету».
В средние века искусное использование таких атрибутов придворной знати Востока и Европы, как прически и парики, одежда и обувь, парфюм и манеры общения, этикет и речь – все это свидетельство того, что с ростом культуры в обществе актуализируется потребность в обладании привлекательным личным имиджем.
Однако,
понятие имидж как феномен,
имеющий актуальное
Затем имидж, как специфический феномен, был взят на вооружение нарождающейся политологией, специалисты которой увидели в нем важное направление в своей работе. К тому времени были известны публикации Н. Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма», в которых дано обоснование социальной ценности визуального эффекта имиджа. Н. Макиавелли подробно представил полезность для государственного лица обладать соответствующей личиной – маской: «Государь не может нравиться всем людям, но он заинтересован в их расположении к себе. Поэтому каждый раз, собираясь на встречу с различными слоями людей, он должен определить, какую личину (маску) он наденет на себя, чтобы быть более располагающим по отношению к людям».
Г. Лебон популярно раскрыл смысл имиджа для политика как средства достижения общественного успеха. Прошло более 100 лет, но в наше время актуально утверждение Г. Лебона: чтобы быть успевающим политиком необходимо нравиться людям и говорить им то, что они хотят слышать.
Феномен имиджа,
а точнее его психологическое
обоснование, в последующем стали
предметом исследования социальных
и, прежде всего, политологических психологов.
Владея знанием законов социального
восприятия и субъектного отражения
внешнего мира, они сумели придать
данной проблеме необходимое теоретико-
Вместе с тем, надо отдать должное тому, что визуальный эффект личности является предметом давних исследований, значительно опережая появление психологов, профессионально занимающихся проблемой индивидного и социального восприятия.
К этой проблеме обращался, например, Гиппократ, который предлагал использовать мимику для определения темперамента людей. Аристотель в работах о риторике дал интересные размышления о психологии выразительности человеческих движений. Древнеримский врач Гален создал учение, которое он назвал физиогномика.
Известный врач
Парацельс в диагностике
Из более поздних исследований, относящихся к изучению внешнего образа личности и его значения в социальном общении, следует назвать работы Артура Шопенгауэра о физиогномике, о выражении эмоций человека и животных Чарльза Дарвина.
Как утверждал Фридрих Ницше: «Всякий гений носит маску». В царствование Елизаветы Петровны в России существовала цензура на портреты императрицы. Высочайшим Указом был утвержден образец ее изображения живописцами. В 1886 году в России вышла книга Монтегации под названием «Физиономия и выражение чувств».
В 1925 году в нашей стране была издана книга Б.Н. Хатунцева под названием «О природе власти. Опыт исследования социально-психологических основ власти», в которой, исходя из концептуальных положений о личном обаянии известного французского социального писхолога Тарда, оно рассматривалось автором как субъективное средство построения личного ореола, способствующего подчинению людей и приобретению их признания. Важное значение для педагогической деятельности, по мнению А.С. Макаренко, имеет умение воспитателя со вкусом одеваться и быть мимически привлекательным. Он писал: «Нужна маленькая монография на такую тему, как влияние костюма учителя на характер учащихся, влияние мимики на воспитание характера ученика. Все это мельчайшие детали, которые требуют внимания».
Однако в дальнейшем в нашей стране имидж как социально значимая проблема не присутствовал в разработках гуманитарных наук, а тем более не стал предметом изучения в общеобразовательной школе и ВУЗе. Только в 70-х годах 20 века в отдельных журналах и газетах стали появляться публикации об имидже, но, в основном, речь шла о нем как категории отрицательной. Объяснялось это тем, что имидж рассматривали с идеологических позиций как манипулятивный прием буржуазной политики и ее средств массовой информации в целях идеологической обработки массового сознания людей. Хотя в этом утверждении и была весомая доля правды, но его абсолютизация накладывала жесткое табу на проявление к нему объективного интереса со стороны советских ученых. Одной из аргументированных попыток преодолеть подобное отношение к имиджу были в те годы статьи Олега Феофанова в журнале «Вопросы философии».
Первой монографией по
Таким образом, основателем имиджелогии в России, по праву считается В.М.Шепель, им был предложен и введен в обиход отечественной науки данный термин, создан первый учебник по имиджелогии и многочисленные публикации, в которых он обосновывает имиджелогию как философско-эстетическую дисциплину технологического приложения в человековедении.
Большой вклад в развитие отечественной имиджелогии внесли А.А.Бодалев, В.Я.Белобрагин, В.А.Метаева, А.Ю.Панасюк, А.П.Панкрухин, Е.А.Петрова, Г.Г.Почепцов и др.
Осознание научной и практической значимости нового направления в науке (имиджелогии) привели к созданию в 2003 г. Академии Имиджелогии, ставшей научным центом, призванным, объединить всех специалистов, осуществляющих фундаментальные и научно-прикладные разработки в данной области; интегрировать деятельность организаций и физических лиц, работающих в данной научно-практической сфере; развить международное сотрудничество, обмен опытом и информацией между специалистами в области имиджелогии; оказывать практическую помощь и поддержку лицам, занимающимся научной, образовательной и практической деятельностью в области имиджелогии; разработать и внедрить новейшие имиджтехнологии, создаваемые как в России, так за рубежом; объединить усилия специалистов, организаций и предприятий по их внедрению и практическому использованию; официально зарегистрировать специальность «имиджеолог» в реестре Министерства Образования РФ и пр.
2. Можно ли считать имиджелогию наукой? Ответить на этот вопрос мы можем, обратившись к выводам такой отрасли знаний как науковедение. Она изучает общие закономерности формирования и функционирования науки и ее отраслей в целом.
Науковедение выработало гносеологическую модель системы знаний об определенной области деятельности, которая включает в себя четыре основные части:
Так, например, система знаний в области педагогики включает в себя
Попытка применить данную модель относительно системы знаний об имидже была сделана В.Я.Белобаргиным и В.В.Белобрагиным.
Ученые отметили, что, по мнению большинства исследователей, методологические основы имиджелогии составляют философия, психология, социология, педагогика, информатика и ряд других отраслей знаний.
К конкретным ветвям знания, изучающим те или иные разновидности имиджа, сформировавшимся в настоящее время или находящимся на стадии формирования отнесены:
Авторы данной классификации обращают внимание на то, что она основана на более четком отнесении отраслей имиджелогии к тем или иным объектам познания, в отличие от классификаций, представленных в работах В.М.Шепеля, Г.Г. Почепцова, Е.А.Петровой и др.
На наш взгляд, наряду с очевидными достоинствами, недостатком данной классификации, является объединение персональной и профессиональной имиджелогии в имиджелогию личности.
Также следует отметить,
что наиболее благозвучными, возможно
по этой причине и более
Синтетической наукой, объединяющей знания об имидже в целом, теоретически обобщающей практический опыт имиджмейкинга становится имиджелогия. «Опираясь на методологические основы и используя выводы конкретных наук об имидже, имиджелогия должна определить роль, место и функции имиджа в общественном бытие и практике, дать общие рекомендации по формированию, функционированию имиджей разного типа, выявить общие закономерности этих процессов при переходе от индивидуального к групповому и массовом сознанию и обратно, раскрыть механизмы управления имиджем» (В.Я.Белобаргин, В.В.Белобрагин) [с.81].
Главными показателями сформированности науки являются: наличие предмета и объекта изучения, цели, главных задач, основных принципов, законов, функций и методов, а также определение категориального аппарата.
Объектом изучения в имиджелогии является все предметное пространство и области социального общения, конкретное поле различных видов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании [с.82].
Предмет исследования имиджелогии, по мнению Е.А.Петровой, является изучение роли и функций имиджей в общественном бытие, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления различными имиджами [с. 28].