Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:53, курс лекций
Тема 1 «Имиджелогия как наука. Связь педагогической имиджелогии с другими науками»
История возникновения и развития науки о имидже.
Методологические основы имиджелогии. Структура имиджелогии.
Связь педагогической имиджелогии с другими науками.
2. Что же входит в структуру имиджа учителя?
В соответствии с данным выше определением, в составе имиджа педагога целесообразно выделить следующие компоненты: внутренний, внешний и процессуальный.
Таким образом, структура имиджа педагога представляет собой единство и взаимосвязь следующих компонентов:
Как целостная
система имидж педагога характеризуется
устойчивыми связями, существующими
между элементами и объединяющими,
закрепляющими структуру. При рассмотрении
взаимовлияний компонентов
Вторая линия связи – во взаимовлиянии компонентов друг на друга, когда в процессе овладения одной «стороной» связи «возбуждается» потребность в другой (Н.К.Сергеев). Так, от адекватной самооценки и развитой Я-концепции, наличия способности к эмпатии и толерантности учителя зависит стиль его деятельности; вербальный и кинетический элементы имиджа учителя опосредованы в стиле общения и стиле руководства и характеризуют учителя как личность; средовой и овеществленный элементы дают информацию о ценностях учителя; габитарный элемент раскрывает многие личностные характеристики педагога, его жизненные установки. Это обеспечивает единство всех элементов формируемого образа, когда каждый из них дополняет, усиливает друг друга, порождая «целостный эффект» восприятия образа учителя и в его глазах, и в глазах окружающих.
Внутренний
компонент имиджа педагога имеет
решающее значение и рассматривается
в соотнесении с философской
категорией «содержание», а внешний
и процессуальной компоненты – с
категорией «форма», той стороной объекта,
которая модифицируется, изменяется
в зависимости от изменения содержания
и конкретных условий его существования.
Форма, обладая относительной
Взаимовлияние внутреннего, внешнего и процессуального компонентов имиджа педагога рассматривается как типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними, что характеризует определенный уровень сформированности имиджа педагога.
Таким образом, в имидже педагога присутствуют элементы различного уровня отражения, а также различной степени осознанности его предметного содержания. Как целостная структура он характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. В нем невозможны черты, которые были бы не выводимы или независимы от остальных. Он является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации всего образа.
3. Как Вы считаете, каким может быть имидж педагога? Создается ли имидж педагога спонтанно, естественным образом или же является врожденным качеством, может ли быть продуктом целенаправленной деятельности?
Формирование имиджа учителя может идти двумя путями: стихийно и целенаправленно. «Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа при этом проходит как в результате действий, прямо направленных на формирование впечатления педагога о себе, так и в результате всей системы профессиональной деятельности и общения, проявляющейся в педагогическом процессе» (Е.А.Петрова). Второй путь формирования имиджа может предполагать как самообразовательную деятельность педагога, так и специально организованный (кем-то) процесс формирования имиджа педагога с обязательным условием его самообразовательной деятельности.
Следует отметить, что формирование и восприятие имиджа – единый процесс, в котором интегративно представлены субъектно-объектные отношения. С одной стороны, имидж педагога формируется под влиянием «заказа» целевой аудитории, с другой стороны, он выступает фактором, формирующим определенный отклик у этой аудитории. Соответственно, и структурные характеристики имиджа в большинстве своем являются атрибутами как формирующейся, так и воспринимающей подсистемы в едином поле этого феномена, образующегося в зоне пересечения интересов субъекта и объекта.
Безусловно,
мы учитываем то, что имидж педагога
формируется под действием
«Взаимоотношение содержания и формы» (именно так мы рассматриваем взаимовлияние внутреннего, внешнего и процессуального компонентов имиджа педагога) – «типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними. Единство содержания и формы относительно, преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия между ними. В результате появляется несоответствие между формой и содержанием, которое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной изменившемуся содержанию». Таким образом, единство содержания и формы имиджа педагога характеризует определенный уровень его сформированности.
Рассмотрим, какие уровни сформированности изучаемого феномена предложены в имиджелогических источниках.
Н.А.Тарасенко выделяет три уровня сформированности индивидуального имиджа будущих учителей: высокий, средний и низкий. Высокий уровень сформированности характеризуется наличием мотива стать учителем-профессионалом, увлеченностью процессом формирования имиджа, наличием системных глубоких знаний и умений, соотнесенных с собственными потребностями, которые воспроизводятся самостоятельно и творчески, наличием глубокого чувства удовлетворенности от формирования и проявления имиджа. Средний уровень сформированности имиджа отличается тем, что увлеченность процессом формирования имиджа носит ситуативный характер, знания глубокие, но недостаточно соотнесены с собственными потребностями и развитием личности, умения чаще всего проявляются на репродуктивном уровне, положительные эмоции ситуативны. Негативный уровень сформированности опосредован в отрицательной мотивации на формирование имиджа, знания носят отрывочный, бессистемный характер, не соотнесены с собственными потребностями развития личности, владение умениями – на уровне простых операций, устойчивые отрицательные эмоции в процессе формирования имиджа.
Е.А.Петрова и ее последователи, изучая особенности имиджа учителей школ разного типа, преподавателей вуза, выделяют также три уровня сформированности изучаемого феномена, обозначая их как «плохой», «средний» и «хороший» учитель. Общее стереотипное представление о человеческих качествах учителей разного уровня таково: имидж «хорошего учителя» четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный, приятный. Имидж «среднего учителя» представлен преимущественно средними личностными качествами, тогда как «плохой» универсально характеризуется как антипод «хорошего».
Характер индивидуального имиджа педагога, по мнению В.Н.Черепановой, может быть как позитивным (при гармоничном взаимодействии его с природной и социальной средой), так и негативным (при негармоничном взаимодействии имиджа со средой или при низком уровне сбалансированности личностных образований). Таким образом, выделяется два уровня сформированности имиджа учителя, соответствующие классификации имиджа по модальности «негативный / позитивный».
В авторской разработке Т.П. Петровой, В.С. Николаевой и В.П Симонова, которую можно представить как один из вариантов классификации профессионально значимых личностных качеств преподавателя, отмечается, что оптимальными являются элегантный внешний вид учителя, выразительные жесты и мимика, допустимым может быть стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов, и критической характеристикой является неряшливый внешний вид педагога, чрезмерная жестикуляция, неадекватная мимика.
Т.А. Юзефавичус в классификации профессионально значимых качеств личности учителя перечислила этакие элементы имиджа педагога, как внешний вид, установки и т .д. Автор предложила ранжировать их по степени значимости и разделить на четыре ступени: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества личности педагога.
Доминантными являются те качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Среди них выделяются обаяние (сплав духовности, привлекательности и вкуса, желание работать со школьниками), современность, проявляющаяся в умении найти общность интересов со школьниками, эрудиция (широкий кругозор в сочетании с глубокими знаниями в области предмета преподавания) и толерантность.
Под периферийными
качествами понимаются качества, которые
не оказывают решающего влияния
на эффективность педагогической деятельности,
однако способствуют её успешности. Среди
этих качеств – доброжелательность,
чувство юмора, артистичность, мудрость,
внешняя привлекательность
Анализ
и обобщение психолого-
При описании позитивного имиджа педагога используется метод идеализации. Его значение в педагогике еще не достаточно осознано. Обращаясь к нему, В.И. Загвязинский пишет: «Изучая действительность и стремясь проникнуть в сущность изучаемого, предсказать возможность его развития и направить его в желаемое для нас русло, мы вынуждены обращаться к идеалу. Хотя идеала в чистом виде достигнуть практически невозможно. Идеализация объекта – это абстракции, возникающие тогда, когда объектам приписываются такие свойства, которыми они реально обладать не могут, однако это помогает раскрыть их сущность и управлять их изменениями…В образовательном процессе подобного рода идеализациями выступают понятия «идеальный ученик», «идеальный учитель».
Уровни сформированности имиджа педагога и их содержательная характеристика
компоненты |
уровни | |||
позитивный |
допустимый |
негативный | ||
|
знание теоретических основ |
высокий уровень, возможно творческое применение |
фрагментарные поверхностные |
отсутствие или низкий уровень |
умения: методические, перцептивные, оценочно-диагностические, в области психотехнологий |
сформированы на творческом уровне, часто переходят в навык |
недостаточная сформи-рованность (в различ-ных комбинациях) методических, перцеп-тивных, оценочно-диагностических уме-ний и умений в области психотехнологий; чаще всего проявляются на продуктивном уровне. |
отсутствие или владение на уровне простых операций | |
способнсти: эмпатия |
высокий уровень |
средний или заниженный уровень |
заниженный, низкий уровень | |
толерантность |
высокий уровень |
средний или заниженный уровень |
заниженный, низкий уровень | |
установка |
«личностно-индивидуальная» |
«профессиональная» |
«ремесленная» | |
ценностная ориентация |
на активную деятельную жизнь, здоровье, добро, любовь, красоту, твор-чество, уверенность в себе |
на интересную работу, материально обеспе-ченную жизнь, здо-ровье, счастливую се-мейную жизнь, наличие хороших и верных друзей, равенство. |
на материально обес-печенную жизнь, общественное признание, самостоятельность, удовольствия | |
самооценка |
адекватная |
адекватная (возможна неадекватная) |
завышенная или заниженная | |
Я-концепция |
развитая
|
развитая (возможна недостаточно развитая) |
не развитая | |
внешний |
габитарный |
элегантный внешний вид, опосредованный в деловом стиле |
приятный внешний вид, не всегда оформлен
в деловом стиле |
неряшливый, безвкусный внешний вид, доминирование фольклорного, аван-гардного, спортивного стиля одежды, неадекватное сочетание цветов, использование ярких цветов в гардеробе |
вербальный |
четкая дикция, общая и специальная грамотность, высокий уровень культуры речи, умеренный голос и темп речи |
не ярко выраженные дефекты речи, нор-мальная дикция, вы-сокий уровень культуры речи |
выраженные дефекты речи, плохая дикция, чрезмерно тихий или громкий голос, наличие в речи слов-паразитов, нарушение орфоэпических норм, низкий уровень культуры речи | |
кинетический |
выразительная мимика и жесты, выраженные в «языке приятия», наличие улыбки, правильная осанка |
возможна чрезмерная жестикуляция, живая мимика, наличие улыб-ки, возможно нарушение осанки |
чрезмерная жестикуляция или полное ее отсутствие, «агрессивная кине-тика», отсутствие улыбки | |
средовой и овеществленный |
уютный, эстетически привлекательный кабинет, в оформлении которого учтены требования эргономики, возрастной цветопсихологии и цветотерапии |
уютный кабинет |
неуютный кабинет, в оформлении которого не учтены эргономические требования, возрастной цветопсихологии и цветотерапии. | |
процессуальный
|
стиль общения |
на основе увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с учащимися, дружеского расположения |
возможны «на основе дружеского рас-положения», «общение–дистанция» |
«общение – дистанция», -устрашение», -заигрывание», -превосходство» |
стиль руководства |
демократический |
возможно не всегда адекватное смешение
авторитарного и |
авторитарный или |