Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:53, курс лекций
Тема 1 «Имиджелогия как наука. Связь педагогической имиджелогии с другими науками»
История возникновения и развития науки о имидже.
Методологические основы имиджелогии. Структура имиджелогии.
Связь педагогической имиджелогии с другими науками.
Таким образом, мы можем отметить, что каждый уровень сформированности имиджа педагога характеризуется изменением качественных показателей элементов его структуры.
Но процесс построения имиджа – «деликатный процесс» и, если при его искусственном конструировании не принимать во внимание внутреннюю составляющую имиджа, то произойдет отчуждение человека от собственной индивидуальности, потеря подлинной идентификации с собой. В критической идентификации сущность человека останется той, которая была сформирована генетически и в ходе первичной социализации, а все наносное, не соответствующее личности, будет носить неустойчивый характер и проявляться в любой момент.
Эта проблема связана с конгруэнтностью имиджа. Конгруэнтный имидж- это соответствие внутреннего опыта, самоощущения и внешнего проявления этого в поведении, то есть гармоничное сочетание внутреннего, внешнего и процессуального компонентов. Напротив, расхождения, противоречия между демонстрируемым, внешним образом себя (внешний компонент имиджа учителя) и внутренним Я-образом, ценностями, установками, знаниями и умениями и т. д. (внутренний компонент имиджа учителя), опосредованными в стиле деятельности (процессуальный компонент имиджа педагога), можно рассматривать как проявления неконгруэнтности имиджа. Неконгруэнтный имидж, может рассматриваться в качестве фактора риска профессиональной дезадаптации личности. Но, с другой стороны, временная неконгруэнтность способствует переходу имиджа учителя на новую стадию развития, на новый (высший или низший) уровень сформированности.
Таким образом, мы можем отметить, что имидж педагога – это неотъемлемая часть его профессиональной характеристики, он относительно постоянен, но, при этом, динамичен, он присущ всем представителям этой профессии (как и любой другой), он может быть стихийным, а может быть сформированным целенаправленно, он ориентирован как на восприятие, так и на самоощущение, он многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелировать с целым; существуют три уровня его сформированности: негативный, допустимый и позитивный.
И только при условии того, что каждый учитель осознает значимость позитивного имиджа и будет стремиться обладать им, в массовом сознании будет возможна замена старых стереотипов, носящих негативный характер, на новые, соответствующие современному представлению о том, каким должен быть учитель: «Необходимо разрушить сложившийся стереотип о бедно и небрежно одетой женщине без прически и маникюра с визгливым голосом…»