Лекции по «Педагогическая имиджелогия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:53, курс лекций

Описание работы

Тема 1 «Имиджелогия как наука. Связь педагогической имиджелогии с другими науками»
История возникновения и развития науки о имидже.
Методологические основы имиджелогии. Структура имиджелогии.
Связь педагогической имиджелогии с другими науками.

Файлы: 1 файл

лк имидж.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

В.Я.Белобаргин и В.В.Белобрагин предлагают дерево целей имиджелогии, состоящих из главной цели и основных целей второго, третьего и четвертого уровней. Данную систему правомерно обозначить как «таксономия целей имиджелогии».

Цели конкретизируются в следующих задачах имиджелогии:

  • вскрытие закономерностей формирования и функционирования разных видов имиджа;
  • изучение и обобщение мировой практики имиджмейкинга, опыта деятельности практикующих имиджмейкеров;
  • разработка методов, форм, средств, техник и технологий имиджирования;
  • прогнозирование востребованности имиджирования в различных сферах человеческой деятельности;
  • организация научных исследований и внедрение их результатов в практику и др.

Имиджелогия, как и любая другая наука имеет категориальный аппарат, источники и свою структуру.

Основные категории: имидж, имиджирование, имидж-технологии, имиджмейкер, самопрезентация и т.д.

Источники – теоретические разработки и исследования ученых настоящего и  прошлого. Практика и опыт.

Имиджелогия творчески осваивает идеи других наук, использует их методы и результаты исследований, совместно решает общие проблемы, что позволяет нам отнести ее к интегративным наукам.

 К межпредметным дисциплинам имиджелогии можно отнести психологию имиджа, педагогическую имиджелогию, политическую имиджелогию и т.д.

 

3. Сегодня велик спрос на имиджелогию в политике и бизнесе, в мире кино и театра. К её рекомендациям обращаются в семейных кругах и в товарищеском общении. В последнее время в ряде образовательных учреждений разного типа  страны имиджелогия стала учебной дисциплиной, что является проявлением зрелости и актуальности имиджелогии как науки.

Почему  – же об имидже заговорили в педагогике?

Современная система образования, переживающая период радикальных изменений, требует  совершенно иных форм  межличностного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Модернизация образования, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на трансляцию знаний, предъявляют  принципиально новые требования к личности учителя. Педагог, в современном  понимании, - это человек мобильный, гармонически развитый, у которого качества ума удачно сочетаются с  внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающий адекватной самооценкой  и развитой Я – концепцией.

В педагогической деятельности целесообразно  выделение двух планов: рационально  – логического и образно –  эмоционального, субъективного. Традиционная педагогика в большей степени  фокусировала своё внимание на первом плане, второй же план воспринимался  как ненаучный, поэтому оставался  изученным в меньшей степени.

Однако, педагогика, как пишет Ш.А.Амоношвили, - «есть сложное многомерное явление, это наука, и искусство, и философия…» В настоящее время происходит не только содержательное, но и формальное (в том числе и понятийно - терминологическое) обновление педагогики, о котором свидетельствует проникновение в язык новой педагогики понятий и терминов других наук и смежных сфер деятельности (психологии, теологии, социологии, этики, риторики, режиссуры): «интуиция», «импровизация», «имидж», «престиж», «замысел», «интрига», «драматизация» и пр.

Одними  из первых исследователей, обративших внимание на проблемы имиджирования в педагогике, были В.А.Метаева, Е.А.Петрова, В.Н.Черепанова, В.М.Шепель.

«Педагогическая имиджелогия» - это новая отрасль педагогической науки, изучающая сущность имиджа педагога, его роль, условия его формирования, разработки способов его диагностики, стимулирования его проявления, превращения в полноценный фактор педагогического процесса.

Задачи педагогической имиджелогии:

  • раскрыть сущность и специфику имиджа педагога;
  • определить его структуру;
  • определить специфику формирования имиджа учителя;
  • определить движущие силы развития и формирования имиджа педагога;
  • выработать средства повышения эффективности имиджирования в педагогике;
  • исследовать эффективность имиджирования в педагогической деятельности.

Педагогическая имиджелогия характеризуется взаимосвязью с различными областями знаний. Она широко использует достижения и методы нескольких научных дисциплин, отличается интенсивным накоплением эмпирического материала и плодотворным её осмыслением. Теоретической и методологической основой педагогической имиджелогии являются достижения философских, педагогических, психологических наук, этики, эстетики и других отраслей знания. Многочисленные точки соприкосновения педагогической имиджелогии с другими социальными науками объясняются общностью объекта исследований.

В данном случае – это профессиональная деятельность учителя.

Предмет исследования – технология создания обаятельного целостного образа педагога.

  Какую-же связь имеет «Педагогическая имиджелогия» с другими науками?

Проблемы личности и общества разрабатывает философия, задача которой – определение наиболее общих закономерностей социального развития. Для педагогической  имиджелогии основополагающее значение имеют учения:

  • об общественном сознании, взаимоотношениях социального и индивидуального сознания, о психологических формах сознания;
  • об отражении как источнике человеческого познания и основе всякого влияния на личность;
  • о свободном времени как пространстве для совершенствования человека;
  • о культуре.

Педагогикой глубоко изучены различные способы повышения эффективности педагогического влияния одного человека на другого (в частности учителя на ученика), технологии гражданского, нравственного, трудового, эстетического направлений в формировании привлекательного облика личности. Важным разделом педагогики является дидактика, изучающая содержание, организацию и методические принципы учебного процесса. Она служит научной базой осмысления и обновления процесса имиджирования.

Перспективным представляется сотрудничество теоретиков имиджирования с представителями социальной педагогики, изучающей, наряду с целенаправленным воспитательно-образовательным влиянием, формирующее воздействие социальной среды, средств массовой информации, учреждений культуры и искусства, контактов в бытовой сфере, в сфере делового общения.

Большой вклад в развитие педагогической имиджелогии внесли работы классиков педагогики. Так, например,  в произведениях А.С. Макаренко освещены и практически проверены важные проблемы методологии, методики и техники воспитания счастливого человека. Он рассматривал создание обаятельного образа как «проектирование» человеческой личности, включение в единый процесс воспитания и развития. (Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958, с.310). Он не только провозглашал красоту разумного поступка, одухотворённого поведения, творчества, но и создавал его в своём педагогическом опыте. Он ратовал за высокую требовательность общества к человеку и человека к себе. Однако и внешность имеет большое значение в жизни человека, говорил известный педагог. Трудно себе представить человека грязного, неряшливого, чтобы тот мог следить за своими поступками. А.С.Макаренко разработал основания для создания методики воспитательной работы, сформировал ряд принципов, определяющих эффективность педагогического влияния. Педагогическое наследие А.С.Макаренко широко используется в формировании новой отрасли научных знаний – имиджелогии.

Значение психологической науки для развития педагогической имиджелогии объясняется тем, что создание привлекательного образа представляет, в конечном счёте, совокупность разнообразных воздействий на психику человека. Для педагогической имиджелогии имеют ценность все основные отрасли психологии. Общая психология даёт сведения об объекте, психических свойствах, процессах и состояниях, о законах психической жизни и методах её изучения.

Поскольку педагогическая имиджелогия исследует закономерности самосовершенствования и самообразования учителя, одним из источников формирования и функционирования имиджа педагога служат выводы педагогической психологии, специально изучающей психологические аспекты педагогического процесса.

 Достижения в возрастной психологии позволяют учитывать в процессе формирования имиджа учителя возрастные особенности психики ребёнка (процессов восприятия, интересов, мотивов деятельности школьников разного возраста).

Тесные связи педагогической имиджелогии с социальной психологией обусловлены тем, что имидж формируется в основном  в общении с другими людьми, а социальная психология изучает психические способы поведения личностей в социальных группах (педагогический коллектив, ученический класс).

Важна для педагогической имиджелогии этика как наука, исследующая происхождение, сущность, законы развития морали и её роль в социальной жизни. Особой категорией этики является нравственный идеал, основанный на признании общечеловеческих ценностей. Этот идеал служит своеобразной программой имиджирования. Сформулировав законы развития нравственности и морального становления личности, определив основные средства, пути и методы воздействия на нравственный мир человека, этическая наука внесла неоценимый вклад в теорию и практику имиджелогии. Без учёта этих закономерностей в современных условиях невозможно эффективное имиджирование.

Проблемы педагогической имиджелогии связаны с воспитанием эстетических вкусов, развитием творческих способностей личности как педагога, так и воспитанника.

Опора на эстетику – наука об искусстве – также необходима при теоретическом обосновании путей использования прекрасного в своей работе, способов сочетания искусства с другими средствами воздействия на имидж.

 В красоте мы объединяемся, красоте мы молимся, красотой  мы побеждаем, говорил известный  русский живописец и философ  Н.К.Рерих.

Таким образом, педагогическая имиджелогия как наука функционирует в тесном взаимодействии со всем комплексом социальных наук, которое в каждом случае характеризуется своими специфическими аспектами.

 Условием формирования достойного  имиджа является самопознание, т.е.  имиджелогия даёт возможность педагогу познать самого себя, открыть незнакомые аспекты «Я», при необходимости – внести коррективы в свой облик и стиль общения. Адекватная, позитивная самооценка, здоровый уровень притязаний, высокие коммуникативные способности - всё, что даёт изучение курса «Педагогическая имиджелогия» - необходимое условие самореализации личности и повышения эффективности профессионального становления учителя.

 

 

Раздел «Педагогическая имиджелогия»

Тема 2 «Имидж педагога как проблема педагогической теории и практики»

      1. Проблема определения категории «имидж педагога»
      2. Структура имиджа учителя.
      3. Уровни сформированности (характер) имиджа учителя

1.Разрабатывая теоретические основы имиджелогии, ученые подчеркивают, что для людей разных профессиональных сообществ характерен свой имидж  в том числе и для педагогического сообщества.

Что же такое  имидж педагога, какими свойствами он обладает?  

Вопросами, связанными с имиджем учителя,  занимаются С.А. Аминтаева,  М.В. Апраксина, Е.А. Бекетова, Л.И. Жарикова, А.А. Калюжный, Е.А. Петрова, Н.А. Тарасенко, В.М. Шепель, В.Н. Черепанова и др. Но, несмотря на значительный теоретический опыт, накопленный исследователями в области педагогического имиджирования, на сегодняшний день нет единого подхода к понятию «имидж педагога». Характеристики его структурных элементов и их соотношение варьируются в зависимости от точки зрения авторов на его сущность. 

1. Понятие «имидж педагога» связывают с оценкой, представлением, мнением, образом, стереотипом, системой качеств.

Мы будем  рассматривать феномен имиджа педагога с двух позиций: и как стереотип, в случае разговора об имидже профессии, и как образ -  если речь идет об индивидуальном имидже

В широком  смысле, имидж учителя – это  эмоционально окрашенный стереотип  восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального  окружения, в массовом сознании. В  этом определении заключается подход к рассмотрению феномена  имиджа с точки зрения восприятия профессии  учителя.

В узком  смысле,   имидж педагога –  это образ одного учителя, в сознании которого происходит выбор определённой манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, (в одних случаях осознанный, а в других носящий случайный характер);    который находит конкретное внешнее проявление через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической,  макияжем  и прочими атрибутами внешности); а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя.

Информация о работе Лекции по «Педагогическая имиджелогия»