Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:30, курс лекций

Описание работы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Актуальные педагогические проблемы и парадигмы 1.2. Основные педагогические понятия-категории 1.3. Предмет и задачи педагогики 1.4. Принципы и методы педагогического исследования 1.5. Саморазвитие методологической культуры учителя

Файлы: 1 файл

часть1.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

В отечественной педагогической литературе можно встретить более шести определений и трактовок понятия «воспитание».

1. Воспитание трактуется как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение. Так, в частности, рассматривал воспитание и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Именно эта чрезвычайно широкая трактовка понятия «воспитание» привела к тому, что педагогику часто упрощенно определяют как науку о воспитании.

2. Воспитание трактуется как узкое понятие, например, в учебнике «Педагогика» Ю.К.Бабанского     : «Воспитание в специальном педагогическом смысле — есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе» (10, с.10). Это определение является, на наш взгляд, недостаточно корректным, так как в нем не выделено более широкое — родовое — понятие по отношению к понятию «воспитание». Да и термин «влияние» может быть истолкован весьма неоднозначно.

3. Х.И.Лийметс,  а вслед за ним Л.И.Новикова  и А.В.Мудрик придерживались точки  зрения, что «воспитание есть  целенаправленное управление процессом развития личности» (11, с.25). Данное определение, являясь частью предыдущего, также не раскрывает специфику управления, то есть не отвечает на вопрос, как можно управлять развитием личности?

4. Воспитание  часто характеризуется и как процесс целенаправленного «воздействия» на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам, правилам социального поведения. В данном случае акцентируется внимание на слове «воздействие». Эта характеристика «воспитательных воздействий» встречается во многих отечественных учебниках педагогики, начиная с работ П.П.Блонского и А.П.Пинкевича (12). И это, видимо, не случайно. Если рассматривать воспитание как жесткое педагогическое управление поведением воспитанника, то мы с неизбежностью вынуждены охарактеризовать воспитание не иначе, как «воздействие на личность».

5. В 70 — 80-е  годы в учебниках педагогики (например в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной (13)), воспитание все чаще трактуется как двусторонний процесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что само по себе более правильно отражает специфику воспитательного процесса.

6. При характеристике  процесса и результатов воспитания в педагогической литературе можно встретить утверждение , что воспитывает все, в том числе и социальная среда. Эта точка зрения представляется правильной, но при условии, что в данном случае речь идет о «социальном воспитании», то есть, по существу, о «социализации личности».

7. Определенный  интерес представляет достаточно  оригинальная характеристика воспитания, данная в одном из современных немецких учебников педагогики Ф.В.Кроном. «Воспитание — это символическая интеракция, представляющая собой социальное взаимодействие в определенной ситуации, преднамеренно ориентированное на поведенческую реакцию, реализуемое как прямо, так и косвенно»(14, 72).

Анализ и  обобщение всех вышеперечисленных  формулировок приводит нас к следующему развернутому определению понятия «воспитание».

Воспитание  – это один из видов человеческой деятельности, преимущественно осуществляемой в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении учебной, игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

В этом последнем  определении понятия «воспитание» имеется ряд существенно важных отличий по сравнению с вышеприведенными.

Во-первых, четко  обозначено родовое понятие «деятельность» воспитателя.

Во-вторых, управление развитием осуществляется как прямо, так и косвенно через управление любыми видам деятельности и общения воспитанников.

В-третьих, в  определении обозначено, что одним  из важных результатов воспитания является его переход к самовоспитанию.

Несмотря на то, что в учебниках педагогики различных авторов обучение трактуется по-разному, все же в большинстве случаев оно правомерно определяется через два вида деятельности: преподавание и учение. Не вдаваясь в подробности анализа различных трактовок понятия «обучение», приведем лишь одно определение, которое, на наш взгляд, наиболее полно отражает его суть.

Обучение  – это два взаимно обусловленных  вида деятельности (преподавание –  деятельность учителя и учение –  деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.

В этом определении  хотелось бы особо обратить внимание на последнюю фразу, то есть на то, что обучение на определенных этапах развития личности переходит в самообучение.

Социализация личности по А.В.Мудрик это— «развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит» (8, с.15). «Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, к которому он принадлежит»(11,с.16).

Содержание  процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально-ролевыми функциями. Однако следует иметь в виду, что социализация личности может вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально-ролевыми функциями овладевает личность. Так, например, если подросток втягивается в преступную группировку, то у него будут развиваться качества, характерные для подростков из преступного мира.

Социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания. Например, девочка в семье при общении с матерью овладевает социально-ролевыми функциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.Таким образом, социализация личности — это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.

Одним из важнейших  понятий-категорий, применяемых в  педагогике, является «развитие». Это понятие иногда определяется через «формирование», иногда - «формирование» через «развитие».

Так, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной дается следующее  определение: «Развитие человека —  это процесс становления и  формирования личности человека под  влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль»(13, с.18).

У Ю.К.Бабанского читаем: «Формирование личности —  и процесс, и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания» (10, с.10).

Как видим, в  определении понятия «развитие» допускается типичная логическая ошибка: «развитие» определяется через «формирование», а «формирование» через «развитие». И несмотря на то, что проблеме развития в педагогике уделяется большое внимание, акцент традиционно делается на развитии личности ученика, воспитанника. Вместе с тем развитие личности ученика, воспитанника является следствием развития всей педагогической (образовательной) системы. Поэтому важно понять, что вообще характерно для этого развития, каковы необходимые и достаточные признаки самого процесса и результата развития системы, объекта.

Самый общий  ответ на этот вопрос мы находим  в «Философской энциклопедии»: «Развитие  — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений»(15, с.561).

Если применить  это определение процесса и результата развития к характеристике педагогических (образовательно-воспитательных) систем, то возникает вопрос: какова наиболее общая закономерность, характеризующая необратимость позитивных изменений в образовательно-воспитательной системе?

Для ответа на этот вопрос обратимся к таблице 1.1 «Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий», в которой можно выделить следующие закономерности развития педагогических систем:

а) для образования  — это переход образования  в самообразование;

б) для воспитания — это переход воспитания в  самовоспитание;

в) для социализации — это переход социализации в  самореализацию;

г) для обучения — это переход обучения в самообучение;

д) для развития педагогических (образовательно-воспитательных) систем в целом — это переход  развития в саморазвитие.

С учетом сказанного, понятие «развитие» для педагогических (образовательно-воспитательных) систем можно определить следующим образом: развитие педагогической (образовательно-воспитательной) системы — это процесс и результат целенаправленного позитивного изменения системы, наиболее общей закономерностью которой является ее переход из состояния развития в саморазвитие.

Основная трудность и особенность анализа основных педагогических понятий-категорий заключается в том, что они частично перекрывают друг друга и исторически их развитие, как например теории образования и обучения или воспитания, было неодинаково.

 

Т а б л  и ц  а  1.1

 

Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий

 

Понятия

Формы и виды проявления

Родовые

понятия

Закономерности развития педагогических систем

Отличительные

признаки

Результаты

Образование

Дошкольное, школьное, вузовское, общее, профессиональное, гуманитарное, техническое

Культура 

Переход образования в самообразование

Целостное систематическое обучение и воспитание

Овладение культурой различных видов деятельности и общения, становление (образование) личности как человека культуры

Воспитание

Нравственное, умственное, физическое, эстетическое, половое и т.д.

Деятельность

Переход воспитания в  самовоспитание

Педагогическое управление развитием и саморазвитием (самовоспитанием) личности

Разностороннее развитие личности, включая ее способность к творческому саморазвитию

Обучение

Физике, математике, истории литературе, иностранному языку т.д.

Деятельность

Переход обучения в самообучение

Два взаимообусловленных вида деятельности: преподавание и учение (учебная деятельность)

Овладение знаниями, умениями, навыками предметной деятельности

Социализация

Социальное  обучение, социальное воспитание

Деятельность

Переход социализации в самореализацию

Социально-ролевое взаимодействие личности в социуме

Овладение человеком ролевыми функциями жизнедеятельности в социуме

Развитие 

Развитие, саморазвитие

Система

Переход из состояния развития в саморазвитие

Необратимое целенаправленное изменение системы

Способность системы  к саморазвитию


 

1.3. Предмет и задачи  педагогики

Слово «педагогика» происходит от греческих слов пайдос – «дитя» и аго – «вести». Педагогос в переводе с греческого обозначает буквально «детоводитель». Так в Древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина. В связи с развитием науки педагогики и особенно педагогики послевузовского образования – педагогики взрослых – были предприняты попытки ввести термин «андрогогика» (от греческих слов андрос – «мужчина» и аго – «вести»), а также «андрогогика» (от греческих слов андропос «человек» и аго «вести»). Кроме того, в 20 – 30-е годы активно разрабатывалась педология (от греческого пайдос – «дитя» и логос – «наука»), которая в центр своих исследований поставила проблему всестороннего развития ребенка в процессе обучения и воспитания.

Существует традиция определять педагогику как науку о воспитании, при этом оговаривается, что понятие «воспитание» используется в широком значении этого слова. Такое определение педагогики можно встретить в учебниках многих авторов (И.Т.Огородникова, Ю.К.Бабанского, Н.Ф.Харламова, И.П.Подласого). В работах А.П.Пинкевича (12) в 20 –30-х годах обосновывалась точка зрения, что педагогика – учение о педагогическом процессе, о его законах, целях и т.п.: «Двумя сторонами этого единого процесса являются воспитание и образование. Педагогика стремится дать стройную и целостную систему воспитания и образования как в теории, так и в практических приложениях последней» (с.5).

Педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Это не исключает, а предполагает, что педагог-исследователь  может выбрать в качестве предмета своего исследования и отдельные подсистемы этой целостной педагогической системы. Если речь идет, например, об образовании и обучении, мы выходим на дидактическое исследование и на этой основе выстраиваем научную область педагогики – дидактику. Если в качестве предмета исследования выделяются процессы воспитания, то мы выходим на теорию и практику воспитательных систем. При исследовании процесса социализации личности выстраивается одна из перспективных областей современной педагогики– социальная педагогика.

Целостная педагогическая система – это система, включающая в себя воспитание, образование, обучение, социализацию и творческое саморазвитие человека. В рамках этой целостной системы функционируют и развиваются как относительно самостоятельные – системы воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития. Причем каждая подсистема развивается в пространстве и во времени как относительно самостоятельная система взаимосвязей между целями, содержанием, организационными формами, методами, средствами, условиями и результатами педагогической деятельности учителя и соответствующей ей деятельности учащихся.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"