Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:30, курс лекций
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Актуальные педагогические проблемы и парадигмы 1.2. Основные педагогические понятия-категории 1.3. Предмет и задачи педагогики 1.4. Принципы и методы педагогического исследования 1.5. Саморазвитие методологической культуры учителя
В отечественной педагогической литературе можно встретить более шести определений и трактовок понятия «воспитание».
1. Воспитание трактуется как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение. Так, в частности, рассматривал воспитание и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Именно эта чрезвычайно широкая трактовка понятия «воспитание» привела к тому, что педагогику часто упрощенно определяют как науку о воспитании.
2. Воспитание трактуется как узкое понятие, например, в учебнике «Педагогика» Ю.К.Бабанского : «Воспитание в специальном педагогическом смысле — есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе» (10, с.10). Это определение является, на наш взгляд, недостаточно корректным, так как в нем не выделено более широкое — родовое — понятие по отношению к понятию «воспитание». Да и термин «влияние» может быть истолкован весьма неоднозначно.
3. Х.И.Лийметс,
а вслед за ним Л.И.Новикова
и А.В.Мудрик придерживались
4. Воспитание часто характеризуется и как процесс целенаправленного «воздействия» на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам, правилам социального поведения. В данном случае акцентируется внимание на слове «воздействие». Эта характеристика «воспитательных воздействий» встречается во многих отечественных учебниках педагогики, начиная с работ П.П.Блонского и А.П.Пинкевича (12). И это, видимо, не случайно. Если рассматривать воспитание как жесткое педагогическое управление поведением воспитанника, то мы с неизбежностью вынуждены охарактеризовать воспитание не иначе, как «воздействие на личность».
5. В 70 — 80-е годы в учебниках педагогики (например в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной (13)), воспитание все чаще трактуется как двусторонний процесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что само по себе более правильно отражает специфику воспитательного процесса.
6. При характеристике
процесса и результатов
7. Определенный
интерес представляет
Анализ и обобщение всех вышеперечисленных формулировок приводит нас к следующему развернутому определению понятия «воспитание».
Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, преимущественно осуществляемой в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении учебной, игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
В этом последнем
определении понятия «
Во-первых, четко обозначено родовое понятие «деятельность» воспитателя.
Во-вторых, управление развитием осуществляется как прямо, так и косвенно через управление любыми видам деятельности и общения воспитанников.
В-третьих, в определении обозначено, что одним из важных результатов воспитания является его переход к самовоспитанию.
Несмотря на то, что в учебниках педагогики различных авторов обучение трактуется по-разному, все же в большинстве случаев оно правомерно определяется через два вида деятельности: преподавание и учение. Не вдаваясь в подробности анализа различных трактовок понятия «обучение», приведем лишь одно определение, которое, на наш взгляд, наиболее полно отражает его суть.
Обучение
– это два взаимно
В этом определении хотелось бы особо обратить внимание на последнюю фразу, то есть на то, что обучение на определенных этапах развития личности переходит в самообучение.
Социализация личности по А.В.Мудрик это— «развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит» (8, с.15). «Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, к которому он принадлежит»(11,с.16).
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально-ролевыми функциями. Однако следует иметь в виду, что социализация личности может вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально-ролевыми функциями овладевает личность. Так, например, если подросток втягивается в преступную группировку, то у него будут развиваться качества, характерные для подростков из преступного мира.
Социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания. Например, девочка в семье при общении с матерью овладевает социально-ролевыми функциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.Таким образом, социализация личности — это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.
Одним из важнейших понятий-категорий, применяемых в педагогике, является «развитие». Это понятие иногда определяется через «формирование», иногда - «формирование» через «развитие».
Так, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной дается следующее определение: «Развитие человека — это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль»(13, с.18).
У Ю.К.Бабанского читаем: «Формирование личности — и процесс, и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания» (10, с.10).
Как видим, в определении понятия «развитие» допускается типичная логическая ошибка: «развитие» определяется через «формирование», а «формирование» через «развитие». И несмотря на то, что проблеме развития в педагогике уделяется большое внимание, акцент традиционно делается на развитии личности ученика, воспитанника. Вместе с тем развитие личности ученика, воспитанника является следствием развития всей педагогической (образовательной) системы. Поэтому важно понять, что вообще характерно для этого развития, каковы необходимые и достаточные признаки самого процесса и результата развития системы, объекта.
Самый общий ответ на этот вопрос мы находим в «Философской энциклопедии»: «Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений»(15, с.561).
Если применить
это определение процесса и результата
развития к характеристике педагогических
(образовательно-
Для ответа на этот вопрос обратимся к таблице 1.1 «Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий», в которой можно выделить следующие закономерности развития педагогических систем:
а) для образования — это переход образования в самообразование;
б) для воспитания — это переход воспитания в самовоспитание;
в) для социализации — это переход социализации в самореализацию;
г) для обучения — это переход обучения в самообучение;
д) для развития
педагогических (образовательно-
С учетом сказанного, понятие «развитие» для
педагогических (образовательно-
Основная трудность и особенность анализа основных педагогических понятий-категорий заключается в том, что они частично перекрывают друг друга и исторически их развитие, как например теории образования и обучения или воспитания, было неодинаково.
Т а б л и ц а 1.1
Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий
Понятия |
Формы и виды проявления |
Родовые понятия |
Закономерности развития педагогических систем |
Отличительные признаки |
Результаты |
Образование |
Дошкольное, школьное, вузовское, общее, профессиональное, гуманитарное, техническое |
Культура |
Переход образования в самообразование |
Целостное систематическое обучение и воспитание |
Овладение культурой различных видов деятельности и общения, становление (образование) личности как человека культуры |
Воспитание |
Нравственное, умственное, физическое, эстетическое, половое и т.д. |
Деятельность |
Переход воспитания в самовоспитание |
Педагогическое управление развитием и саморазвитием (самовоспитанием) личности |
Разностороннее развитие личности, включая ее способность к творческому саморазвитию |
Обучение |
Физике, математике, истории литературе, иностранному языку т.д. |
Деятельность |
Переход обучения в самообучение |
Два взаимообусловленных вида деятельности: преподавание и учение (учебная деятельность) |
Овладение знаниями, умениями, навыками предметной деятельности |
Социализация |
Социальное обучение, социальное воспитание |
Деятельность |
Переход социализации в самореализацию |
Социально-ролевое взаимодействие личности в социуме |
Овладение человеком ролевыми функциями жизнедеятельности в социуме |
Развитие |
Развитие, саморазвитие |
Система |
Переход из состояния развития в саморазвитие |
Необратимое целенаправленное изменение системы |
Способность системы к саморазвитию |
1.3. Предмет и задачи педагогики
Слово «педагогика» происходит от греческих слов пайдос – «дитя» и аго – «вести». Педагогос в переводе с греческого обозначает буквально «детоводитель». Так в Древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина. В связи с развитием науки педагогики и особенно педагогики послевузовского образования – педагогики взрослых – были предприняты попытки ввести термин «андрогогика» (от греческих слов андрос – «мужчина» и аго – «вести»), а также «андрогогика» (от греческих слов андропос «человек» и аго «вести»). Кроме того, в 20 – 30-е годы активно разрабатывалась педология (от греческого пайдос – «дитя» и логос – «наука»), которая в центр своих исследований поставила проблему всестороннего развития ребенка в процессе обучения и воспитания.
Существует традиция определять педагогику как науку о воспитании, при этом оговаривается, что понятие «воспитание» используется в широком значении этого слова. Такое определение педагогики можно встретить в учебниках многих авторов (И.Т.Огородникова, Ю.К.Бабанского, Н.Ф.Харламова, И.П.Подласого). В работах А.П.Пинкевича (12) в 20 –30-х годах обосновывалась точка зрения, что педагогика – учение о педагогическом процессе, о его законах, целях и т.п.: «Двумя сторонами этого единого процесса являются воспитание и образование. Педагогика стремится дать стройную и целостную систему воспитания и образования как в теории, так и в практических приложениях последней» (с.5).
Педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Это не исключает, а предполагает, что педагог-исследователь может выбрать в качестве предмета своего исследования и отдельные подсистемы этой целостной педагогической системы. Если речь идет, например, об образовании и обучении, мы выходим на дидактическое исследование и на этой основе выстраиваем научную область педагогики – дидактику. Если в качестве предмета исследования выделяются процессы воспитания, то мы выходим на теорию и практику воспитательных систем. При исследовании процесса социализации личности выстраивается одна из перспективных областей современной педагогики– социальная педагогика.
Целостная педагогическая система – это система, включающая в себя воспитание, образование, обучение, социализацию и творческое саморазвитие человека. В рамках этой целостной системы функционируют и развиваются как относительно самостоятельные – системы воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития. Причем каждая подсистема развивается в пространстве и во времени как относительно самостоятельная система взаимосвязей между целями, содержанием, организационными формами, методами, средствами, условиями и результатами педагогической деятельности учителя и соответствующей ей деятельности учащихся.