Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:30, курс лекций

Описание работы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Актуальные педагогические проблемы и парадигмы 1.2. Основные педагогические понятия-категории 1.3. Предмет и задачи педагогики 1.4. Принципы и методы педагогического исследования 1.5. Саморазвитие методологической культуры учителя

Файлы: 1 файл

часть1.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Особенностью  педагогических систем является их бинарность –взаимодействие воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и учения, развития и саморазвития. Всякий раз осуществляются два параллельных вида деятельности: деятельность учителя и ученика, которые развиваются как взаимообусловленные и сопряженные деятельности.

Современная педагогическая наука ставит перед  собой три группы задач:

1. Педагогика как наука должна установить законы и закономерности развития и саморазвития педагогических систем.

2. Педагогика  должна быть практически ориентированной  наукой, то есть она должна  спроектировать педагогические  теории в эффективные педагогические технологии с тем, чтобы учитель мог не только узнать, что нужно делать в той или иной ситуации, но и как это можно сделать наилучшим образом.

3. Педагогика  как наука должна дать научный  прогноз и раскрыть основные  тенденции и перспективы развития  как педагогической теории, так и совершенствования педагогической практики.

1.4. Принципы  и методы педагогического исследования

В любой науке, в том числе и педагогике, поиски нового, исследования неизвестного стремятся вести наиболее верным, надежным и рациональным путем. Во многом этому способствует методология.

Методология – «учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности», методология науки – «учение о принципах построения, формах и способах научного познания» (15).

Прежде чем  раскрыть принципы и методы педагогического  исследования, отметим, что исследования педагогических процессов, организация  педагогических экспериментов имеют  свои особенности. Одна из важнейших особенностей педагогического процесса, как и педагогического эксперимента, заключается в том, что испытуемыми являются дети, учащиеся, учителя. А поэтому желательно, чтобы педагогический эффект нашей экспериментально-исследовательской работы был положительным. Недопустимо, чтобы в процессе педагогических экспериментов или каких-либо инноваций (нововведений) нарушались нравственно-этические нормы и принципы. Заповедь Гиппократа «не навреди» должна быть заповедью не только врача, но и учителя.

Другая особенность  педагогического процесса в его динамичности, изменчивости. Поэтому исследование педагогических проблем чаще всего носит длительный характер.

Характерной чертой педагогического процесса, будь то обучение, воспитание или развитие, является многофакторность, то есть на конечный педагогический результат влияет не один какой-то фактор, а чаще всего целая система факторов и условий. Поэтому задача учителя-исследователя – продумать, как выделить исследуемые факторы и условия, чтобы дифференцировать их влияние и экспериментально оценить их результаты.

В процессе современного педагогического исследования широко используются так называемые методологические принципы, которые, рационализируя исследовательскую деятельность, позволяют избежать грубых методологических ошибок. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Принцип единства исторического и логического: педагог-исследователь должен соотносить и учитывать то, что по данной проблеме уже сделано в истории педагогики, педагогической теории и передовой педагогической практике. Педагог-исследователь осуществляет анализ теоретического и эмпирического материала с тем, чтобы усовершенствовать, развить старую теоретическую концепцию, усовершенствовать известную педагогическую технологию либо создать принципиально новую педагогическую теорию и (или) технологию обучения или воспитания. Игнорирование принципа единства исторического и логического часто приводит к тому, что исследуемая проблема, педагогические идеи выдаются за новые, хотя при более глубоком изучении это оказывается хорошо забытым старым.

Принцип системного пордхода. Системность – одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов. Большое внимание системному подходу в педагогике уделяли В.П.Беспалько, М.А.Данилов, Т.А.Ильина, Ф.Ф.Королев и другие. Системный подход является наиболее надежной методологической основой в совершенствовании как педагогической теории, так и педагогической практики.

Педагогические системы являются весьма сложными динамическими системами. Под системой понимают упорядоченное множество взаимно связанных элементов, совокупность которых функционирует и развивается как целостное единство. С понятием системы связаны различные стороны сложного целостного объекта: его состав, строение, способы функционирования его элементов, направленность развития системы в целом.

В исследованиях  по методологии системного подхода  можно встретить весьма разные трактовки  понятия «система». Применительно  к методологии педагогического  исследования наиболее ценным является определение П.К.Анохина: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» (16, с.ЗЗ).

Педагогические  системы относятся к биосоциальным системам, которые обладают универсальными свойствами и способностями к развитию и саморазвитию. В рамках системного подхода следует иметь в виду, что система характеризуется следующими особенностями:

1. Целостностью. Свойства целого принципиально не сводимы к механической сумме свойств его элементов. Вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции.

2. Структурностью. Функционирование системы обусловлено  не столько особенностями отдельных  элементов, сколько свойствами ее структуры.

3. Иерархичностью. Каждый элемент системы может  быть рассмотрен как относительно  самостоятельная подсистема.

4. Взаимозависимостью  системы и среды. Система функционирует  и развивается в тесном взаимодействии  со средой.

5. Множественностью описаний. В связи со сложностью системных объектов в процессе их познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания.

Часто путают понятия  «система» и «структура». В сложных  системах можно выделить несколько  структур, так, например, в дидактической системе можно выделить содержательную структуру – содержание обучения, процессуальную структуру – методы, приемы, процедуры деятельности, результативную – результаты обучения, конкретные знания, умения, навыки, личностные качества учащихся.

Особенностью педагогических систем является то, что они, как правило, представляют собой открытые системы.

Другая особенность  педагогических систем заключается  в том, что они чрезвычайно  динамичны. Их динамичность, вариативность  позволяют поддерживать эффективность на должном уровне. Трудно, например, представить себе, что урок не меняется по своей структуре.

Педагогические системы имеют несколько функций: обучающую, воспитывающую, развивающую, управляющую, методическую (технологическую), исследовательскую.

В связи с  этим применительно к педагогическим системам используется многомерный подход – применение различных плоскостей анализа на основе системного подхода к одному и тому же явлению, процессу.

Принцип личностного подхода – это один из методологических и педагогических принципов, который ориентирует и педагога-исследователя, и педагога-практика при проведении педагогических экспериментов и инноваций, в любых ситуациях на реальную личность, на типологию, реальный уровень интеллектуальных, волевых, эмоциональных, физических и других личностных качеств.

Личностный  подход требует изучения и учета  индивидуальных, возрастных особенностей, природных возможностей и социальных условий, в которых происходит реальное становление и развитие личности.

Принцип деятельностного подхода в педагогике представляет собой такую стратегию, согласно которой учитель в условиях педагогического эксперимента, а также в обычных условиях должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с учащимися и на основе которой осуществляется обучение, воспитание и развитие.

Это может быть учебная или трудовая деятельность, репродуктивная или творческая, теоретическая  или практическая, и в зависимости  от вида деятельности с учетом ее целей, содержания, формы организации, методов, средств, условий меняется сама методика и технология учебно-воспитательного процесса. То есть специфика организованной деятельности учащихся предъявляет вполне определенные требования к педагогической деятельности учителя.

Вместе с  тем чаще всего в процессе педагогического исследования и в реальной педагогической практике опираются на личностно-деятельностный подход как методологический общепедагогический принцип.

МЕТОДЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Педагогические наблюдения. Это один из доступных и относительно простых методов педагогического исследования. Под наблюдением понимают целенаправленное специально организованное восприятие исследуемых объектов, явлений, процессов как в естественных, так и в экспериментальных условиях.

Эвристическое предписание для наблюдения:

1. До наблюдения  уточните цель, составьте план  наблюдения.

2. Продумайте, как  будете фиксировать и регистрировать  результаты наблюдения. Если необходимо, подготовьте для этого таблицы.

3. Количество  наблюдаемых признаков должно быть минимальным и они должны быть точно определены.

4. Уточните условия,  в которых будут осуществляться  наблюдения (естественные, экспериментальные, варьируемые и др.).

5. Сведения, получаемые  в результате наблюдения, должны  быть сопоставимы, сравнимы.

6. Продумайте, как  избежать или свести к минимуму  возможные ошибки наблюдения.

7. Обработку  результатов наблюдения (систематику,  анализ, математическую обработку  и т.д.) по возможности делайте,  не затягивая и не откладывая  на долгий срок.

Для повышения эффективности педагогических наблюдений их повторяют, уточняют объект и предмет наблюдения, стремятся свести ошибки наблюдения к минимуму и выравнивают для этого условия наблюдения.

Изучение  передового педагогического опыта. Это один из широко распространенных методов педагогического исследования, который применяют либо на этапе, предшествующем педагогическим экспериментам, либо как один из самостоятельных методов. Например, вы исследуете проблему индивидуализации обучения. В этой связи важно до проведения педагогических экспериментов изучить и обобщить передовой педагогический опыт по этой проблеме.

Эвристическое предписание для изучения передового педагогического опыта:

1. Уточните цель  и проблему, в соответствии с  которыми вы планируете изучать  передовой педагогический опыт.

2. Соберите и  проанализируйте предварительно  всю доступную для вас информацию, которая прямо или косвенно  связана с предметом вашего  интереса.

3. Еще раз  уточните, конкретизируйте, что и  как вы будете изучать.

4. Если носителем  передового педагогического опыта является учитель, то постарайтесь сделать так, чтобы он также был заинтересован в его изучении, обобщении и распространении.

5. Изучая и  посещая уроки или какие-либо  другие формы обучения или  воспитания, в процессе которых  вы изучаете передовой педагогический опыт, широко используйте метод наблюдений.

6. Смотрите в  корень, ищите идею, приемы, методы, технологию, за счет которой учитель,  носитель передового опыта, добивается  блестящих результатов. 7. При описании, систематизации материалов, отражающих результаты изучения передового педагогического опыта, постарайтесь быть объективными и не только раскройте суть этого опыта, но и укажите границы и условия его эффективного применения.

В педагогических исследованиях широко используют метод беседы – типа интервью, метод «срезов», который позволяет сделать срез – выявить у учащихся уровень развиваемого, диагностируемого качества, метод факторного и корреляционного анализа, метод изучения школьной документации, архивных материалов и др. Их подробное описание, как правило, дается в специальной литературе (17).

Устное  или письменное интервью с открытыми  вопросами относятся к методам качественного анализа, так же как и наблюдение.

Количественные  методы в педагогике. Для более углубленного, доказательного изучения педагогических явлений наряду с их качественным анализом в педагогике широко применяют количественные методы. Известно, что любая наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается использовать математику. Это в полной мере применимо и к педагогике. Однако особенность педагогических явлений заключается в том, что они с трудом поддаются формализации и измерению.

Количественные  методы в педагогике используют в  двух направлениях: чаще всего для  обработки результатов педагогических наблюдений и экспериментов, и, кроме того, для разработки специальных диагностических средств, для моделирования и прогнозирования педагогических явлений, в том числе и с применением компьютерной техники.

При использовании  математических методов необходимо осуществить шкалирование, то есть необходимо исследуемым объектам приписать соответствующие им цифровые значения. Применяют следующие шкалы: шкалы наименований, шкалы порядка, интервальные шкалы и шкалы отношений.

Шкалы наименований считаются слабыми шкалами, так как их единственная математическая характеристика принадлежит к тому или иному классу оцениваемых явлений. Например, ведется подсчет числа пропущенных уроков по болезни учащихся.

В шкалах порядка  устанавливается порядок следования признака, его увеличение или уменьшение. На основе шкал порядков можно проранжировать учащихся по какому-либо признаку, например, по успешности решения тестовой задачи. При этом под ранжированием имеется в виду расположение собранных данных в какой-либо последовательности. Например, составляется список учащихся по успеваемости.

Существует  целая область математической статистики, на основе и с учетом требований которой ведутся обработка и подсчет результатов.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"