Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:30, лекция

Описание работы

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Содержание работы

Педагогика как наука.
Отрасли педагогики.
Методы исследования педагогики(Метод научного познания. Метод исследования проблем воспитания и учебы. Научное наблюдение. Педагогический эксперимент. Метод изучения педагогической документации и ученических трудов. Метод опытной беседы. Письменный опрос(анкетирование). Статистический метод. Метод моделирования. Теоретический уровень исследований).

Файлы: 1 файл

Лекция 1 рус.docx

— 403.42 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Педагогика, ее место в системе наук

  1. Педагогика как наука.
  2. Отрасли педагогики.
  3. Методы исследования педагогики(Метод научного познания. Метод исследования проблем воспитания и учебы. Научное наблюдение. Педагогический эксперимент. Метод изучения педагогической документации и ученических трудов. Метод опытной беседы. Письменный опрос(анкетирование). Статистический метод. Метод моделирования. Теоретический уровень исследований).

1. Педагогика как наука. Педагогика(rp. paidi — дитя и ago — веду, руковожу) — наука об учебе и воспитании детей. Правда, в настоящее время понятие "педагогика" расширилось и охватывает сферу учебы и воспитания не только детей, но и человека вообще. Стоит заметить, что из середины XIX ст. ученые выделили как отдельную науку об образовании и воспитании взрослых — андрагогіку. Андрагогіка(гр. andros — взрослый человек, зрелый мужчина и ago — веду, руковожу) — педагогика взрослых, одна из педагогических наук, что занимается исследованием проблем образования, самообразования и воспитания взрослых людей. Заданием андрагогіки является очерчивание содержания, организационных форм, методов и средств учебы взрослых. Впервые в истории педагогической науки термин "андрагогіка" ввел немецкий ученый О. Конт(1833 p.). Однако становление андрагогіки как самостоятельной науки состоялось в середине XX ст. и пов´язане с именами американцев М. Ноулза и Р. Сміта, англичанина П. Джарвіса, немца Ф. Пьоггелера, голландца Т. Тен Хаве, поляка Л. Туроса и др. Конец XX и начало XXI ст. характеризуются значительным расширением исследований проблем андрагогіки.

Педагогика — это традиционно  о´єднувальна наука об образовании и воспитании человека. И именно на этой базе основывается система педагогических наук. Педагогика тесно пов´язана с другими науками, прежде всего с анатомией и физиологией человека, психологией. Эти дисциплины, по существу, представляют засадницькі основы педагогики. К.Д. Ушинський утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна впереди познать ее также во всех отношениях". Поскольку физиология человека и, в частности, вековая физиология исследует закономерности и особенности физического развития человека, а психология — психического, то достояние этих наук представляет надежный фундамент для успешного и эффективного развития педагогической науки вообще и педагогической деятельности отдельно.

Русский философ ученый Б.М. Кедров(1903-1985), систематизируя науки, построил целесообразную их модель.

Такая модель, в которой  психолого-педагогічні науки размещены  в центре, отображает о´єктивний характер взаємозв´язків между разными группами наук. Ведь научные исследования в той или той отрасли являются результатом деятельности человека. Следовательно познание человека, его учебы и воспитания — приоритетное направление в общественно-экономическом продвижении. От него зависят успехи во всех других сферах жизнедеятельности человека.

Педагогическая наука, как  и другие науки, находится в постоянной внутренней динамике, обогащаясь пониманием закономерностей, принципов, форм, средств, методов, приемов едукації человека. Источниками развития педагогической науки служат народная педагогика, образовательный опыт прошлых поколений, научно-практические приобретения современных  подвижников педагогического дела.

 Поскольку смысл жизни человека заключается в продолжении своего рода, в центре внимания жизнедеятельности родителей, других членов общества есть Человек в лице ребенка. Народная мудрость учит, что важно не только родить ребенка, но и воспитать его. Из-за этого всегда волновались не только родители, но и представители рода, общества. На протяжении многих веков приобретен огромный опыт воспитания детей с учетом социально-экономических потребностей, общественных заданий, общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей. Сложился колоссальный пласт знаний о воспитании, обобщенный народной педагогикой. Обзор пам´яток народной педагогики(обряды, думы, легенды, сказки, песни, прислів´я, загадки и т. др.), афоризмов мыслителей всех веков дают возможность заметить яркую закономерность : в сфере природоведения, физики, математики, техники, медицины, искусства свои рассуждения излагали лишь специалисты соответствующего научного профиля. Зато проблема воспитания всегда находилась в поле зрения мыслителей разнообразных отраслей знания : философов, теологов, а также художников, священнослужителей, деятелей многих других сфер. Вот почему наследство народной педагогики доныне остается драгоценным сокровищем, неисчерпаемым источником дальнейшего развития педагогической науки.

Научная педагогика, которая  развивается с начала становления  шкільництва, опираясь на опыт народной педагогики обобщала и обосновывала закономерности, принципы, формы и методы организации образовательно-воспитательной работы с учетом социально-экономического и культурного контекста. Приобретение научной педагогики является "энергоносителем" развития системы образования и воспитания, теоретико-методологічними принципами совершенствования учебно-воспитательного процесса. Педагогическое мнение прошлого, в частности таких известных исследователей, как Я.А. Коменського, А. Дістервега, Г. Песталоцці, М.І. Пироговая, П.Ф. Каптєрєва, К.Д. Ушинського, О.В. Духновича, Дж. Дьюї, Е. Торндайка, В. Оконя, П.Ф. Лесгафта, М.І. Лобачевського, Д.І. Менделеева, А.С. Макаренка, В.О. Сухомлинського и многих других — это непреходящая научная наработка, без опоры на которую нельзя двигаться вперед.

Еще один важный источник развития педагогической науки — опыт педагогов-практиков. Большое количество творческих учителей, преподавателей высшей школы пополняет  педагогику своими наработками, которые  являются базой для осмысления, высшего  теоретического синтеза. Педагогические взгляды А.С. Макаренка, В.О. Сухомлинського — это результат их собственной  педагогической практики. В последние  десятилетия XX ст. имела место вспышка  творческих педагогических поисков, которая  тоже стала весомой почвой развития научной педагогики. Они пов´язані с именами известных педагогов Ш.О. Амонашвілі, М.П. Гузика, Є.М. Ильина, С.М. Лисенкової, О.О. Хмури, В.Ф. Шаталова.

2. Отрасли педагогики. Педагогическая наука имеет достаточно разветвленную структуру.

 

 

Структура педагогической науки

К.Д. Ушинський, рассуждая  о сущности педагогики как науках, пишет: "Педагогика — не наука, а искусство — найобширніше, сложное, наивысший и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на огромное количество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклона, и как искусство же оно стремится к идеалу, которого вечно пытаются достичь и который никогда полностью недосягаемый, : к идеалу совершенного человека. Способствовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением среди воспитателей тех самых разнообразных антропологических знаний, на которых оно основывается".

3. Методы научно-педагогического исследования.

 Научное исследование  — это особенная форма процесса  познания, систематическое целеустремленное  изучение объектов, которое завершается  формированием знания об исследуемом  объекте Основными критериями  эффективности научно-педагогического  исследования являются получение  нового научного результата и  пополнения теоретических знаний, которые способствуют процессу  воспитания, учебы и развития  школьников. Требования к научно-педагогическим  исследованиям: актуальность, научная  новизна, теоретическая и практическая  значимость, научная достоверность  и объективность, доступность  для использования другими, показ  меры и условий эффективного  применения полученных результатов.  Метод научно-педагогического исследования  — это путь изучения и овладения  сложными психолого-педагогічних процессами формирования личности, установления закономерностей воспитания и учебы. Для исследования добирают оптимальный комплекс методов.

Метод педагогического наблюдения — это специально организованное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно должно быть естественным, комплексным, объективным. Это пассивный метод исследования, потому что исследователь не вмешивается  в поведение или состояние  учебы ученика, он лишь наблюдает. Наблюдение бывает прямое и опосредствованное, открытое и закрыто. Исследователю  важно иметь план наблюдения, определить его срок, зафиксировать результаты.

Метод беседы — это непосредственное общение с лицами, которых исследователь  изучает в естественных условиях. Условия эффективности беседы : авторитетность исследователя, наличие плана, благоприятная обстановка, откровенность, учитывание индивидуальных особенностей собеседника, педагогический такт, сравнение результатов беседы с результатами наблюдения.

Метод интервью применяют  тогда, когда исследователь уверен в объективности ответов учеников. Во время интервью не ставят уточняющих вопросов, учитывают тип респондента, тщательным образом продумывают  вопрос.

Метод анкетирования используют для получения информации о типичности тех или других явлений навчальновиховного процесса. Анкета состоит из трех частей: вступительной, основной и демографической. Требования к анкетированию: отбор  самых точных вопросов(прямых и непрямых); исключение подсказок; предыдущее анкетирование небольшого количества учеников; проверка степени понимания вопросов и внесения коррекций к содержанию анкеты; сравнение результатов анкетирования с результатами, полученными другим путем.

Метод психолого-педагогічного тестирования — это испытание ученика на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость с помощью карточек, рисунков, задач-шарад, ребусов, кроссвордов, вопросов и экзаменационных билетов. Результаты тестирования определяют через выявление процентов развязывание тестов.

Метод рейтинга — оценка тех или других сторон деятельности компетентными судьями(экспертами). Требования к экспертам: компетентность, научная объективность, качество коллективиста, самокритичность, креативность — способность решать творческое задание.

Метод независимых характеристик  предусматривает обобщение сведений об учениках, полученных другими методами ^учителями, родителями, товарищами учеников), сопоставления этих сведений со своими материалами о личностях воспитанников.

Метод социометрии - - это изучение структуры и стиля взаимоотношений в коллективе.

Метод изучения школьной документации и ученических работ — исследование проводится по специально разработанной  программе.

Математические методы - - регистрирование, выявление средней величины, моделирования, статистическая обработка данных.

Моделирование — это метод  создания и исследования моделей. Научная  модель — это смысловое представлена и материально реализованная  система, которая отображает предмет  исследования. Изучение модели позволяет  получить новую информацию об объекте  исследования.

Педагогический эксперимент  является методом проверки новых  идей, предложений исследователя, подтверждения  их эффективности. Эксперимент —  активный метод. Его можно повторять, чтобы получить результат.

Эксперимент корректен за Соблюдение двух условий :

1) разделение учеников  на две ровных группы: экспериментальную (в которой

внедряется новая идея — методика, предложение) и контрольную(в которой все остается без изменений);

2) создание плана(программы) эксперимента и систематического учета его последствий. Именно в вычислении разницы «в пользу» экспериментальной группы и заключается окончательный результат эксперимента.


 

 

 

 

 

 

Лекция: 2. Основные этапы развития мировой и отечественной  педагогической мысли

  1. Античная педагогика.
  2. Эпоха Возрождения.
  3. Развитие педагогики в Украине.

1. Античная педагогика. Термин «педагогика» получил свое название от греческих слов paidos — ребенок и ago — вести. В дословном переводе paidagogos значит «предводитель детей». Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своего хозяина и сопровождал ее к школе. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться более в общих чертах: для определения искусства вести ребенка в течение жизни, то есть воспитывать, учить, давать образование. Так педагогика стала наукой о воспитании и учебе детей.

Современная педагогика —  это наука о воспитании человека. Под понятием «воспитание» в данном случае понимаем образование, учебу  и развитие, то есть употребляем его в наиболее широком значении.

 Воспитание возникло  вместе с появлением человеческого  общества. Оно неотделимо от социального  воссоздания поколений, естественной  потребности готовить к жизни  потомков. Именно поэтому воспитание  является общей и вечной категорией.

 Педагогические представления,  знания складывались в практическом  опыте. По свидетельству наскельних  рисунков задолго до человеческой  цивилизации воспитания детей  осуществлялось путем включения  их в жизнь рода или семьи : привлечение к труду, охоте, сооружению жилья. В некоторых племенах начали возникать своеобразные «школы» — хижины, где люди преклонных лет готовили подростков к взрослой жизни. Педагогические знания систематизировали в виде выводов, советов, рекомендаций и существовали в народных обычаях, обрядах, традициях, народном творчестве. Этот своеобразный свод правил и нормативов стал источником развития социального поведения человека в своих основных постулатах: исповеди трудолюбивости, гостеприимства, любви к природе, взаимопомощи, милосердию, уважению к старшим, миролюбие, — того, что позже вошло в кодекс жизни цивилизованного общества, стало первоосновой педагогической науки и практики.

 Развитие и осложнение  производства, накопления научных  знаний об окружающем мире  требовали от человека специального, достаточно длительной подготовки. В зависимости от того, как  было поставленное воспитание  детей и молодежи, общество прогрессировало  быстрее или медленнее. Образование  и воспитание стали важнейшей  предпосылкой его развития. Возникла  потребность в педагогических  знаниях, которые базировались  бы не на эмпирических, субъективных  представлениях людей, а на  обобщении типичного, характерного, то есть знаниях объективных,  научных.

 Науку часто отождествляют  со знаниями, которые являются  грубым недоразумением. Наука —  это не только знание, но и  сознание, то есть умение должным  образом пользоваться этими знаниями.

 Серьезные попытки  обобщить опыт воспитания, выделить  теоретические начала воспитания  были начаты в самых развитых  государствах древнего мира —  Китае, Индии, Египте, Греции. Первые  научные педагогические обобщения  входили в состав философии,  потому что в философии на  то время аккумулировались все  знания о природе, человеке, обществе.

 Колыбелью європейських  систем воспитания стала древнегреческая  философия. Теоретиками педагогики  были выдающиеся греческие мыслители:  Демокріт(460-370 рр.до н.э.), Сократ(469-399 pp. к н. е.), Платон(427-347 pp. к н. е.), Арісто-тель(384-322 pp. к н. е.), в трудах которых существовало немало глубоких мыслей по вопросам воспитания человека, формирования ее личности. На основе своей атомистической теории Демокріт выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Его крылатые афоризмы, которые пережили век, и сегодня наполнены глубоким содержанием: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, превращая, создает природу», «Учіння производит прекрасные вещи лишь на основе труда». Сократ положил начало философской основе гуманистической педагогики. Его казнили согласно приговору афинского суда, составленного на основании лживого обвинения, суть которого сводилась к отрицанию Сократом «государственных» богов и поклонения «новому божеству». Этим божеством был человек.

 Сократ считал, что  основой личности субъектное. Человек  должен получать образование  не путем научіння, то есть  передачи истины, а путем самостоятельного  поиска ее смысла. Самым ценным  в человеке является умение  видеть истину(нравственность) и должным образом себя поводить. Истину можно познать и усвоить лишь через нахождение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытие этих противоречий отбрасывает надуманное знание, а смущение, которое охватывает ум, побуждает к поиску настоящей истины. Самокерівництву души ученика способствует умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами создания таких условий служат маєвтика и ирония. Маєвтикою Сократ называл искусство добычи с помощью умелых проблемных вопросов скрытого в человеке правильного знания. Иронией - манеру притворяться дураком перед невеждами, которые считают себя знатоками и мудрецами, для того, чтобы они могли из собственных ответов узнать о своей глупости и направить свои усилия на истину.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"