Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:30, лекция

Описание работы

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Содержание работы

Педагогика как наука.
Отрасли педагогики.
Методы исследования педагогики(Метод научного познания. Метод исследования проблем воспитания и учебы. Научное наблюдение. Педагогический эксперимент. Метод изучения педагогической документации и ученических трудов. Метод опытной беседы. Письменный опрос(анкетирование). Статистический метод. Метод моделирования. Теоретический уровень исследований).

Файлы: 1 файл

Лекция 1 рус.docx

— 403.42 Кб (Скачать файл)

мальних условий для ее всестороннего  гармоничного развития; акуму-

лювання в лице учителя общечеловеческих и национальных мо-

рально-духовних ценностей и передаваемости их потомкам. Эта фун-

кція связана с воспитанием  человека в широком значении.

    1. Учебная: оказывается в организации учеников с целью ово-

лодіння знаниями, умениями и навыками из основ наук, забезпеченні условий для интеллектуального развития учеников, вооружения их методами самостоятельной познавательной деятельности. Учитель имеет выступать не в качестве информатора, а организатора навчально-виховного процессу.

    1. Организаторская: заключается в необходимости организации дитячих коллективов, целеустремленного руководства разными видами детской деятельности непосредственно в учебно-воспитательных закла-крыша и вне их пределов.
    2. Оберегающая: учитель должен быть хранителем загальнолюдських и национальных морально-духовных ценностей, оберегать их от разрушительных влияний деструктивных сил, разумно строить гуманистическую систему воспитания.
    3. Информирующая: предусматривает распространение педагогических знаний среди родителей, работников социальной и производственной сфер. Питаннями воспитания должны заниматься по существу все взрослые громадяни. Но все они чувствуют определенные трудности в такой неспецифічній для них деятельности через нехватку специальных знаний из психология и педагогика. Том учителе, имея профессиональную підготовку из педагогики и психологии, и должны заниматься педагогізацією непрофессиональных воспитателей.

2.Качества учителя

Учителю для качественного выполнения главных  функций, оправдания доверия общества относительно воспитания подрастающего  поколения необходимо иметь добрую профессиональную подготовку, которая  зависит и от определенных качеств  личности. Говоря о хорошем учителе, В.О. Сухомлинський отмечал, что он должен владеть научными знаниями из своей профессии, знать психологию и педагогику, владеть основами педагогического  мастерства.

Каждая профессия требует от человека обладания определенными  личными качествами как базой  для формирования профессионализма в отрасли той или другой деятельности.

Учитель должен владеть такими основными  качествами.

  1. Любовь к детям, умению видеть в своих воспитанниках юных граждан с неисчерпаемыми потенциальными возможностями.
  2. Чувство национального достоинства, гордость за свой народ, его исторические свершения, готовность всячески служить своему народу. Это качество базируется на исторической памяти, укрепляется генетическим родством.
  3. Честность, совестливость, справедливость, объективность. Это те качества, какие воспитанники больше всего ценят в учителе. Честность - это понятие морального сознания и категория этики. Она раскрывает отношение человека к самой себя и в первую очередь готовность и умение поддерживать и оправдывать ту репутацию, которую имеет, или коллектива, группы, к которой положено. Совесть - также категория этики. Это не что другое, как способность личности к моральному самоконтролю, объективной самооценки в соответствии с моральными нормами, традициями; это качество основывается на самосознании человека и обеспечивает внутренний контроль собственного "Я", действий и поступков. Справедливость является понятием морального сознания, которое выражает соотношение определенных ценностей, определенный порядок человеческого сосуществования в соответствии с пониманием того, что человек должен быть в центре внимания всех сфер деятельности.

4. Выдержка, сдержанность, терпеливість. Без этих черт учителю никоим образом нельзя. Ведь ему ежедневно придется общаться с детьми, которые еще не имеют достаточного социального опыта, не всегда действуют в соответствии с установленными правилами и нормами, склонные

к шалостям и тому подобное. Учитель  всегда должен уметь сдерживать себя, не торопиться  принимать необдуманные решения, особенно в возбужденном состоянии. Воспитание - достаточно длительный процесс. Иногда педагогу придется годами ожидать  результатов своей деятельности.

  1. Организаторские способности, умения работать с детским коллективом. Учитель должен уметь организовать как себя, так и воспитанников для разных видов деятельности. В учебно-воспитательном процессе устанавливаются не только парные отношения: учитель - ученик, а вообще отношения между учителем и детским коллективом. Чувство коллективизма - исконная черта человека, стремления к ее утверждению и удовольствию. Умение организовать коллектив, работать с ним - это, с одной стороны, залог успеха учебно-воспитательной работы, а из второго - подготовка учеников к активной деятельности в условиях сосуществования в социальных коллективах взрослых.
  2. Всестороннее развитие. Деть склонны к активному познанию окружающей действительности, желают на огромное количество вопросов получить ответы. И, в первую очередь, они ожидают удовлетворения своих познавательных интересов от родителей и учителей. Поскольку большинство родителей не имеют надлежащей педагогической подготовки, то учителю придется самому ежедневно помогать ученикам сознательно познавать неизвестный для них мир природы и общественных отношений. Тому, кроме глубоких знаний в пределах своей учебной дисциплины, учитель должен владеть определенным уровнем знаний из разнообразных отраслей. А это достигается лишь ежедневным кропотливым трудом. Ведь ученики достаточно высоко ценят осведомленность своего воспитателя.
  3. педагогического общения с воспитанниками. Принципы(от лат. ргіпсіріит - начало, основа) - это исходные положения определенной деятельности, которые основываются на внутренних убеждениях личности. В сфере воспитания учитель должен иметь крепкую почву, определенное острие, вокруг которого и строится вся его деятельность. Принципиальность педагога должна выплывать из глубокого понимания им воспитательных заданий, знаний закономерностей учебно-воспитательного процесса, особенностей анатомо-физиологического и психического развития детей определенной возрастной группы. Требовательность диалектически связана с процессом убеждения. Требовательность  это тот инструмент, с помощью которого учитель помогает воспитаннику сформировать в себе определенные умения и навыки.
  4. Оптимизм, любовь к жизни. Учитель всегда работает с коллективом детей. А для них характерные чувства радости, веселости, мажорности. Поэтому учитель прежде всего должен задавать тон оптимизма. Одновременно, он должен верить в силу воспитанников, в то, что в процессе воспитания можно сформировать благородные черты даже у безнадежного школьника.
  5. Чуткость, гуманное отношение к людям. Труд вчителявихователя направлен на створенші наибольших ценностей на земле — сокровищ ума и души. В условиях массового технократического влияния на личность оторванность значительной части детей от природы, многолетний пресс жестокого тоталитаризма крайне негативно влияют на формирование нежности, чуткости, глубокого уважения к человеку, виденье в ней наибольшей ценности в жизни.
  6. Поэтому учитель своей чуткостью, гуманистической направленностью должен в первую очередь компенсировать то негативное, что не дает возможность прорасти в детских сердцах росткам доброты. Школа в лице учителя должна стать тем духовным храмом, где бы каждый ребенок почувствовал действительно чуткое, гуманное отношение к себе, имела возможность найти в этом храме
  7. спокойствие и защита от влияния жестокости, пренебрежения к ней.

10. Творческий строй мышления. Это качество также предопределяется исключительными особенностями профессии учителя. С одной стороны, учителю необходимо постоянно находиться в творческом поиске при подготовке урока. Урок — это своеобразное небольшое представление.

Поэтому учителю придется выступать  в роли и автора сценария, и режиссера, и актера. Без творческого подхода  здесь не обойтись. С другой стороны, воспитатель постоянно общается с учениками на уроке, вне урока, ежедневно попадает в разные педагогические ситуации, в которых ему придется безотлагательно решать огромное количество заданий, и использовать здесь какие-то формулы, уравнения или алгоритмы  никоим образом нельзя. Успех зависит  лишь от мастерства воспитателя.

11. Тактичность. Педагогический такт (от лат. tactus - відчут-

тя, прикосновение, действие) - это  чувство меры, ощущения конкретного  состояния воспитанника, который  подсказывает воспитателю самый  деликатный способ поведения в общении  с учениками в разных сферах деятельности, умения избирать наиболее целесообразный подход к личности в

системе воспитательных взаимоотношений  с ней. Педагогический такт помогает воспитателю общаться с учениками  на основе понимания их психического состояния в конкретных обстоятельствах, принимать целесообразные решения, которые не тормозят действий воспитанников, а побуждают их к

активного, рационального труда.

Педагогические умения учителя-воспитателя с.20

3.Педагогическое мастерство

Профессионализм человека в сфере  любой деятельности во многом зависит  от уровня сформированности мастерства. Этот фактор важен прежде всего в педагогической деятельности. К.Д. Ушинський писал: "Всякая практическая деятельность, которая стремится удовлетворить высшие моральные и вообще духовные потребности человека, то есть те потребности, которые принадлежат исключительно человеку и представляют исключительные черты ее природы, это уже искусство. В этом понимании педагогика будет, конечно, первым, более высоким из искусств, потому что она стремится

удовлетворить наибольшую из потребностей человека и человечества — их стремление к совершенствованиям в самой  человеческой природе: не к выражению  совершенства на полотне или в  мраморе, а к совершенствованию  самой природы человека — ее душе и телу; а вечно передующий идеал  этого искусства есть совершенный  человек".

Педагогическое мастерство тесно  переплетается с понятием "педагогическое искусство". Ошибочно видеть лишь в  прямой иерархической зависимости  этих понятий педагогическое искусство - наивысший этап проявления мастерства. В действительности связь между  ними не прямолинейный, а диалектически предопределен. Важно углубиться в этимологическую сущность этих понятий.

В толковом словаре В. Даля находим  такое объяснение слова "искусство" : "Искусный, относящийся к искусу, опыту, испытанию, искусившийся, дошедший к умения или знания многим опытом; хитро, мудрено, замысловато сделанный, мас-

терски сработанный, с умением и с расчетом устроенный".

Украинская энциклопедия дает такое  определение понятия "мы -

стецтво": "Искусство - одна из форм общественного сознания, составная  часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного  освоения мира. Искусство относят  ко всем формам практической деятельности, когда она осуществляется умело

мастерски, умело не только в технологическом, но и в эстетическом смысле".

Важно отметить, что искусство характерно для любой формы практической деятельности, прежде всего для педагогической.

Мастерство - это высокое искусство, совершенное умение в

определенной отрасли. Понятия  искусства и мастерства тесно  переплетаются, взаимообусловленные. Искусство может оказываться  через мастерство, а в мастерстве в свою очередь проглядываются определенные элементы ловкой деятельности.

Искусство связано прежде всего с творческим проявлением личности, которое основывается на эмоциональной сфере деятельности и направлен на пробуждение и формирование эмоциональных чувств.

Педагогическое мастерство - это совершенное, творческое выполнение педагогом-воспитателем своих профессиональных функций.

 

 

Лекция 4. Теория учебы(дидактика)

  1. Учеба и формы организации учебы.
  2. Методы учебы.
  3. Содержание учебы.
  4. Контроль учебы.

 

  1. Учеба и формы организации учебы. Учеба - один из основных видов деятельности человека - главной целью которой является усвоение знаний, навыков и умений, подготовка к трудовой деятельности.

Учеба — это деятельность, которая имеет двусторонний характер, : преподавание и учіння.

Преподавание — целеустремленный вид деятельности, который осуществляется педагогом, организатором педагогического процесса; это активный процесс, потому что в его осуществлении пытаются не только передать ученику(студенту) определенные знания, но и развить у него желание и умение приобретать новые знания, опыт.

Учіння — целеустремленный процесс усвоения знаний, умений, навыков, социального опыта.

В современном понимании  для учебы характерны такие признаки:

  1. двусторонний характер;
  2. совместимая деятельность учителей и учеников;
  3. управление со стороны учителя.

Таким образом, учеба —  целеустремленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков  и способов познавательной и практической деятельности учителей и учеников. Учеба имеет ряд особенностей :

  • первая особенность — бинарность: преподавание(целые преподавания) и учіння(цели учіння);
  • вторая особенность — разнообразие субъектов деятельности с собственными потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями; с собственными розуміннями «передачи» знаний, с собственным толкованием «усвоения» знаний;
  • третья особенность — огромное разнообразие сфер, направлений, предметов человеческого опыта, который передается, усваивается в учебе; особенности учебных целей.

Учеба должна обеспечить:

  • умение ориентироваться в определенных условиях;
  • в соответствии с этим способность «строить» поведение, адекватное условиям;
  • результат учебы — способность познавать окружающий мир, умение регулировать поведение.

Таким образом, в результате учебы  должны случиться запланированные  изменения в поведении тех, кто  учится.

Чтобы осуществить процесс учебы, его  нужно организовать.

Организовать  учебу — значит создать определенную структуру и наладить, соответствующие целям организации, связки между элементами структуры.

Основные элементы организации учебы :

  • группа людей(субъекты учіння, субъекты преподавания);
  • учебные цели(познавательные, психомоторные, аффективные);
  • связки между элементами(контроль как обратная связь).

Организационные формы учебы — это внешние проявления согласованности деятельности учеников и учителей, которые осуществляются в определенном порядке и режиме.

В культуре человечества развитие форм учебы имеет свои исторические этапы:

  1. Первобытная форма учебы — на ранних стадиях развития человечества учебы было связано с конкретным поведением и деятельностью человека. Дети учились, наследуя взрослых.
  2. Индивидуальная учеба — возникло в Давней Греции; ученик выполняет индивидуальное задание, учитель помогает. Оно является достаточно эффективным, потому что позволяет учесть особенности развития ребенка, осуществлять индивидуальный контроль за процессом усвоения знаний. Однако имеет ряд недостатков : оно нуждается материальных затрат, а также лишает одногодков общения.
  3. Индивидуально-групповая учеба — приобрело широкое распространение в средневековых школах. Его характерные признаки: непостоянный состав учеников с разным уровнем развития, разным уровнем знаний, не однородный по возрасту. В школах господствовали репродуктивные методы учебы : механическое заучивание, многократное повторение и воссоздание материала.
  4. Классно-урочная форма учебы — основана Я. А. Коменським, который глубоко обосновал ее в выдающемся труде «Большая дидактика»(в 1632 г.). Он считал, что в школе учебы учеников должно осуществляться в классах с постоянным составом учеников(однородные по возрасту, развитием); формирование классов осуществляется в начале учебного года; учебный год должен иметь фиксированы начало и конец, четыре периода каникул; должна быть программа учебы, содержание учебы за годами; занятие каждый день, кроме воскресенья; учеба в классах по 40-50 лиц, даже до 300(если к проведению занятий будут привлечены лучшие ученики). Таким образом, классно-урочная система действует и совершенствуется вплоть до нынешних времен.
  5. Белл-ланкастерская система обучения -(авторы Белл и Ланкастер, Англия, кон. XVIII— поч. XIX ст.) — сущность ее в том, что учитель организовал учебу младших школьников с помощью старших(давал инструкцию как учить).
  6. Лабораторная система знаний за планом Дальтона -(за названием г. Дальтон, США, 20-ые годы ХХ ст.), суть системы : исключаются классы, коллективная работа учителя с учениками; используются лаборатории, где осуществляются занятия; используются таблицы, приборы, технические средства.
  7. Мангеймська система обучения -(автор Зіккінгер(1858-1930), г. Мангейм, Германия). Суть ее в том, что учебы осуществляют в классах, распределенных на основании результатов психометрических обследований и характеристик учителей(4 группы классов : со средними способностями, малоспособными, умственно отсталыми и одаренными). Длительность учебы в каждой группе была разной.
  8. План Трампа -(50-60-ые годы ХХ ст.) — это американская система обучения, за которой 40 % времени отводится на учебу учеников в больших группах(100-150 лиц), 20 % — на учебу в малых группах(10-15 лиц), а 40 % — на самостоятельную работу.
  9. Метод проектов -(30-ые годы ХХ ст., автор Дьюї, г. Чикаго, США) — сущность; воспитание из-за действия, учебы по проекту(содержание учебы определяет проект).

Информация о работе Лекция по "Педагогике"