мальних условий для ее всестороннего 
гармоничного развития; акуму-
лювання в лице учителя общечеловеческих 
и национальных мо-
рально-духовних ценностей и передаваемости 
их потомкам. Эта фун-
кція связана с воспитанием 
человека в широком значении.
  - Учебная: оказывается в организации учеников с целью ово-
лодіння знаниями, умениями и навыками 
из основ наук, забезпеченні условий для 
интеллектуального развития учеников, 
вооружения их методами самостоятельной 
познавательной деятельности. Учитель 
имеет выступать не в качестве информатора, 
а организатора навчально-виховного процессу.
  - Организаторская: заключается в необходимости организации дитячих коллективов, целеустремленного руководства разными видами детской деятельности непосредственно в учебно-воспитательных закла-крыша и вне их пределов.
- Оберегающая: учитель должен быть хранителем загальнолюдських и национальных морально-духовных ценностей, оберегать их от разрушительных влияний деструктивных сил, разумно строить гуманистическую систему воспитания.
- Информирующая: предусматривает распространение педагогических знаний среди родителей, работников социальной и производственной сфер. Питаннями воспитания должны заниматься по существу все взрослые громадяни. Но все они чувствуют определенные трудности в такой неспецифічній для них деятельности через нехватку специальных знаний из психология и педагогика. Том учителе, имея профессиональную підготовку из педагогики и психологии, и должны заниматься педагогізацією непрофессиональных воспитателей.
2.Качества 
учителя
Учителю 
для качественного выполнения главных 
функций, оправдания доверия общества 
относительно воспитания подрастающего 
поколения необходимо иметь добрую 
профессиональную подготовку, которая 
зависит и от определенных качеств 
личности. Говоря о хорошем учителе, 
В.О. Сухомлинський отмечал, что он 
должен владеть научными знаниями из 
своей профессии, знать психологию 
и педагогику, владеть основами педагогического 
мастерства.
Каждая профессия требует от 
человека обладания определенными 
личными качествами как базой 
для формирования профессионализма 
в отрасли той или другой деятельности.
Учитель должен владеть такими основными 
качествами.
  - Любовь к детям, умению видеть в своих воспитанниках юных граждан с неисчерпаемыми потенциальными возможностями.
- Чувство национального достоинства, гордость за свой народ, его исторические свершения, готовность всячески служить своему народу. Это качество базируется на исторической памяти, укрепляется генетическим родством.
- Честность, совестливость, справедливость, объективность. Это те качества, какие воспитанники больше всего ценят в учителе. Честность - это понятие морального сознания и категория этики. Она раскрывает отношение человека к самой себя и в первую очередь готовность и умение поддерживать и оправдывать ту репутацию, которую имеет, или коллектива, группы, к которой положено. Совесть - также категория этики. Это не что другое, как способность личности к моральному самоконтролю, объективной самооценки в соответствии с моральными нормами, традициями; это качество основывается на самосознании человека и обеспечивает внутренний контроль собственного "Я", действий и поступков. Справедливость является понятием морального сознания, которое выражает соотношение определенных ценностей, определенный порядок человеческого сосуществования в соответствии с пониманием того, что человек должен быть в центре внимания всех сфер деятельности.
4. Выдержка, сдержанность, терпеливість. Без этих 
черт учителю никоим образом нельзя. Ведь 
ему ежедневно придется общаться с детьми, 
которые еще не имеют достаточного социального 
опыта, не всегда действуют в соответствии 
с установленными правилами и нормами, 
склонные
к шалостям и тому подобное. Учитель 
всегда должен уметь сдерживать себя, 
не торопиться  принимать необдуманные 
решения, особенно в возбужденном состоянии. 
Воспитание - достаточно длительный процесс. 
Иногда педагогу придется годами ожидать 
результатов своей деятельности.
  - Организаторские способности, умения работать с детским коллективом. Учитель должен уметь организовать как себя, так и воспитанников для разных видов деятельности. В учебно-воспитательном процессе устанавливаются не только парные отношения: учитель - ученик, а вообще отношения между учителем и детским коллективом. Чувство коллективизма - исконная черта человека, стремления к ее утверждению и удовольствию. Умение организовать коллектив, работать с ним - это, с одной стороны, залог успеха учебно-воспитательной работы, а из второго - подготовка учеников к активной деятельности в условиях сосуществования в социальных коллективах взрослых.
- Всестороннее развитие. Деть склонны к активному познанию окружающей действительности, желают на огромное количество вопросов получить ответы. И, в первую очередь, они ожидают удовлетворения своих познавательных интересов от родителей и учителей. Поскольку большинство родителей не имеют надлежащей педагогической подготовки, то учителю придется самому ежедневно помогать ученикам сознательно познавать неизвестный для них мир природы и общественных отношений. Тому, кроме глубоких знаний в пределах своей учебной дисциплины, учитель должен владеть определенным уровнем знаний из разнообразных отраслей. А это достигается лишь ежедневным кропотливым трудом. Ведь ученики достаточно высоко ценят осведомленность своего воспитателя.
- педагогического общения с воспитанниками. Принципы(от лат. ргіпсіріит - начало, основа) - это исходные положения определенной деятельности, которые основываются на внутренних убеждениях личности. В сфере воспитания учитель должен иметь крепкую почву, определенное острие, вокруг которого и строится вся его деятельность. Принципиальность педагога должна выплывать из глубокого понимания им воспитательных заданий, знаний закономерностей учебно-воспитательного процесса, особенностей анатомо-физиологического и психического развития детей определенной возрастной группы. Требовательность диалектически связана с процессом убеждения. Требовательность  это тот инструмент, с помощью которого учитель помогает воспитаннику сформировать в себе определенные умения и навыки.
- Оптимизм, любовь к жизни. Учитель всегда работает с коллективом детей. А для них характерные чувства радости, веселости, мажорности. Поэтому учитель прежде всего должен задавать тон оптимизма. Одновременно, он должен верить в силу воспитанников, в то, что в процессе воспитания можно сформировать благородные черты даже у безнадежного школьника.
- Чуткость, гуманное отношение к людям. Труд вчителявихователя направлен на створенші наибольших ценностей на земле — сокровищ ума и души. В условиях массового технократического влияния на личность оторванность значительной части детей от природы, многолетний пресс жестокого тоталитаризма крайне негативно влияют на формирование нежности, чуткости, глубокого уважения к человеку, виденье в ней наибольшей ценности в жизни.
- Поэтому учитель своей чуткостью, гуманистической направленностью должен в первую очередь компенсировать то негативное, что не дает возможность прорасти в детских сердцах росткам доброты. Школа в лице учителя должна стать тем духовным храмом, где бы каждый ребенок почувствовал действительно чуткое, гуманное отношение к себе, имела возможность найти в этом храме
- спокойствие и защита от влияния жестокости, пренебрежения к ней.
10. Творческий строй мышления. Это качество 
также предопределяется исключительными 
особенностями профессии учителя. С одной 
стороны, учителю необходимо постоянно 
находиться в творческом поиске при подготовке 
урока. Урок — это своеобразное небольшое 
представление.
Поэтому учителю придется выступать 
в роли и автора сценария, и режиссера, 
и актера. Без творческого подхода 
здесь не обойтись. С другой стороны, 
воспитатель постоянно общается 
с учениками на уроке, вне урока, 
ежедневно попадает в разные педагогические 
ситуации, в которых ему придется 
безотлагательно решать огромное количество 
заданий, и использовать здесь какие-то 
формулы, уравнения или алгоритмы 
никоим образом нельзя. Успех зависит 
лишь от мастерства воспитателя.
11. Тактичность. Педагогический такт (от лат. tactus - відчут-
тя, прикосновение, действие) - это 
чувство меры, ощущения конкретного 
состояния воспитанника, который 
подсказывает воспитателю самый 
деликатный способ поведения в общении 
с учениками в разных сферах деятельности, 
умения избирать наиболее целесообразный 
подход к личности в
системе воспитательных взаимоотношений 
с ней. Педагогический такт помогает 
воспитателю общаться с учениками 
на основе понимания их психического 
состояния в конкретных обстоятельствах, 
принимать целесообразные решения, 
которые не тормозят действий воспитанников, 
а побуждают их к
активного, рационального труда.
Педагогические умения учителя-воспитателя с.20
3.Педагогическое 
мастерство
Профессионализм человека в сфере 
любой деятельности во многом зависит 
от уровня сформированности мастерства. 
Этот фактор важен прежде всего в педагогической 
деятельности. К.Д. Ушинський писал: "Всякая 
практическая деятельность, которая стремится 
удовлетворить высшие моральные и вообще 
духовные потребности человека, то есть 
те потребности, которые принадлежат исключительно 
человеку и представляют исключительные 
черты ее природы, это уже искусство. В 
этом понимании педагогика будет, конечно, 
первым, более высоким из искусств, потому 
что она стремится
удовлетворить наибольшую из потребностей 
человека и человечества — их стремление 
к совершенствованиям в самой 
человеческой природе: не к выражению 
совершенства на полотне или в 
мраморе, а к совершенствованию 
самой природы человека — ее душе 
и телу; а вечно передующий идеал 
этого искусства есть совершенный 
человек".
Педагогическое мастерство тесно 
переплетается с понятием "педагогическое 
искусство". Ошибочно видеть лишь в 
прямой иерархической зависимости 
этих понятий педагогическое искусство 
- наивысший этап проявления мастерства. 
В действительности связь между 
ними не прямолинейный, а диалектически 
предопределен. Важно углубиться в этимологическую 
сущность этих понятий.
В толковом словаре В. Даля находим 
такое объяснение слова "искусство" 
: "Искусный, относящийся к искусу, опыту, 
испытанию, искусившийся, дошедший к умения 
или знания многим опытом; хитро, мудрено, 
замысловато сделанный, мас-
терски сработанный, с умением и с 
расчетом устроенный".
Украинская энциклопедия дает такое 
определение понятия "мы -
стецтво": "Искусство - одна из форм 
общественного сознания, составная 
часть духовной культуры человечества, 
специфический род практически-духовного 
освоения мира. Искусство относят 
ко всем формам практической деятельности, 
когда она осуществляется умело
мастерски, умело не только в технологическом, 
но и в эстетическом смысле".
Важно 
отметить, что искусство характерно 
для любой формы практической 
деятельности, прежде всего для педагогической.
Мастерство - это высокое искусство, совершенное 
умение в
определенной отрасли. Понятия 
искусства и мастерства тесно 
переплетаются, взаимообусловленные. 
Искусство может оказываться 
через мастерство, а в мастерстве 
в свою очередь проглядываются определенные 
элементы ловкой деятельности.
Искусство связано прежде всего с творческим 
проявлением личности, которое основывается 
на эмоциональной сфере деятельности 
и направлен на пробуждение и формирование 
эмоциональных чувств. 
Педагогическое мастерство - это совершенное, творческое выполнение 
педагогом-воспитателем своих профессиональных 
функций.
 
 
Лекция 4. Теория учебы(дидактика)
  - Учеба и формы организации учебы.
- Методы учебы.
- Содержание учебы.
- Контроль учебы.
 
  - Учеба и формы организации учебы. Учеба - один из основных видов деятельности человека - главной целью которой является усвоение знаний, навыков и умений, подготовка к трудовой деятельности.
Учеба — это деятельность, 
которая имеет двусторонний характер, 
: преподавание и учіння.
Преподавание — целеустремленный вид деятельности, 
который осуществляется педагогом, организатором 
педагогического процесса; это активный 
процесс, потому что в его осуществлении 
пытаются не только передать ученику(студенту) 
определенные знания, но и развить у него 
желание и умение приобретать новые знания, 
опыт.
Учіння — целеустремленный процесс 
усвоения знаний, умений, навыков, социального 
опыта.
В современном понимании 
для учебы характерны такие признаки:
  - двусторонний характер;
- совместимая деятельность учителей и учеников;
- управление со стороны учителя.
Таким образом, учеба — 
целеустремленный процесс передачи 
и усвоения знаний, умений, навыков 
и способов познавательной и практической 
деятельности учителей и учеников. Учеба имеет ряд особенностей :
  - первая особенность — бинарность: преподавание(целые преподавания) и учіння(цели учіння);
- вторая особенность — разнообразие субъектов деятельности с собственными потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями; с собственными розуміннями «передачи» знаний, с собственным толкованием «усвоения» знаний;
- третья особенность — огромное разнообразие сфер, направлений, предметов человеческого опыта, который передается, усваивается в учебе; особенности учебных целей.
Учеба должна обеспечить:
  - умение ориентироваться в определенных условиях;
- в соответствии с этим способность «строить» поведение, адекватное условиям;
- результат учебы — способность познавать окружающий мир, умение регулировать поведение.
Таким образом, в результате учебы 
должны случиться запланированные 
изменения в поведении тех, кто 
учится.
Чтобы 
осуществить процесс учебы, его 
нужно организовать.
Организовать 
учебу — значит создать определенную 
структуру и наладить, соответствующие 
целям организации, связки между элементами 
структуры.
Основные элементы 
организации учебы :
  - группа людей(субъекты учіння, субъекты преподавания);
- учебные цели(познавательные, психомоторные, аффективные);
- связки между элементами(контроль как обратная связь).
Организационные 
формы учебы — это внешние проявления согласованности 
деятельности учеников и учителей, которые 
осуществляются в определенном порядке 
и режиме.
В культуре человечества развитие 
форм учебы имеет свои исторические 
этапы:
  - Первобытная форма учебы — на ранних стадиях развития человечества учебы было связано с конкретным поведением и деятельностью человека. Дети учились, наследуя взрослых.
- Индивидуальная учеба — возникло в Давней Греции; ученик выполняет индивидуальное задание, учитель помогает. Оно является достаточно эффективным, потому что позволяет учесть особенности развития ребенка, осуществлять индивидуальный контроль за процессом усвоения знаний. Однако имеет ряд недостатков : оно нуждается материальных затрат, а также лишает одногодков общения.
- Индивидуально-групповая учеба — приобрело широкое распространение в средневековых школах. Его характерные признаки: непостоянный состав учеников с разным уровнем развития, разным уровнем знаний, не однородный по возрасту. В школах господствовали репродуктивные методы учебы : механическое заучивание, многократное повторение и воссоздание материала.
- Классно-урочная форма учебы — основана Я. А. Коменським, который глубоко обосновал ее в выдающемся труде «Большая дидактика»(в 1632 г.). Он считал, что в школе учебы учеников должно осуществляться в классах с постоянным составом учеников(однородные по возрасту, развитием); формирование классов осуществляется в начале учебного года; учебный год должен иметь фиксированы начало и конец, четыре периода каникул; должна быть программа учебы, содержание учебы за годами; занятие каждый день, кроме воскресенья; учеба в классах по 40-50 лиц, даже до 300(если к проведению занятий будут привлечены лучшие ученики). Таким образом, классно-урочная система действует и совершенствуется вплоть до нынешних времен.
- Белл-ланкастерская система обучения -(авторы Белл и Ланкастер, Англия, кон. XVIII— поч. XIX ст.) — сущность ее в том, что учитель организовал учебу младших школьников с помощью старших(давал инструкцию как учить).
- Лабораторная система знаний за планом Дальтона -(за названием г. Дальтон, США, 20-ые годы ХХ ст.), суть системы : исключаются классы, коллективная работа учителя с учениками; используются лаборатории, где осуществляются занятия; используются таблицы, приборы, технические средства.
- Мангеймська система обучения -(автор Зіккінгер(1858-1930), г. Мангейм, Германия). Суть ее в том, что учебы осуществляют в классах, распределенных на основании результатов психометрических обследований и характеристик учителей(4 группы классов : со средними способностями, малоспособными, умственно отсталыми и одаренными). Длительность учебы в каждой группе была разной.
- План Трампа -(50-60-ые годы ХХ ст.) — это американская система обучения, за которой 40 % времени отводится на учебу учеников в больших группах(100-150 лиц), 20 % — на учебу в малых группах(10-15 лиц), а 40 % — на самостоятельную работу.
- Метод проектов -(30-ые годы ХХ ст., автор Дьюї, г. Чикаго, США) — сущность; воспитание из-за действия, учебы по проекту(содержание учебы определяет проект).