С точки зрения Платона,
человек - это проявление всего
внешнего, которое является неизменным
и потому, - объективным. В связи
с этим основой личности является
не субъектное, а объектное. Истина
- это идеал воспитания : сочетание благородства,
богатства, физических и духовных способностей.
Но постижение истины не может дать постоянного
знания, потому что познание человека
ограничено чувственным восприятием.
Отсюда, образование должно образовывать
правильные понятия и отсекать то, которое
мешает воплощать идею нравственности.
Следует прежде всего ограничить естественную
чувствительность человека. Праведная
мысль - это результат воспитательной
деятельности справедливого государства.
С другой стороны, найголовнішою предпосылкой
самосохранения государства является
формирование граждан в духе праведности.
Таким образом, интересы государства и
отдельного человека взаимоувязаны. Педагогика
подчиняется политике. Учеба приобретает
целеустремленный и жестко воспитательный
характер.
В системе научного
познания и образования Аристотеля
идея трактуется не как самостоятельная
категория, а как внутренняя
сущность вещей. Поэтому качество
знаний полностью зависит от
того, насколько удается сделать
понятным, строгим и четким их
содержание, то есть основные
понятия всех дисциплин. Достичь
этого можно лишь опираясь
на законы, которые обобщают распоряжение
относительно того, как что-то
должно быть или происходить.
Аристотель считал, что,
воспитание является государственной
функцией и сводится к формированию
в личности необходимых довершеностей.
Для этого следует использовать три фактора:
естественные задатки, возможность приобретать
привычку и способность делать суждение.
Естественные задатки
"облагораживаются" путем усвоения
знаний, необходимых привычек и
применения умений и навыков
на практике. Возможность приобретать
привычку является основой своеобразных
"тренировок", которые формируют
умение правильно мыслить и
вести себя в соответствии
с нанесенными образцами. Способность
делать суждение, то есть выражать
собственное мнение, опирается не
на опыт, который есть у человека,
а на опыт, который передается
ей. Этот опыт научно обоснованный
и проверенный.
Факторы воспитания, выделенные
Аристотелем, создали почву для
первого научного определения
педагогики как учіння о правильном
формировании личности. Это определение
не потеряло свою актуальность
сегодня, дойдя до нас практически
неизменным.
Развитие педагогической
мысли нашло свое продолжение
в трудах древнегреческих философов
и ораторов. Первый «штатный»
педагог Марк Квінтіліан(35-96 pp.), который
учил юношей-патрициев ораторскому искусству,
был автором 12-томної книги «Двенадцать
книг риторических наставлений», собственно,
первой педагогической книги. Рядом с
произведениями Ціцерона ее изучали во
всех риторических школах.
В средние века педагогическая
теория потеряла прогрессивную
направленность античных времен.
Педагогические идеи философов-богословов
имели религиозную расцветку
и были пронизаны церковной
догматикою.
2. Эпоха Возрождения. В(XIV — XVI ст.) эпоху возрождения,
когда происходило расписание феодализма
и началось развитие буржуазного общества,
появились целый ряд ярких мыслителей,
педагогов-гуманистов, которые своим лозунгом
провозгласили античное высказывание,
: «Я — человек, и ни от чего человеческого
не свободная». Среди них итальянец Вітторіно
де Фельтре(1378-1446), голландец Еразм Роттердамський(1466-1536),
французы Франсуа Рабле(1494-1553), Мішель
Монтень(1533-1592).
К началу XVII века педагогика
продолжала оставаться частью
философии. Отделение ее от
философии и оформления в научную
систему связано с именем большого
чешского педагога Яна Амоса
Коменського(1592-1670). В 1632 году Коменський
создал выдающееся произведение
«Большая дидактика», который положил
начало науке о процессе учебы,
а в 1633 году — первое в
мире специальное руководство
по воспитанию детей дошкольного
возраста «Материнская школа». Все
педагогические произведения Я.А.
Коменського пронизывают мысли
о том, что человек является
самым «совершенным, прекрасным
творением», «чудесным микрокосмом»;
школа — «мастерской гуманности»,
а правильное воспитание всегда
должно быть природосоответственным.
Не потеряла ни актуальность,
ни свое научное значение и его схема организации
школы, теоретическое обоснование и разработка
принципов учебы, классно-урочной системы
обучения и тому подобное.
Вслед за Коменським в историю
западноевропейской педагогики вошло
имя английского философа и педагога
Джона Локка(1632-1704), который сконцентрировал
свои усилия на теории воспитания джентльмена,
— человека уверенного в себе, что
сочетает широкую образованность с
деловыми качествами, изысканность манер
с прочностью моральных убеждений;
французского материалиста и просветителя
Жана-жака Руссо(1712-1778), автора идеи естественного
совершенства детей, теории «свободного
воспитания», за которой воспитание
должно проводиться лишь за интересами
и желаниями детей, что будет
содействовать их развитию; швейцарского
педагога Иоганна Генриха Песталоцці(1746-1827),
который предложил учителям прогрессивную
теорию морального воспитания учеников,
развил идеи гуманного воспитания,
доброжелательного отношения к
детям, прививанию им сочувствия и жалостности
как основе морального развития, пытался
соединить учебу и воспитание детей с
организацией их посильного труда; немецкого
педагога Иоганна Фридриха Гербарта(1776-1841),
автора теоретических обобщений в отрасли
психологии учебы и дидактики(чотириетапна
модель урока, понятия воспитывающей учебы,
система развивающих упражнений); немецкого
педагога Фридриха Адольфа Дістервега(1790-1866),
известного идеями об активизации учебной
деятельности учеников, усиления их самостоятельной
работы, а также мыслями о подготовке народных
учителей, которая должна базироваться
на получении научных знаний и прививании
высоких моральных качеств.
3.Развитие педагогики
в Украине.
В Украине происходили
те же процессы рождения педагогики в
недрах философской мысли. Со времен
Киевской Руси до нашего времени дошли
установочные произведения из воспитания:
сборник законов «Русская правда»
Ярослава Мудрого и «Правда» Ярославичів(его
сыновей), «Наставление Владимира Мономаха»,
«Житие Евдокии Полоцкой», «Наставление
детям монаха Ксенофонта», ряд отрывков
из журналов и листов, где подаются описания
народных традиций воспитания детей в
семьях, отношение родителей к своим потомкам,
моральные сентенции поведения человека
в обществе.
Вершиной украинской
народной педагогики современные
исследователи считают казацкую
педагогику, которая воплощает в
себе «национальную психологию,
характер, правосознание, мораль
и другие компоненты национального
сознания, духовности народа». Основой
воспитания детей сызмальства
были ведущие идеи казацкого
движения(свобода и независимость Украины,
нерушимость прав человека и народа, суверенность
лица, народовластия). В малечий период,
а дальше — на семейно-школьной степени
ведущее значение имели культ Отца и Матери,
Бабушки и Дедушки, Рода и Народа.
Среди выдающихся просветителей
ХУШ века, которые обогатили отечественную
педагогику, почетное место принадлежит
Григорию Савичу Сковороде(1722-1794).
Он первый в украинской педагогике
в центре внимания поставил
ребенка - его чувство, отношения
с миром, ее дела, наклоны и
одаренность; определил цель гуманистического
процесса - формирования "истинной
-" человека : мыслящей, чуткой, образованной,
со светлым умом, горячими чувствами, подготовленной
к труду ради ее счастья и блага народа.
Развитие педагогической
мысли в Украине тесно связан
с прогрессивными течениями в русской
и украинской социальной жизни, что предопределенно
историческими причинами.
Большой вклад в
развитие научной педагогики
сделал выдающийся отечественный
педагог Константин Дмитриевич
Ушинський(1824— 1870), автор стройной
и оригинальной педагогической
системы, которая охватывала основные
проблемы воспитания и учебы.
Основной идеей этой системы
была народность, которую он понимал
как своеобразие каждого народа,
обусловленное его историческим
развитием, социальными условиями
жизни, географическими особенностями.
Найголовнішими чертами народности
педагог считал любовь к родине,
родной язык, веру в могучие
силы народа. Основной целью воспитания
должна быть подготовка всесторонне
развитого человека, а краеугольным
камнем теории воспитания —
учение о трудовом воспитании,
которое утверждает, : в трудовой деятельности
развивается и формируется человек.
Учеба должна осуществляться
с учетом вековых и психических
особенностей развития ребенка, организовываться
на основе принципов посильности
и последовательности, следующей
и систематичности, наглядности
и эмоциональности. Методы преподавания
должны содействовать развитию и активизации
познавательной деятельности учеников,
их мышления и вещания в процессе учебы.
Руководящая роль в воспитании
принадлежит педагогу. Все базируется
на его личности. Учитель должен
любить свою профессию, быть высокообразованным
человеком, владеть педагогическим
мастерством и педагогическим тактом.
Ушинський требовал
полной перестройки системы образования
на основе новейших научных
достижений: «...Педагогическая практика
без теории — то же, что и
знахарство в медицине».
Основательные труды
педагога «Педагогическая антропология»,
«О камеральном образовании», «Трех
элементах школы» и других, а
также учебные книги для детей
начальных классов выдержали
огромное количество изданий.
Во второй половине
XIX — в начале XX века в Украине
на вопросах образования и
воспитания сосредоточивали свои
усилия почти все деятели культуры
и искусства, литературы и науки.
Т.Г. Шевченко(1814-1861) подготовил и
выдал «Букварь южнорусский»(1861).
І.Я.Франко(1856-1916) сделал существенный
вклад в разработку истории
школьного и университетского
образования в Украине. М.П.Драгоманов(1841-1895)
отстаивал национальное народное
образование как таковую, что
вбирает у себя лучшие достижения
мировой культуры. П.А. Грабовський(1864-1902)
посвятил ряд статей проблемам
народного образования. Леся Украинка(1871-1913)
отстаивала необходимость народного
образования, изображала жалкую
сельских школ и учителей.
Закарпатский педагог
О.В. Духнович(1803-1865) сделал весомый
вклад в теорию и практику
начального образования : написал букварь,
методические книги для учителей. Известный
украинский педагог Х.Д. Алчевська(1841-1920)
исследовала проблемы учебы взрослых
и воссоздала их в пособиях «Что читать
народу»?, «Книга для взрослых». Известный
педагог и общественный деятель С.Ф.Русова(1856-1940)
создала концепцию национальной системы
образования и воспитания, написала ряд
трудов с педагогикой: «Дошкольное воспитание»,
«Дидактика», «Моральные задания современной
школы» и другие.
В конце XIX — в
начале XX века исследования педагогических
проблем начинаются в США, куда
постепенно перемещается центр
педагогической мысли. Инициативные
покорителі Нового Мира без
предубеждения приступили к исследованию
педагогических процессов современности
и быстро достигли весомых
результатов: сформировали закономерности
человеческого воспитания, разработали
и внедрили эффективные технологии
образования, которые дают возможность
каждому человеку быстро и
успешно достичь поставленной
цели.
Самые выдающиеся представители
американской педагогики — Джон
Дьюї(1859-1952) и Эдвард Торндайк(1874-1949).
Педагогика социалистического
периода пошла по пути разработки
идей воспитания человека нового общества.
С этих позиций педагогическую теорию
разрабатывали Н.К.Крупська(1869-1939), П.П.
Блонський(1884 — 1941), С.Т.Шацький(1878-1934),
А.СМакаренко(1888-1939), В.О.Сухомлинський(1918—
1970).
Славу педагогике социалистического
периода принесли труды А.С.
Макаренка и В.О. Сухомлинського.
А.С. Макаренко выдвинул и проверил
на практике принципы создания
детского коллектива, педагогического
руководства им, предложил методику
трудового воспитания, изучал проблемы
формирования сознательной дисциплины
и воспитания детей в семье.
В.О. Сухомлинський исследовал
проблемы умственного, морального,
эстетического и физического воспитания
школьников, вопроса политехнического
образования, теории учебы, воспитания
детей у семьи, самовоспитания и самообразования,
профессионального мастерства учителя,
осуществления общей учебы и руководства
школой. Много его советов, меткие наблюдения
хранят свое значение и при осмыслении
современных путей развития педагогической
мысли и реформировании школы.
Исторический путь
становления педагогики как науки
свидетельствует о том, что
ее возникновение и развитие
определялись объективными социально-экономическими
потребностями общества в подготовке
подрастающих поколений к жизни.
Ни общество, ни воспитание «вообще»
не существовало. На определенном
этапе исторического развития
существовало конкретное общество
и воспитание, направленность и
уровень которого отображали
достигнутый уровень развития
общества.
Однако, в каждую эпоху были
деятели, которые поднимались выше интересов
своего класса. Они выдвигали прогрессивные
педагогические идеи, которые отмежевывались
от официальной педагогики. Именно эти
идеи составляют основу следующей в педагогической
теории и стимулируют ее развитие.
Лекці 2. Система
образования Украины
- Структура образования Украины.
- Органы образования : их функции и структура.
- Европейська образовательная интеграции Украины.
1. Структура образования
Система - это единство, которое
состоит из взаимозависимых частей,
каждая из которых дает что-то конкретное
для уникальной характеристики целого.
Система образования Украины состоит
из заведений образования, научных,
научно-методических и методических
учреждений, научно-производственных
предприятий, государственных и
местных органов управления образованием
и самоуправления в отрасли образования.
Структура образования включает: дошкольное
образование; общее среднее образование;
внешкольное образование; профессионально-техническое
образование; высшее образование; последипломное
образование; аспирантуру; докторантуру;
самообразование