Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:30, лекция

Описание работы

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Содержание работы

Педагогика как наука.
Отрасли педагогики.
Методы исследования педагогики(Метод научного познания. Метод исследования проблем воспитания и учебы. Научное наблюдение. Педагогический эксперимент. Метод изучения педагогической документации и ученических трудов. Метод опытной беседы. Письменный опрос(анкетирование). Статистический метод. Метод моделирования. Теоретический уровень исследований).

Файлы: 1 файл

Лекция 1 рус.docx

— 403.42 Кб (Скачать файл)

 С точки зрения Платона,  человек - это проявление всего  внешнего, которое является неизменным  и потому, - объективным. В связи  с этим основой личности является  не субъектное, а объектное. Истина - это идеал воспитания : сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. Но постижение истины не может дать постоянного знания, потому что познание человека ограничено чувственным восприятием. Отсюда, образование должно образовывать правильные понятия и отсекать то, которое мешает воплощать идею нравственности. Следует прежде всего ограничить естественную чувствительность человека. Праведная мысль - это результат воспитательной деятельности справедливого государства. С другой стороны, найголовнішою предпосылкой самосохранения государства является формирование граждан в духе праведности. Таким образом, интересы государства и отдельного человека взаимоувязаны. Педагогика подчиняется политике. Учеба приобретает целеустремленный и жестко воспитательный характер.

 В системе научного  познания и образования Аристотеля  идея трактуется не как самостоятельная  категория, а как внутренняя  сущность вещей. Поэтому качество  знаний полностью зависит от  того, насколько удается сделать  понятным, строгим и четким их  содержание, то есть основные  понятия всех дисциплин. Достичь  этого можно лишь опираясь  на законы, которые обобщают распоряжение  относительно того, как что-то  должно быть или происходить.

 Аристотель считал, что,  воспитание является государственной  функцией и сводится к формированию  в личности необходимых довершеностей. Для этого следует использовать три фактора: естественные задатки, возможность приобретать привычку и способность делать суждение.

 Естественные задатки  "облагораживаются" путем усвоения  знаний, необходимых привычек и  применения умений и навыков  на практике. Возможность приобретать  привычку является основой своеобразных "тренировок", которые формируют  умение правильно мыслить и  вести себя в соответствии  с нанесенными образцами. Способность  делать суждение, то есть выражать  собственное мнение, опирается не  на опыт, который есть у человека, а на опыт, который передается  ей. Этот опыт научно обоснованный  и проверенный.

 Факторы воспитания, выделенные  Аристотелем, создали почву для  первого научного определения  педагогики как учіння о правильном  формировании личности. Это определение  не потеряло свою актуальность  сегодня, дойдя до нас практически  неизменным.

 Развитие педагогической  мысли нашло свое продолжение  в трудах древнегреческих философов  и ораторов. Первый «штатный»  педагог Марк Квінтіліан(35-96 pp.), который учил юношей-патрициев ораторскому искусству, был автором 12-томної книги «Двенадцать книг риторических наставлений», собственно, первой педагогической книги. Рядом с произведениями Ціцерона ее изучали во всех риторических школах.

 В средние века педагогическая  теория потеряла прогрессивную  направленность античных времен. Педагогические идеи философов-богословов  имели религиозную расцветку  и были пронизаны церковной  догматикою.

 2. Эпоха Возрождения. В(XIV — XVI ст.) эпоху возрождения, когда происходило расписание феодализма и началось развитие буржуазного общества, появились целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, которые своим лозунгом провозгласили античное высказывание, : «Я — человек, и ни от чего человеческого не свободная». Среди них итальянец Вітторіно де Фельтре(1378-1446), голландец Еразм Роттердамський(1466-1536), французы Франсуа Рабле(1494-1553), Мішель Монтень(1533-1592).

 К началу XVII века педагогика  продолжала оставаться частью  философии. Отделение ее от  философии и оформления в научную  систему связано с именем большого  чешского педагога Яна Амоса  Коменського(1592-1670). В 1632 году Коменський  создал выдающееся произведение  «Большая дидактика», который положил  начало науке о процессе учебы,  а в 1633 году — первое в  мире специальное руководство  по воспитанию детей дошкольного  возраста «Материнская школа». Все  педагогические произведения Я.А.  Коменського пронизывают мысли  о том, что человек является  самым «совершенным, прекрасным  творением», «чудесным микрокосмом»; школа — «мастерской гуманности»,  а правильное воспитание всегда  должно быть природосоответственным. Не потеряла ни актуальность, ни свое научное значение и его схема организации школы, теоретическое обоснование и разработка принципов учебы, классно-урочной системы обучения и тому подобное.

Вслед за Коменським в историю  западноевропейской педагогики вошло  имя английского философа и педагога Джона Локка(1632-1704), который сконцентрировал  свои усилия на теории воспитания джентльмена, — человека уверенного в себе, что  сочетает широкую образованность с  деловыми качествами, изысканность манер  с прочностью моральных убеждений; французского материалиста и просветителя Жана-жака Руссо(1712-1778), автора идеи естественного  совершенства детей, теории «свободного  воспитания», за которой воспитание должно проводиться лишь за интересами и желаниями детей, что будет  содействовать их развитию; швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцці(1746-1827), который предложил учителям прогрессивную  теорию морального воспитания учеников, развил идеи гуманного воспитания, доброжелательного отношения к  детям, прививанию им сочувствия и жалостности  как основе морального развития, пытался соединить учебу и воспитание детей с организацией их посильного труда; немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта(1776-1841), автора теоретических обобщений в отрасли психологии учебы и дидактики(чотириетапна модель урока, понятия воспитывающей учебы, система развивающих упражнений); немецкого педагога Фридриха Адольфа Дістервега(1790-1866), известного идеями об активизации учебной деятельности учеников, усиления их самостоятельной работы, а также мыслями о подготовке народных учителей, которая должна базироваться на получении научных знаний и прививании высоких моральных качеств.

3.Развитие педагогики  в Украине.

В Украине происходили  те же процессы рождения педагогики в  недрах философской мысли. Со времен Киевской Руси до нашего времени дошли  установочные произведения из воспитания: сборник законов «Русская правда»  Ярослава Мудрого и «Правда» Ярославичів(его сыновей), «Наставление Владимира Мономаха», «Житие Евдокии Полоцкой», «Наставление детям монаха Ксенофонта», ряд отрывков из журналов и листов, где подаются описания народных традиций воспитания детей в семьях, отношение родителей к своим потомкам, моральные сентенции поведения человека в обществе.

 Вершиной украинской  народной педагогики современные  исследователи считают казацкую  педагогику, которая воплощает в  себе «национальную психологию, характер, правосознание, мораль  и другие компоненты национального  сознания, духовности народа». Основой  воспитания детей сызмальства  были ведущие идеи казацкого  движения(свобода и независимость Украины, нерушимость прав человека и народа, суверенность лица, народовластия). В малечий период, а дальше — на семейно-школьной степени ведущее значение имели культ Отца и Матери, Бабушки и Дедушки, Рода и Народа.

 Среди выдающихся просветителей  ХУШ века, которые обогатили отечественную  педагогику, почетное место принадлежит  Григорию Савичу Сковороде(1722-1794). Он первый в украинской педагогике  в центре внимания поставил  ребенка - его чувство, отношения  с миром, ее дела, наклоны и  одаренность; определил цель гуманистического  процесса - формирования "истинной  -" человека : мыслящей, чуткой, образованной, со светлым умом, горячими чувствами, подготовленной к труду ради ее счастья и блага народа.

 Развитие педагогической  мысли в Украине тесно связан с прогрессивными течениями в русской и украинской социальной жизни, что предопределенно историческими причинами.

 Большой вклад в  развитие научной педагогики  сделал выдающийся отечественный  педагог Константин Дмитриевич  Ушинський(1824— 1870), автор стройной  и оригинальной педагогической  системы, которая охватывала основные  проблемы воспитания и учебы.  Основной идеей этой системы  была народность, которую он понимал  как своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим  развитием, социальными условиями  жизни, географическими особенностями.  Найголовнішими чертами народности  педагог считал любовь к родине, родной язык, веру в могучие  силы народа. Основной целью воспитания  должна быть подготовка всесторонне  развитого человека, а краеугольным  камнем теории воспитания —  учение о трудовом воспитании, которое утверждает, : в трудовой деятельности развивается и формируется человек.

Учеба должна осуществляться с учетом вековых и психических  особенностей развития ребенка, организовываться на основе принципов посильности  и последовательности, следующей  и систематичности, наглядности  и эмоциональности. Методы преподавания должны содействовать развитию и активизации познавательной деятельности учеников, их мышления и вещания в процессе учебы.

Руководящая роль в воспитании принадлежит педагогу. Все базируется на его личности. Учитель должен любить свою профессию, быть высокообразованным человеком, владеть педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

 Ушинський требовал  полной перестройки системы образования  на основе новейших научных  достижений: «...Педагогическая практика  без теории — то же, что и  знахарство в медицине».

 Основательные труды  педагога «Педагогическая антропология»,  «О камеральном образовании», «Трех  элементах школы» и других, а  также учебные книги для детей  начальных классов выдержали  огромное количество изданий.

 Во второй половине XIX — в начале XX века в Украине  на вопросах образования и  воспитания сосредоточивали свои  усилия почти все деятели культуры  и искусства, литературы и науки.  Т.Г. Шевченко(1814-1861) подготовил и  выдал «Букварь южнорусский»(1861). І.Я.Франко(1856-1916) сделал существенный  вклад в разработку истории  школьного и университетского  образования в Украине. М.П.Драгоманов(1841-1895) отстаивал национальное народное  образование как таковую, что  вбирает у себя лучшие достижения  мировой культуры. П.А. Грабовський(1864-1902) посвятил ряд статей проблемам  народного образования. Леся Украинка(1871-1913) отстаивала необходимость народного  образования, изображала жалкую  сельских школ и учителей.

 Закарпатский педагог  О.В. Духнович(1803-1865) сделал весомый  вклад в теорию и практику  начального образования : написал букварь, методические книги для учителей. Известный украинский педагог Х.Д. Алчевська(1841-1920) исследовала проблемы учебы взрослых и воссоздала их в пособиях «Что читать народу»?, «Книга для взрослых». Известный педагог и общественный деятель С.Ф.Русова(1856-1940) создала концепцию национальной системы образования и воспитания, написала ряд трудов с педагогикой: «Дошкольное воспитание», «Дидактика», «Моральные задания современной школы» и другие.

 В конце XIX — в  начале XX века исследования педагогических  проблем начинаются в США, куда  постепенно перемещается центр  педагогической мысли. Инициативные  покорителі Нового Мира без  предубеждения приступили к исследованию  педагогических процессов современности  и быстро достигли весомых  результатов: сформировали закономерности  человеческого воспитания, разработали  и внедрили эффективные технологии  образования, которые дают возможность  каждому человеку быстро и  успешно достичь поставленной  цели.

 Самые выдающиеся представители  американской педагогики — Джон  Дьюї(1859-1952) и Эдвард Торндайк(1874-1949).

 Педагогика социалистического  периода пошла по пути разработки идей воспитания человека нового общества. С этих позиций педагогическую теорию разрабатывали Н.К.Крупська(1869-1939), П.П. Блонський(1884 — 1941), С.Т.Шацький(1878-1934), А.СМакаренко(1888-1939), В.О.Сухомлинський(1918— 1970).

 Славу педагогике социалистического  периода принесли труды А.С.  Макаренка и В.О. Сухомлинського. А.С. Макаренко выдвинул и проверил  на практике принципы создания  детского коллектива, педагогического  руководства им, предложил методику  трудового воспитания, изучал проблемы  формирования сознательной дисциплины  и воспитания детей в семье.  В.О. Сухомлинський исследовал  проблемы умственного, морального, эстетического и физического воспитания школьников, вопроса политехнического образования, теории учебы, воспитания детей у семьи, самовоспитания и самообразования, профессионального мастерства учителя, осуществления общей учебы и руководства школой. Много его советов, меткие наблюдения хранят свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и реформировании школы.

 Исторический путь  становления педагогики как науки  свидетельствует о том, что  ее возникновение и развитие  определялись объективными социально-экономическими  потребностями общества в подготовке  подрастающих поколений к жизни.  Ни общество, ни воспитание «вообще»  не существовало. На определенном  этапе исторического развития  существовало конкретное общество  и воспитание, направленность и  уровень которого отображали  достигнутый уровень развития  общества.

 Однако, в каждую эпоху были деятели, которые поднимались выше интересов своего класса. Они выдвигали прогрессивные педагогические идеи, которые отмежевывались от официальной педагогики. Именно эти идеи составляют основу следующей в педагогической теории и стимулируют ее развитие.

 

Лекці 2. Система  образования Украины

  1. Структура образования Украины.
  2. Органы образования : их функции и структура.
  3. Европейська образовательная интеграции Украины.

1. Структура образования

Система - это единство, которое  состоит из взаимозависимых частей, каждая из которых дает что-то конкретное для уникальной характеристики целого.

Система образования Украины состоит  из заведений образования, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и  местных органов управления образованием и самоуправления в отрасли образования. Структура образования включает: дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольное образование; профессионально-техническое образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантуру; докторантуру; самообразование

Информация о работе Лекция по "Педагогике"