Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:30, лекция
Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
Педагогика как наука.
Отрасли педагогики.
Методы исследования педагогики(Метод научного познания. Метод исследования проблем воспитания и учебы. Научное наблюдение. Педагогический эксперимент. Метод изучения педагогической документации и ученических трудов. Метод опытной беседы. Письменный опрос(анкетирование). Статистический метод. Метод моделирования. Теоретический уровень исследований).
Дошкольное образование и воспитание осуществляются в семье и дошкольных заведениях образования во взаимодействии с семьей и имеют целью обеспечения физического, психического здоровья детей, их всестороннего развития, выработки умений, навыков, необходимых для дальнейшей учебы. Дошкольными заведениями образования являются: детские ясли, детские садики, детские ясли-садики, семейные, прогулянкові, дошкольные заведения компенсирую чего Для детей, которые нуждаются коррекции физического и психического развития) и комбинированной типов с короткодлительным, дневным, круглосуточным пребыванием детей, а также детские садики інтернатного типа, детские дома и другие.
Общее среднее образование обеспечивает всестороннее развитие ребенка как личности, ее наклонов, способностей, талантов, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование общечеловеческой морали, усвоения определенного общественными, национально-культурными потребностями объема знаний о природе, человеке, обществе и производстве, экологическом воспитании, физическом совершенствовании.
Полное общее образование в Украине является обязательным и предоставляется в разных типах заведений образования. Основной среди них является средняя общеобразовательная школа трех степеней : И - начальная школа( 1-4 класса), которая обеспечивает начальное общее образование, ІІ - основная школа( 5-9 классы), которая обеспечивает базовое общее среднее образование, ІІІ - старшая школа( 10-11 классы), которая обеспечивает полное общее среднее образование.
Для развития способностей, одаренности и талантов детей создаются профильные классы( с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовкой), специализированные школы, гимназии, лицеи, коллегиумы, а также разные типы учебно-воспитательных комплексов, объединений.
Внешкольное образование и воспитание направляются на развитие способностей, талантов у детей, ученической и студенческой молодежи, удовлетворения их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном самоопределении.
К внешкольным заведениям образования принадлежат: дворцы, дома, центры, станции детского, юношеского творчества, ученические и студенческие клубы, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, студии, начальные специализированы художественные учебные заведения, библиотеки, оздоровительные и другие заведения.
Профессионально-техническое образование сориентировано на получение профессии, переподготовку, повышение профессиональной квалификации. Соответствующими заведениями образования являются: профессионально-технические училища, профессионально-художественные училища, профессиональные училища социальной реабилитации, училища-агрофирмы, училища-заводы, высшие профессиональные училища, учебно-производственные центры, центры повышения и переподготовки рабочих кадров, учебно-курсовые комбинаты, другие типы заведений, которые предоставляют рабочую профессию.
Высшее образование обеспечивает
фундаментальную научную, профессиональную
и практическую подготовку, получение
гражданами образовательно-
Для высших заведений образования установлены четыре ровных аккредитации: И - техникум, училище, другие приравненные к ним высшие заведения образования; ІІ - колледж, другие приравненные к нему высшие заведения образования; ІІІ и ІY уровни( в зависимости от последствий аккредитации) - институт, консерватория, академия, университет.
Последипломное образование( специализация, стажировка, клиническая ординатура, повышение квалификации и переподготовка кадров) способствует получению новой квалификации, новой специальности и профессии на основе ранее добытого в заведении образования и опыта практической работы, углублению профессиональных знаний, умений за специальностью, профессией. К заведениям последипломного образования принадлежат: академии, институты,(центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты; подразделения высших заведений образования( филиалы, факультеты, отделения и другие); профессионально-технические заведения образования; соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.
Для самообразования граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, гражданами создаются открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле-, радио учебные программы и тому подобное.
Органами государственного управления
образованием в Украине является
Министерство образования и науки;
министерства и ведомства Украины,
которые имеют учебно-
Центральным органом государственного управления образованием в Украине является Министерство образования и науки. Его полномочия определенно законом Украины "Об образовании" и "Положением о Министерстве образования Украины". Министерство участвует в выработке государственной политики в отрасли образования и воплощении ее в жизнь, определении основных направлений развития образования, осуществляет координационные, научно-методические, контрольные функции и государственную инспекцию, обеспечивает связь с другими государствами, организует внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта, проводит аттестацию и аккредитацию учебно-воспитательных заведений республиканского значения.
При Министерстве образования и науки функционирует Высшая аттестационная комиссия, которая осуществляет аттестацию научных и научно-педагогических кадров. Министерству подчинены высшие учебные заведения, Академия педагогических наук и ее научно-исследовательские институты.
Центральные органы государственного управления образования также участвуют в выработке и воплощении в жизнь государственной политики в отрасли образования, профессиональной подготовки кадров, в определении перспектив и направлений развития образования, требований к ее содержанию, уровню и объему, нормативам материально-технического, финансового обеспечения учебно-воспитательных заведений.
При областных, районных( городских ) государственных администрациях создаются соответствующие структурные подразделения, которые осуществляют управление образованием, : при областной государственной администрации - управление образованием, при районной( городской ) - отдел образования, при сельских и поселковых советах народных депутатов - комиссии по вопросам образования.
Управление образования, с одной стороны, подчиненное Министерству образования в области, а из второго - областной государственной администрации. Оно осуществляет руководство образованием в области. Ему подчинены областной институт последипломного образования, областные станции юных техников, натуралистов, туристов, общеобразовательные учебно-воспитательные заведения інтернатного типа, другие образовательные учреждения.
Управление образования
Управление образования
Отдел образования подчинен,
с одной стороны, управлению образования
областной госадминистрации, а из второго
- районной( городской ) государственной
администрации. Он осуществляет непосредственное
руководство учебно-воспитательными заведениями(
К органам общественного
Содержанием деятельности самоуправления
является самостоятельное планирование
работы, решения вопросов учебно-воспитательной,
научной, методической, финансово-хозяйственной,
производственно-коммерческой деятельности;
участие в формировании планов приема
учеников, студентов, слушателей с учетом
государственного заказа и заказов
местного значения; определение содержания
школьного комплекса
Важная функция органов
Щкільна инспекция состоит из инспекторов Министерства образования и науки Украины, инспекторов управления образования областной госадминистрации, инспекторов отделов образования районных госадминистраций.
Инспекция школ может быть:
1. фронтальным - предусматривает проверку всех сторон деятельности школы. Дает возможность оценить работу педагогического коллектива, сделать правильные выводы, установить предпосылки успехов и причины недостатков в деятельности учителей;
2. выборочным - предусматривает проверку лишь отдельных участков работы школы. Такую проверку проводят при необходимости изучения конкретных вопросов, которые имеют важное значение или неудовлетворительно решаются на практике;
3. тематическим - направлено на углубленное изучение, решение важной проблемы определенной группой школ.
Основной формой государственного контроля за деятельностью общеобразовательных учебных заведений всех типов и форм собственности является государственная аттестация заведения, которую проводят не реже однажды на 10 г. в порядке, установленном Министерством образования и науки Украины.
3.Європейська
образовательная интеграция
Гармонизация архитектуры системы європейської высшего образования как основное задание Болонського процесса. Определяющие свойства європейської высшего образования : качество, конкурентоспособность высших учебных заведений Європи, взаимное доверие государств и высших учебных заведений, совместимость структуры образования и квалификаций на к степенному и потом степенному уровнях, мобильность студентов, привлекательность образования.
Основные задания и принципы создания зоны Європейської высшего образования(шесть целей Болонського процесса) : введение двоциклового учебы; ввод кредитной системы; формирование системы контроля качества образования; расширение мобильности студентов и преподавателей; обеспечение трудоустройства выпускников и привлекательности європейської системы образования.
Дальнейшие действия для
достижения шести целей Болонського
процесса : принятие системы удобопонятных
и адекватных степеней; принятие
системы двоциклової
Хронология событий : 1998 - Сорбонська декларация
1999 – Болонська декларация;
2010 – подписание Будапештско-
2012 – Бухарестская декларация(
Следующая конференция состоится в М.Єреван(Армения) в 2012році.
Лекция 3. Роль учителя в образовании
1.Функции учителя.
2. Качества учителя
3. Педагогическое мастерство.
Функции учителя предопределяются потребностями общественно-экономического развития нашего общества, а также особенностями развития общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей.
В целом стоит акцентировать внимание на таких функциях учителя.