Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:30, лекция

Описание работы

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Содержание работы

Педагогика как наука.
Отрасли педагогики.
Методы исследования педагогики(Метод научного познания. Метод исследования проблем воспитания и учебы. Научное наблюдение. Педагогический эксперимент. Метод изучения педагогической документации и ученических трудов. Метод опытной беседы. Письменный опрос(анкетирование). Статистический метод. Метод моделирования. Теоретический уровень исследований).

Файлы: 1 файл

Лекция 1 рус.docx

— 403.42 Кб (Скачать файл)

Дошкольное образование и воспитание осуществляются в семье и дошкольных заведениях образования во взаимодействии с семьей и имеют целью обеспечения физического, психического здоровья детей, их всестороннего развития, выработки умений, навыков, необходимых для дальнейшей учебы. Дошкольными заведениями образования являются: детские ясли, детские садики, детские ясли-садики, семейные, прогулянкові, дошкольные заведения компенсирую чего Для детей, которые нуждаются коррекции физического и психического развития) и комбинированной типов с короткодлительным, дневным, круглосуточным пребыванием детей, а также детские садики інтернатного типа, детские дома и другие.

Общее среднее образование обеспечивает всестороннее развитие ребенка как личности, ее наклонов, способностей, талантов, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование общечеловеческой морали, усвоения определенного общественными, национально-культурными потребностями объема знаний о природе, человеке, обществе и производстве, экологическом воспитании, физическом совершенствовании. 

Полное общее образование в  Украине является обязательным и  предоставляется в разных типах  заведений образования. Основной среди  них является средняя общеобразовательная  школа трех степеней : И - начальная школа( 1-4 класса), которая обеспечивает начальное общее образование, ІІ - основная школа( 5-9 классы), которая обеспечивает базовое общее среднее образование, ІІІ - старшая школа( 10-11 классы), которая обеспечивает полное общее среднее образование.

Для развития способностей, одаренности  и талантов детей создаются профильные классы( с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовкой), специализированные школы, гимназии, лицеи, коллегиумы, а также разные типы учебно-воспитательных комплексов, объединений.

Внешкольное образование и воспитание направляются на развитие способностей, талантов у детей, ученической и студенческой молодежи, удовлетворения их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном самоопределении.

К внешкольным заведениям образования  принадлежат: дворцы, дома, центры, станции  детского, юношеского творчества, ученические  и студенческие клубы, детско-юношеские  спортивные школы, школы искусств, студии, начальные специализированы художественные учебные заведения, библиотеки, оздоровительные  и другие заведения.

Профессионально-техническое образование сориентировано на получение профессии, переподготовку, повышение профессиональной квалификации. Соответствующими заведениями образования являются: профессионально-технические училища, профессионально-художественные училища, профессиональные училища социальной реабилитации, училища-агрофирмы, училища-заводы, высшие профессиональные училища, учебно-производственные центры, центры повышения и переподготовки рабочих кадров, учебно-курсовые комбинаты, другие типы заведений, которые предоставляют рабочую профессию.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призваниями, интересами и способностями, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации. Высшими заведениями образования являются : техникумы(училища), колледжи, институты, консерватории, академии, университеты и другие.

Для высших заведений образования  установлены четыре ровных аккредитации: И - техникум, училище, другие приравненные к ним высшие заведения образования; ІІ - колледж, другие приравненные к  нему высшие заведения образования; ІІІ и ІY уровни( в зависимости от последствий аккредитации) - институт, консерватория, академия, университет.

Последипломное образование( специализация, стажировка, клиническая ординатура, повышение квалификации и переподготовка кадров) способствует получению новой квалификации, новой специальности и профессии на основе ранее добытого в заведении образования и опыта практической работы, углублению профессиональных знаний, умений за специальностью, профессией. К заведениям последипломного образования принадлежат: академии, институты,(центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты; подразделения высших заведений образования( филиалы, факультеты, отделения и другие); профессионально-технические заведения образования; соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.

Для самообразования граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, гражданами создаются открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле-, радио учебные программы и тому подобное. 

2. Органы образования : их функции и структура.

Органами государственного управления образованием в Украине является Министерство образования и науки; министерства и ведомства Украины, которые имеют учебно-воспитательные заведения; Высшая аттестационная комиссия(БАК) Украины; отделы( управление) образования местных государственных администраций.

Центральным органом государственного управления образованием в Украине  является Министерство образования и науки. Его полномочия определенно законом Украины "Об образовании" и "Положением о Министерстве образования Украины". Министерство участвует в выработке государственной политики в отрасли образования и воплощении ее в жизнь, определении основных направлений развития образования, осуществляет координационные, научно-методические, контрольные функции и государственную инспекцию, обеспечивает связь с другими государствами, организует внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта, проводит аттестацию и аккредитацию учебно-воспитательных заведений республиканского значения.

При Министерстве образования и  науки функционирует Высшая аттестационная комиссия, которая осуществляет аттестацию научных и научно-педагогических кадров. Министерству подчинены высшие учебные заведения, Академия педагогических наук и ее научно-исследовательские институты.

Центральные органы государственного управления образования также участвуют  в выработке и воплощении в жизнь государственной политики в отрасли образования, профессиональной подготовки кадров, в определении перспектив и направлений развития образования, требований к ее содержанию, уровню и объему, нормативам материально-технического, финансового обеспечения учебно-воспитательных заведений.

При областных, районных( городских ) государственных администрациях создаются соответствующие структурные подразделения, которые осуществляют управление образованием, : при областной государственной администрации - управление образованием, при районной( городской ) - отдел образования, при сельских и поселковых советах народных депутатов - комиссии по вопросам образования.

Управление образования, с одной стороны, подчиненное Министерству образования в области, а из второго - областной государственной администрации. Оно осуществляет руководство образованием в области. Ему подчинены областной институт последипломного образования, областные станции юных техников, натуралистов, туристов, общеобразовательные учебно-воспитательные заведения інтернатного типа, другие образовательные учреждения.

Управление образования областной  государственной администрации  анализирует состояние образования  в области, организует разработку и  выполнение региональных программ развития образования национальных меньшинств, обеспечивает развитие сети учебно-воспитательных заведений области, проводит их лицензирование и аттестацию. К его функциям входит и внедрение утвержденных Министерством  образования и науки новых  образовательных технологий, осуществления  контроля за деятельностью отделов образования в районах, городах, организациях государственной инспекции подчиненных учреждений и заведений образования, в том числе последипломного.

Управление образования заключает  и прекращает контракты с руководителями заведений образования, которые  находятся в его подчинении, анализирует  выполнение условий контракта руководителями высших учебных заведений ІІІ  уровня аккредитации, профессионально-технических  заведений, формирует заказ на методическую, педагогическую литературу, учебные  программы, пособия, бланки суровой  отчетности и другие.

Отдел образования подчинен, с одной стороны, управлению образования областной госадминистрации, а из второго - районной( городской ) государственной администрации. Он осуществляет непосредственное руководство учебно-воспитательными заведениями(общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, дошкольными заведениями, внешкольными учреждениями), а также районными(городским) методическим кабинетом, анализирует состояние образования в районе(городе), подает предложению местным органам власти относительно укрепления учебно-материальной базы заведений образования, способствует созданию разных типов заведений образования, организует учебу одаренных детей, а также детей, которые имеют изъяны в физическом и умственном развитии, способствует устраиванию к интернат них заведений детей-сирот и детей, которые остались без родительской заботы, организует работу психологической службы, социальнопедагогического патронажа в заведениях образования, определяет потребность заведений образования в педагогических кадрах и удовлетворяет ее, проводит аттестацию педагогических работников района, анализирует использование бюджетных средств на образование и другое.

К органам общественного самоуправления в системе образования принадлежит  общее собрание(конференция) коллектива; совет учебно-воспитательного заведения; районная, городская, областная конференции работников образования; районная, городская советы по вопросам народного образования; всеукраинский сбор работников образования.  

Содержанием деятельности самоуправления является самостоятельное планирование работы, решения вопросов учебно-воспитательной, научной, методической, финансово-хозяйственной, производственно-коммерческой деятельности; участие в формировании планов приема учеников, студентов, слушателей с учетом государственного заказа и заказов  местного значения; определение содержания школьного комплекса образования, форм и методов учебы; принятие на работу педагогических и других работников; осуществление общественного контроля за организацией питания в учебно-воспитательных заведениях.

Важная функция органов образования - инспекция деятельности заведений  образования. Под инспекцией понимают систему государственного контроля за состоянием выполнения заведениями и учреждениями образования постановлений, директив и указаний правительства в отрасли образования, учебных планов и программ, инструкций и указов и распоряжений руководящих органов с одновременной практической помощью тем, кого контролируют, принятием мер относительно предотвращения и устранения недостатков.

Щкільна инспекция состоит из инспекторов  Министерства образования и науки  Украины, инспекторов управления образования  областной госадминистрации, инспекторов  отделов образования районных госадминистраций.

Инспекция школ может быть:

1. фронтальным - предусматривает проверку всех сторон деятельности школы. Дает возможность оценить работу педагогического коллектива, сделать правильные выводы, установить предпосылки успехов и причины недостатков в деятельности учителей;

2. выборочным - предусматривает проверку лишь отдельных участков работы школы. Такую проверку проводят при необходимости изучения конкретных вопросов, которые имеют важное значение или неудовлетворительно решаются на практике;

3. тематическим - направлено на углубленное изучение, решение важной проблемы определенной группой школ.

Основной формой государственного контроля за деятельностью общеобразовательных учебных заведений всех типов и форм собственности является государственная аттестация заведения, которую проводят не реже однажды на 10 г. в порядке, установленном Министерством образования и науки Украины.

 

3.Європейська  образовательная интеграция Украины.

Гармонизация архитектуры  системы європейської высшего образования  как основное задание Болонського  процесса. Определяющие свойства європейської высшего образования : качество,  конкурентоспособность высших учебных заведений Європи,  взаимное доверие государств и высших учебных заведений, совместимость структуры образования и квалификаций на к степенному и потом степенному уровнях, мобильность студентов,  привлекательность образования. 

Основные задания и  принципы создания зоны Європейської высшего образования(шесть целей Болонського процесса) : введение двоциклового учебы; ввод кредитной системы; формирование системы контроля качества образования; расширение мобильности студентов и преподавателей; обеспечение трудоустройства выпускников и привлекательности європейської системы образования.

Дальнейшие действия для  достижения шести целей Болонського  процесса : принятие системы удобопонятных  и адекватных  степеней; принятие системы двоциклової образования(к степенное и потом степенная учеба); ввод системы кредитов - системы накопления кредитов(ECTS) или других совместимых с ней систем, которые способны обеспечить как диференційно-розрізнювальну, так и функции накопления; содействие мобильности студентов и преподавателей(устранение препятствий свободному передвижению студентов и преподавателей); обеспечение высококачественных стандартов высшего образования; содействие європейському подходу к высшему образованию(ввод  программ, курсов, модулей с «європейським» содержанием); учеба в течение всей жизни; общий труд  высших учебных заведений и студентов как компетентных, активных и конструктивных партнеров в основании и формировании Зоны європейської высшего образования.

Хронология событий : 1998 - Сорбонська декларация

1999 – Болонська декларация;

2010 – подписание Будапештско-венской  декларации(провозглашение результатов относительно поставленных целей);

2012 – Бухарестская декларация(подведение итогов и определение перспектив на будущее)

Следующая конференция состоится  в М.Єреван(Армения) в 2012році.

 

Лекция 3. Роль учителя  в образовании

1.Функции учителя.

2. Качества учителя

3. Педагогическое мастерство.

Функции учителя предопределяются потребностями  общественно-экономического развития нашего общества, а также особенностями  развития общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей.

В целом стоит акцентировать  внимание на таких функциях учителя.

  1. Воспитательная функция: предусматривает необходимость осуществлять целеустремленное влияние на личность с целью создания опти-

Информация о работе Лекция по "Педагогике"