Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 02:01, реферат
В Ленинградской школе стремились связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема – это обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых им акустических эффектов) для образования значащих единиц языка. Представители школы интересовались материальными свойствами звуковых единиц, их обращение к экспериментальной фонетике, а также методам анализа речи.
1.Введение…………………………………………………………………………………3
2.Учение Л. В. Щербы о фонеме…………………………………………………………5
3. Основные положения Ленинградской школы. ……………………………………..11
4. Проблемы и расхождения с Московской фонологической школой……………….16
5. Заключение…………………………………………………………………………….2
6. Список использованной литературы………………………………………………..21
Иначе говоря, не учитывается свойство вариантов самостоятельно различать звуковые оболочки слов, в частности в случаях несводимости варианта к сильной позиции (гиперфонемы), когда, по Р. И. Аванесову, единица в слабой позиции не является действительно вариантом, поскольку не входит в ряд позиционных чередований ( [ʌ] в баран).
Ленинградцы превосходят москвичей в фонетическом и особенно в экспериментально-фонетическом плане. Большую роль играет в этом отношении Лаборатория экспериментальной фонетики имени Л.В. Щербы при филологическом факультете Ленинградского университета.
5. Заключение
Ленинградская фонологическая школа - одно из направлений в исследовании звукового уровня языка. Основоположником школы был выдающийся лингвист Л. В. Щерба. В соответствии с его определением фонема рассматривается как единица, способная дифференцировать слова и их формы. Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с ее способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы языка - морфемы, слова. Последователи Щербы (Л. Р. Зиндер, С. И. Бернштейн, М. И. Матусевич) развили его идеи о том, что система фонем того или иного языка - не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения.
Понятие фонемы в ЛФШ отличается
от того, как оно трактуется другими
фонологическими и
6. Список использованной
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Л.Р. Зиндер. Общая фонетика. Л., 1960.
3. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М., 1970.
4. Зиндер Л. Р., Матусевич М. И. К истории учения о фонеме // Известия АН СССР. ОЛЯ. — М., 1953.
5. Щерба Л. В. Теория русского письма // Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.
6. Маслов Ю. С. Введение в языкознание: учебник для студ. филол. и лингв. фак. высш. учебных заведений. — СПб. 2007