Ленинградская фонологическая школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 02:01, реферат

Описание работы

В Ленинградской школе стремились связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема – это обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых им акустических эффектов) для образования значащих единиц языка. Представители школы интересовались материальными свойствами звуковых единиц, их обращение к экспериментальной фонетике, а также методам анализа речи.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………………3
2.Учение Л. В. Щербы о фонеме…………………………………………………………5
3. Основные положения Ленинградской школы. ……………………………………..11
4. Проблемы и расхождения с Московской фонологической школой……………….16
5. Заключение…………………………………………………………………………….2
6. Список использованной литературы………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.96 Кб (Скачать файл)

Иначе говоря, не учитывается свойство вариантов самостоятельно различать  звуковые оболочки слов, в частности  в случаях несводимости варианта к сильной позиции (гиперфонемы), когда, по Р. И. Аванесову, единица в слабой позиции не является действительно вариантом, поскольку не входит в ряд позиционных чередований ( [ʌ] в баран).

Ленинградцы превосходят москвичей в фонетическом и особенно в экспериментально-фонетическом плане. Большую роль играет в этом отношении Лаборатория экспериментальной фонетики имени Л.В. Щербы при филологическом факультете Ленинградского университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

 

Ленинградская фонологическая школа - одно из направлений в исследовании звукового уровня языка. Основоположником школы был выдающийся лингвист Л. В. Щерба. В соответствии с его определением фонема рассматривается как единица, способная дифференцировать слова и их формы. Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с ее способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы языка - морфемы, слова. Последователи Щербы (Л. Р. Зиндер, С. И. Бернштейн, М. И. Матусевич) развили его идеи о том, что система фонем того или иного языка - не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения.

Понятие фонемы в ЛФШ отличается от того, как оно трактуется другими  фонологическими и фонетическими  учениями (Московской фонологической школой, Пражской лингвистической школой), прежде всего тем, что оно обеспечивает возможность и обязательность использования характеристик конкретных материальных явлений (акустических, артикуляторных) для образования значимых единиц языка. Именно этим обеспечивается принципиальный интерес последователей этой школы к материальным свойствам звуковых единиц, к исследованиям в области экспериментальной фонетики, к поиску новых методов анализа и синтеза речи, к разработке рекомендаций для различных способов передачи звучащей речи на большие расстояния. За последние годы в этих областях российская наука достигла выдающихся успехов.

 

 

6. Список использованной литературы.

 

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Петербургская_фонологическая_школа

2. Л.Р. Зиндер. Общая фонетика. Л., 1960.

3. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М., 1970.

4. Зиндер Л. Р., Матусевич М. И. К истории учения о фонеме // Известия АН СССР. ОЛЯ. — М., 1953. 

5. Щерба Л. В. Теория русского письма // Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.

6. Маслов Ю. С. Введение в языкознание: учебник для студ. филол. и лингв. фак. высш. учебных заведений. — СПб. 2007

 


Информация о работе Ленинградская фонологическая школа