Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:31, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать формирование познавательных интересов младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения сущности категории « познавательный интерес».
2. Проследить роль творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
3. Определить методические возможности использования творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
Учитывая, что противоречие составляет основное звено проблемной ситуации, можно, вероятно, и способы создания проблемных ситуаций рассматривать как способы заострения противоречий в сознании учащихся. Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью опыта, рассказа об интересном факте, наглядных средств, практических заданий. Широкое применение получили проблемные ситуации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способов действия. Учащиеся сталкиваются с противоречием в том случае, когда их побуждают выполнять новые задачи, новые действия старыми способами. Поняв несостоятельность этих попыток, они убеждаются в необходимости овладения новыми способами действия.
Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных.
В процессе создания проблемных ситуаций важно помочь учащимся увидеть противоречия в самом изучаемом явлении, сопоставить их, что даёт возможность не только глубже постичь суть изучаемого, но и прийти к серьезным мировоззренческим выводам.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся исключительное значение имеют проблемные ситуации, созданные в результате столкновения противоречивых мнений самих школьников.
Итак, чтобы методически
грамотно осуществлять педагогическую
поддержку в формировании познавательных
интересов младших школьников в
контексте проблемного
Одним из важнейших путей формирования познавательного интереса младших школьников является проведение интегрированных уроков.
Интеграция в начальной
школе необходима, во - первых, потому,
что учителя начальных классов
ведут большинство учебных
Музыкальное иллюстрирование - метод организации учебно-воспитательного процесса (прием работы над анализом художественного текста), который воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Музыкальное иллюстрирование является методом интегрированных уроков.
Музыкальное иллюстрирование может быть использовано на уроках чтения, природоведения, предметов эстетического цикла, а также на тех учебных курсах, где преподаватель видит возможность использования данного метода.
2.2. Изучение уровня развития познавательного интереса у учащихся 3 класса
Исследование направленное на изучение уровня развития познавательного интереса проводилось на базе средней школы Лицея №7 Дзержинского района г. Волгограда. В исследовании принимали участие ученики 3-го «б» класса.
Методический инструментарий:
Описание методики.
Цель: установить характер и силу познавательного интереса учащихся.
Порядок проведения: Учащимся без специального предупреждения и подготовки предлагается написать сочинение на одну из следующих тем ( по выбору) : 1. Что я знаю о языке. 2. Что я знаю о математике. 3. Чем я люблю заниматься. 4. Мой выходной день.
Обработка полученных данных. Сочинения анализируются, во- первых, по выбору темы, во- вторых, по самому их содержанию. Такой анализ позволяет установить характер интереса ученика (развлекательный; связанный только со школьной программой; широкий познавательный) и судить о силе этого интереса [6, 33].
Первая методика нашей работы направлена на установление характера и силу познавательного интереса учащихся. Полученные результаты отображены в таблице 1.
Таблица 1
Характер интереса |
Развлекательный |
Связанный только со школьной программой |
Широкий познавательный интерес |
Количество учащихся (10) |
5 |
3 |
2 |
% |
50% |
30% |
20% |
Из таблицы 1, видно, что в данной группе испытуемых, у 50% младших школьников развлекательный интерес, у 30% интерес связанный только со школьной программой, и 20% имеющие широкий познавательный интерес. Таким образом, в данном классе познавательный интерес развит в недостаточной степени. Большинство учащихся интересуется развлекательной программой и только в рамках школьной программы. Для того чтобы повысить познавательный интерес не только в области школьной программы и развлечения необходимо провести комплекс уроков, которые будут направлены на развитие познавательного интереса (см. приложение).
После проведения комплекса уроков, нами была повторно проведена методика «Познавательный интерес». Данные результаты отображены в таблице 2.
Таблица 2
Характер интереса |
Развлекательный |
Связанный только со школьной программой |
Широкий познавательный интерес |
Количество учащихся (10) |
3 |
4 |
3 |
% |
30% |
40% |
30% |
Из таблицы 2 можно сделать выводы, что при использовании на уроках различных видов деятельности идет повышение уровня развития познавательного интереса.
Также для выявления познавательных интересов и их предметной направленности используются анкеты разнообразного характера.
Анкета – основной метод социологического исследования, она используется, при изучении общественного мнения различных социальных групп, при исследовании интересов молодёжи и избранной профессии. Положительная сторона этого метода – получение массового материала на основе которого можно установить различные корреляции, – между познавательными и отношением к учению, школе, учителю; между интересами и общественной активностью.
Анкетный метод в психолого-педагогическом исследовании можно назвать методом разведки, первоначальной ориентировки. На основе результатов анкетного опроса можно дать общую характеристику первоначального среза познавательных интересов учащихся экспериментальной группы, класса.
Методом анкеты можно проследить изменения направленности познавательных интересов учащихся. Границы применения этого метода в условиях школы должны быть очень точно обозначены, а сами анкеты тщательно продуманы, чтобы не возбудить скептического отношения учеников и учителей к процессу анкетного опроса и полученным результатам.
При составлении анкет и проведении опроса важно предусмотреть те признаки, которые следует выявить и по которым можно судить о наличии именно познавательного интереса. Поэтому необходимы вопросы, направленные на установление степени выраженности интереса, вопросы, уточняющие его уровень. В анкетах следует обеспечить возможность ранжирования интересов по разным аспектам: содержанию, глубине, устойчивости, осознанности.
Анкета может запечатлеть один или несколько срезов, если она проводится с одними и теми же учениками через определённые промежутки времени: несколько месяцев полгода.
Методика педагогического исследования познавательных интересов должна быть направлена на вскрытие сущности процессов их формирования, а не на констатацию факта их наличия или отсутствия. В этой связи следует подчеркнуть, что ответы на вопросы анкеты представляют собой лишь материал для анализа, в котором и раскрывается теоретическая позиция исследователя в оценке полученного результата.
Анкета № 1
а) стремлюсь получить хорошие отметки;
б) требуют учителя;
в) знания необходимы для дальнейшего профессионального образования.
2. Как вы относитесь к работе на уроке математики?
а) активно работаю редко, только когда чувствую, что должны спросить;
б) активно работаю, когда понимаю материал, и когда учитель не даёт отвлекаться;
в) активно работаю, т.к. математика - это нужный предмет.
3. Какая работа на
уроке вам больше всего
а) слушать учителя;
б) слушать выступления товарищей;
в) самому анализировать, рассуждать.
4. Какое значение имеет
изучение математики для овладе
а) ни какого;
б) знания математики помогут стать хорошим учеником по математике;
в) знания математики помогут стать профессионалом.
а-1 балл, б-0 баллов, в-2 балла.
2-3 балла - низкий уровень;
4-6 баллов - средний уровень;
7-8 баллов – высокий уровень.
Анкета № 2
Отвечать “Да” или “Нет”.
«Да»-1 балл, «Нет»-0 баллов.
- Часто бывает на
уроке математики состояние “
- Если материал интересен,
добросовестно ли вы его
- Если в начале урока активен, то сохраняется активность до конца урока?
- Столкнувшись с трудностями, вы доводите до конца начатое дело?
- Считаете ли вы, что
наиболее трудные и
- Считаете ли вы, что для вашего знания предмета математики вы стремитесь глубоко изучать теоретические вопросы?
- Бывает ли так, что у вас не хватает умений, а вы хотите им научится?
- Часто ли вы обращаетесь к другим источникам?
- Часто ли вам нужно
приводить интересные факты,
- Часто ли вы продолжаете
обсуждение вопроса,
- Если есть выбор: кино, погулять, а вы выбираете математику.
- Часто списываете домашнее задание?
- Любите ли вы задания,
которые требуют долгих размышл
Наша опытно-экспериментальная работа по диагностике и развитию познавательных интересов проходила в 3 классе. В ходе этой работы использовались методика «Познавательный интерес» и анкеты. Предлагались анкеты, направленные на осмысление своего отношения к математике как учебному предмету.
Анализируя результаты анкет, мы сделали вывод, что только 85% учащихся понимают значимость предмета математики в их будущей жизни.
В процессе проведения методик наблюдалось и фиксировалось:
Помимо этого, фиксировались все ситуации, свидетельствующие об отсутствии интереса; проявления пассивности, безразличие учащихся, их нежелание проявлять инициативу и самостоятельность в учебной деятельности.
Таблица 3.
Распределение учащихся экспериментальной группы по уровням познавательного интереса.
№ |
Ф.И. |
Анкета №1 |
Анкета №2 |
Изменения |
Итог | ||
до |
после |
до |
после | ||||
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. |
Миша Б.
Галя Б.
Андрей Г.
Рахим Д.
Женя З.
Сергей М.
Сергей Н.
Света С.
Юра С.
Тоня Я. |
2
3
4
8
2
6
8
3
3
8 |
4
4
5
8
4
8
8
4
4
8 |
4
5
5
7
6
10
6
5
6
6 |
7
7
8
10
7
10
8
7
8
9 |
+2;+3;+0;+1
+1;+2;+0;+1
+1;+3;+0;+0
+0;+3;+1;+0
+2;+1;+0;+1
+2;+0;+0;+0
+0;+2;+1;+0
+1;+2;+0;+1
+1;+2;+0;+1
+0;+3;+1;+0 |
6
4
4
4
4
2
3
4
4
4 |