Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:31, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать формирование познавательных интересов младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения сущности категории « познавательный интерес».
2. Проследить роль творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
3. Определить методические возможности использования творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.
Выполнение творческих
упражнений имеет важное значение для
совершенствования
К самостоятельному применению
усваиваемых знаний, умений, навыков
в работах творческого
Так, примером творческой работы на этапе обучения умениям и навыкам является сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами описания.
Перед написанием сочинений проводится большая подготовительная работа. Дети наблюдают за изменением природы осенью, сравнивают описание осени в произведениях разных авторов, характеризуют с помощью прилагательных состояние природы ранней и поздней осенью.
Первой работой с элементами описания и сравнительной характеристикой может быть написание сочинения-миниатюры «Два осенних листа». На экскурсии дети рассматривают листья деревьев, сравнивают их. Каждый может взять домой два понравившихся ему листа. На уроке русского языка дети пишут сочинения.
При выполнении следующий работы от детей требуется, на наш взгляд, ещё более творческий подход. Дети пишут сочинение на тему «Разная осень». Сравниваются ранняя («золотая») осень, дождливая («мокрая») осень и поздняя («снежная») осень.
При закреплении материала по русскому языку учащиеся также выполняют упражнения от воспроизводящих до творческих. Схематично виды заданий при закреплении материала по русскому языку можно изобразить так.
Закрепление на уроках русского
языка имеет свою специфику и
решает такие задачи: как уточнение
и упрочение теоретических
Воспроизводящий и творческий процессы познавательной деятельности учащихся в конкретной практике закрепления находят выражение в выполнении ими работ соответствующего характера.
Условно работы учащихся можно разделить на воспроизводящие, воспроизводящее - творческие и творческие.
Работы учащихся воспроизводящего характера на этапе закрепления материала по русскому языку имеют целью дальнейшее осмысление и углубление полученных теоретических сведений, усвоение важнейших грамматических понятий, правил правописания, упражнение учащихся в практическом применении новых знаний к конкретным случаям.
Специфика этих работ в том, что они предполагают в зависимости от материала дословное, близкое к тексту или более свободное воспроизведение теоретического материала, выполнение практических действий на опознание нового объекта, на применении новых сведений в подобных ситуациях, на отыскание сходных или различных признаков у тех или иных грамматических объектов часто с соблюдением заданной логики и последовательности рассуждений и т.п. Цель этих работ -- накопление знаний и опыта применения их в типичных, сначала менее сложных ситуациях, подготовка к выполнению заданий более сложного и самостоятельного характера.
Переходными от воспроизводящих работ к творческим являются такие работы учащихся, которые условно можно назвать воспроизводящее - творческими. Данный термин определенным образом подчеркивает промежуточный характер работ данной группы. Вместе с этим следует отметить, что основным видом деятельности учащихся при их выполнении является деятельность воспроизводящего характера с некоторыми элементами самостоятельного, творческого подхода. Фактически в основе этих работ лежит воспроизведение, которое называют продуктивным, преобразующим воспроизведением, с элементами творческого начала.
При закреплении материала
по русскому языку творческие элементы
в таких работах могут
По соотношению элементов воспроизводящего и творческого характера в деятельности учащихся при выполнении воспроизводящее - творческих работ правомерно выделить в них такие три подгруппы:
I. работы на преобразование объекта,
II. на многозначное практическое применение,
III. комбинированные работы.
I. Работы на преобразование
в практике обучения русскому
языку находят широкое
Из работ на преобразование, использующихся при закреплении теоретической части той или иной темы, можно назвать такие, как ответы учащихся на отдельные вопросы, требующие аргументации, доказательства, раскрытия смысловых связей; составление развернутого плана по содержанию той или иной изучаемой на уроке темы; последовательное самостоятельное изложение изученного на уроке материала с выделением основных теоретических положений и правил; сопоставительные характеристики грамматических явлений и категорий.
II. Под работами на
многозначное практическое
III. В Практике обучения
русскому языку широкое
Работы комбинированного характера широко используются как в учебных пособиях и учебниках русского языка, так и непосредственно в практике закрепления материала. Например, в работе предлагается из данных простых предложений образовать сложные предложения, записать их, расставляя знаки препинания (задание на преобразование сочетается с заданием на практическое применение правил правописания).
Творческие работы по русскому языку, как и другим школьным предметам, служат уже не столько цели овладения учебным материалом (хотя это задача ими, несомненно, решается), сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них инициативы и творческого подхода к решению конкретных вопросов; они учат высказывать свою точку зрения, выбирать и находить способ действия.
В практике обучения русскому языку можно выделить такие виды работ творческого характера, применяемых при закреплении теоретической части того или иного материала, как составление сложного развернутого плана по содержанию ряда уроков или целой темы программы, ответы на вопросы, требующие сравнительных характеристик различных грамматических явлений с охватом значительного по объему материала; ответы на проблемные вопросы и т.п. Все эти виды работ требуют от учащихся самостоятельного, в значительной степени творческого подхода[25, 19].
Из практических творческих работ считаем целесообразным указать следующие.
1. Творческий диктант обучающего характера.
Этот вид работы в
методике русского языка утвердился
как упражнение творческого характера,
хотя он, действительно, является переходным
от чисто орфографических и пункту
Творческий диктант можно использовать при изучении имен прилагательных. Задание - написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные (см. Приложение 4).
2. Примером творческой
работы является изложение
Например, изложение текста «Концерт для пингвинов». Повествование ведётся от имени рассказчика, не участвовавшего в событиях. Детям даётся задание изложить содержание текста от имени пингвинов (см. Приложение 5).
Также примером творческой работы служит написание сочинения-миниатюры на тему «Волшебная поляна» по мотивам волшебных сказок (изучение волшебных сказок шло параллельно на уроках литературы). Задание - текст должен быть насыщен прилагательными, чтобы сделать описание более ярким, интересным. При этом должен сохраняться язык и стиль волшебный сказки.
Совершенствованию усваиваемых умений и навыков способствует выполнение творческих упражнений, материал которых по тематике и по строению близок детям, доступен по содержанию, непосредственно связан с их опытом, личными впечатлениями и интересами. Окружающая учащихся действительность содержит богатейший фактический материал для самостоятельного составления ими текстов рассказов, изложений, сочинений и т. п.
Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Усваиваемые же умения и навыки правописания становятся более прочными.
На уроках чтения у младших школьников для формирования познавательного интереса также используются творческие задания.
Раскроем подробнее приёмы развития литературного творчества детей.
Необходимость иметь теоретические знания для работы в основных позициях - читательской и авторской - мотивирует исследовательскую работу детей в «открытии» закона художественной формы и способов создания художественного образа. Стержнем теоретических знаний является практическое усвоение художественного текста как содержательной формы. Эту задачу решают путём работы с целостной структурой постепенно усложняющихся малых жанров народного творчества. Пословицы, загадки, считалки, побасёнки, скороговорки - всё это небольшие по объёму художественные сюжеты, что позволяет изучать структуру произведения целостно. Кроме того, эти жанры «прикладные»: в них можно чётко выделить задачу жанра, а ведущую роль играют такие уровни формы, которые в более сложных жанрах уходят на второстепенный план: ритмический рисунок - в считалке, звуковой рисунок - в скороговорке, метафора и сравнение - в загадке, диалог - в побасёнке
Развитие литературного творчества детей я продемонстрирую на примере сочинения загадок.
Питательная среда детского творчества - чувство тайны, которую так хочется разгадать. И разгадывание (а затем придумывание) загадок доставляет детям удовольствие, отгадка радует и удивляет. Загадка всегда интересна ребёнку, к тому же с её помощью он знакомится с образным строением языка. Загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творческому мышлению. Они учат детей говорить ярко, кратко, образно, открывать сходство между далёкими предметами, видеть привычные вещи с необычной, новой стороны, обогащать память детей подлинными жемчужинами родного языка.
Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи; в каждой художественно осмыслены предметы и явления, взятые из разных областей природы и жизни человека.
Работа над загадкой - это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения. В ходе придумывания загадок у детей вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приёмами художественной речи.