Личность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать формирование познавательных интересов младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения сущности категории « познавательный интерес».
2. Проследить роль творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
3. Определить методические возможности использования творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.

Файлы: 1 файл

Познавательный интерес.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

На уроке сравнивают литературные и народные загадки  об одних и тех же предметах. Ребята отмечают, что народные загадки короче, сжатее, язык в них более «хитрый», образный, отгадывать их труднее, в  литературных предметы описаны подробнее и понятнее. Дети знакомятся с разными типами загадок: описание, иносказание, вопрос.

Знакомство учащихся с поэзией необходимо начинать с  первых уроков обучения грамоте. Основная задача на этом этапе - формировать  у учащихся представление о стихотворной речи.

Постепенно теоретический  материал усложняется. Начинается длительная работа с ритмом стихотворного текста. Предлагаю детям занимательные задания.

Детям нравится выполнять  и разноуровневые задания:

1 - й уровень: репродуктивно - подражательный.

Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трёх слов. Подчеркнуть нужное слово:

Я квартиру сторожу.

Два часа уже … (бужу, сижу, стужу).

2 - й уровень: поисково - исполнительский.

Выполнить классификацию, распределив данные слова на две группы рифмующихся слов:

- Рой, сарай, строй,  дерзай, май, горой, край, лай, порой.

3 - й уровень: инициативно  - творческий.

На основе группы рифмующихся  слов из задания 2 - го уровня (или придумать  свои) сочинить небольшое стихотворение.

Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в  разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Формирование познавательного интереса младших школьников через использование дидактических игр на уроках

Игра - форма учебно - воспитательной деятельности, имитирующая те или  иные практические ситуации; игра является одним из средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.

Игра - не только развитие, но всегда активное средство укрепления духовной связи детей с взрослыми.

В ходе игровой программы  общая игровая линия развивается по восходящей - напряжение и интерес возрастают. Огромная роль в характере игры, в ее эмоциональной насыщенности принадлежит ведущему. Он должен обладать обаянием, чувством юмора и доброжелательностью, иметь организаторские, актерские, режиссерские способности и творческое воображение. Здесь очень важна игровая технология. Игровая технология - это направление по выявлению культурных, социально - психологических, педагогических закономерностей, принципов с целью определения выработки и использования в игровой деятельности ребенка и взрослого или ребенка - эффективных игровых моделей общения [33, 45].

Игра дает ребенку  положительные эмоции, в ней ребенок  проживает какие - то периоды как  будто бы взрослой жизни, приобретает  навыки, подражая взрослым.

Ребенок играет как в дошкольный период, так и с приходом в школу. Но в учебной деятельности преобладают иные игры - дидактические.

Дидактическая игра - это  «дитя труда», важнейшее средство умственного и нравственного  воспитания детей. Дидактические игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

При подборе дидактических  игр необходимо помнить о том, что они должны:

а) содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми;

б) прививать интерес  к учебным занятиям;

в) формировать умения и навыки учебной деятельности;

г) помочь ученику овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Основные педагогические возможности дидактических игр  связаны с формированием у  учащихся познавательной активности и  ценностных отношений, расширением, углублением  и творческим применением результатов предшествующего обучения. Высокий мотивационный потенциал дидактических игр обеспечивает вовлеченность учащихся в учебный процесс. Прежде чем предложить игру ученикам, учитель знакомится с инструкцией к ней. Не менее важно продумать образовательную цель игры, а также ее воспитательные и развивающие возможности. После этого он определяет время проведения игры на уроке в соответствии с тем, на каком этапе урока она будет проведена. Затем устанавливает, как будут играть дети - индивидуально или в группе, а также способ проверки результатов и подведения итогов.

Исходя из всего выше сказанного, дидактическая игра должна обязательно иметь свою определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты. Основными  структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат.

Игровой замысел - первый структурный компонент дидактической  игры, выражен, как правило, в ее названии.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе урока.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые  действия, которые регламентируются определенными правилами, способствуют формированию познавательного интереса учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения поставленных целей.

Основой дидактической  игры, которая пронизывает собой  структурные компоненты, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной на уроке.

Оборудование дидактической  игры включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кино-позитивов, диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы.

Любая дидактическая  игра имеет определенный результат, который является финалом, придает  уроку законченность.

А при организации  дидактической игры необходимо придерживаться следующих условий:

1. Правила дидактической  игры должны быть простыми, точно  сформулированными, а содержание  предлагаемого материала - доступно  пониманию школьников.

2. Дидактическая игра  должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности.

3. Дидактический материал, используемый во время дидактической  игры, должен быть удобен в  использовании, иначе дидактическая  игра не даст должного эффекта.

4. При проведении дидактической  игры связанной с соревнованиями  команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен  быть активным участником в  такой игре.

6. В процессе дидактической игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

7. Дидактическую игру  нужно закончить тогда, когда  будет получен результат.

При организации любой  дидактической игры учителю необходимо знать и ее структуру и условия проведения.

Дидактические игры делятся  на индивидуальные - игрой занят  один человек; групповые - в игре задействовано  несколько индивидов; предметные - включены в игровую деятельность, какие - либо предметы (лото, домино и т. д.); предметно - словесные; словесные; сюжетные - игра разворачивается по определенному сценарию, воспроизводя сюжет в основных деталях; ролевые - поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя; и игры с правилами - регулируются определенной системой правил поведения их участников [5, 41].

Для создания игровой  атмосферы необходимо помнить о  некоторых важных моментах:

Во - первых, исключить  порицание и критику во время  игры. Учителю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями, но не может быть “правильных” и “неправильных”, “лучших” и “плохих” путей. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной и спокойной.

Во - вторых, учитель должен играть двойную роль. С одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Так же учитель определяет выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Для младших школьников наиболее приемлемы игры с решением различных ребусов, кроссвордов, шарад, путешествий по карте. Такие игры менее трудоемки, их можно использовать систематически. Разнообразя процесс обучения в начальной школе, игры побуждают детей к активной деятельности.

Игры помогают сделать  любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Подбирая игры к уроку, важно учесть сложности и в  то же время доступность детям. При  ее организации нужно опираться  на опыт и знания детей, ставить перед  ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.

Так, например, на уроках природоведения по теме “Человек” можно включить игру - кроссворд, где дети должны будут самостоятельно разгадать кроссворд, а для этого у каждого ребенка на парте должен лежать кроссворд и загадки (см. Приложение 6).

Также в процесс проведения урока можно включить игры-загадки (см. Приложение 7).

В соответствии с педагогическими  условиями формирования познавательного  интереса дидактические игры, используемые на уроках английского языка, можно разделить по определенному принципу. Прежде всего, это игры, развивающие психические познавательные процессы; формирующие социокультурную компетенцию; формирующие картину предметного мира; развивающие эмоционально - эстетические переживания.

Игры, формирующие психические познавательные процессы, способствуют развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления.

Приведенная выше классификация  игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов  учащихся младших классов на уроках английского языка. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Необходимо заметить при этом, что игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Формирование познавательного интереса младших школьников путем создания проблемной ситуации

Понятие «проблемное  обучение» получило распространение  в 20 - 30-е годы, как в советских, так и в зарубежных школах. Проблемное обучение основывается на теоретические положения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859 - 1952), основавшего в 1895 году экспериментальную школу в Чикаго. Он сделал акцент на развитии собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. В каждом «полном акте мышления выделяются следующие ступени:

ощущение трудности;

ее обнаружение и  определение;

выдвижение замысла  ее разрешения (формулировка гипотезы);

формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы);

последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять  или отвергнуть гипотезу [12, 73].

Впоследствии, за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя  над поиском решения, закрепилось  название «проблем». Правильное построение обучения, по мнению Дьюи, должно быть проблемным.

Учитель должен внимательно  следить за развитием интересов  учащихся, «подбрасывать им посильные  для понимания и разрешения проблемы. Учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены, что, разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Уроки строятся на основе «полного акта мышления», чтобы учащиеся на них сумели:

почувствовать конкретную трудность;

определить ее (выявить  проблему);

сформулировать гипотезу по ее преодолению;

получить решение проблемы или ее части;

проверить гипотезу с  помощью наблюдения или экспериментов.

Дьюи предложил смелые новшества, неожиданные решения. Место  объяснительно - иллюстративного обучения занял принцип активного учения, основой которого является собственная  познавательная деятельность учащегося. Место активного учителя занял учитель - помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности, когда сами учащиеся обращаются к нему за помощью. Вместо общей для всех стабильной учебной программы выводились ориентировочные программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем. Место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащихся         [14, 48].

Информация о работе Личность младших школьников