Личностная готовность к школе детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:10, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить особенности личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития
В соотетствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2Исследовать сформированность личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития и в норме.
3Разработать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследований личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития…………………………..……….........6
1.1 Понятие личностной готовности к школьному обучению…...………..……..6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………….……...12
1.3 Особенности личностной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития……………………………………….………...21
Глава 2. Формирование личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития……………………………………………………...………26
2.1. Организация и методы исследования личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития…………………………………..…………...26
2.2 Коррекционно-развивающая работа по развитию личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития …………..……………...…..35
2.3 Проверка эффективности проведения коррекционно-развивающей работы по развитию личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………….…….48
Библиографический список………………………………………………………...51
Приложение……………………………………………………………….………...55

Файлы: 1 файл

Личностная готовность к школе ЗПР.doc

— 855.50 Кб (Скачать файл)

1) Личностная  готовность. Включает в себя формирование новой социальной позиции, выражается в отношении ребенка к деятельности, к другим людям, к самому себе; сюда входит и определенный уровень мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

2) Интеллектуальная  готовность. Предполагает наличие  у ребенка устойчивого внимания, дифференцированного восприятия, логического запоминания, словесно-логических операций, произвольности и интеллектуальной активности.

3) Социально-психологическая  готовность. Включает в себя формирование  речевой и коммуникативной активности.

4) Эмоциональная  готовность. Включает эмоциональную  устойчивость, способность к эмоциональным  переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности  к регуляции.

Мы согласны с мнением Ульенковой У.В. о том, что у всех старших дошкольников с ЗПР не сформирована личностная готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы: слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей; в связи, с чем дети с ЗПР с большим трудом овладевают письмом, чтением, математическими представлениями. Формирование большинства психических функций замедленно, изменено. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка к его возрасту

А также придерживаемся точки зрения Е.С. Слепович о том, что психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования, деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено. Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции. Задержка психического развития поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование личностной готовности к школе детей с задержкой  психического развития

 

2.1. Организация  и методы исследования личностной  готовности к школе детей с задержкой психического развития

 

Нами было проведено  изучение сформированности личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития на базе МДОУ д/с  № 67, № 121, г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании участвовало 2 группы детей: 10 детей седьмого года жизни с ЗПР. Контрольную группу составили дети с нормой развития седьмого года жизни в количестве 10 человек.

Для достижения поставленной цели мы использовали следующие  методики (приложение 1):

Методика «Сказка» (Н.И. Гуткина)

  Цель: определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

В протоколе  регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о  доминировании познавательного  или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек

Экспериментальная беседа по выявлению  внутренней позиции школьника (Н.И. Гуткина)

Цель: Выявить отношение к школе.

Критерии и показатели мотивационной готовности

 

 

 

Критерии

Качественные показатели

Количественные показатели

Уровни

Интерес к школе

Проявляют интерес к  школе

3 балла

Высокий

Интерес проявляют к  отдельным вопросам о школе

2 балла

Средний

Не проявляют интерес  к школе

1балл

Низкий

Наличие представления  о школе

Достаточный уровень  представлений о школе

3балла

Высокий

Ограниченные представления  о школе

2балла

Средний

Минимальные представления  о школе

1балл

Низкий

Осознанность мотивов  школьного обучения

Осознанность познавательного мотива

3балла

Высокий

Осознанность промежуточно - соревновательного 

2балла

Средний

Осознанность внешнего мотива

1балл

Низкий


 

Количество баллов

Уровень

1-10

Очень низкий

11-20

низкий

20-30

средний

30-40

высокий


 

Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга

Цель: Выявить преобладающие мотивы учения.

Ответы (выбор  определённой картинки) экспериментатор  заносит в таблицу и затем  оценивает.

Внешний мотив - 0 баллов;

учебный мотив - 5 баллов;

позиционный мотив - 3 балла;

социальный  мотив - 4 балла;

отметка - 2 балла;

игровой мотив -1 балл;

Необходимо  подсчитать, сколько баллов набрано  отдельно, по каждому мотиву. Контрольный  выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая  мотивация учения диагностируется  по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Анализ результатов определения доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка по методике «Сказка» показал, что 8 дошкольников с ЗПР из 10, что составляет 80 %, предпочли играть в игрушки, причем надо отметить, что в эти игрушки они играли каждый день, и только 2 ребенка (20%) захотели дослушать до конца сказку. Уровень комфортности детей с ЗПР во время опытов был максимальным, когда они занимались игрушками. Однако мало кто из детей чувствовал себя свободно и расковано даже в ситуативно-деловой ситуации. Многие дети при общении с экспериментатором проявляли скованность, напряжение, пассивность. Как правило, дети говорили не много.

У детей седьмого года жизни с нормой развития ситуация обстоит по- другому: 4 ребенка (40%) сначала  предпочли играть в игрушки, но двое из них впоследствии пошли дослушивать сказку. И  6 дошкольников с нормой развития (60 %) выразили желание дослушать сказку до конца.

Наглядно результаты обследования доминирующего мотива представлены на рис.1

Рисунок 1. Результаты изучения доминирующего мотива у  детей седьмого года жизни с ЗПР и нормой психического развития

 

Для выявления  «внутренней позиции школьника» в работе была применена экспериментальная  беседа, предложенная Н.И. Гуткиной. По окончании проведения обследования по диагностической беседе детям  присваивался один из 4 уровней мотивационной готовности: высокий, средний, низкий и очень низкий.

Результаты  обследования сведены нами в табл.1 и.2

Таблица 1

Результаты экспериментальной  беседы по выявлению внутренней позиции будущих школьников в группе детей с ЗПР

ИМЯ

В

о

п

р

о

с

1

В

о

п

р

о

с

2

В

о

п

р

о

с

3

В

о

п

р

о

с

4

В

о

п

р

о

с

5

В

о

п

р

о

с

6

В

о

п

р

о

с

7

В

о

п

р

о

с

8

В

о

п

р

о

с

9

В

о

п

р

о

с

10

В

о

п

р

о

с

11

В

о

п

р

о

с

12

Общее

количество

баллов

Уровень

Валя

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

5

Очень

низкий

Сережа

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

1

1

10

Очень

низкий

Карен

2

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

2

17

низкий

Ксения

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

2

1

16

низкий

Дима

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

2

1

16

низкий

Коля

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

7

Очень

низкий

Марина

2

2

3

3

3

2

3

2

1

1

1

1

24

средний

Лариса

2

3

3

3

1

1

2

2

2

2

3

3

27

средний

Ира

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

15

низкий

Володя

3

2

2

1

1

1

2

2

3

3

2

2

24

средний


 

Примеры ответов  детей с ЗПР, показывающие на несформированность  «внутренней позиции школьника» 

Сережа:

7.   В школе интересно,  потому что не надо спать.

11. Учителем.  Учитель задает вопросы.

12.  Перемена.  Можно что-нибудь поделать, а на уроке только занимаешься.

Дима:

7. Не хочу  идти в школу.

10.  Устроит. Хорошо играть со школьными принадлежностями.

11. Учителем.  Учителем легче быть, чем учеником. Учитель задает вопросы, а ученик должен отвечать.

12.  Перемена. Потому что можно больше играть.

Ира: 
6.  У меня любимых книжек нет.   Есть любимые куклы.

3.   Бросаю и начинаю сначала.

10. Да,  потому что дома школа - это интересно.

11. Ученицей. Нет, скорее всего учительницей,   потому что учитель учит.

12.  Перемена,  потому что на перемене играют.

Таблица 2

Результаты экспериментальной  беседы по выявлению внутренней позиции будущих школьников в группе детей с нормой психического развития

ИМЯ

В

о

п

р

о

с

1

В

о

п

р

о

с

2

В

о

п

р

о

с

3

В

о

п

р

о

с

4

В

о

п

р

о

с

5

В

о

п

р

о

с

6

В

о

п

р

о

с

7

В

о

п

р

о

с

8

В

о

п

р

о

с

9

В

о

п

р

о

с

10

В

о

п

р

о

с

11

В

о

п

р

о

с

12

Общее

количество

баллов

Уровень

Алиса

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

27

средний

Тамара

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

высокий

Ваня

2

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

2

17

низкий

Кирилл

3

3

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

30

высокий

Алексей

3

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

34

высокий

Лена

1

1

3

3

3

2

2

1

1

1

1

1

20

средний

Таня 

3

3

3

3

3

3

1

3

2

3

3

3

33

высокий

Надя

2

3

3

3

1

1

2

2

2

2

3

3

27

средний

Арсений

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

35

высокий

Григорий

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

высокий

Информация о работе Личностная готовность к школе детей с задержкой психического развития