Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:10, дипломная работа
Цель нашего исследования: изучить особенности личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития
В соотетствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2Исследовать сформированность личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития и в норме.
3Разработать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития.
Введение…………………………………………………………….……….………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследований личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития…………………………..……….........6
1.1 Понятие личностной готовности к школьному обучению…...………..……..6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………….……...12
1.3 Особенности личностной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития……………………………………….………...21
Глава 2. Формирование личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития……………………………………………………...………26
2.1. Организация и методы исследования личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития…………………………………..…………...26
2.2 Коррекционно-развивающая работа по развитию личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития …………..……………...…..35
2.3 Проверка эффективности проведения коррекционно-развивающей работы по развитию личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………….…….48
Библиографический список………………………………………………………...51
Приложение……………………………………………………………….………...55
1) Личностная готовность. Включает в себя формирование новой социальной позиции, выражается в отношении ребенка к деятельности, к другим людям, к самому себе; сюда входит и определенный уровень мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
2) Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка устойчивого внимания, дифференцированного восприятия, логического запоминания, словесно-логических операций, произвольности и интеллектуальной активности.
3) Социально-психологическая готовность. Включает в себя формирование речевой и коммуникативной активности.
4) Эмоциональная готовность. Включает эмоциональную устойчивость, способность к эмоциональным переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности к регуляции.
Мы согласны с мнением Ульенковой У.В. о том, что у всех старших дошкольников с ЗПР не сформирована личностная готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы: слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей; в связи, с чем дети с ЗПР с большим трудом овладевают письмом, чтением, математическими представлениями. Формирование большинства психических функций замедленно, изменено. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка к его возрасту
А также придерживаемся точки зрения Е.С. Слепович о том, что психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования, деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено. Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции. Задержка психического развития поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.
Глава 2. Формирование личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития
2.1. Организация
и методы исследования
Нами было проведено изучение сформированности личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития на базе МДОУ д/с № 67, № 121, г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании участвовало 2 группы детей: 10 детей седьмого года жизни с ЗПР. Контрольную группу составили дети с нормой развития седьмого года жизни в количестве 10 человек.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методики (приложение 1):
Методика «Сказка» (Н.И. Гуткина)
Цель: определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.
В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек
Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника (Н.И. Гуткина)
Цель: Выявить отношение к школе.
Критерии и показатели мотивационной готовности
Критерии |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Уровни |
Интерес к школе |
Проявляют интерес к школе |
3 балла |
Высокий |
Интерес проявляют к отдельным вопросам о школе |
2 балла |
Средний | |
Не проявляют интерес к школе |
1балл |
Низкий | |
Наличие представления о школе |
Достаточный уровень представлений о школе |
3балла |
Высокий |
Ограниченные представления о школе |
2балла |
Средний | |
Минимальные представления о школе |
1балл |
Низкий | |
Осознанность мотивов школьного обучения |
Осознанность познавательного мотива |
3балла |
Высокий |
Осознанность промежуточно - соревновательного |
2балла |
Средний | |
Осознанность внешнего мотива |
1балл |
Низкий |
Количество баллов |
Уровень |
1-10 |
Очень низкий |
11-20 |
низкий |
20-30 |
средний |
30-40 |
высокий |
Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Цель: Выявить преобладающие мотивы учения.
Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Внешний мотив - 0 баллов;
учебный мотив - 5 баллов;
позиционный мотив - 3 балла;
социальный мотив - 4 балла;
отметка - 2 балла;
игровой мотив -1 балл;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Анализ результатов определения доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка по методике «Сказка» показал, что 8 дошкольников с ЗПР из 10, что составляет 80 %, предпочли играть в игрушки, причем надо отметить, что в эти игрушки они играли каждый день, и только 2 ребенка (20%) захотели дослушать до конца сказку. Уровень комфортности детей с ЗПР во время опытов был максимальным, когда они занимались игрушками. Однако мало кто из детей чувствовал себя свободно и расковано даже в ситуативно-деловой ситуации. Многие дети при общении с экспериментатором проявляли скованность, напряжение, пассивность. Как правило, дети говорили не много.
У детей седьмого года жизни с нормой развития ситуация обстоит по- другому: 4 ребенка (40%) сначала предпочли играть в игрушки, но двое из них впоследствии пошли дослушивать сказку. И 6 дошкольников с нормой развития (60 %) выразили желание дослушать сказку до конца.
Наглядно результаты обследования доминирующего мотива представлены на рис.1
Рисунок 1. Результаты изучения доминирующего мотива у детей седьмого года жизни с ЗПР и нормой психического развития
Для выявления «внутренней позиции школьника» в работе была применена экспериментальная беседа, предложенная Н.И. Гуткиной. По окончании проведения обследования по диагностической беседе детям присваивался один из 4 уровней мотивационной готовности: высокий, средний, низкий и очень низкий.
Результаты обследования сведены нами в табл.1 и.2
Таблица 1
Результаты экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции будущих школьников в группе детей с ЗПР
ИМЯ |
В о п р о с 1 |
В о п р о с 2 |
В о п р о с 3 |
В о п р о с 4 |
В о п р о с 5 |
В о п р о с 6 |
В о п р о с 7 |
В о п р о с 8 |
В о п р о с 9 |
В о п р о с 10 |
В о п р о с 11 |
В о п р о с 12 |
Общее количество баллов |
Уровень |
Валя |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Очень низкий |
Сережа |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Очень низкий |
Карен |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
17 |
низкий |
Ксения |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
16 |
низкий |
Дима |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
16 |
низкий |
Коля |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
7 |
Очень низкий |
Марина |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
24 |
средний |
Лариса |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
27 |
средний |
Ира |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
15 |
низкий |
Володя |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
24 |
средний |
Примеры ответов
детей с ЗПР, показывающие на несформированность
«внутренней позиции школьника»
Сережа:
7. В школе интересно, потому что не надо спать.
11. Учителем. Учитель задает вопросы.
12. Перемена. Можно что-нибудь поделать, а на уроке только занимаешься.
Дима:
7. Не хочу идти в школу.
10. Устроит. Хорошо играть со школьными принадлежностями.
11. Учителем. Учителем легче быть, чем учеником. Учитель задает вопросы, а ученик должен отвечать.
12. Перемена. Потому что можно больше играть.
Ира:
6. У меня любимых книжек нет.
Есть любимые куклы.
3. Бросаю и начинаю сначала.
10. Да, потому что дома школа - это интересно.
11. Ученицей. Нет, скорее всего учительницей, потому что учитель учит.
12. Перемена, потому что на перемене играют.
Таблица 2
Результаты экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции будущих школьников в группе детей с нормой психического развития
ИМЯ |
В о п р о с 1 |
В о п р о с 2 |
В о п р о с 3 |
В о п р о с 4 |
В о п р о с 5 |
В о п р о с 6 |
В о п р о с 7 |
В о п р о с 8 |
В о п р о с 9 |
В о п р о с 10 |
В о п р о с 11 |
В о п р о с 12 |
Общее количество баллов |
Уровень |
Алиса |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
27 |
средний |
Тамара |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
36 |
высокий |
Ваня |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
17 |
низкий |
Кирилл |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
высокий |
Алексей |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
34 |
высокий |
Лена |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
20 |
средний |
Таня |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
33 |
высокий |
Надя |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
27 |
средний |
Арсений |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
35 |
высокий |
Григорий |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
36 |
высокий |
Информация о работе Личностная готовность к школе детей с задержкой психического развития