Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:10, дипломная работа
Цель нашего исследования: изучить особенности личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития
В соотетствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2Исследовать сформированность личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития и в норме.
3Разработать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития.
Введение…………………………………………………………….……….………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследований личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития…………………………..……….........6
1.1 Понятие личностной готовности к школьному обучению…...………..……..6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………….……...12
1.3 Особенности личностной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития……………………………………….………...21
Глава 2. Формирование личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития……………………………………………………...………26
2.1. Организация и методы исследования личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития…………………………………..…………...26
2.2 Коррекционно-развивающая работа по развитию личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития …………..……………...…..35
2.3 Проверка эффективности проведения коррекционно-развивающей работы по развитию личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………….…….48
Библиографический список………………………………………………………...51
Приложение……………………………………………………………….………...55
Примеры ответов дошкольников с нормой развития, имеющих сформированную «внутренней позиции школьника»:
Алексей:
3. Математика.
7. Чтобы получить образование.
10. Не устроит. Я не хочу быть глупым.
11. Учеником, как в школе. Задают уроки.
12. Урок. Когда мы в саду играем в школу, там нет вообще перемены.
Тамара:
7. В школе много учатся.
10. Нет, некому заниматься.
11. Ученицей, потому что ученица учится.
12. Урок. Я бы больше научилась.
Наглядно результаты обследования двух групп детей представлены в на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции будущих школьников в группе детей с ЗПР и нормой психического развития
Дети, которые имеют очень низкий уровень, а именно: 3 детей (30%) с ЗПР испытывали наибольшие затруднения при ответе на вопросы (неохотно общались, чувствовали себя неловко, стеснялись). Эти дошкольники еще не готовы принять на себя роль ученика, поскольку у них отсутствует, судя по данным методики, интерес к учебной деятельности. У этих детей с ЗПР отсутствует внутренняя позиция, т.к. у них нет даже положительного отношения к школе, которое является самым начальным этапом становления внутренней позиции школьника.
Низкий уровень показали дети, которые имеют весьма ограниченное представление о школе: 4 ребенка с ЗПР (40%) и 1 ребенок с нормой развития (10%). У большинства, отнесенных к этому уровню, отмечена мотивация, связанная с внешней атрибутикой школьной жизни. Эти дети находятся на начальной стадии формирования развернутой сюжетно-ролевой игры и обучения игре по правилам. Уровень развития мотивационной готовности у них ниже уровня остальных групп. Такие дошкольники нуждаются в специальном включении в систему коррекционно-педагогического воздействия и, прежде всего за счет учения в личностно значимую для ребенка деятельность, в которой актуализируется интерес, положительные эмоции к познавательным задачам.
Средний уровень показали по 3 дошкольника обеих обследованных групп. Данные дети имеют ограниченные представления о деятельности учителя и школьника. Одни дети воспринимают учение как игру, ориентируясь главным образом, на внешние признаки (школьная атрибутика, наличие ролей и т.д.) Другие проявляют стремление обучаться в школе мотивируют желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе.
У детей с высоким уровнем интересы направлены на желание принять на себя новую роль, роль ученика, на получение новых знаний, появление новых друзей. У них появляется желание стать более взрослым. К данной группе мы отнесли только детей с нормой развития (6 детей (60%)).
Для более глубокого изучения школьной мотивации детей была применена методика М.Р. Гинзбурга «Определение доминирующих мотивов учения». Результаты представлены нами в табл.3.
Таблица 3
Результаты исследования по методике «определение мотивов учения» в группе детей с ЗПР
№ п/п |
Название мотива |
испытуемые | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
1 |
Учебный |
|
|||||||||
2 |
Социальный |
4 |
4 | ||||||||
3 |
Позиционный |
3 |
3 | ||||||||
4 |
Игровой |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Внешний |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Отметка |
2 | |||||||||
Уровень |
н |
н |
н |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
с |
Как видно из таблицы 3, у детей с ЗПР преобладает низкий уровень развития школьной мотивации, т.к. нами отмечено, что доминирующими являются игровой и внешний мотивы
Таблица 4
Результаты исследования по методике определения мотивов учения в группе детей с нормой развития
№ п/п |
Название мотива |
испытуемые | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
1 |
Учебный |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 | ||||
2 |
Социальный |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | |||||
3 |
Позиционный |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|||||
4 |
Игровой |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Внешний |
0 |
0 |
0 |
0 | ||||||
6 |
Отметка |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | ||||
Уровень |
в |
в |
с |
н |
в |
в |
в |
с |
в |
в |
Как видно из таблицы 4, у детей с нормой развития мы можем наблюдать помимо игрового (что соответствует возрастным особенностям), наличие учебных, социальных, позиционных мотивов, а также играет мотивирующую роль отметка педагога результатов деятельности дошкольника. Таким образом, у детей с нормой психического развития мы можем говорить о желаниях изменить свой социальный статус, мотивации к школьному обучению, настрой на познавательную деятельность.
Наглядно результаты обследования детей обеих групп представлены на рис.3
Рисунок 3. Уровни развития мотивации учения в группах детей с ЗПР и нормой развития
Полученные по методике «Определение доминирующих мотивов учения» результаты показали существенные различия между группами детей с ЗПР и нормой развития. Исследование показало, что дети с нормой развития значительно чаще дают ответы, которые говорят о преобладании у них учебной мотивации. Среди детей с ЗПР было немало тех, у кого, в зависимости от ситуации, изображенной на рисунке, преобладает то один, то другой вид мотивов, что может свидетельствовать о неустойчивости школьной мотивации, а значит, мотивационной неготовности к школе.
Таким образом, проведенное обследование позволяет сделать следующие выводы. Анализируя результаты исследования мотивационной готовности к обучению в школе на констатирующем этапе эксперимента, мы видим, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют средний и в основном низкий уровень развития мотивационной готовности к обучению в школе. Большинство детей затруднялись в выполнение задания, нуждались в помощи воспитателя. Немногие из детей с ЗПР предпочитают фронтальные групповые уроки домашним индивидуальным занятиям с педагогом (вопр.6), хотят учиться в школе со строгими правилами (вопр.7), выбирают отметку в виде поощрения за работу (вопр.8), стремятся выполнять учебные занятия в ситуации необязательного посещения школы («чувство необходимости учения» - вопр.2) и считают посещение школы обязательной и неотъемлемой частью своей жизни (вопр.1). Дети с ЗПР ориентированы на внешние признаки школы (вопр.12), демонстрируют стремление к новому социальному статусу (вопр.10), но в игре в школу роль учителя для них более предпочтительна, чем роль ученика (вопр.15), содержательные моменты учения и поведения школьника ускользают из поля их зрения.
Дети седьмого года жизни с ЗПР еще не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют канву понятия «личностная готовность к школе». Прежде всего, следует отметить, что у большинства в это время еще не сформирована учебная мотивация. У детей с нормой развития высокие результаты по всем параметрам внутренней позиции школьника.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с ЗПР нуждаются в психологическом развитии, способствующем появлению психологической готовности к школе. Развивающая работа должна осуществляться в адекватной для психологических особенностей этого возраста форме, а именно в форме игры.
2.2 Коррекционно-развивающая
работа по развитию личностной
готовности к школе у детей
с задержкой психического
Вторым этапом нашей исследовательской работы был формирующий этап эксперимента, который проходил с ноября 2010 года по апрель 2011 года.
Нашей задачей было разработать и провести систему коррекционно-развивающей работы, направленную на подготовку детей к успешному школьному обучению, способствующую формированию личностной готовности у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.
Цель: формирование личностной готовности к школьному обучению.
Задачи:
Принципы построения системы коррекционно-развивающей работы:
Система работы включала в себя 33 игровых занятия, которые проводились один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в течение шести месяцев: ноябрь - апрель, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагали формирование у дошкольников необходимого уровня личностной к обучению в школе.
Форма работы: подгрупповые занятия.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура группового занятия включала в себя:
Приветствие – прощание, что позволяло сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминку - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняла функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).
Рефлексию занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему); смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Информация о работе Личностная готовность к школе детей с задержкой психического развития