Личностная готовность к школе детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:10, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить особенности личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития
В соотетствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2Исследовать сформированность личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития и в норме.
3Разработать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….………..3
Глава 1. Теоретический анализ исследований личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития…………………………..……….........6
1.1 Понятие личностной готовности к школьному обучению…...………..……..6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………….……...12
1.3 Особенности личностной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития……………………………………….………...21
Глава 2. Формирование личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития……………………………………………………...………26
2.1. Организация и методы исследования личностной готовности к школе детей с задержкой психического развития…………………………………..…………...26
2.2 Коррекционно-развивающая работа по развитию личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития …………..……………...…..35
2.3 Проверка эффективности проведения коррекционно-развивающей работы по развитию личностной готовности к школе у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………….…….48
Библиографический список………………………………………………………...51
Приложение……………………………………………………………….………...55

Файлы: 1 файл

Личностная готовность к школе ЗПР.doc

— 855.50 Кб (Скачать файл)

 

Примеры ответов  дошкольников с нормой развития, имеющих  сформированную «внутренней позиции  школьника»: 

Алексей:

3. Математика.

7. Чтобы получить  образование.

10. Не устроит.  Я не хочу быть глупым.

11. Учеником, как  в школе. Задают уроки.

12. Урок. Когда мы в саду играем в школу, там нет вообще перемены.

Тамара:

7. В школе  много учатся.

10.   Нет,   некому заниматься.

11.   Ученицей,  потому что ученица учится.

12.   Урок.   Я бы больше научилась.

Наглядно результаты обследования двух групп детей представлены в на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результаты экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции будущих школьников в группе детей с ЗПР и нормой психического развития

 

Дети, которые  имеют очень низкий уровень, а  именно: 3 детей (30%) с ЗПР  испытывали наибольшие затруднения при ответе на вопросы (неохотно общались, чувствовали себя неловко, стеснялись). Эти дошкольники еще не готовы принять на себя роль ученика, поскольку у них отсутствует, судя по данным методики, интерес к учебной деятельности. У этих детей с ЗПР отсутствует внутренняя позиция, т.к. у них нет даже положительного отношения к школе, которое является самым начальным этапом становления внутренней позиции школьника.

Низкий уровень  показали дети, которые имеют весьма ограниченное представление о школе:  4 ребенка с ЗПР (40%) и 1 ребенок с нормой развития (10%). У большинства, отнесенных к этому уровню, отмечена мотивация, связанная с внешней атрибутикой школьной жизни. Эти дети находятся на начальной стадии формирования развернутой сюжетно-ролевой игры и обучения игре по правилам. Уровень развития мотивационной готовности у них ниже уровня остальных групп. Такие дошкольники нуждаются в специальном включении в систему коррекционно-педагогического воздействия и, прежде всего за счет учения в личностно значимую для ребенка деятельность, в которой актуализируется интерес, положительные эмоции к познавательным задачам.

Средний уровень  показали по 3 дошкольника обеих  обследованных групп. Данные дети имеют  ограниченные представления о деятельности учителя и школьника. Одни дети воспринимают учение как игру, ориентируясь главным образом, на внешние признаки (школьная атрибутика, наличие ролей и т.д.) Другие проявляют стремление обучаться в школе мотивируют желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе.

 У детей  с высоким уровнем интересы  направлены на желание принять  на себя новую роль, роль ученика,  на получение новых знаний, появление  новых друзей. У них появляется  желание стать более взрослым. К данной группе мы отнесли только детей с нормой развития (6 детей (60%)).

Для более глубокого  изучения школьной мотивации детей  была применена методика М.Р. Гинзбурга  «Определение доминирующих мотивов  учения». Результаты представлены нами в табл.3.

Таблица 3

Результаты исследования по методике «определение мотивов учения»  в группе детей с ЗПР

п/п

Название

мотива

испытуемые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Учебный

               

 

 

2

Социальный

     

4

         

4

3

Позиционный

     

3

         

3

4

Игровой

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Внешний

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Отметка

                 

2

Уровень

н

н

н

с

н

н

н

н

н

с


 

Как видно из таблицы 3, у детей с ЗПР преобладает низкий уровень развития школьной мотивации, т.к. нами отмечено, что доминирующими являются игровой и внешний мотивы

Таблица 4

Результаты исследования по методике определения мотивов  учения в группе детей с нормой развития

№ п/п

Название мотива

испытуемые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Учебный

5

     

5

5

5

 

5

5

2

Социальный

 

4

   

4

   

4

4

4

3

Позиционный

3

 

3

 

3

   

3

3

 

4

Игровой

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Внешний

   

0

 

0

   

0

 

0

6

Отметка

 

2

 

2

2

   

2

2

2

Уровень

в

в

с

н

в

в

в

с

в

в


 

Как видно из таблицы 4, у детей с нормой развития мы можем наблюдать помимо игрового (что соответствует возрастным особенностям), наличие учебных, социальных, позиционных мотивов, а также играет мотивирующую роль отметка педагога  результатов деятельности  дошкольника. Таким образом, у детей с нормой психического развития мы можем говорить о желаниях изменить свой социальный статус, мотивации к школьному обучению, настрой на познавательную деятельность.

Наглядно результаты обследования детей обеих групп  представлены на рис.3

 

Рисунок 3. Уровни развития мотивации учения в группах  детей с ЗПР и нормой развития

Полученные  по методике «Определение доминирующих мотивов учения» результаты показали существенные различия между группами детей с ЗПР и нормой развития. Исследование показало, что дети с нормой развития значительно чаще дают ответы, которые говорят о преобладании у них учебной мотивации. Среди детей с ЗПР было немало тех, у кого, в зависимости от ситуации, изображенной на рисунке, преобладает то один, то другой вид мотивов, что может свидетельствовать о неустойчивости школьной мотивации, а значит, мотивационной неготовности к школе.

Таким образом, проведенное обследование позволяет сделать следующие выводы. Анализируя результаты исследования мотивационной готовности к обучению в школе на констатирующем этапе эксперимента, мы видим, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют средний и в основном низкий уровень развития мотивационной готовности к обучению в школе. Большинство детей затруднялись в выполнение задания, нуждались в помощи воспитателя. Немногие из детей с ЗПР предпочитают фронтальные групповые уроки домашним индивидуальным занятиям с педагогом (вопр.6), хотят учиться в школе со строгими правилами (вопр.7), выбирают отметку в виде поощрения за работу (вопр.8), стремятся выполнять учебные занятия в ситуации необязательного посещения школы («чувство необходимости учения» - вопр.2) и считают посещение школы обязательной и неотъемлемой частью своей жизни (вопр.1). Дети с ЗПР ориентированы на внешние признаки школы (вопр.12), демонстрируют стремление к новому социальному статусу (вопр.10), но в игре в школу роль учителя для них более предпочтительна, чем роль ученика (вопр.15), содержательные моменты учения и поведения школьника ускользают из поля их зрения.

Дети седьмого года жизни с ЗПР еще не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют канву понятия «личностная готовность к школе». Прежде всего, следует отметить, что у большинства в это время еще не сформирована учебная мотивация. У детей с нормой развития высокие результаты по всем параметрам внутренней позиции школьника.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что дети с ЗПР нуждаются в психологическом развитии, способствующем появлению психологической готовности к школе. Развивающая работа должна осуществляться в адекватной для психологических особенностей этого возраста форме, а именно в форме игры.

 

2.2 Коррекционно-развивающая  работа по развитию личностной  готовности к школе у детей  с задержкой психического развития

 

Вторым этапом нашей  исследовательской работы был формирующий  этап эксперимента, который проходил с  ноября 2010 года по апрель 2011 года.

Нашей задачей было разработать  и провести систему коррекционно-развивающей работы, направленную на подготовку детей к успешному школьному обучению, способствующую формированию личностной готовности у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием.

Цель: формирование личностной готовности к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;
  2. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

Принципы  построения системы коррекционно-развивающей работы:

  • Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  • Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  • Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

Система работы включала в себя 33 игровых занятия, которые проводились один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в течение шести месяцев: ноябрь - апрель, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагали формирование у дошкольников необходимого уровня личностной к обучению в школе.

Форма работы: подгрупповые занятия.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура группового занятия включала в себя:

Приветствие – прощание, что позволяло сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминку - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняла функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).

 Рефлексию занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему); смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).

Информация о работе Личностная готовность к школе детей с задержкой психического развития