Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:57, реферат
По результатам проведённого исследования были сделаны некоторые рекомендации к реформированию системы образования:
- усиление практической направленности содержания курсов; изучение объектов, явлений, процессов, окружающих учащихся в их повседневной жизни;
-изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения роли репродуктивной деятельности, увеличения веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений.
Введение _________________________________________________________3
Глава I. Личностно – ориентированный подход в развитии педагогической науки ____________________________________________________________5
Определение ЛОП и его проявление в отборе содержания современного обучения _______________________________________5
Личностно – ориентированный подход в истории и философии педагогики __________________________________________________7
Глава II. Теоретические аспекты личностно – ориентированного подхода _10
Цели и функции ЛОП ________________________________________10
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода ____________________________________________________13
Методологические основы организации личностно-ориентированного урока ___________________________________________________________14
Заключение ______________________________________________________16
Список использованной литературы _________________________________18
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Реферат по курсу «История и философия науки (педагогики)».
Тема: Личностно- ориентированный подход в образовании
выполнила:
аспирантка I курса
Урманова
Елена Николаевна,
учитель английского языка
МОУ «СОШ «Веста»
г.о. Черноголовка.
Преподаватель:
доктор педагогических наук,
профессор Беляев
Владимир Иванович.
Москва
2012
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение ______________________________
Глава I. Личностно – ориентированный подход
в развитии педагогической науки ______________________________
Глава II. Теоретические аспекты личностно – ориентированного подхода _10
Заключение ______________________________
Список использованной
литературы ______________________________
ВВЕДЕНИЕ.
Неудовлетворённость многих стран результатами школьного обучения привела к необходимости его реформирования. Сравнительный анализ подготовки учащихся 50 стран мира показал, что самые высокие результаты имеют школьники Сингапура, Южной Кореи, Японии. Результаты российских школьников попадают в промежуточную среднюю группу. Причём, нетрадиционная постановка вопросов значительно снижает уровень их ответов.
По результатам проведённого исследования были сделаны некоторые рекомендации к реформированию системы образования:
- усиление практической
направленности содержания
-изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения роли репродуктивной деятельности, увеличения веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений.
Добиться обозначенных
целей можно лишь через личностно-
Как известно, личностно-ориентированный
подход стал возможен благодаря общественно-
Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе её коммуникативных, коммуникационных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.
Выпускник школы должен
обладать нужными для этого знаниями,
составляющими целостную
Все эти требования могут быть реализованы лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности ребёнка, а сам он выступает в качестве активного субъекта деятельности учения наряду с учителем.
Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы, приёмы и технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Таким образом, личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы, которая по своей сути затрагивает все аспекты её функционирования.
В последнее время немало внимания уделялось разработке законодательной базы для реализации личностно-ориентированного образования.
Во – первых, разработана и одобрена «Национальная доктрина образования». Так же был доработан и принят «Закон об образовании». Кроме этого обновлены Базисные учебные планы, к достоинствам которых, по моему мнению, следует отнести следующие аспекты:
1) закреплено начало обучения иностранным языкам со 2 класса начальной школы, то есть в период, когда дети особенно восприимчивы к овладению языками (учёт психических и возрастных особенностей школьников);
2) на изучение иностранного языка в основной школе теперь отводиться отводится 3 часа в неделю, то есть допустимый минимум часов для такого деятельностного учебного предмета, как иностранный язык;
В) изучение иностранного языка на старшем этапе признается обязательным, а главным критерием при оценке компетенций выпускника по иностранному языку считается уровень развития коммуникативной компетенции (т.е. разговорной речи, необходимой для полноценного взаимодействия с представителями иноязычной культуры).
Кроме этого в базисных учебных планах предусмотрен национально – региональный компонент, который позволяет учитывать региональные условия обучения в разных регионах страны, дает возможность включить в содержание обучения материалы о непосредственном окружении школьников их малой Родине, например, её истории, литературе, искусстве. В нашей школе учеников очень увлёк новый предмет «Духовное краеведение Подмосковья».
Также в БУП выделен «школьный компонент», из которого по желанию учащихся и по решению педагогического совета школы могут дополняться часы на тот или иной учебный предмет, а также «ученический компонент», предусматривающий дополнительные индивидуальные или групповые занятия по выбору учащихся. Такой подход безусловно носит личностно – ориентированный характер и позволяет учитывать интересы и индивидуальные особенности учащихся.
Мы видим, что организация процесса обучения должна проходить именно с точки зрения личностно – ориентированного подхода.
Глава I. Личностно – ориентированный подход в развитии педагогической науки.
Личностно-ориентированный подход в преподавании – это концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Говоря другими словами, это такой подход к обучению, при котором во главу угла ставится самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Так же ЛОП – это определённая методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
По мнению Алексеева, личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Селевко считает, что личностно-ориентированное обучение – это такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира. [30]
Применительно к содержанию обучения ЛОП проявляется в нескольких направлениях:
3. отбор материала
предполагает некоторую
4. последнее достигается так же и благодаря проблемной подаче материала, а не в сообщении «готовых знаний», в побуждении учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Это особенно часто проявляется в проблемном представлении темы (т.е. зачастую тема формулируется в виде проблемы), а также в развитии с помощью специальных заданий учебника рефлексии (самонаблюдении, самоотчета), которая способствует развитию личности, её самосознания, самооценки.
5. при отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые апеллируют к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.
Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. Кроме этого личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения и его методической организации.
Выступая в качестве новой парадигмы образования, этот подход обеспечивает большую преемственность между тремя ступенями школы, а также между школой и ВУЗом. В ситуации с иностранным языком такой подход позволяет выпускнику в случае достижения им порогового уровня использовать иностранный язык в практической деятельности сразу после окончания школы, а иногда ещё и при обучении в школе.
Исходя из выше сказанных определений, мы понимаем, что ЛОП - это такая организация обучения, в которой педагог ориентируется исключительно на личность учащегося, его индивидуальные, возрастные, личностные, социальные и др. особенности, его интересы и потребности. Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи применительно к каждому ученику было абсолютно невозможно. Личностно – ориентированный подход требует перестройки всей системы образования, начиная, на мой взгляд, с профессионального мышления педагога и понимания им его новой роли в педагогическом процессе.
Кроме выше сказанного, такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, мудрости народного и религиозного воспитания, трудах философов, психологов, педагогов.
Современное общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца IX – середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Именно поэтому главное стратегическое направление развития школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения.
Информация о работе Личностно- ориентированный подход в образовании