Личностно- ориентированный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

По результатам проведённого исследования были сделаны некоторые рекомендации к реформированию системы образования:

- усиление практической направленности содержания курсов; изучение объектов, явлений, процессов, окружающих учащихся в их повседневной жизни;

-изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения роли репродуктивной деятельности, увеличения веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________3
Глава I. Личностно – ориентированный подход в развитии педагогической науки ____________________________________________________________5

Определение ЛОП и его проявление в отборе содержания современного обучения _______________________________________5

Личностно – ориентированный подход в истории и философии педагогики __________________________________________________7


Глава II. Теоретические аспекты личностно – ориентированного подхода _10

Цели и функции ЛОП ________________________________________10
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода ____________________________________________________13
Методологические основы организации личностно-ориентированного урока ___________________________________________________________14
Заключение ______________________________________________________16
Список использованной литературы _________________________________18

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования Московской области

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «История и философия науки (педагогики)».

Тема: Личностно- ориентированный подход в образовании

 

 

 

 

выполнила:

аспирантка I курса

Урманова 

Елена Николаевна,

учитель английского  языка

 МОУ «СОШ «Веста»

г.о. Черноголовка.

 

Преподаватель:

доктор педагогических наук,

профессор Беляев

Владимир Иванович.

 

 

 

 

 

Москва

2012

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение _________________________________________________________3

Глава I. Личностно – ориентированный подход в развитии педагогической науки ____________________________________________________________5

 

    1. Определение ЛОП и его проявление в отборе содержания современного обучения _______________________________________5

 

    1. Личностно – ориентированный подход в истории и философии педагогики __________________________________________________7

 

 

Глава II. Теоретические аспекты личностно – ориентированного подхода _10

 

    1. Цели и функции ЛОП ________________________________________10
    1. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода ____________________________________________________13

    1. Методологические основы организации личностно-ориентированного урока ___________________________________________________________14

Заключение ______________________________________________________16

Список использованной литературы _________________________________18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Неудовлетворённость многих стран результатами школьного обучения привела к необходимости его  реформирования. Сравнительный анализ подготовки учащихся 50 стран мира показал, что самые высокие результаты имеют школьники Сингапура, Южной  Кореи, Японии. Результаты российских школьников попадают в промежуточную среднюю группу. Причём, нетрадиционная постановка вопросов значительно снижает уровень их ответов.

 

По результатам проведённого исследования были сделаны некоторые  рекомендации к реформированию системы  образования:

 

- усиление практической  направленности содержания курсов; изучение объектов, явлений, процессов,  окружающих учащихся в их повседневной  жизни;

 

-изменение акцентов  в учебной деятельности, нацеленных  на интеллектуальное развитие  учащихся за счёт уменьшения роли репродуктивной деятельности, увеличения веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений.

 

Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированное  обучение, т.к. обучение, ориентированное  на некоего среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям жизни. Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования. Такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме «учитель – ученик». Чтобы традиционная парадигма образования «учитель – учебник – ученик» была бы со всей решительностью заменена на новую: «ученик – учебник – учитель». Именно так построена система образования в лидирующих странах мира.

 

 

Как известно, личностно-ориентированный  подход стал возможен благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

 

Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует  полного развития личности, в том числе её коммуникативных, коммуникационных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.

 

Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину  мира, навыками и умениями; осуществлять различные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству внутри своей страны, а также и на международном уровне.

 

Все эти требования могут быть реализованы лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности ребёнка, а сам он выступает в качестве активного субъекта деятельности учения наряду с учителем.

 

Личностно-ориентированный  подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные  и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы, приёмы и технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

 

Таким образом, личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы, которая по своей сути затрагивает все аспекты её функционирования.

 

В последнее время  немало внимания уделялось разработке законодательной базы для реализации личностно-ориентированного образования.

 

Во – первых, разработана и одобрена «Национальная доктрина образования». Так же был доработан и принят «Закон об образовании». Кроме этого обновлены Базисные учебные планы, к достоинствам которых, по моему мнению, следует отнести следующие аспекты:

 

1) закреплено начало обучения иностранным языкам со 2 класса начальной школы, то есть в период, когда дети особенно восприимчивы к овладению языками (учёт психических и возрастных особенностей школьников);

 

2) на изучение иностранного языка в основной школе теперь отводиться отводится 3 часа в неделю, то есть допустимый минимум часов для такого деятельностного учебного предмета, как иностранный язык;

 

В) изучение иностранного языка на старшем этапе признается обязательным, а главным критерием при оценке компетенций выпускника по иностранному языку считается уровень развития коммуникативной компетенции (т.е. разговорной речи, необходимой для полноценного взаимодействия с представителями иноязычной культуры).

 

Кроме этого в базисных учебных планах предусмотрен национально – региональный компонент, который позволяет учитывать региональные условия обучения в разных регионах страны, дает возможность включить в содержание обучения материалы о непосредственном окружении школьников их малой Родине, например, её истории, литературе, искусстве. В нашей школе учеников очень увлёк новый предмет «Духовное краеведение Подмосковья».

 

 Также в БУП выделен «школьный компонент», из которого по желанию учащихся и по решению педагогического совета школы могут дополняться часы на тот или иной учебный предмет, а также «ученический компонент», предусматривающий дополнительные индивидуальные или групповые занятия по выбору учащихся. Такой подход безусловно носит личностно – ориентированный характер и позволяет учитывать интересы и индивидуальные особенности учащихся.

 

Мы видим, что организация  процесса обучения должна проходить  именно с точки зрения личностно  – ориентированного подхода.

 

 

 

 

Глава I. Личностно – ориентированный подход в развитии педагогической науки.

 

    1. Определение ЛОП и его проявление в отборе содержания современного обучения.

 

Личностно-ориентированный  подход в преподавании – это концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Говоря другими словами, это такой подход к обучению, при котором во главу угла ставится самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Так же ЛОП – это  определённая методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

По мнению Алексеева, личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учёт», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

 

Селевко считает, что  личностно-ориентированное обучение – это такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира. [30]

Применительно к содержанию обучения ЛОП проявляется в нескольких направлениях:

  1. компонентный состав содержания обучения делает акценты в интересах развития свободной активной личности на деятельностную компоненту, на развитие опыта творческой деятельности и ценностные ориентации;
  2. при отборе содержания обучения в большей мере, чем раньше, учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы (с учетом разных возрастных групп – в начальной, основной, старшей школе). Например, при обучении иностранному языку это проявляется прежде всего при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудио-визуального материала, в том числе с помощью Интернета.

3. отбор материала  предполагает некоторую избыточность  и выделение двух уровней: уровня  предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и даже индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.

 

4. последнее достигается так же и благодаря проблемной подаче материала, а не в сообщении «готовых знаний», в побуждении учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Это особенно часто проявляется в проблемном представлении темы (т.е. зачастую тема формулируется в виде проблемы), а также в развитии с помощью специальных заданий учебника рефлексии (самонаблюдении, самоотчета), которая способствует развитию личности, её самосознания, самооценки.

 

5. при отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые апеллируют к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.

 

Таким образом, личностно-ориентированный  подход предполагает гибкость в определении  целей, учитывает личностные интересы школьников их индивидуальные особенности  и создает предпосылки для  большей результативности обучения. Кроме этого личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения и его методической организации.

 

Выступая в качестве новой парадигмы образования, этот подход обеспечивает большую преемственность  между тремя ступенями школы, а также между школой и ВУЗом. В ситуации с иностранным языком такой подход позволяет выпускнику в случае достижения им порогового уровня использовать иностранный язык в практической деятельности сразу после окончания школы, а иногда ещё и при обучении в школе.

 

    1. Личностно – ориентированный подход в истории и философии педагогики.

 

Исходя из выше сказанных  определений, мы понимаем, что ЛОП - это такая организация обучения, в которой педагог ориентируется исключительно на личность учащегося, его индивидуальные, возрастные, личностные, социальные и др. особенности, его интересы и потребности. Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи применительно к каждому ученику было абсолютно невозможно. Личностно – ориентированный подход требует перестройки всей системы образования, начиная, на мой взгляд, с профессионального мышления педагога и понимания им его новой роли в педагогическом процессе.

 

Кроме выше сказанного, такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, мудрости народного и религиозного воспитания, трудах философов, психологов, педагогов.

 

Современное общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца IX – середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Именно поэтому главное стратегическое направление развития школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения.

Информация о работе Личностно- ориентированный подход в образовании