Личностно- ориентированный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

По результатам проведённого исследования были сделаны некоторые рекомендации к реформированию системы образования:

- усиление практической направленности содержания курсов; изучение объектов, явлений, процессов, окружающих учащихся в их повседневной жизни;

-изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения роли репродуктивной деятельности, увеличения веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________3
Глава I. Личностно – ориентированный подход в развитии педагогической науки ____________________________________________________________5

Определение ЛОП и его проявление в отборе содержания современного обучения _______________________________________5

Личностно – ориентированный подход в истории и философии педагогики __________________________________________________7


Глава II. Теоретические аспекты личностно – ориентированного подхода _10

Цели и функции ЛОП ________________________________________10
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода ____________________________________________________13
Методологические основы организации личностно-ориентированного урока ___________________________________________________________14
Заключение ______________________________________________________16
Список использованной литературы _________________________________18

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать  идеи личностно-ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, К.Д. Ушинского. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребёнка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский, П.Я. Гальперин и др.

 

В своих трудах известные зарубежные философы, педагоги и психологи –Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, А.Маслоу, Ф. Ницше, Г.Олпорт, С. Паркер, К.Р. Роджерс, В. Фромм – рассматривают вопросы образованности, воспитания и образования, деятельности и проблем выбора оптимальных технологий для развития личностного потенциала в различных условиях, включая разные виды сообществ, теории личности.

 

Теоретические разработки по данному вопросу также нашли отражение в трудах Н.А. Алексеева, А.С. Белкина, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др.

 

Таким образом, можно заметить, что ЛОП не является инновацией, появившейся в связи с модернизацией общества. Да, сейчас он широко пропагандируется с трибун и в законодательных актах. Но идеи именно такой организации обучения несложно найти и в трудах древних философов, в работах русских и советских педагогов, философов и психологов. Обратимся к истокам педагогической науки.

 

Ян Амос Коменский  является основоположником гуманистической педагогики. Его центральной педагогической идеей является признание ребёнка высшей ценностью. Ребёнок – становящийся человек, а человек, по Коменскому, «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение». Я.А. Коменский ставил ребёнка в центр педагогического процесса, считал главным уважение его личности.

 

В эпоху Возрождения (И.Кант) на первый план выходит и утверждается гуманизм как направление в различных отраслях жизни, которое основывается на уважении человеческой личности.

 

К.Д. Ушинский считал, что  воспитание должно быть жизненным, а  его цели должны иметь общественный и личностный смысл. Главная цель воспитания, по Ушинскому, развитие человека духовно.

 

Л.Н. Толстой - основоположник концепции «свободного воспитания» - также большое внимание в своей  работе с детьми уделял личности ребёнка, ориентировался на их потребности.

 

Один из выдающихся  русских философов конца XIX – начала XX века В.В. Розанов был против классно – урочной системы, формального изучения материала. Считал, что ребёнку необходимо предоставлять возможность общения с живым миром.

 

Немало предпосылок современного ЛОП мы находим в трудах великих советских педагогов.

 

С.Т. Щацкий - яркий представитель гуманистического направления – считал, что процесс обучения в школе должен быть тесно связан с трудовым воспитанием, но при этом всегда следует ориентироваться на потребности детского организма. Он делал акцент на развитии детской самостоятельности и инициативы. Главный смысл работы с детьми, считал он, сохранить и развить то, что заложено в ребёнке от природы. Педагогический процесс, считал он, должен основываться на любви к детям, внимании к их интересам.

 

А.С. Макаренко говорил о том, что в каждом человеке, и в ребёнке особенно, надо видеть прежде всего личность. Он был сторонником коллективного воспитания, но подчёркивал, что без индивидуального подхода к личности каждого члена коллектива успешное развитие этого коллектива невозможно.

 

В.А. Сухомлинский, не будучи даже знакомым с А.С. Макаренко, считал себя его учеником. Он был уверен, что человек – это высшая ценность.  Его работа, особенно в Павлышской школе, свидетельствует об учёте индивидуальных, а также возрастных особенностей детей, его непосредственной ориентации на интересы детей («воспитание красотой природы родного края»).

 

Наш современник, Ш.А. Амонашвили – активный педагог - гуманист. Одним из первых в переходный период для нашего общества заговорил о необходимости гуманизации образования. Он критикует авторитарный подход в обучении и воспитании, считая важным учитывать личность ребёнка и ориентироваться прежде всего на его потребности и возможности.

 

На данном этапе мы можем найти достаточное количество публикаций по проблеме личностно –  ориентированного подхода, но многие из них написаны, на мой взгляд, только потому, что эта тема стала «модной» и актуальной в последнее время. Если бы проблема ЛОП и дальше находилась «в тени», то ряд работ, связанных с этой темой не появился бы вообще. Особенно мало об этом рассуждали наши законодатели и государственные руководители.

 

Хочется отметить, что  с активным внедрением ЛО – идей в наше образование, не стоит забывать о действенных правилах, методах и средствах, которые давали свои положительные результаты в другие периоды развития нашей страны.

 

Глава II. Теоретические аспекты личностно – ориентированного подхода.

 

    1. Цели и функции ЛОП.

Цель образования с личностно – ориентированным подходом - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;
  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
  • поиск смысла жизни, творчество;
  • формирование образа “Я”;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Личностно-ориентированное  образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом:

  • их индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных);
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
  • распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».[1]

Каким образом получается осуществлять ЛОП на практике? Приведу примеры из опыта работы.

 Учащиеся в классах, как правило, неоднородны по своему интеллектуальному составу, имеют различную (особенно старшеклассники) заинтересованность в предмете, индивидуальные особенности. В связи этим я как преподаватель подбираю материал во - первых, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, во – вторых стараюсь максимально ориентироваться на их интересы. Таким образом, класс условно разделён на две – три группы, которые выполняют разные задания в рамках одной темы. Дети знают о том, что задания разные по уровню, и за безупречное выполнение задания в первой группе их максимальная оценка может быть только «три», а во второй – третьей – уже «четыре» или «пять». Они адекватно воспринимают такой подход. Я стараюсь научить их реально оценивать свои возможности и при их желании всегда помогу достичь большего уровня. Такое деление практикуется не на каждом уроке, есть задания, которые выполняются совместно и шансы на отличную оценку есть у всех детей.

Следующий момент – это  работа с детьми с ограниченными возможностями и (или) находящимися на индивидуальном обучении. В нашей школе обучается несколько детей, имеющих статус «инвалид» (они, как правило, находятся на индивидуальном обучении), а также дети, которым показано индивидуальное обучение по состоянию здоровья (или его особенностей). Поскольку я работаю в обычной общеобразовательной школе, то и программа у нас общеобразовательная. Таким образом, для детей с особенностями развития мы реализуем индивидуальное обучение по программе массовой школы. Т.е. стопроцентный объём программного материала преподносится ребёнку в иной форме, чем детям, обучающимся в классе, но при этом он изучает все темы, что в свою очередь позволяет детям с особенностями развития не отставать от своих одноклассников и переходить с ними из класса в класс.

Вообще роли учителя  и ученика с учётом ЛОП выглядят иначе, чем, например, в советские  годы. Я поступила в школу в  СССР, а закончила уже в новой  России. Переходный период, можно сказать, ощутила на себе. Затем, обучаясь в педколледже, а далее – ВУЗе, я удивлялась, что то, чему учат нас – будущих педагогов, отличается от того, как нас – учеников, учили в школе. Сейчас, имея определённую профессиональную подготовку и опыт, я по иному осознаю перемены в нашей образовательной системе. 

В личностно-ориентированном  образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Функции личностно-ориентированного образования:

  • гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
  • культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
  • социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

 

Реализация этих функций  не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

 

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль, иную функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель к тому же являлся и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.

 

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

 

Критериями эффективной  организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

2.2. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Ряд широко применяемых современными педагогами технологий, основываются именно на ЛОП. Назовём некоторые из них:

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) 
  • Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
  • Педагогические технологии адаптивной школы
  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
  • Игровые технологии
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
  • Технология «Педагогические мастерские»

Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

 

Термин «подход» более  точен и более понятен: он имеет  практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

Информация о работе Личностно- ориентированный подход в образовании