Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:57, реферат
По результатам проведённого исследования были сделаны некоторые рекомендации к реформированию системы образования:
- усиление практической направленности содержания курсов; изучение объектов, явлений, процессов, окружающих учащихся в их повседневной жизни;
-изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения роли репродуктивной деятельности, увеличения веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений.
Введение _________________________________________________________3
Глава I. Личностно – ориентированный подход в развитии педагогической науки ____________________________________________________________5
Определение ЛОП и его проявление в отборе содержания современного обучения _______________________________________5
Личностно – ориентированный подход в истории и философии педагогики __________________________________________________7
Глава II. Теоретические аспекты личностно – ориентированного подхода _10
Цели и функции ЛОП ________________________________________10
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода ____________________________________________________13
Методологические основы организации личностно-ориентированного урока ___________________________________________________________14
Заключение ______________________________________________________16
Список использованной литературы _________________________________18
В мировой практике неоднократно
предпринимались попытки
В своих трудах известные зарубежные философы, педагоги и психологи –Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, А.Маслоу, Ф. Ницше, Г.Олпорт, С. Паркер, К.Р. Роджерс, В. Фромм – рассматривают вопросы образованности, воспитания и образования, деятельности и проблем выбора оптимальных технологий для развития личностного потенциала в различных условиях, включая разные виды сообществ, теории личности.
Теоретические разработки по данному вопросу также нашли отражение в трудах Н.А. Алексеева, А.С. Белкина, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др.
Таким образом, можно заметить, что ЛОП не является инновацией, появившейся в связи с модернизацией общества. Да, сейчас он широко пропагандируется с трибун и в законодательных актах. Но идеи именно такой организации обучения несложно найти и в трудах древних философов, в работах русских и советских педагогов, философов и психологов. Обратимся к истокам педагогической науки.
Ян Амос Коменский является основоположником гуманистической педагогики. Его центральной педагогической идеей является признание ребёнка высшей ценностью. Ребёнок – становящийся человек, а человек, по Коменскому, «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение». Я.А. Коменский ставил ребёнка в центр педагогического процесса, считал главным уважение его личности.
В эпоху Возрождения (И.Кант) на первый план выходит и утверждается гуманизм как направление в различных отраслях жизни, которое основывается на уважении человеческой личности.
К.Д. Ушинский считал, что воспитание должно быть жизненным, а его цели должны иметь общественный и личностный смысл. Главная цель воспитания, по Ушинскому, развитие человека духовно.
Л.Н. Толстой - основоположник
концепции «свободного
Один из выдающихся русских философов конца XIX – начала XX века В.В. Розанов был против классно – урочной системы, формального изучения материала. Считал, что ребёнку необходимо предоставлять возможность общения с живым миром.
Немало предпосылок современного ЛОП мы находим в трудах великих советских педагогов.
С.Т. Щацкий - яркий представитель гуманистического направления – считал, что процесс обучения в школе должен быть тесно связан с трудовым воспитанием, но при этом всегда следует ориентироваться на потребности детского организма. Он делал акцент на развитии детской самостоятельности и инициативы. Главный смысл работы с детьми, считал он, сохранить и развить то, что заложено в ребёнке от природы. Педагогический процесс, считал он, должен основываться на любви к детям, внимании к их интересам.
А.С. Макаренко говорил о том, что в каждом человеке, и в ребёнке особенно, надо видеть прежде всего личность. Он был сторонником коллективного воспитания, но подчёркивал, что без индивидуального подхода к личности каждого члена коллектива успешное развитие этого коллектива невозможно.
В.А. Сухомлинский, не будучи даже знакомым с А.С. Макаренко, считал себя его учеником. Он был уверен, что человек – это высшая ценность. Его работа, особенно в Павлышской школе, свидетельствует об учёте индивидуальных, а также возрастных особенностей детей, его непосредственной ориентации на интересы детей («воспитание красотой природы родного края»).
Наш современник, Ш.А. Амонашвили – активный педагог - гуманист. Одним из первых в переходный период для нашего общества заговорил о необходимости гуманизации образования. Он критикует авторитарный подход в обучении и воспитании, считая важным учитывать личность ребёнка и ориентироваться прежде всего на его потребности и возможности.
На данном этапе мы
можем найти достаточное
Хочется отметить, что с активным внедрением ЛО – идей в наше образование, не стоит забывать о действенных правилах, методах и средствах, которые давали свои положительные результаты в другие периоды развития нашей страны.
Глава II. Теоретические аспекты личностно – ориентированного подхода.
Цель образования с личностно – ориентированным подходом - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
Личностно-ориентированное
образование подразумевает
Цель личностно-
Каким образом получается осуществлять ЛОП на практике? Приведу примеры из опыта работы.
Учащиеся в классах, как правило, неоднородны по своему интеллектуальному составу, имеют различную (особенно старшеклассники) заинтересованность в предмете, индивидуальные особенности. В связи этим я как преподаватель подбираю материал во - первых, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, во – вторых стараюсь максимально ориентироваться на их интересы. Таким образом, класс условно разделён на две – три группы, которые выполняют разные задания в рамках одной темы. Дети знают о том, что задания разные по уровню, и за безупречное выполнение задания в первой группе их максимальная оценка может быть только «три», а во второй – третьей – уже «четыре» или «пять». Они адекватно воспринимают такой подход. Я стараюсь научить их реально оценивать свои возможности и при их желании всегда помогу достичь большего уровня. Такое деление практикуется не на каждом уроке, есть задания, которые выполняются совместно и шансы на отличную оценку есть у всех детей.
Следующий момент – это работа с детьми с ограниченными возможностями и (или) находящимися на индивидуальном обучении. В нашей школе обучается несколько детей, имеющих статус «инвалид» (они, как правило, находятся на индивидуальном обучении), а также дети, которым показано индивидуальное обучение по состоянию здоровья (или его особенностей). Поскольку я работаю в обычной общеобразовательной школе, то и программа у нас общеобразовательная. Таким образом, для детей с особенностями развития мы реализуем индивидуальное обучение по программе массовой школы. Т.е. стопроцентный объём программного материала преподносится ребёнку в иной форме, чем детям, обучающимся в классе, но при этом он изучает все темы, что в свою очередь позволяет детям с особенностями развития не отставать от своих одноклассников и переходить с ними из класса в класс.
Вообще роли учителя и ученика с учётом ЛОП выглядят иначе, чем, например, в советские годы. Я поступила в школу в СССР, а закончила уже в новой России. Переходный период, можно сказать, ощутила на себе. Затем, обучаясь в педколледже, а далее – ВУЗе, я удивлялась, что то, чему учат нас – будущих педагогов, отличается от того, как нас – учеников, учили в школе. Сейчас, имея определённую профессиональную подготовку и опыт, я по иному осознаю перемены в нашей образовательной системе.
В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
Функции личностно-ориентированного образования:
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль, иную функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель к тому же являлся и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.
Содержание личностно-
Критериями эффективной
организации личностно-
Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.
Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.
Информация о работе Личностно- ориентированный подход в образовании