Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:54, курсовая работа
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. По результатам социологических опросов об успеваемости младших школьников видно, что часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил, понятий, в установлении и обосновании причинно – следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Введение
Социокультурные,
экономические и иные
Проблемами психического развития в отечественной и зарубежной возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые и психологи (Л.С. Выготский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина, Л.И. Божович, А.З. Зак, Н.Н. Поддъяков, А. Бэн, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, И.П. Павлов, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин и др.).
Ведущей деятельностью
дошкольников является игра и
ее применение в развитии
Предмет исследования: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Цель данного исследования: выявить влияние дидактической игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
Гипотеза: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста будет эффективным если:
- подбирать дидактические
игры в соответствии с
- применять дидактические
игры целенаправленно и
- применять дидактические
игры в соответствии с
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация;
- эмпирические: тест.
База исследования: МБДОУ «Татарский детский сад» села Татарка Черлакского района Омской области, 25 детей старшей группы 5 летнего возраста.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития логического мышления детей дошкольного возраста
Проблема развития
логического мышления является
предметом научного
В философском энциклопедическом
словаре мышление понимается как
внутреннее, активное стремление овладеть
своими собственными представлениями,
понятиями, побуждениями чувств и воли,
воспоминаниями, ожиданиями и т. д. с
той целью, чтобы получить необходимую
для овладения ситуацией
В психологическом словаре Л.А. Карпенко мышление понимается, как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.[6]
В Новой философской энциклопедии логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления.
Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.[19]
В словаре практического психолога С.Ю. Головина понятие логическое мышление это один из видов мышления, характерный использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и являет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.[14]
Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.[3]
В разных психологических школах к понятию мышления и логического мышления подходили по разному.
Бихевиористы говорили о мышлении как о поведении. В качестве реакции на неустранимые противоречия ассоциативного истолкования мышления, однако на тех же логических посылках натуралистического эмпиризма, рождалось “атомистическое” его истолкование в бихевиоризме (Э.Л.Торндайк, Дж.Б.Уотсон). Согласно этой концепции, в жизнедеятельности животных и человека, протекающей по принципу “стимул - реакция”, возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенной ее внешней, сигнально-звуковой реактивности, что как раз и образует психический процесс, именуемый мышлением.
С философией интуитивизма
(оборотной стороной
Сведению логического к чувственному, проводимому сенсуалистической ассоциативной психологией, вюрцбургская школа, сделавшая разработку психологии мышления своей основной задачей, противопоставила рационалистический, идеалистический отрыв логического от чувственного.
Представители вюрцбургской школы (А.Бине, О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе и др.), положившие начало систематическому изучению в психологии мышления, прежде всего, выдвинули - в противовес сенсуализму ассоциативной психологии - то положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Но правильное положение о не сводимости мышления к наглядному чувственному содержанию соединилось у них с ложным отрывом одного от другого: - “чистой” чувственности было противопоставлено “чистое” мышление; - между ними установлена только внешняя противоположность, без единства.[10]
В результате вюрцбургская школа пришла к неправильному пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания.
В противовес субъективизму ассоциативной психологии, для которой мыслительный процесс сводится к простой ассоциации субъективных представлений, вюрцбургская школа, опираясь на понятие интенции (направленность мышления на предмет), выдвинула положение о предметной направленности мысли и подчеркнула роль предмета в мыслительном процессе. Но в силу того, что в соответствии с той идеалистической философией, из которой исходила вюрцбургская школа, мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет превратилась в чистый акт, в мистическую активность вне всякого содержания. Правильное положение о внутренней соотнесенности мышления с независимым от него предметом превратилось в ложную метафизическую концепцию о чистой бессодержательной активности. [15]
В противовес механицизму ассоциативной теории, сводившей мыслительные процессы к внешнему механическому сцеплению представлений, представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. Вместо того чтобы раскрыть существенные внутренние особенности мышления, которые делают его пригодным для решения задач, не разрешимых механическим ассоциативным процессом, задаче приписывают способность к самореализации.
За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О.Кюльпе, X.Дж.Уайт, К.Бюлер в ранних своих работах), представители вюрцбургской школы (тот же К.Бюлер в позднейших своих работах, О.Зельц) затем очень рельефно выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Однако наглядность была при этом насквозь интеллектуализована, наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной основы пластичные орудия мышления. Таким образом, принцип
интеллектуализации
Все перечисленные подходы к пониманию мышления точно так же, как и более поздние попытки натуралистического или интуитивистического истолкования мышления сохраняли исходную для созерцательной теории познания установку на отделение и полное противопоставление мышления объективному предмету мысли.
Другой подход к мышлению основывается на материалистическом понимании человеческой жизнедеятельности как общественно-исторического, развивающего свои основные общественные формы (формы общения людей) процесса предметной деятельности. Реальный процесс жизни людей, их труд как собственно целесообразная деятельность, как их осознанное бытие не могут быть изначально противопоставлены своему собственному предметному содержанию - объективному миру природы. Порождение человека в этом историческом процессе в качестве целесообразно действующего субъекта есть одновременно и порождение предмета его деятельности. На этой новой для психологии методологической основе с 20-х гг. XX в. развивалась отечественная психология (Л.С.Выготский и его школа). [16]
Материалистическая
психология подошла к
затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних “умственных” действий.
Таким образом,
согласно ассоцианизму, мышление
не является особым процессом
и сводится к простому
Современная наука идет к все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями познания, прежде всего, через исследование: самого мышления и законов его функционирования путем логического анализа; мышления с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе; мышления с помощью средств и методов кибернетики.
1.2 Возрастные особенности развития мышления дошкольников
Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.
Мышление неразрывно связано
с речью. Слово помогает назвать
признак или свойство объекта. В
речи оформляется процесс
Мышление имеет
Информация о работе Логическое мышление детей дошкольного возраста