Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:54, курсовая работа
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. По результатам социологических опросов об успеваемости младших школьников видно, что часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил, понятий, в установлении и обосновании причинно – следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Игры проводились согласно
методике проведения
1.Необходимо создавать условия для игр
2.Следует заботиться о постоянном обогащении
игрового опыта детей
3.В поле зрения педагога всегда должны
быть задачи развития у детей самостоятельности,
навыков самоорганизации, творческого
отношения к игре.
2.3. Определение эффективности использования дидактических игр в развитии логического мышления детей дошкольного возраста
После проведения формирующего этапа возникает необходимость в проведении контрольного.
Для определения уровня развития логического мышления у старших дошкольников на контрольном этапе мы воспользовались той же методикой, что и при проведении констатирующего эксперимента.
Полученные данные контрольного этапа эксперимента были подвергнуты количественной и качественной обработке, результаты представлены в виде таблицы и гистограммы (Приложение 5)
Рисунок 2. Гистограмма. Уровни развития логического мышления.
Из рисунка 2 видно, что 8 % детей относятся к очень высокому уровню развития логического мышления. Они достаточно быстро (но, не торопясь) нашли недостающие детали на всех 7 картинках, не допустив неточностей. К высокому уровню развития относятся 36% детей. Они уложились в нормативное время. Количество правильных ответов было не менее 8б, но не более 9 б.
к низкому 8% детей, детей с очень низким уровнем 0%.
К среднему уровню развития логического мышления относится 48 % детей экспериментальной группы. Они уложились в нормативное время, допустив не большое количество ошибок. Количество правильных ответов было не менее 4б, но не более 7 б.
К низкому уровню относятся 0 % детей.
Таким образом, сравнивая
результаты обследования детей можно
констатировать, что уровень сформированности
логического мышления детей повысился.
Наблюдается положительная
- подбирать дидактические
игры в соответствии с
- применять дидактические
игры целенаправленно и
- применять дидактические
игры в соответствии с
Вывод по второй главе
Проведя диагностику по выявлению исходного уровня логического мышления у детей подготовительной группы мы увидели, что количество детей с очень высоким уровнем составило 8% - 2 ребенка, с высоким уровнем 7 детей, что составило 28 %, со средним уровнем 10 детей – 40 %, с низким уровнем – 5 детей – 20 %, с очень низким уровнем 1 ребенок – 4%. Было решено развивать логическое мышление с помощью дидактических игр, подобранных согласно программе «Детство». Подбирались игры на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, сериации, обобщения и сравнения, развивающие игры. Игры проводились согласно методики проведения дидактических игр. По прошествии 3 месяцев нами была проведена контрольная диагностика. Из результатов видно, что с очень высоким уровнем осталось 2 ребенка – 8 %, с высоким уровнем 9 детей – 36%, со средним уровнем 12 детей – 48 %, с низким уровнем 2 ребенка – 8%. Следовательно можно сделать вывод, что применение дидактических игр способствует развитию логического мышления детей дошкольного возраста и данная форма работы с дошкольниками является эффективной.
Заключение
Проблемой развития логического мышления занимались зарубежные и отечественные психологи, педагоги. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Развитие логического мышления происходит планомерно. Логическое мышление начинает формироваться в 5,5-6 лет, становится ведущим с 7-8 лет. Поэтому дошкольный возраст это период, когда педагог может помочь ребенку научиться мыслить логически.
Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.
В своей работе мы рассмотрели ряд форм и методов развития мышления у детей дошкольного возраста. Одна из форм развития логического мышления – дидактическая игра.
Дидактические игры направлены на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
В связи с актуальностью проблемы развития логического мышления дошкольников возникла необходимость подбора дидактических игр, использование которых способствовало бы эффективному его развитию.
В результате исследования
мы выявили, что логическое мышление
у детей старшего дошкольного
возраста на первом этапе эксперимента
было слабым. Дети затруднялись в обобщении
и анализе, им трудно было сгруппировать
предметы и выстроить логическую
цепочку. Поэтому возникала
По истечении трех месяцев,
дети успешно справлялись с
Библиографический список
Приложение 1
Список детей
Приложение 2
Информация о работе Логическое мышление детей дошкольного возраста