Логическое мышление детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. По результатам социологических опросов об успеваемости младших школьников видно, что часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил, понятий, в установлении и обосновании причинно – следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.

Файлы: 1 файл

моя курсовая дидактические игры.docx

— 108.32 Кб (Скачать файл)

 Игры проводились согласно  методике проведения дидактических  игр. Учитывалась  специфика  в соответствии с  психофизиологическими  особенностями детей.  Учитывались  общие правила, проведения игр: 
1.Необходимо создавать условия для игр 
2.Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей 
3.В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Определение эффективности использования дидактических игр в развитии логического мышления детей дошкольного возраста

После проведения формирующего этапа возникает необходимость  в проведении контрольного.

Для определения уровня развития логического мышления у старших  дошкольников на контрольном этапе  мы воспользовались той же методикой, что и при проведении констатирующего  эксперимента.

Полученные данные контрольного этапа эксперимента были подвергнуты  количественной и качественной обработке, результаты представлены в виде  таблицы  и гистограммы (Приложение 5)

Рисунок 2. Гистограмма. Уровни развития логического мышления.

Из рисунка 2 видно, что 8 % детей относятся к очень высокому уровню развития логического мышления. Они достаточно быстро (но, не торопясь) нашли недостающие детали на всех 7 картинках, не допустив неточностей. К высокому уровню развития относятся 36% детей. Они уложились в нормативное время. Количество правильных ответов было не менее 8б, но не более 9 б.

к низкому 8% детей, детей с очень низким уровнем 0%.

К среднему уровню развития логического мышления относится 48 % детей экспериментальной группы. Они уложились в нормативное время, допустив не большое количество ошибок. Количество правильных ответов было не менее 4б, но не более 7 б.

К низкому уровню относятся 0 % детей.

Таким образом, сравнивая  результаты обследования детей можно  констатировать, что уровень сформированности логического мышления детей повысился. Наблюдается положительная динамика. Следовательно, можно сделать вывод, что развитие логического мышления у детей  дошкольного возраста будет эффективным если:

- подбирать дидактические  игры в соответствии с возрастом  детей;

- применять дидактические  игры целенаправленно и систематически;

- применять дидактические  игры в соответствии с методическими  рекомендациями образовательных   программ, реализуемых в детском  саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе

Проведя диагностику по выявлению  исходного уровня логического мышления у детей подготовительной группы мы увидели, что количество детей с очень высоким уровнем составило 8% - 2 ребенка, с высоким уровнем 7  детей, что составило 28 %, со средним уровнем 10 детей – 40 %, с низким уровнем – 5 детей – 20 %, с очень низким уровнем 1 ребенок – 4%. Было решено развивать логическое мышление с помощью дидактических игр, подобранных согласно программе «Детство». Подбирались игры на  формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, сериации, обобщения и сравнения, развивающие игры. Игры проводились согласно методики проведения дидактических игр. По прошествии 3 месяцев нами была проведена контрольная диагностика. Из результатов видно, что с очень высоким уровнем осталось 2 ребенка – 8 %,  с высоким уровнем 9 детей – 36%, со средним уровнем 12 детей – 48 %, с низким уровнем 2 ребенка – 8%. Следовательно можно сделать вывод, что применение дидактических игр способствует развитию логического мышления детей дошкольного возраста и данная форма работы с дошкольниками является эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Проблемой развития логического  мышления занимались зарубежные и отечественные  психологи, педагоги. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Развитие логического мышления происходит планомерно. Логическое мышление начинает формироваться в 5,5-6 лет, становится ведущим с 7-8 лет. Поэтому дошкольный возраст это период, когда педагог может помочь ребенку научиться мыслить логически.

Поэтому лучше, чтобы процесс  развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.

В своей работе мы рассмотрели  ряд форм и методов развития мышления у детей дошкольного возраста.  Одна из форм развития логического  мышления – дидактическая игра.

Дидактические игры  направлены на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

В связи с актуальностью  проблемы развития логического мышления дошкольников возникла необходимость  подбора  дидактических игр, использование  которых способствовало  бы эффективному его развитию.

В результате исследования мы выявили, что логическое мышление у детей старшего дошкольного  возраста на первом этапе эксперимента было слабым. Дети затруднялись в обобщении  и анализе, им трудно было сгруппировать  предметы и выстроить логическую цепочку. Поэтому возникала необходимость  подобрать и систематизировать  дидактические игры, способствующие развитию логического мышления.

По истечении трех месяцев, дети успешно справлялись с заданием. Поставленная цель была достигнута, а  гипотеза подтверждена.

 

 

Библиографический список

  1. Бабаева, «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»,Т. И. Бабаева Т.И. , А. Г. Гогоберидзе А.Г., 3. А. Михайлова З.А.//СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
  2. Блонский, «Память и мышление»., Блонский П.П.// – СПб.: Питер, 2001. – 422 с.
  3. Бим-Бад, « Педагогический энциклопедический словарь»., Бим-Бад Б.М.  — М., 2002. С. 155-156)
  4. Выготский, «Мышление и речь»., Выготский Л.С.// М., 1999
  5. Гальперин, «Введение в психологию»., Гальперин П.Я.// М.: Наука, 2001. – 374 с.
  6. Ивин, «Философия: Энциклопедический словарь». — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  7. Карпенко, «Краткий психологический словарь»., Карпенко Л.А. , Петровский А.В., Ярошевский М. Г//.  Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 2001- 300 с.
  8. Козлова, «Практическая психология», «Нахождение недостающих деталей». Козлова Е.В.// М -  2003 г.[25])
  9. Коноваленко, «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности». Коноваленко С.В.//  - М.: Гном и Д, 2000. – 388 с.
  10. Марцинковская, «Детская практическая психология: Учебник»., Т.Д. Марцинковская Т.Д., //М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
  11. Немов, « Психология: Учебник  для студентов  высших педагогических учебных  заведений». Немов Р.С., //В., 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  12. Петровский, «Психология»., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. // М., 2002. - 512 с.
  13. Петровский, «Возрастная и педагогическая психология» / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1999. – 318 с.
  14. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.  
  15. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
  16. Рогов, «Общая психология: курс лекций»., Рогов Е.И.// М., 2003. - 448 с.
  17. Рубинштейн, «Основы общей психологии»., Рубинштейн С.Л. //Спб., 2005. - 713 с.
  18. Савенков, «Исследовательское поведение ребенка и развитие мышления в онтогенезе» // Материалы научно-практической конференции. Савенков А.И.  - Москва-Звенигород, 2005. – 408 с.
  19. Сорокина «Дидактические игры в детском саду», Сорокина А.И.,М.,- 2002.
  20. Степин, «Новая философская энциклопедия»: В 4 тт.. Под редакцией В. С. Стёпина// М.: Мысль 2001.
  21. Столяренко, «Основы психологии»., Столяренко Л.Д. // Ростов-на-Дону, 1999. - 672 с.
  22. Урунтаева, «Детская психология», Урунтаева Г.А.// М: Академия – 2006 – 368 с.
  23. Эльконин, «Психология игры»., Эльконин Д.Б.// М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.

Приложение 1

Список детей

  1. Алина Б.
  2. Алина П.
  3. Ангелина Х.
  4. Андрей Л.
  5. Валерия Д.
  6. Валерия У.
  7. Вика К.
  8. Дарина Ж.
  9. Даша С.
  10. Даша Ф.
  11. Егор К.
  12. Илья Г.
  13. Кирилл Г.
  14. Кирилл К.
  15. Кирилл М.
  16. Кирилл Т.
  17. Кристина Д.
  18. Лиза К.
  19. Миша К.
  20. Никита Б.
  21. Никита Г.
  22. Саша С.
  23. Саша П.
  24. Сережа Г.
  25.   Юля М.

 

 

 

Приложение 2

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Логическое мышление детей дошкольного возраста