Логическое мышление детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. По результатам социологических опросов об успеваемости младших школьников видно, что часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил, понятий, в установлении и обосновании причинно – следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.

Файлы: 1 файл

моя курсовая дидактические игры.docx

— 108.32 Кб (Скачать файл)

  В психологии известно  четыре основных вида мышления:

- наглядно-действенное (формируется в 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет);

- наглядно - образное (с3,5 -4 лет, ведущее до 6-6.5 лет);

- наглядно-схематическое (с 5-5.5 лет, ведущее до 6-7 лет);

- словесно-логическое (формируется в 5,5-6 лет, становится ведущим с 7-8 лет).

Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно - действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности [21].

Другой характерной для  дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными  предметами, а их образа ми и представлениями. Важным условием формирования этого  вида мышления является способность  различать план реальных объектов и  план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинал и  приводит к осуществлению их в  плане представлений. Одной из важнейших  предпосылок возникновения образного  мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж. Пиаже, А. Валлон, А. В. Запорожец и др.) рассматривали  подражание как главный источник становления образного плана [9]. Воспроизводя действия взрослого, ребенок  моделирует их и, следовательно, строит их образ. Игру также можно рассматривать  как форму подражания: в этой деятельности у детей возникает способность  представить одну вещь посредством  другой. [21]

Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка  является логическое мышление, которое  только складывается к концу дошкольного  возраста. Логическое мышление характеризуется  тем, что здесь ребенок оперирует  достаточно абстрактными категориями  и устанавливает 

различные отношения, которые  не представлены в наглядной или  модельной форме.[9]

Между этими формами мышления складываются достаточно сложные и  противоречивые отношения. С одной  стороны, внешние практические действия, интериоризуясь, превращаются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются исходной формой всех видов  мышления. Но само практическое действие требует учета и фиксации изменений  объекта в процессе предметного  действия. А это значит, что ребенок  должен представлять предшествующие состояния  объекта (которые уже исчезли) и  сопоставлять их с наличными. Кроме  того, внешнее предметное действие включает его цель, будущий результат, который также не может быть представлен  налично и существует только в  плане представлений или понятий. Успешность осуществления внешнего действия зависит от понимания ребенком общего смыслового контекста и от его прошлого опыта. Значит, осуществление  практических действий даже маленького ребенка предполагает наличие образного  плана и опирается на него.

Н. Н. Поддъяков исследовал особый тип мышления ребенка, который  представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и  направлен на выявление скрытых  от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием [16].

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в  пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует  ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку  возможность пробовать разные способы  действия, снимая при этом страх  ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.[10] В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые,

неясные знания. Поддъяков  выдвинул предположение о том, что  процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного  к понятному, от неясных знаний к  более четким и определенным), но и в обратном направлении — от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования [25]. Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.                                                                       Таким образом, умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления: наглядно- действенного, наглядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования, когда, наряду с ясными и отчетливыми знаниями, у ребенка возникают смутные, неясные знания.   Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках  предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Начинать развитие логического  мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребёнок уже  в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического  мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое  соотнесение.

Умственное развитие дошкольника  представляет собой тесную связь  и взаимодействие трех форм мышления: наглядно- действенного, наглядно-образного  и логического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы и методы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Главным условием развития логического мышления у ребенка  является позиция взрослого, имеющая  в каждый возрастной период свою специфику. Важен правильный выбор форм и  методов для развития логического  мышления детей дошкольного возраста.

Развитие мышления происходит интегративно, так как во взаимосвязи  всех видов детской деятельности дошкольник  учится анализировать, классифицировать, делать умозаключения  и т.д.. Процесс развития логического мышления происходит постепенно.

В младшем дошкольном возрасте необходимо способствовать развитию наглядно-действенного  (формируется в 2,5-3 года, является ведущим  до 4-5 лет) и наглядно – образного (формируется с 3,5 – 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет) мышлений.  Знания о предметах, их свойствах и качествах, о способах использования ребенок черпает из собственной практической деятельности, особенно — в игре-экспериментировании и рисовании. Воспитатель сначала организует целостное восприятие (предметов, звуков речи, действий, отношений), а затем анализирующее восприятие. Воспитатель направляет анализ с помощью цепочки вопросов: какой формы, величины, цвета предмет, из какого материала сделан, гладкий или шероховатый, прочный или хрупкий, из каких частей состоит, как они расположены между собой, может ли предмет передвигаться (быстро, медленно), близко расположен или далеко и т.д.

В процессе рисования формируются  пространственные представления ребенка: дробление целого на части, положение предмета в пространстве, отражение форм, а также цвета во всем его разнообразии. Рисование (как и другие виды изобразительной деятельности) способствует формированию представлений о типичном строении предмета, эталонов, свойств  предметов, умений применять их при обобщении сенсорного опыта.

В процессе труда формируется  система знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста), о способах выполнения тех или иных трудовых операций. Разнообразный труд детей в природе дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, обогатить способы сенсорного обследования.

Ознакомив детей со способами  обследования и качествами предметов, нужно организовать упражнения в выделении этих качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений. Для упражнений необходимо отбирать разные предметы с проявлениями данного качества (например, и апельсин, и чеснок, и лимонад, и мыло — ароматные; если их понюхать, ощущается запах). Воспитатель организует деятельность по упражнению в группировке разнообразных предметов по признаку выявляемого качества. Это важно, так как в этих условиях происходит отделение (абстрагирование) качества от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу — формированию обобщенных представлений о разных свойствах.

При осуществлении экологического развития детей 4—5 лет, важно останавливать свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех, которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома и в ближайшем природном окружении. Поэтому познание природы детьми осуществляется в уголке природы, на участке детского сада, центре экспериментирования, в книжном уголке, в центре художественно-творческой деятельности, в игротеке и т. п. [1]

Обеспечивать познавательную активность детей следует посредством  использования методов наблюдения за природными объектами и явлениями природы, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения

художественной литературы о природе. Важно, чтобы используемые методы соответствовали интересам детей, их познавательным возможностям, особенностям отношения к окружающему.

Освоение задач математического  развития осуществляется в активных практических действиях сравнения, упорядочивания, обобщения, распределения,  сосчитывания — как в совместно  со взрослыми, так и самостоятельно. Игры, игровые материалы способствуют освоению счета, свойств и отношений форм, размеров, временных, пространственных и количественных.

Дидактические средства —  игры, игровые материалы, художественная, познавательная литература, опыты и  эксперименты — содержат в себе элементы интеграции разных видов познания.

К старшей группе у дошкольников формируется наглядно – схематическое  мышление (формируется  с 5,0 – 5,5 лет, ведущее до 6-7 лет). У детей уже  накоплен значительный опыт чувственного познания окружающего мира — целенаправленность и самостоятельность обследовательских  действий, преимущество зрительной оценки. Организуя условия для детского экспериментирования, используя метод проектов, моделирование и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию, умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.

Взаимодействуя с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель обеспечивает условия для проявления активной позиции ребенка в познании природы. В развивающей среде группы создает условия для самостоятельного решения детьми проблемных ситуаций природоведческого содержания, экспериментирования, наблюдения, ухода за обитателями уголка природы. Широко используются следующие формы и методы.

Обсуждение, дидактические игры, обогащающие представления о мире,

использование модели для группировки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, отражающих многообразие природного мира, его

красоту. Знакомство с фотографиями и видеоматериалами о жизни животных и растений в естественной природной  среде, в разных климатических условиях, в разные сезоны года раскрывает деятельность человека по сохранению и сбережению природы.[1]

Воспитатель поддерживает проявления инициативы, самостоятельности у  старших дошкольников, поощряет стремление принимать цель наблюдения от воспитателя, сверстников или ставить ее самостоятельно, элементарно планировать ход наблюдения, использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы познания (не только подойти, потрогать, но и сравнить, порассуждать, высказать версию, обсудить с другими детьми и т. д.), достигать результата. Взрослый создает условия, при которых полученные результаты наблюдения необходимы детям для их практической, продуктивной деятельности (рисование, конструирование, ручной труд). Предлагает дошкольникам задания для самостоятельных наблюдений в природе, создает проблемные ситуации — познавательные и практические, в которых нужно «поломать голову», чтобы найти решение, тем самым развивая у детей интерес к самостоятельному изучению природы. Использует проблемные, поисковые вопросы, направляет детей на самостоятельный поиск экологической информации: спросить у родителей, понаблюдать, найти что-то интересное о ком-либо.

Освоение задач математического  развития детей осуществляется как  в организованных педагогом видах  деятельности: развивающих и образовательных  ситуациях, развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно-пространственной среды, в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экспериментирования.

С этой целью педагог помещает в игротеку игры и материалы, которые  интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуальных способностей.

Методами воспитания сенсорной  культуры детей является организация практической деятельности детей с предметами и материалами (обследование и сравнение), продуктивные виды деятельности, экспериментирование с различными предметами и материалами, игра во всех ее проявлениях и видах. Воспитатель широко использует проектный метод для ознакомления со свойствами и качествами разных предметов. Организует условия для детского экспериментирования, в котором дошкольники с помощью органов чувств познают предметы окружающего мира. С этой целью воспитатель организует специальное место, подбирает оборудование и материалы, чтобы дети могли с ними действовать совместно со взрослым и самостоятельно: растворять вещества в воде, рассматривать под микроскопом, взвешивать, обследовать, нагревать, охлаждать.

Информация о работе Логическое мышление детей дошкольного возраста