Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:54, курсовая работа
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. По результатам социологических опросов об успеваемости младших школьников видно, что часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил, понятий, в установлении и обосновании причинно – следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Воспитатель создает проблемные ситуации, для решения которых требуется использование детьми накопленного чувственного опыта. Для развития у детей аналитического восприятия педагог использует упорядочение 7—10 предметов по какому-либо свойству (ширина, вес, интенсивность цвета, плотность и т.п.), постепенно уменьшая степень различий между предметами ряда.
К старшему дошкольному возрасту у детей успешно развивается умение фантазировать. Важно включать детей в увлекательную преобразующую фантазийную деятельность. Природа является основой детской изобразительной деятельности, содержанием для составления рассказов разного вида. Детская природоведческая литература, поэзия, музыка и другие произведения искусства отражают образы природного мира и способствуют накоплению эмоционально-чувственного опыта ребенка. Интеграция экологического содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы.
Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.
Интеграция в подготовительной к школе группе состоит в использовании ребенком приемов познания (обследование, количественная и качественная оценка, сравнение, обобщение) в разных видах продуктивной детской деятельности с целью познания или уточнения связей и зависимостей в изобразительной деятельности, природоведческой, конструктивной (из песка, различных конструкторов), а также в музыкальной и социальной деятельности.
Таким образом, развитие логического мышления в дошкольном возрасте происходит постепенно. Этому способствует многообразие форм и методов развития логического мышления применяемых в дошкольных учреждениях. К используемым методам относятся: игровой, проблемно- поисковый, экспериментальный, наглядный, метод использования дидактичес
Вывод по 1 главе:
Мышление – это психический
процесс, который является обобщенным
и опосредованным отражением общего
и существенного в
Существует несколько классификаций мышления: по содержанию, по характеру решаемых задач, по степени новизны и оригинальности.
Мышление рассматривается как вид познания.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
В психологии известно четыре основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно – образное, наглядно-схематическое, словесно-логическое.
Умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления: наглядно- действенного, наглядно-образного и логического.
Систематическое и планомерное
использование правильно
Глава II. Экспериментальное исследование развития логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр
Для изучения уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Татарский детский сад» села Татарка Черлакского района Омской области.
Экспериментальная работа проводилась с декабря 2012 по февраль 2013 г. Для эксперимента было взято 25 детей старшей группы в возрасте 5 лет (список детей в Приложении 1).
Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:
Констатирующий этап эксперимента;
Формирующий этап эксперимента;
Контрольный этап эксперимента
2.1 Выявление исходного
уровня сформированности
С целью выявления исходного уровня развития логического мышления у старших дошкольников была использована методика из учебно-методического пособия Е.В. Козловой («Практическая психология», 2003 г.[25]) «Нахождение недостающих деталей».
Цель методики: исследование образно-логического мышления.
Материал: серия картинок с недостающими деталями. (Приложение 2)
Суть методики: состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Проведение теста: Детям предлагали картинки и достаточное время (не более 5-7 минут) для того, чтобы каждый ребёнок мог найти недостающую деталь. Если ребёнок давал правильный ответ, ему показывали следующую картинку; если ответ был неправильный, то просили посмотреть ребёнка ещё внимательнее. Если по истечении времени, отведённого на данную картинку, ответ не был найден, переходили к следующему заданию.
За каждый правильный ответ ребёнок получал 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. В норме при предъявлении 7 картинок ребёнку необходимо было набрать 10 баллов.
Оценка результатов:
10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд
6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 секунд
4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 секунд
2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 секунд
0-1балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 секунд
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий. |
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Такая процедура в целом
мало влияет на конечные результаты, но
позволяет лучше
Для анализа некоторых
характеристик мыслительного
У астеничных детей (особенно
к концу работы), а также у
детей с низкой концентрацией
внимания ошибки возникают преимущественно
при рассмотрении сложных, требующих
внимательного анализа
На основе характеристик, представленных в таблице 1, дети были распределены по уровням.
Полученные данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, результаты представлены в приложении 3 в виде гистограммы.
Гистограмма 1.Уровни развития логического мышления.
Из гистограммы 1 видно, что 8 % детей группы относятся к очень высокому уровню развития логического мышления. Они достаточно быстро (но, не торопясь) нашли недостающие детали на всех 7 картинках, не допустив неточностей. К высокому уровню относится 28% детей. Они набрали от 8б до 9 б.
К среднему уровню развития логического мышления относится 40 % детей. Они уложились в нормативное время, допустив не большое количество ошибок. Количество правильных ответов было не менее 4б, но не более 7 б.
К низкому уровню относятся 20 % детей. Они не набрали и 4 баллов.
К очень низкому уровню относится 4 % детей. Они набрали от 0 до 1 балла.
На основе полученных результатов констатирующего исследования появилась необходимость выбрать наиболее эффективный метод, направленный на развитие логического мышления старших дошкольников. В связи с тем, что ведущая деятельность дошкольника – игровая, мы будем применять игровой метод, а именно дидактические игры.
Можно предположить, что в данной группе не достаточно внимания уделяется дидактическим играм, дидактические игры не соответствуют возрасту детей и применяются бессистемно, не применяются развивающие игры.
2.2 Подбор дидактических игр и их использование на практике
На этом этапе необходимо проанализировать и подобрать дидактические игры для включения их в самостоятельную детскую деятельность и непосредственно образовательную деятельность, способствующих развитию логического мышления в соответствии с программой, реализуемой в детском саду, соответствующих возрасту детей.
С учётом анализа психолого-
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем детям дидактические игры для самостоятельного выполнения на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, сериации, обобщения и сравнения. Предлагаемые дидактические упражнения предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут выполняться как во время самостоятельной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с ребенком.
Были подобраны игры рекомендованные
составителями программы «
Игры на освоение отношений «целое—часть»: «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Маленький дизайнер».
Игры на группировку предметов и объектов на основе существенных признаков (живое—неживое, реальное—фантастическое, домашние—дикие животные), на разбиение совокупности объектов по группам одновременно по 2—3 присущим им свойствам (цвет, форма, размер): «Сложи в корзину», «Заполни ячейки», «Что не подходит».
Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Общее и отличное», «Найди одинаковых гномиков», «Помоги найти нужный дом», «Одинаковые фото».
Игры на установление последовательности
по степени возрастания или
Игры на поиск недостающей в ряду фигуры: «Найди, что пропущено». Игры на узнавание предметов по описанию или по вопросам: «Угадай, что задумали», «Задай вопрос и узнай». Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь в пещеру Алладина», «Лабиринт».
Игры на плоскостное моделирование — головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо».
Игры на осуществление
контрольно-проверочных
Информация о работе Логическое мышление детей дошкольного возраста