Логическое мышление детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. По результатам социологических опросов об успеваемости младших школьников видно, что часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил, понятий, в установлении и обосновании причинно – следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.

Файлы: 1 файл

моя курсовая дидактические игры.docx

— 108.32 Кб (Скачать файл)

Воспитатель создает проблемные ситуации, для решения которых  требуется использование детьми накопленного чувственного опыта. Для  развития у детей аналитического восприятия педагог использует упорядочение 7—10 предметов по какому-либо свойству (ширина, вес, интенсивность цвета, плотность и т.п.), постепенно уменьшая степень различий между предметами ряда.

К старшему дошкольному возрасту у детей успешно развивается  умение фантазировать. Важно включать детей в увлекательную преобразующую фантазийную деятельность. Природа является основой детской изобразительной деятельности, содержанием для составления рассказов разного вида. Детская природоведческая литература, поэзия, музыка и другие произведения искусства отражают образы природного мира и способствуют накоплению эмоционально-чувственного опыта ребенка. Интеграция экологического содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы.

Предоставляет возможность  переноса осваиваемых ребенком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.

Интеграция в подготовительной к школе группе состоит в использовании ребенком приемов познания (обследование, количественная и качественная оценка, сравнение, обобщение) в разных видах продуктивной детской деятельности с целью познания или уточнения связей и зависимостей в изобразительной деятельности, природоведческой, конструктивной (из песка, различных конструкторов), а также в музыкальной и социальной деятельности.

Таким образом, развитие логического мышления в дошкольном возрасте происходит постепенно. Этому способствует многообразие форм и методов развития логического мышления применяемых в дошкольных учреждениях. К используемым методам относятся: игровой, проблемно- поисковый, экспериментальный, наглядный, метод использования дидактического материала. Процесс развития мышления происходит при применении следующих форм деятельности: совместная деятельность воспитателя в непосредственно образовательной деятельности, индивидуальная работа, экскурсии, наблюдения, экспериментирование, просмотр видеофильмов и т.д..   Воспитатель должен учитывать возраст и уровень развития дошкольников, чтобы правильно осуществлять в своей работе подбор необходимых  форм и методов работы.

 

 

 

 

 

Вывод по 1 главе:

Мышление – это психический  процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности. Мышление выполняет регулирующую функцию  по отношению к поведению человека, поскольку связно с образованием цепей, средств, программ деятельности и поведения. Функциями мышления являются: понимание, целеобразование,  рефлексия.

Существует несколько  классификаций мышления: по содержанию, по характеру решаемых задач, по степени  новизны и оригинальности.

Мышление рассматривается  как вид познания.

Логическое мышление формируется  на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как  полноценное развитие логического  мышления требует не только высокой  активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих  и существенных признаках  предметов  и явлений действительности, которые  закреплены в словах.

В психологии известно четыре основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно – образное, наглядно-схематическое,  словесно-логическое.

Умственное развитие дошкольника  представляет собой тесную связь  и взаимодействие трех форм мышления: наглядно- действенного, наглядно-образного  и логического.

Систематическое и планомерное  использование правильно подобранных  форм и методов, направленных на развитие мышления дошкольников способствует предпосылкой для дальнейшего развития логического  мышления ребенка школьника.

 

 

 

Глава II. Экспериментальное  исследование развития логического  мышления старших дошкольников посредством  дидактических игр

Для изучения уровня развития логического мышления у детей  старшего дошкольного возраста  было проведено экспериментальное  исследование на базе МБДОУ «Татарский детский сад» села Татарка Черлакского  района Омской области.

Экспериментальная работа проводилась  с декабря  2012  по февраль  2013 г. Для эксперимента было взято 25 детей  старшей группы в возрасте 5 лет (список детей в Приложении 1).

Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:

Констатирующий этап эксперимента;

Формирующий этап эксперимента;

Контрольный этап эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Выявление исходного  уровня сформированности логического  мышления (констатирующий эксперимент)

С целью выявления исходного  уровня развития логического мышления у старших дошкольников была использована методика из учебно-методического пособия  Е.В. Козловой («Практическая психология», 2003 г.[25]) «Нахождение недостающих деталей».

Цель методики: исследование образно-логического мышления.

Материал: серия картинок с недостающими деталями. (Приложение 2)

Суть методики: состоит  в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как  можно быстрее определить и назвать  отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Проведение теста: Детям  предлагали картинки и достаточное  время (не более 5-7 минут) для того, чтобы  каждый ребёнок мог найти недостающую  деталь. Если ребёнок давал правильный ответ, ему показывали следующую  картинку; если ответ был неправильный, то просили посмотреть ребёнка ещё  внимательнее. Если по истечении времени, отведённого на данную картинку, ответ  не был найден, переходили к следующему заданию.

За каждый правильный ответ  ребёнок получал 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. В норме при предъявлении 7 картинок ребёнку необходимо было набрать 10 баллов.

Оценка результатов:

10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд

6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 секунд

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 секунд

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 секунд

0-1балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 секунд

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.


Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов  об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют  более тонко судить об уровне его  развития.

Такая процедура в целом  мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей. Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями.

Для анализа некоторых  характеристик мыслительного процесса, учитывалось время, затраченное  на ответ. Это характеризовало уровень  его импульсивности. Как правило, импульсивные дети, стремящиеся к  быстрым, часто необдуманным действиям, подвижные, иногда даже расторможенные, затрачивают на данное задание не более 26 секунд. Как правило, они стремятся быстрее закончить работу, избавиться от неё, поэтому набирают небольшое количество баллов, но, тем не менее, 9 баллов в норме. Такие дети плохо ориентируются в задании, им не хватает терпения и усидчивости для того, чтобы внимательно рассмотреть предложенные рисунки. Неправильные ответы у этих детей в основном относятся к тем рисункам, на которых недостающая деталь не бросается в глаза, в то время у отсталых детей ошибки возникают при анализе любых картинок.

У астеничных детей (особенно к концу работы), а также у  детей с низкой концентрацией  внимания ошибки возникают преимущественно  при рассмотрении сложных, требующих  внимательного анализа картинок. Эти дети, в отличие от импульсивных, затрачивают на выполнение задания  много времени (45 секунд). Таким детям рекомендуется давать меньшее количество картинок

На основе характеристик, представленных в таблице 1, дети были распределены по уровням.

Полученные данные были подвергнуты  количественной и качественной обработке, результаты представлены в приложении 3  в виде гистограммы.

Гистограмма 1.Уровни развития логического мышления.

Из гистограммы 1 видно, что 8 % детей группы  относятся к очень высокому уровню развития логического мышления. Они достаточно быстро (но, не торопясь) нашли недостающие детали на всех 7 картинках, не допустив неточностей. К высокому уровню относится 28% детей. Они набрали от 8б до 9 б.

К среднему уровню развития логического мышления относится 40 % детей. Они уложились в нормативное время, допустив не большое количество ошибок. Количество правильных ответов было не менее 4б, но не более 7 б.

К низкому уровню относятся  20 % детей. Они не набрали и 4 баллов.

К очень низкому уровню относится  4 % детей. Они набрали от 0 до 1 балла.

На основе полученных результатов  констатирующего исследования  появилась  необходимость выбрать наиболее эффективный метод, направленный на развитие логического мышления старших  дошкольников. В связи с тем, что  ведущая деятельность дошкольника  – игровая, мы будем применять  игровой метод, а именно дидактические  игры. 

Можно предположить, что  в данной группе не достаточно внимания уделяется дидактическим играм, дидактические игры не соответствуют  возрасту детей и применяются бессистемно, не применяются развивающие игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Подбор дидактических игр и их использование на практике

На этом этапе необходимо проанализировать и подобрать дидактические  игры  для включения их в самостоятельную  детскую деятельность и непосредственно  образовательную деятельность, способствующих развитию логического мышления в  соответствии с программой, реализуемой  в детском саду,  соответствующих  возрасту детей. 

С учётом анализа психолого-педагогической литературы, результатов констатирующего  эксперимента были подобраны дидактические  игры для развития у детей старшего дошкольного возраста логического  мышления.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем детям  дидактические  игры  для самостоятельного выполнения на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, сериации, обобщения и сравнения. Предлагаемые дидактические упражнения предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут выполняться как во время самостоятельной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с ребенком.

Были подобраны игры рекомендованные  составителями программы «Детство». Игры на составление целого из частей, от 10—12 частей и более: «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет».

Игры на освоение отношений  «целое—часть»: «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Маленький дизайнер».

Игры на группировку предметов  и объектов на основе существенных признаков (живое—неживое, реальное—фантастическое, домашние—дикие животные), на разбиение совокупности объектов по группам одновременно по 2—3 присущим им свойствам (цвет, форма, размер): «Сложи в корзину», «Заполни ячейки», «Что не подходит».

Игры на сравнение предметов  по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Общее и отличное», «Найди одинаковых гномиков», «Помоги найти  нужный дом», «Одинаковые фото».

Игры на установление последовательности по степени возрастания или убывания признака: «Установи порядок», «Разложи по яркости цвета», «От сладкого к кислому», «От твердого к мягкому».

Игры на поиск недостающей  в ряду фигуры: «Найди, что пропущено». Игры на узнавание предметов по описанию или по вопросам: «Угадай, что задумали», «Задай вопрос и узнай». Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь в пещеру Алладина», «Лабиринт».

Игры на плоскостное моделирование  — головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо».

Игры на осуществление  контрольно-проверочных действий: «Сколько ошибок сделал художник?», «Исправь ошибки», «Путаница», «Кто быстрей найдет все  ошибки». (Приложение  4)

Информация о работе Логическое мышление детей дошкольного возраста