Логико-математические игры в развитии дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Опираясь на эти умения детей, можно начать учить их указывать пространственные направления от себя: вперед, назад, налево, направо. Например, воспитатель просит детей взять флажки (или погремушки) и вытянуть руки в стороны. На какой-то момент внимание малышей акцентируется на том, что синий флажок у них в правой руке, и они показывают им в правую сторону; держа зеленый флажок в левой руке, они показывают им в левую сторону. По указанию педагога дети показывают флажками вниз, вверх, налево, направо. Они приучаются по слову наклоняться вперед, поднимать руки вверх, опускать вниз и т. д.

Содержание работы

Значение логико-математических игр в умственном развитии
детей
Виды логико-математических игр, их классификация в современной методике ФЭМП
Методика проведения логико-математических игр на природе в одной из возрастных групп
Практические задания
Написать фрагмент конспекта занятия с использованием логико-математической игры
Литератур
Приложение

Файлы: 1 файл

Логико-математические игры (Автосохраненный).docx

— 483.26 Кб (Скачать файл)

 

План

  1. Значение логико-математических игр в умственном развитии

детей. . . . . . . . . . . 3

  1. Виды логико-математических игр, их классификация в современной методике ФЭМП . . . . . . . . . 7
  2. Методика проведения логико-математических игр на природе в одной из возрастных групп . . . . . . . 11

Практические задания

  1. Написать фрагмент конспекта занятия с использованием логико-математической игры . . . . . . . . 18

Литература . . . . . . . . . . 24

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение логико-математических игр в умственном развитии детей

Современный детский сад  — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками [2,с.24].

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Активность ребенка в  условиях обогащенной развивающей  среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства  уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного  развития на ступени дошкольного  детства.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.

Развивающее образование  направлено, прежде всего, на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности.

Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность,  способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания:  эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом [5,c.22].

Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами;  устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения  и мышления ребенка, создают положительную  эмоциональную атмосферу, побуждают  детей к обучению, коллективному  поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько  свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Использование развивающих, логико - математических  игр способствует появлению у ребят интереса к  познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учиnся играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

В частности, игра содействует  воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим  правилам. Включаясь в игру, ребенок  выполняет определенные правила; при  этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.

Современные технологии математического  развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и  зависимостей предметов и явлений  окружающего мира. Ребенок знакомится с такими свойствами, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения  дискретных и непрерывных величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп  по разным свойствам [1,c.6].

Одной из наиболее эффективных  технологий, близких ребенку по своей  сути, является проблемно-игровая технология. В основе ее лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды логико-математических игр, их классификация в современной методике ФЭМП

Математическими играми считаются  игры, в которых смоделированы  математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим  предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С  целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач  и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение  ряда фигур, на поиск чисел, недостающих  в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.).

Одним из основных средств  технологий, направленных на накопление логико-математического опыта детей  является сюжетная логико-математическая игра, рассматриваемая в качестве аналога современного занятия. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией.

Е.А. Носовой разработан комплекс таких игр и упражнений, которые  представлены в книге «Логика  и математика в детском саду». Автор разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование  свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями [6,c.19].

Примером сюжетных логико-математических игр могут служить: «Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок» и др. Играя, дети осваивают средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний. В каждой игре имеется завязка-сюжет, действующие лица, которые следуют сюжетной линии, элементы схематизации, преобразования, игровая мотивация, ситуации для обсуждения, выбора материала, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

В сюжетно-ролевой, творческой игре отражаются впечатления детей  об окружающем, их знания, понимание  происходящих событий и явлений. Их основное отличие от других игр  заключается в самостоятельности  создания сюжета и правил игры и  их выполнение. Наиболее притягательную силу для дошкольников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять  высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие  игры содействуют не только выработке  отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли.

В огромном количестве игр  с правилами запечатлены разнообразные  знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного  развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.

В работе З.А. Михайловой проблемно-игровая  технология представлена в системе  следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Эта технология позволяет ребенку овладеть средствами (сенсорные эталоны, речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, обследованием, классификацией, сериацией), накопить логико-математический опыт [4,c.45].

Современные логико-математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, разнообразны.

В проблемно-игровой технологии они представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический  домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.; игры на объемное моделирование – «Кубики для всех», «Загадка», «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование – «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис», «Монгольская игра», «Абрис», «Т-образная» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» – «Сложи узор», «Куб-хамелеон»,  «Цветное панно» и др.; игры на составление целого из частей – «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы – перевертыши, лабиринты, игры на замену мест (например, «Пятнашки») и др.

Их использование осуществляется в специальных дидактических  условиях, среди которых отсутствие принуждения, поддержка игровой  атмосферы, переход от простейших форм и способов осуществления игровой  деятельности к более сложным.

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных  по степени сложности игровых  действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи.

Данная технология может  быть представлена последовательными  шагами: от  освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход  к участию в играх на более  высоком уровне и, как правило, вновь  возникающие игры взрослого с  детьми или успешно играющими  в них детьми. Эти игры отличаются от тех, которые ребенок осваивал на начальном этапе, измененным сюжетом, преобразованным ходом игры, поэтому  они приобретают необходимую  для ребенка сложность и эмоциональную  насыщенность.

Проблемная ситуация в  условиях применения этой технологии рассматривается как средство овладения  поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Проблемная ситуация для маленьких детей складывается  в форме «потребности в познании» (Н.М. Полякова). Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего такие проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя  совместную деятельность с ребенком. Они могут выступать в виде  проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?

В пособии Г.А. Репиной  при изучении математики в дошкольном учреждении предлагается использовать эвристическую технологию, суть которой  состоит в погружении ребенка  в ситуацию первооткрывателя. Ребенку  предлагается открыть  неизвестное  для него знание. Поэтому целью  технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения  с миром математики и осознание  ее особенностей.

Математическую информацию ребенок получает через свободное  образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина). В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями, присущими объективной реальности.

Информация о работе Логико-математические игры в развитии дошкольников